• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Кучер Грандмастер

С чего начинается Юрмала?

Где, несмотря на непредсказуемость и капризы Балтийской погоды, всегда тепло было летом, так это в Юрмале. Кто в советское время не бывал там по профсоюзной путёвке? Заплатил 30 процентов от её стоимости, курсовку и отпускные на руки получил, прыгнул в скорый «Питер-Рига» и… Вот она — столица одной из Прибалтийских республик. С острыми шпилями церквей святого Якоба и точно такого же Петра. Узнаваемым силуэтом Домского собора.

С перрона на перрон перешёл, сел в электричку, прогромыхал по пролётам железнодорожного моста через Даугаву и через какой десяток минут… Торнякалнс, Засулаукс, Бабите и… Приедайне. А это уже и есть Юрмала. Самое начало.

Юрмала — это как бы одно название, которое объединяет в единое неделимое целое растянувшуюся по Рижскому взморью цепочку небольших, но самодостаточных городков-посёлков: Приедайне, Лиелупе, Булдури, Дзинтари, Майори… И первый из них как раз-таки Приедайне, который ещё в далёком, 1949 году, включён в состав Юрмалы.

Первый, первый. Кто там — «Кемери»? Кемери — это ж от Тукумса. А Юрмала — чей город-спутник? Риги. Значит, и считать начинаем именно от неё. Потому, как ни крути, но начинается Юрмала именно Приедайне. А вот заканчивается этим самым Кемери. Но до него мы как-нибудь в другой раз доберёмся. Через Лиелупе, Булдури, Дзинтари и дальше. Со всеми остановками. А сейчас — Приедайне.

Если кто будет вам говорить, что этот дачный посёлок зажиточных рижан на правом берегу Лиелупе в 17 километрах от латвийской столицы начал застраиваться в начале 20-го века — не верьте. Народ в этом классном месте начал тусоваться ещё задолго до того. В сентябре 2007 года специалисты Института истории Латвии при поддержке Юрмальской Думы начали в Приедайне раскопки. И в районе Белой дюны…

Да, кстати, эта самая Белая дюна, или как её называют сами латыши — Балта каапа, одна из приедайнских достопримечательностей. 4 км от железнодорожного вокзала и вот она — на самом берегу Лиелупе. Мимо, даже если и очень постараться, никак не проскочить. Длина дюны — около 800 метров. И высота… 15−17 м. Издалека видно. Так что нет, не проскочить.

Расположилась дюна перпендикулярно побережью, а образовалась в 1757 году, когда река прорвала имевшийся до того перешеек и нашла новый выход к морю. Вернее, начала образовываться, потому что процесс формирования этой интересной ландшафтной достопримечательности продолжался всё то время, что прошло с момента изменения русла Лиелупе, продолжается и сейчас. А это, как ни крути, уже третий век идёт!

Конечно, четыре километра… Но не жалейте своих ботинок. Не успеют они стоптаться. Да и полезно это — пешком. Зато какой вид с Белой дюны на Лиелупе… Фотоаппарат не забудьте. И флеш-карту пообъёмней. Пригодится!

Так вот, об археологах этих. Неймётся им. Копают всё, копают. И накопали! Там ещё при советской власти участок торфяной фабрики был, а во влажном торфе археологический материал очень хорошо сохраняется. Вот и сохранился на их голову. Обнаружили они в районе Белой дюны первобытные предметы. И теперь есть у них гипотеза, что именно в Приедайне находится древнейшая человеческая стоянка на территории всей Юрмалы. И уже, как минимум, 5000 (пять тысяч!) лет назад места эти были обитаемы.

А кто-то там «начало 20-го века, начало 20-го»… Да он просто ничего не смыслит в археологии!

Конечно, непросто было этим первобытным в Приедайне. С чем у всей Юрмалы всегда была проблема, так это с транспортом. Нет, так-то вроде и недалеко. Всего-то 17 километров от стольного града. Но попробуй… Если на своих двоих, так почти четыре часа. Пока туда, обратно… Рабочий день и закончился. А пахать, сеять когда?!

Потому уже в 1912 году, если верить газете «Взморье» (а не верить — какие основания?), одно бельгийское акционерное общество начало строительство двухколейной электрической трамвайной линии «Рига-взморье». И пройти она должна была через Кифернгальт. Так тогда Приедайне называлось. И далее на Билдерлингсгоф (Булдури), Эдинбург… Нет, нет! Не до шотландской столицы! Это так в 1912 году Дзинтари называлось.

В общем, предприимчивые бельгийцы убеждали простодушных рижан, что до конечной станции в Майори, трамвайчик, при максимальной скорости 60 километров в час, добежит за 20 минут. Так ли это, нет — проверить, к сожалению, не удалось. Началась Первая мировая. Бельгийцам, и не только им, стало не до строительства.

Правда, в 1924 году между Ригой и Юрмалой предполагалось наладить воздушное сообщение. Как 17 мая сообщила газета «Сегодня», ежедневно планировалось осуществлять шесть рейсов. Пассажиру билет в один конец обошелся бы в восемь латов. Но опять же, дальше проекта дело не пошло. Спустя какое-то время газета с прискорбием уведомила своих читателей, что реализация проекта откладывается.

Уже в 30-х годах Арнольд Ламзе предложил соединить курорт и столицу городской железной дорогой по типу немецкой Stadtbahn. При этом предполагалось не просто наладить устойчивое транспортное сообщение со взморьем, но и оживить экономику юрмальских составляющих. В первую очередь — Приедайне. Но тогда этого сделать не удалось. Жизнь в Приедайне оживилась только после электрификации железной дороги.

Если кто в этом сомневается… Приезжайте и убедитесь! Даже если брать приедайнские достопримечательности, то и они, в какой-то своей части, связаны именно с этим видом транспорта.

Во-первых, это построенное в 1938 г. по проекту архитекторов А. Грундманиса и Я. Шарловса здание железнодорожной станции «Приедайне». Кто что слышал про стиль «функционализм»? А видел такой? Если нет, то вот оно. Вышел из вагона и… прямо перед глазами. Один из наиболее выразительных образцов Юрмальской застройки 20-го века.

Во-вторых, железнодорожный мост через Лиелупе. Ох, уж этот мост… Если кто до сих пор не может найти ответ, за что в Латвии не очень любят русских, посмотрели на приедайнский мост. Вот он, один из ответов.

Его же построили в 1875—1876 годах. А в 1917-м, когда ещё не Красная, а русская армия отступала от Риги, мост взорвали. Наши сапёры. Только в 1922 году молодой Латвийской республике удалось его восстановить. И тут, бац — опять война. Нет, в 1941-м мост уцелел, а вот в 1944-м… Его опять взорвали. Конечно, на подрывниках была немецкая форма. Вот только…

Дело в том, что во время войны в Приедайне действовала разведывательная школа. В январе 1944 г. АСТ «Остланд», которому она подчинялась, прекратил свою деятельность и разведшколу расформировали. Но не бывает пусто свято место. И в Приедайне из-под Выру перебросили курсантов Вано-Нурсинской школы разведчиков-диверсантов, которые учились уже здесь до самого сентября 1944 г.

Естественно, были у них разные теоретические занятия. Типа, как рассчитать заряд для подрыва железнодорожного моста, куда заложить подготовленную взрывчатку, чтобы разрушить его фермы. А теория без практики… Сами понимаете, мертва. Вот ребята и потренировались. И, кто знает, хоть и были подрывники в серо-зелёной форме Вермахта, но опять же — не русскими ли руками закладывалось всё на том злополучном мосту? Диверсанты ж, они — того… Следов не оставляют. А нам всем оправдывайся нынче.

Конечно, и кроме железной дороги есть что посмотреть в Приедайне. Но… Не будем о частностях. Со своими затейливыми деревянными постройками посёлок уже сам по себе хорош. А незабываемый хвойный аромат сосен, что привольно себя чувствуют как в самом Приедайне, так и в его окрестностях…

Вот только если кто планирует сразу после прогулки по Приедайне окунуться в ласковые волны Рижского взморья, то… Увы и ах. Моря там нет. Да, Юрмала. Но — единственная её часть, расположенная на правом берегу Лиелупе. И потому, если в море, то через речку и — в Лиелупе. В одноимённый с рекой посёлок, что на другом её берегу.

Но это — другой посёлок. Не начало — продолжение Юрмалы. А продолжение как-нибудь в другой раз.

Статья опубликована в выпуске 10.08.2009
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: