• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Карина Бахтадзе Грандмастер

Искусство Мордовии. Каким оно было сто лет назад?

Огромна наша родина, и населяют ее различные народности со своими традициями и обычаями.

Почему-то людей чаще интересуют далекие страны и неведомые земли. Но разве на просторах России нельзя найти чего-то своеобразного и интересного? Часто бывает, что где-нибудь в затерянной деревеньке можно обнаружить столько первозданной красоты, о которой будешь помнить не меньше, чем о заграничном вояже.

Если вам доведется побывать в Мордовии, то загляните в музей города Саранска. В музее вам откроется красочный, поистине сказочный мир. Ибо каждая вещь здесь — это первоклассный образец мордовского народного декоративного искусства, сохраняющий и аромат старины, и неповторимый почерк неизвестного нам мастера.

Это обширная коллекция национальных костюмов — вышитые полотняные женские и мужские рубахи, ярких расцветок шушпаны и душегреи, празднично расшитые пояса. И головные уборы, какие издавна носили мордовские девушки и женщины. И художественные изделия из дерева: солонки в виде коней и птиц, совершенные по форме массивные чаши, украшенные резьбой. И много других чудес. Несколько поколений собирали и хранили эти сокровища.

Тот, кто однажды познакомился с удивительно красочной и декоративной мордовской вышивкой, наверняка не спутает ее ни с какой иной по богатству разнообразных композиционных решений и элементов орнамента. Но, пожалуй, самой отличительной ее особенностью являются всевозможные дополнения: разноцветные бусы, блестки, кусочки узорной ткани, медные бляшки, речные раковины-каури, косички, сплетенные из цветной шерсти, пуговицы разных форм и размеров.

Все эти украшения великолепно согласуются с рисунком, подчеркивая с большим тактом и вкусом своеобразный колорит вышивки, в котором преобладают приглушенные красные и темно-синие цвета. А различные по фактуре и нередко объемные дополнения придают ей особенную монументальность.

«Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь», — говорили о старинном женском костюме со звенящими и шумящими подвесками. Шитье бисером тоже было широко распространено в украшении одежды. Им оформлялись головные уборы, наплечья и пояса, шейные украшения. Бисер или нашивался на плотный материал — холст, кожу, или нанизывался на толстую суровую нитку, проволоку, конский волос. Эти два способа в различных вариантах и сочетаниях применялись на территории всей Мордовии.

Испокон веку мордовские крестьяне ткали пестрядь — простейшую узорную ткань с характерной расцветкой и рисунком: крупная клетка из узеньких красных полосок по белому полю. Из такой цветной домотканины шили передники, пестрядь более темной расцветки шла на изготовление скатертей и наволочек. Из узорной ткани изготовляли еще поясные и головные полотенца, концы которых украшали орнаментом, перекликающимся с вышивкой одежды. Орнамент этот был исключительно геометрический: ромбы, полоски, квадраты, ломаные линии встречались в различных комбинациях.

Художественной обработкой дерева всегда занимались только мужчины: они в совершенстве владели навыками изготовления из дерева предметов домашнего обихода, а также мастерством сооружения жилых и хозяйственных построек. Глухой барельефной резьбой в мордовских деревнях издавна украшались карнизы, фронтоны, лобовые доски и наличники домов, ворота. Позже глухую резьбу сменяет пропильная, или ажурная, в которую мастера, как в кружева, наряжали дома. Посуда, прялки и различная утварь украшались контурной и трехгранно-выемчатой резьбой.

И дети рано осваивали технику изготовления резьбы по дереву, инкрустации, мозаики, росписи тканей и чеканки. Девочки с малых лет изучали мордовскую народную вышивку, вязали из цветной шерсти, знакомились с основами моделирования, создавали украшения из бисера.

Но главное, что они учились ценить народное искусство и создавать красоту собственными руками.

Статья опубликована в выпуске 20.11.2009
Обновлено 24.06.2018

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: