• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Валентина Пономарева Грандмастер

Вытеснит ли биотопливо бензин?

Есть такая отрасль электроэнергетики, которая называется биоэнергетикой. Никакого отношения к экстрасенсорике она не имеет, а основана на использовании биотоплива. Вот о нем и пойдет речь, точнее, о его видах: из чего и где производится…

В Японии, например, в бензин уже начали добавлять… рис. Ну, не в зернах, конечно. Топливный коктейль предполагает добавление трех процентов этанола, получаемого из рисовой культуры, а также воды и дрожжей. Специалисты утверждают, что при производстве используются сорта риса, не пригодные для пищевой промышленности.

В Ноттингемском университете считают, что в качестве сырья для биотоплива вполне может сгодиться банановая кожура, и демонстрируют брикеты горючего, которыми можно топить печь: в этих брикетах она спрессована с опилками.

Ученые подсчитали, что на каждую тонну плодов приходится десять тонн отходов, включая кожуру, листья и стебли. Они полагают, что особенно актуально банановое топливо для африканских стран — по вполне понятным причинам. Кстати, новосибирские ученые тоже занимаются технологией получения биогорючего из бананов.

Компания Exxon Mobil, крупнейший топливный производитель, приняла решение профинансировать разработку технологии по получению биотоплива из генетически модифицированных водорослей. Проект рассчитан на шесть лет, стоимость его составляет 600 миллионов долларов, а поступление в продажу нового топлива ожидается через 10 лет.

В Бразилии действуют две опытно-промышленные установки по выпуску биодизеля: одна производит его из касторового масла (мощность — до 600 л продукции в день); другая использует непосредственно касторовые плоды (5000 литров ежедневно). И уже строится несколько заводов для расширения технологических возможностей. Любопытно, что побочным продуктом производства является глицерин, а отжатые бобы используются в качестве удобрения, а при дополнительной обработке — идут на корм скоту.

В Испании био-этанол делают из оливковых косточек, и это оказывается весьма экономично, поскольку позволяет за год перерабатывать более 4 миллионов тонн отходов пищевой промышленности, к тому же стоимость переработки и транспортировки сырья вполне приемлема.

В США ищут пути создания реактивного топлива из морской воды. В ходе проводимых экспериментов химики ВМС подвергают ее обработке ненасыщенными углеводородами, полагая, что в дальнейшем можно получить горючее на керосиновой основе. В настоящее время они подбирают подходящий катализатор.

А в Мэдисонском университете (штат Висконсин) разработана технология превращения фруктозы в 2,5-диметилфуран, дающий на 40% больше энергии, чем этанол. Однако пока не проведены исследования о влиянии этого вещества на здоровье людей. А это очень важный вопрос.

Так, ряд специалистов, например, из Миннесоты, высказывают опасения, что био-этанол, получаемый из кукурузы, не менее вреден, чем бензин и дизельное топливо. Кроме того, по статистике Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), для заправки биотопливом бензобака одного автомобиля (вместимостью порядка 50 литров) требуется около 200 кг кукурузы.

Наконец с расширением угодий, выделяемых в США под выращивание сырья для биотоплива, потребление воды за последние три года увеличилось на 246%, что в будущем может создать угрозу для запасов пресной воды. В качестве альтернативы кукурузе ученые предлагают использовать целлюлозный этанол, производимый из растений, не привередливых к почвенным условиям и выращиваемых без удобрений.

Мэр Москвы Юрий Лужков тоже подключился к «кукурузной дискуссии». Выступая в октябре прошлого года на конференции «Альтернативные источники энергии для больших городов» он подтвердил ранее сделанное им предложение использовать в качестве биотоплива солому и обратил внимание на то, что в мире могут начаться конфликты из-за того, что применение кукурузы и других зерновых культур в качестве биотоплива приведет к увеличению количества голодающих.

Московский лидер возражает и против выращивания рапса в качестве сырья для биотоплива, аргументировав свою позицию следующим образом:

«В Европе, испытывающей дефицит нефтересурсов, появилась тенденция к выращиванию культуры рапса для создания топлива. У нас ее подхватили. Я считаю это вредным для страны, которая экспортирует углеводороды».

Как бы там ни было, нельзя не признать тот факт, что биотопливо получает все более широкое распространение в мире. В докладе ФАО приводятся данные, согласно которым в 2008/2009 аграрном году для его производства использовано 104 миллиона тонн зерновых, т. е. около 5% от объема мирового производства, что более чем на одну пятую выше показателей прошлого года.

Не секрет, что нефтяные запасы истощаются, а моторное топливо на основе нефтепродуктов загрязняет окружающую среду. Хочется верить, что альтернативные источники энергии не повредят ни человеку, ни природе.

Статья опубликована в выпуске 2.09.2009
Обновлено 11.05.2017

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Валентина, к сожалению, "наши" восприняли биотопливо как продукт переработки пищевого сырья, то есть заимствуют самое худшее. И уже многие люди не только у нас, но и во всём мире протестуют против этого.

    Оценка статьи: 5

    • Богдан, да, как не вспомнить, что лучшее - враг хорошего. Протестов, как и восторгов - много. С обеих сторон - аргументы, опять же - представляются мнения специалистов. Но один из афоризмов Козьмы Пруткова гласит, что всякий специалист подобен флюсу, его полнота одностороння. Поэтому апологеты противоположных точек зрения увлекаются отстаиванием собственной, а ведь требуется взвешенный подход, да?

    • Богдан С. Петров, можно ведь объедки перерабатывать, помои и всякую гниль. А то всё равно валяется задаром, антисанитарию создаёт. И излишков еды очень много, а гуманитарные организации её не берут, потому что она портится быстро. И вообще есть полно продукции, заведомо не пользующейся спросом. Вот её бы всю взять со складов и переработать? Как говорили Стругацкие, в воздух и солнечный свет...

  • В Бразилии давно растительный спирт используют, а в 80-е нашли и альтернативу дизтопливу на основе пальмового масла. Германия, Финляндия возлагают большие надежды на рапс и другие сельхозкультуры. Один немец просто накупил в супермаркете масла в бутылках, залил в бак своего дизельного Гольфа и съездил в Рим и обратно. Пра, мотор в результате этого рейса накрылся, но зато сама возможность длительного пробега на масле была доказана.

  • Валентина Пономарева,
    Один умелец производил (и солдат Чонкин даже дегустировал) самогон из дерьма. Постоянная дилемма: энергия или продукты питания. При этом по выбросу токсических веществ при сгорании - многие сорта биотоплива хуже бензина. При этом захватывающих обещаний (экология, энергетика) предостаточно. Впрочем, опытный аферист всегда берет в долг под большие проценты крупные суммы денег.

    Оценка статьи: 5

    • Василий Россихин, да самогон можно и из табуреток гнать... У вас в чулане не завалялась ненужная табуретка часом? Из гнилых фруктов тоже выходит. В одном мультике Баба-Яга и Леший гнали самогон из покраденной на колхозном поле кормовой свеклы, и он пользовался обширным спросом, пока милиция не прикрыла им лавочку.

  • Валентина Пономарева, так всё-таки - вытеснит биотопливо бензин или нет?

  • Вытеснит конечно ведь нефть это конечный и не возобновляемый (по крайней мере на сегодня) ресурс, а биотопливо можно выращивать хоть круглый год в оранжиреях, а если ещё генную инжинерию подключить ;)

    Я думаю на сегодня лучшая альтернатива бензину это спирт, а из тех что уже используются природный газ

  • Валентина Пономарева,
    Хорошая статья по теме -
    "Не все , что био - эко!"
    http://www.2000.net.ua/c/63757

    А вот переработка всякого отвала в биотопливо весьма перспективна.
    Я против бездумной (сегодня весьма модной) рапсомании, под которую сегодня уходят черноземы.

    Оценка статьи: 5

  • У нас тоже быстро смекнули, что рапс можно продавать за баксы...

    Оценка статьи: 5