• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Дебютант

Все ли радуются Санта-Клаусу?

Запах елки и мандаринов! Подарки и ожидание чуда! Пузырьки шампанского в бокале и надежды, что следующий год принесет много-много радостей. Ощущение праздника. И конечно же Дедушка Мороз — борода из ваты, куда же без него! Все это — Рождество и Новый год!

Советская власть не жаловала оба эти праздника. Рождество преследовалось как религиозный пережиток около семидесяти лет. Новому году повезло больше — буржуазным пережитком он считался всего шесть лет — с 1929 по 1935 гг. В 1936 г. в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, прошла первая новогодняя елка для детей и молодежи. Надо сказать, что и Дед Мороз стал главным героем новогоднего праздника именно в советское время. За этот период его образ окончательно сформировался и детализировался — Дед Мороз обрел, так сказать, наконец, социальный статус — ведь до этого это был суровый склочный дед — восточнославянский дух холода.

Несмотря на то, что традиция праздновать Новый год сложилась сравнительно недавно, — но все, кто родились в советское время — впитали ее с молоком. Однако на сегодняшний день имеется тенденция некоего смещения новогодних символов. В частности — образ Деда Мороза, например, все реже встречается в поздравительных открытках, рекламных роликах, игрушках. Агрессивная западная культура услужливо подсовывает нам Санта Клауса, который за сравнительно короткое время проник в дома и на прилавки магазинов. И песенку «Jingle Bells» можно сейчас услышать гораздо чаще, чем «В лесу родилась елочка».

Санта Клаус победно шагает по планете. Он уже почти вытеснил национальных рождественских дедов разных стран (французского Пэр Ноэля, шведского Йолотомена, датского Юлемандена, норвежского Юлебукка, карельского Паккайне, русского Деда Мороза). Гигантская красно-белая армия Санты китайского производства ежегодно заполоняет магазины разных стран перед новогодними праздниками.

Однако американизированный образ Санта-Клауса нравится далеко не всем. И накануне наступления 2007 года во многих странах были развернуты кампании против Санта-Клауса. В частности, в Австрии и Германии началось общественное движение католиков против коммерциализации главного в католическом календаре праздника — на рождественских ярмарках в этом году официально запрещены изображения Санты-Клауса; несколько рекламных агентств Чехии объединились вокруг инициативы, направленной на изгнание американского образа Санта-Клауса с местного рынка; уже и в Москве многие недовольны засильем западной сказочной символики — в этом году появились заказы рекламным агентствам на создание рекламных щитов, где наш Дед Мороз побеждает «ихнего» Санта-Клауса.

Сейчас авторитет Санты сильно пошатнулся. Что осталось в современном Санте от облика исторического Святого Николая Мир Ликийских чудотворца, который был прообразом Санты? Санта давно уже стал рекламным брендом сначала компании Coca-Cola, а теперь и всего Рождества, буквально заменив собой Иисуса в яслях.

А работающих в торговых центрах накануне Нового года и Рождества Санта-Клаусов часто обвиняют в грубости и даже в том, что от них исходит дурной запах. Инструкция запрещает Сантам сажать на свои колени детей и целовать их — мало ли — а вдруг за личиной Санты скрывается педофил? — современный Санта-Клаус ограничивается только рукопожатиями и воздушными поцелуями. Родители категорически против того, чтобы их детей тискал посторонний мужчина. Американский кинематограф нещадно эксплуатирует образ Санта-Клауса — представляя его переодетым гангстером, вором, бандитом (стоит вспомнить хотя бы фильм «Плохой Санта» или «Такси-2»).

А пресловутая западная политкорректность тоже дает свои маразматические плоды: в 2001 году члены Палаты лордов британского парламента задумались, не сделать ли Санта-Клауса женщиной. Дело в том, что кадровые агентства выступили против появившейся в супермаркетах рекламы, что на работу Санта-Клаусами приглашаются мужчины. Ведь согласно закону «О половой дискриминации», пол человека не должен являеться критерием при найме на работу.

А один лондонский универмаг Virgin Megastore (я думаю, не он один, и не только лондонский) решил порадовать своих покупателей, совершающих шоппинг, — к их услугам целая армия очень сексуальных Санта-Клаусов — барышни и юноши, нанятые в модельном агентстве, одетые в слегка прикрывающие их совершенные тела костюмчики традиционных красно-белых цветов и в колпаке Санты.

Так кто же сейчас Санта? Кто скрывается за личиной сказочного деда… Вор? Бандит? Педофил? Женщина? Модель? Компания Coca-Cola? Или все же Святой Николай?

И нужен ли нам такой Санта?!

Статья опубликована в выпуске 13.01.2007
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: