Причина такого праздника света — сразу два юбилея, пришедшиеся на 2009 год: 120-летие Эйфелевой башни и 90-летие начала производства автомобилей «Ситроен». И трехсотметровая башня, и автомобили с двойным шевроном на радиаторе уже давно стали символами Франции.
Совместное празднование двух этих событий совсем не случайно, как это может показаться на первый взгляд. Так уж получилось, что судьба «пастушки стада парижских мостов» (как называл башню поэт Г. Аполлинер) и выдающегося французского инженера Андре Ситроена (André Citroёn) (1878−1935) пересекались по крайней мере три раза.
Башню начали строить в 1887 году, за два года до открытия в Париже всемирной выставки. Толпы посетителей должны были проходить между ее опорами на территорию выставки, разместившейся на левом берегу Сены. Андре Ситроену было в это время девять лет. Он уже два года учился в лицее Кондорсе, лучшей средней школе Парижа. И как все его друзья-мальчишки, с интересом следил за ростом гигантского сооружения.
За год строители подняли башню до уровня первой смотровой площадки (58 м). Несмотря на то что вся конструкция должна была весить почти 7 тыс. тонн, она выглядела чрезвычайно легкой. Опоры башни, заглубленные в землю на 14 метров, оказывали на грунт давление не большее, чем оказывает нога человека. Между тем, они гарантировали устойчивость башни даже при самых сильных ветрах. Массивные стальные конструкции казались снизу узорчатыми кружевами. Благодаря этому, гигантские стальные арки создавали у зрителей впечатление могущества и стабильности, и вместе с тем звали в полет.
Десятилетний Андре видел ежедневную слаженную работу почти двух тысяч рабочих. На его глазах создавалась не очередная приманка для туристов, а символ нового века, когда наука и техника позволяют достичь небывалых высот. В прямом и переносном смысле. Наверное, тогда он выбрал для себя будущее инженера.
Через год, когда открылась Всемирная выставка, Андре в сопровождении своих старших братьев поднялся туда, за облака. И, конечно, побывал на выставке. Выставка посвящалась столетию революции 1789 года. Главной ее целью было прославление могущества французской промышленности, богатства французских колоний и доказательство того, что счастливый союз между промышленностью и искусствами гарантирует стране сотни лет процветания и величия. Ну, и прочему миру тоже, если он будет следовать в фарватере политики могучей Франции. Броненосца с флагштоком высотой в тысячу футов.
Центром выставки был величественный Дворец Промышленности. Здесь в Галерее Машин посетители увидели первые механические повозки Карла Бенца (Carl Benz) (1844−1929). Администрация выставки не отметила изобретение Бенца наградой, однако он нашел здесь французского компаньона, Эмиля Роже (Emile Roger). На парижской выставке также встретились французский предприниматель Эмиль Левассор (Emile Levassor) и немецкий инженер Готлиб Даймлер (Gottlieb Daimler)(1834−1900). В это время Даймлер вместе с Вильгельмом Майбахом (Wilheim Maybach) (1846−1929) уже создал первый двигатель внутреннего сгорания, пригодный для установки на самодвижущиеся коляски, которые через несколько лет назовут автомобилями.
Основы автомобильной промышленности были заложены именно у подножья Эйфелевой башни, на всемирной выставке 1889 года. А одному из будущих командиров этой, еще не родившейся, отрасли было только одиннадцать лет, и пока он беззаботно гулял здесь, глазея на чудеса приближающейся эры торжества Разума.
Впрочем, эра торжества Разума завершилась в 1914 году Первой мировой войной. К тому времени Андре Ситроен закончил элитную политехническую школу и более десяти лет занимался предпринимательством. Его фабрика выпускала шестерни с V-образной формой зубьев, обеспечивающих передачу больших усилий без проскальзывания. Эмблемой фабрики Ситроена был знаменитый «двойной шеврон», перешедший впоследствии на радиаторы автомобилей.
По своей военной специальности лейтенант Андре Ситроен был артиллеристом. Война очень скоро стала изматывающей, позиционной. Французской армии катастрофически не хватало самых необходимых, шрапнельных, снарядов. В январе 1915 года Ситроен обращается в министерство обороны с письмом, предлагая за полгода построить предприятие по производству шрапнельных снарядов для самых распространенных во французской армии пушек калибром 75 мм. Место для завода было выбрано в районе набережной Жавель. Так состоялась вторая встреча Андре Ситроена с Эйфелевой башней. Уже ставшая знаменитой достопримечательностью города и навсегда полюбившаяся парижанам, она находилась всего в двух километрах выше по течению.
К 15 июня 1915 года на поле, где в мирное время выращивали капусту для парижских рынков, появился завод, производивший сперва 1500 снарядов в день. Через два месяца ежедневная производительность завода достигла расчетной — 5000 снарядов. Через год месячное производство снарядов удвоилось. Шрапнельные снаряды поставлялись не только во французскую армию. Заводы Ситроена снабжали также и армию России.
В 1919 году бывшие снарядные заводы переключились на производство автомобилей. Подобно Г. Форду в США, Ситроен не был первым, кто начал производить автомобили. Но он первым в Европе организовал конвейерное производство автомобилей. Благодаря этому, цена на автомобиль драматически снизилась. Покупка автомобиля стала по карману среднему классу. К тому же, в отличие от конкурентов, Ситроен предлагал покупателям уже готовый к эксплуатации автомобиль. С пневматическими шинами, фарами, сигнальным гудком и электрическим стартером. Воплотился в жизнь лозунг, известный нам по «Золотому теленку»: «Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения».
Андре Ситроен был, конечно, талантливым инженером, но менеджером он был гениальным. Самый известный его рекламный ход до сих пор поражает размахом и даже какой-то лихостью. По заказу компании Эйфелеву башню иллюминировали посредством 250 тысяч электрических лампочек и 600 км электрических проводов. 4 июля 1925 года парижане увидели первый сеанс. На башне одно за одним появлялись огромные светящиеся изображения: силуэт самой башни, звездный дождь, полет комет, знаки Зодиака, год создания башни, текущий год и фамилия Ситроена!
Интересный факт — Эйфелева башня отработала рекламным стендом компании Ситроена девять лет. И попала в книгу рекордов Гиннеса, как самая большая рекламная площадка в мире. Свет рекламы «Ситроена» был так ярок, что летчик Чарльз Линдберг, совершивший трансатлантический перелет из Нью-Йорка в Париж, при посадке ориентировался на светящуюся Эйфелеву башню.
Через 75 лет знаменитый рекламный ход основателя компании было решено повторить. Каждую ночь на протяжении трех месяцев производилось 12-минутное световое шоу на Эйфелевой башне. По одной минуте за десять лет, в течение которых «Железная мадам» высилась над Парижем.
Никогда бы не подумала, что Эйфелеву башню можно использовать в качестве рекламной площадки. Шоу, наверное, было впечатляющим.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Магдалина Гросс, негоже клеЯть рекламу на шедевры архитектуры и строительства. Это всё-равно, что разместить рекламу ВАЗа на Кремлёвской стене. в случае с Эйфелевой башней это игнор вкуса и воспитания в погоне за деНгами. имхо.
0 Ответить
Статья просто поэма в прозе Эйфелевой башне и автомобилю Ситроен. Мне понравился "медицинский факт", что французы предпочитают отечественные автомобили. Я проникся уважухой к французским изделиям ещё и потому, что сын "на помойке", как он называет "трифт стор", всего за 20 долларов купил мне велик "Пежо". У него всего-то был поломан кронштейн переключателя звёздочек. Я его стянул круткми проволоки, но для верности поставил переключатель от другого велика, чем приятно подтвердилась взаимозаменяемость разных марок. И трошки о самом велике: это гоночный, легчайший по весу и ходу спортивный снаряд.Тросики тормозов и звездочек упрятаны в трубы руля и рамы. Пропускать новые тросики через лабиринты труб было трудно, но всё-таки удалось. Сорри за вынужденные подробности, но мне так нравится "Пежо".
0 Ответить
Информация неверна и обманывает честных жителей Парижа. 21 января съездила к Эйфелевой башне, еще и друзей пригласила. В итоге- никакой необычной иллюминации!!!!!!!!!!!!
0 Ответить
Katya K, честные жители Парижа могут предъявить свои претензии непосредственно компании Citroёn, которая устраивала шоу только до Нового года.
0 Ответить
Рэй Стим готовится взять башню штурмом.
А в 30-е годы все набережные Сены были заняты под площадки готовой продукции Ситроэна. И даже в 60-е Нестор Бюрма, припарковав там свою Дюга-12, обнаружил, что она смотрится чужеродно.
0 Ответить