Правда, когда этот вопрос, да сухим языком цифр, — всё выглядит несколько иначе. Леса Карелии занимают более половины её площади. А вот если уже из того, что «менее», вычесть не дотягивающий даже до одного процента мизер сельскохозяйственных угодий, то остаток примерно поровну делится между болотами и тем, что называется «водными ресурсами». Озёрами и реками.
И того, и другого в республике… Да комариная туча просто! Та самая, что поднимается над черничником, который только тронь в надежде сорвать ягодку, полакомиться. Ага. Полакомишься тут… З-з-ззз… И небо — с овчинку. Уносите ноги, если без соответствующей экипировки сунулись.
Много. Очень много в Карелии этих самых «ресурсов». Озёр так больше, чем 61 тысяча. А рек… Поменьше, конечно, но тоже — хватает. Специалисты, говорят, что их у нас почти 27 тысяч. Общей протяжённостью — 83 тыс. км! Ого-го… Да карелы тут впереди планеты всей!
Нет, за планету, пожалуй, ручаться не стоит, но по России… По России, если брать такой показатель, как соотношение воды и суши, то у Карелии, действительно, — заслуженное первое место среди всех-всех краёв, областей, республик.
Да и сами по себе водные ресурсы республики — не простые. Нет, не золотые, конечно, но со своими особенностями. Вот, те же реки взять.
То, что для Карелии типично, в каком другом регионе России — исключение из общего правила. Ну, например, на карельских реках собственно речные участки часто чередуются с озёрными. Как та задачка про две трубы. В одну из которых в бассейн втекает, в другую — вытекает. Так и у нас. Только вместо бассейна — озеро, а вместо труб — одна или две реки.
При этом озёрная составляющая в общем протяжении карельских рек колеблется в среднем от 6 до 50%. Это в среднем. А если брать конкретные реки, то на каких-то из них озёр может вообще не быть. Зато на других озёрная составляющая подскакивает до 90%. Потому если с точки зрения водной науки, то в Карелии и не реки совсем. Озёрно-речные системы. Так это называется.
Или другая характерная особенность наших водотоков. На всех карельских реках много порогов и водопадов. И не просто много. Очень много. Опять же, специалисты подсчитали, что на больших реках, таких, как Суна, Выг, Кемь, Водла, Шуя, пороги и водопады составляют не менее 10−12% от их протяженности. На малых — вообще до 50%.
Протяженность-то их помним? 83 тысячи км. И если эти тысячи да на проценты умножить… Да ладно. Калькулятор можно на место положить. Туда, где он и до этого спокойно мхом обрастал. Посчитали уже всё давно те, кому положено. Кто зарплату за это получает. Многие, многие тысячи порогов в Карелии…
А чтобы между ними и водопадик какой не затесался? Да не может такого быть. Ну, хотя бы потому, что не может быть никогда. Вот они и затесались. Только «водопадами» их в Карелии мало кто называет. Так, если приезжие. Или туристы-рафтингисты, которые каждое лето по нашим речкам и их порогам со своими касками и спасжилетами. А местный народ больше на другое словечко упирает. Водопад, водоскат, а иногда и более-менее крупный порог в республике проходит как «падун».
Водопад — это же место, где вода падает. Народ на севере спокойный, сдержанный, немногословный. Вот и оставил от сложного составного слова только одну из его частей. Ту, в которой про «падает». А то, что падает именно вода, так это и так понятно. Ну, как минимум, нам, карелам.
Некоторые водопады это общее название даже заимели в качестве имени собственного. Например, водопад Падун, что на реке Водла. Или Большой Падун, который на Винче. А на Нижнем Выге есть Воицкий Падун. Только некоторые. Хотя, каждый из тех почти тридцати водопадов, что есть в Карелии… Вернее, не так. Не «есть», а те, о которых сейчас мы знаем. Может, в таёжных дебрях природой ещё запасец какой припрятан, о котором знают только местные охотники, рыбаки и лесорубы…
А пока считается, что вот столько — «около тридцати». И каждый из них имеет имя собственное. О котором иногда вот так прямо, с кондачка, и не скажешь — откуда оно? С чего именно так водопад называют?
Тот же Кивач, считающийся самым известным водопадом Карелии. Кто-то говорит, что имя это от русского слова «кивать». Несогласные с такой версией, тыкают пальцем в сторону западного соседа. Мол, Кивач от финского «kivi» — камень. А тем и другим оппонируют третьи, доказывающие, что в основу водопадова имени легло карельское «kivas» — снеговая гора. Почему снеговая? Вы зимой у Кивача были? Тогда — какие вопросы?
Так это — самый известный! Хотя… Если кто спросит моё мнение, так не Кивач… Нет, не Кивач это совсем. Ну, да — именно он долгое время считался вторым по высоте — после Рейнского (Швейцария) — среди равнинных водопадов Европы. Опять же, благословивший Пушкина Гаврила Романыч в своей знаменитой Оде «Водопад» — о Киваче. О нём же и Фёдор Глинка. Если кому конкретно, так вот это:
Над Кивачом, на выси дальной,
Горит алмазная звезда…
Только… Сколько человек знает эти строки поэта-декабриста? А сколько только в 1973 году увидели небольшой, но от того не менее красивый и живописный, водопад на речке Тохмайоки? Что на 17-м километре, после того, как свернёшь на Вяртсиля с трассы А130 Олонец — Сортавала. Перед Рускеальским мостом. Справа. Вот этот.
Что, неужели не узнаёте? И сердечко даже не ёкнуло?! Вот это номер… А компания «Башкиров и партнёры», проводившая в 2002 году социологический опрос, утверждает, что фильм «А зори здесь тихие» — самая популярная кинокартина о Великой отечественной войне… Как причём? Между прочим, «натура» этого фильма снималась в Карелии. В деревне Сяргилахта, что в Пряжинском районе. И… вот здесь. На Рускеальском водопаде.
Неужели не узнаёте эти два русла, разделённые скалой? Сцена, где старшина Васков и девушки, в отчаянной попытке заставить немецких диверсантов идти к Кировской железной дороге кружным путём, изображают из себя доблестных сплавщиков. Да, да! Здесь, у Рускеальского водопада, эта сцена и снималась.
В первый же год выхода картины на большой экран она становится лидером проката. В 1973-м её посмотрело 73 млн. человек! За один год. И только в Советском Союзе.
А ведь, наряду с иными прочими странами, ещё и Китай есть, где «А зори…» пользуются просто оглушительным успехом. Фильм настолько популярен у китайцев, что их центральное ТВ (CCTV) в 2005 г. сняло его римейк. Уже в телевизионном формате, 19 серий.
Даже если навскидку прикинуть, сколько народу в разных странах за 36 лет увидело небольшой водопад на реке Тохмайоки, что недалеко от Рускеала… Нет, не найти в Карелии более известного водопада. Хоть обыщись. Нет таких.
Выше — есть. Мощнее — да сколько угодно. Живописнее — кому как и на какой вкус.
Да здесь же, чуть ниже по течению Тохмайоки. Ещё один водопад. Или, если возвращаться на Олонец и, не доезжая Питкяранта, за Леппясилтой свернуть на Леппясюрья… Другой падун. А можно и не сворачивать. Там ведь и до Коринойи — рукой подать. И — вот он. Ещё один из…
Это всё — только часть Южной Карелии. Есть ещё Северная. Восточная. Там тоже водопады. Да о них всех если говорить… До бесконечности. И с песнопениями можно.
Но и читательским терпением злоупотреблять как-то не хотелось бы. Может, в другой раз?..
Там и сейчас много всякого добра лежит, под каждой ёлкой, от фашистов осталось. Ногой ступил - и полный the end... Да и вообще там опасно. Браконьеры! Им всё равно в кого палить - в лося или в вас. Не видят особо принципиальной разницы.
0 Ответить
Да, Денис, добра действительно много. Оружие времён Второй мировой довольно регулярно проходит по оперативным сводкам. Только большая его часть осталась всё-таки не от фашистов. Дивизия СС "Норд" воевала только на севере республики. На Лоухском направлении. В южной и центральной Карелии Красной Армии противостояли части финской армии.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Константин Кучер, там есть одно место, говорят, туда если бы можно было свободно пройти, то обратно можно было бы выехать на полностью исправном "Тигре" с небольшим пробегом. Всё очень хорошо сохраняется в тамошних условиях.
0 Ответить
Мне кажется, что Тигры у нас не использовались. Не того значения фронт. Да и для тяжёлой техники труднопроходимые места.
Но по сохранности очень на то похоже. Несколько лет назад из болота очень редкий самолёт вытащили. Брюстер вроде бы. Так в очень хорошем состоянии. В торфе же кислорода нет практически. А только при его наличии начинается окисление металла. Так что то, что упало или утонуло в болоте - очень хороший шанс, что сохранится.
Да и не только в болоте. Вон, месяц тому штормом на берег Ладоги неподалёку от посёлка Ильинский выкинуло остатки купеческого плоскодонного судна петровских времён. Сохранность очень даже приличная. Только якорь местные быстренько уволокли в кусты. А потом дальше. Может, и видели. По НТВ сюжет был минут на 5 в новостной сетке вещания.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Храните всё только в торфяных болотах. Если вам есть что хранить.
0 Ответить
Только не забывайте, что куда положили. Чтобы лет через 50 не было лишних проблем у "чёрных" поисковиков...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересно. И фотки хорошие. Сам снимал?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, Лариса. К этой статье - мои снимки.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хорошая статья. Обожаю водопады.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Андрей, за добрый отзыв. Действительно, есть в водопадах что-то завораживающее.
Оценка статьи: 5
0 Ответить