• Мнения
  • Обсуждения
Константин Кучер Грандмастер

Какие водопады можно посмотреть в Южной Карелии? Юканкоски, Койриноя

Те водопады, что на небольшой южно-карельской реке Тохмайоки, мы уже посмотрели. Как по мне, так можно и дальше. К следующей реке. Кулисмайоки. Там тоже есть на что посмотреть. В первую очередь, на Юканкоски.

Иногда этот водопад ошибочно называют «Белые Столбы». На самом деле, «Юканкоски» с финского — «Белые Мосты». Если пройти выше по течению реки, то можно увидеть торчащие прямо из воды белые обломки. Всё, что осталось от тех мостов, которые, благодаря использовавшемуся при их строительстве белому природному камню, и дали Юканкоски его имя.

Сейчас нет ни мостов, ни финского хутора, что был неподалёку от них. До ближайшего населённого пункта, посёлка Леппясилта, километров 10. Вот к нему и выдвигаемся. По трассе А130 «Сортавала — Питкяранта — Олонец», которую ещё называют «Голубая дорога».

Где-то примерно в километре за Леппясилтой — в сторону Питкяранта — будет приметный Т-образный перекрёсток с заасфальтированной стоянкой для большегрузных автомобилей. Не заметить и проскочить его практически невозможно. На перекрёстке, съезжая на грунтовку, сворачиваем налево. Это дорога на Леппясюрья.

Бросили взгляд на одометр — до Юканкоски ещё километров 10 — свернули, едем дальше. До первой развилки. Налево, в Леппясюрья, нам не надо. Сворачиваем направо. И опять смотрим на одометр. Километра через 3−4 с левой стороны дороги лес закончится и пойдёт открытая пересечённая местность сложного рельефа. С этого момента смотрим внимательно и считаем левые ответвления. Первое… Второе, практически перпендикулярное основной дороге. Вот. Оно нам и нужно. Сворачиваем. Метров через 100−200 дорога пойдёт в гору. Переваливаем её и двигаем к лесу, у которого — очередная развилка. Нам направо. Километра через полтора после этой развилки, опять справа, будет приличная поляна. Как особая примета — на ней должны быть развалины старого финского хутора. Есть? Всё. Приехали. Водопад внизу. С поляны его уже слышно.

Машину оставляем и — вперёд. Вернее, вниз. К водопаду.

Юканкоски — самый высокий водопад Южной Карелии. С 19-метровой высоты падает вода Кулисмайоки по отвесной стене базальтовых скал и уже далеко-далеко внизу продолжает свой бег в глубоком и обрывистом каньоне…

19 метров. Это на целых 8 метров выше такого известного карельского водопада, как Кивач. Правда, по полноводности Юканкоски ему сильно уступает. Кулисмайоки нельзя отнести даже к средним рекам. Расход воды в ней небольшой, потому водопад в зависимости от времени года выглядит совершенно по-разному.

Весной, особенно в период паводка, «Белые мосты» — завораживающий своей силой мощный, чуть желтоватый от примеси торфа поток, обрушивающийся с гигантской скальной ступеньки вниз, в выбитый силой воды пенящийся котёл. Не такой сильный, но не менее живописный и завораживающий водопад после затяжных осенних дождей. В летнюю жару река мелеет и Юканкоски, разбиваясь на несколько потоков, выплетает ажурное бело-голубое кружево из водных струй, брызг и капель. Зимой, когда силы водопада недостаточно, чтобы разбить намерзающий лёд, тот заковывает Белые Мосты падающим вниз каскадом прозрачных наплывов, через которые всё-таки видно, как под ними продолжает струиться вода.

Это всё — только слова. Даже фотография, если и передаёт неповторимое очарование Юканкоски, то только отчасти. Водопад, пусть и по-разному, завораживающе живописен вне зависимости от времени года. Потому стоит преодолеть эти 10 километров от Т-образного перекрёстка, что за Леппясилтой, и увидеть это карельское чудо вживую.

Ну, а если кого испугали развилки, повороты, подъёмы, поляны… Как посмотрите Рюмякоски или Коворинкоски — с Вяртсильской развилки поворачивайте не на Питкяранта, а направо, к Сортавала. Там — совсем рядом. Въедете в город, останавливайте первого попавшегося таксиста. Да любого частника на машине! Многие из них подрабатывают тем, что за достаточно умеренную плату возят всех, желающих посмотреть на Белые Мосты, до водопада и обратно.

Ну, а нам в Сортавала пока вроде и незачем. Возвращаемся к Т-образному перекрёстку и — налево, к Питкяранта. На подъезде к этому городу, и десяти километров не будет, есть такой посёлок — Койриноя. Не самое хорошее имечко. Если в переводе с финского — «собачья канава».

Действительно, Койринойоки, что течёт через посёлок, — речка неширокая. Но порожистая. И водопады на ней есть. 5-метровый Верхний Койриноя — прямо в посёлке, на том месте, где раньше плотина стояла. Нижний — чуть дальше, в сторону Питкяранта. Как посёлок проехали, ещё метров восемьсот — и вправо пойдёт довольно приличная грунтовка. Метров через 50 — мост через Койринойоки, сразу после которого дорога уйдёт влево. Ещё метров 100 и — водопад.

Двумя ступенями Нижний Койриноя нешироким потоком падает вниз, мгновенно вскипая белой пеной у подножия, и, потихоньку успокаиваясь, убегает мелководным плёсом к Ладоге. Вроде бы обычный шестиметровый падун. Но только «вроде бы».

На самом деле есть у водопада что-то своё, неповторимое. Розовый, небольшими блоками гранит, из которого сложены борта водопада. И если день солнечный… Розовый камень в голубом мареве мерцающей золотыми блёстками водяной пыли. Навряд ли где ещё можно увидеть что-то подобное.

А здесь, в восьми километрах севернее небольшого карельского города Питкяранта, на берегу маленькой речки Койринойоки — пожалуйста! Смотрите. Наслаждайтесь. Впитывайте в себя эту красоту. И не только эту.

Койриноя ведь — не последний водопад Южной Карелии. Да и не только здесь они. На севере республики есть. И на востоке. Будет желание… Потихоньку доберёмся. И до Восточной Карелии. И до Северной.