А если фильм исторический? Что если разница между настоящим и прошлым составляет несколько сотен лет? Конечно, дизайнерам по силам нарисовать эскизы костюмов. И мастера-портные их сошьют, подобрав ткань из огромного ассортимента продукции современной легкой промышленности. Художники по костюмам, в свою очередь, могут как следует поработать с готовой одеждой — искусственно состарить ее или, наоборот, добавить блеска сияющей псевдовинтажной новизны. Результат будет очень даже реалистичным. Кто спорит?
Однако зрителя вот так запросто не проведешь: «Не верю!». Ему, искушенному киноману, подавай оригинальное, стопроцентное текстильное соответствие, настоящую фактуру сурового тканого полотна, изготовленного вручную на допотопном деревянном станке.
И где же взять режиссеру такое чудо — ткацкий станок столетней давности? Да еще действующий. Да с мастерами, способными управлять этим реликтом и создавать настоящую ткань? Оказывается, есть на примете у Голливуда подходящее предприятие — студия исторического текстиля Thistle Hill Weaves, затерявшаяся в живописном местечке Cherry Valley (Вишневая Долина) в сотнях миль от самой Фабрики Грез.
Принадлежит эта «средневековая мануфактура» госпоже Рэббит Сьюзен Гуди (Rabbit Susan Goody), доктору наук, одному из крупнейших специалистов в области исторического текстиля в США. Не думайте, что сотрудничество с кинокомпаниями ее единственный конек. Нет, скорее — это доходный побочный продукт основного бизнеса. Рэббит Гуди серьезно занимается реконструкциями, помогает воссоздавать исторически точные экспозиции для крупнейших музеев страны.
«Ткань прошлого» — материал органический, не самый прочный, со временем теряет первоначальный вид, изнашивается и выцветает под воздействием даже самых щадящих процедур по чистке и уходу. Довольно сложно сохранять оригинальные раритетные экспонаты в условиях действующих выставочных экспозиций. Еще сложнее создавать новые инсталляции — необходимо огромное количество текстильных элементов (ковры, оконные занавеси, покрывала и балдахины для кроватей, материал для обивки мягкой мебели, различного рода драпировки и прочее). Плюс, тут нужна особая технология производства ткани, настоящая, соответствующая минувшим эпохам.
Собственно, для реализации обозначенных благородно-восстановительных целей и была когда-то основана студия Thistle Hill Weaves. В то время (70-е годы прошлого столетия) юная Рэббит Гуди сотрудничала с Исторической Ассоциацией штата Нью-Йорк. Эта организация стала первым клиентом необычной текстильной мастерской. Сегодня художественные работы ткачей из команды Thistle Hill Weaves можно встретить в большинстве музейных экспозиций США. Среди самых заметных — дома-музеи Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона, Генри Форда.
Однако вернемся к Фабрике Грез. Ведь не что иное, как пристальный интерес голливудских мувимейкеров к уникальным возможностям маленькой мастерской вывел творцов невидимого исторического фронта на передовую линию всемирной известности. Одно дело — скромно создавать текстиль для государственных музеев. Совсем другое — для блокбастеров с миллионными бюджетами. Хотя последнее без первого оказалось бы совершенно невозможным. Почему? Именно по широкому музейному «следу», оставленному Рэббит Гуди, пришли в Вишневую Долину коммерческие агенты от Голливуда. И предложили работу.
Кинодебютом для Thistle Hill стал фильм «Алая буква» с Деми Мур в главной роли. Проект требовал реалистичной реконструкции интерьеров и костюмов в стиле XVII века, а качеству натуральной ткани придавалось особенное значение. Кто, как не студия исторического текстиля мог лучше справиться с поставленной задачей? Успех был феноменальным. А дальше…
Дальше было множество совместных работ с киностудиями, включая такие грандиозные проекты, как «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» (наряды перуанских воинов), «Нокдаун» (ткань одежды для героев Рассела Кроу и Рене Зелльвегер), «Трансформеры» (одежда и одеяла участников арктической экспедиции в сценах флэшбэка), «Загадочная история Бенджамина Баттона» (материал костюмов для персонажей Брэда Питта и Кейт Бланшетт), «Хроники Нарнии» (английская детская одежда времен Великой Отечественной и фантазийные накидки для кентавров и сатиров войска Нарнии), «Престиж» (костюмы для героев Кристиана Бэйла и Майкла Кейна), «Хозяин морей: на краю земли» (вышитые корабельные паруса и флаги, накидки и покрывала матросов массовки, одежда офицерского состава)… Всего не перечислить.
Когда у госпожи Гуди спрашивают, каково это работать на Фабрику Грез, она неизменно говорит о крайне сжатых сроках, дедлайнах, авралах и сверхнапряжении. Еще бы! Ведь в ее уникальном ткацком парке едва наберется с десяток рабочих станков и примерно столько же штатных сотрудников-мастеров. А вот заказов — огромное количество. Причем некоторые отличаются особенной оригинальностью. Иной раз режиссеры хотят получить вовсе не аутентичную ткань, а… раритетное оборудование Thistle Hill.
Возможно, вы помните шикарный рамочный Станок Судьбы из фильма Тимура Бекмамбетова «Особо опасен»? Он из рабочей коллекции Рэббит Гуди. Гордость мастерской — огромный, старинный, деревянный и, что важнее всего, действующий. Для пересылки из Вишневой Долины в Прагу (съемки проходили в Чехии) ценный реквизит пришлось разбирать и транспортировать по частям. А Братство Ткачей, кстати, консультировала сама Гуди. Нет, она, конечно же, не выступала экспертом в вопросах чтения судьбоносных текстильных посланий. Ее советы касались прозаичных премудростей ткацкого дела. Может, поэтому сцены со Станком Судьбы показались зрителю столь достоверными?
Всего на счету студии исторического текстиля Thistle Hill Weaves более сорока завершенных совместных кинопроектов. Впереди — много новых, интересных, сложных. В их числе и сиквел «Особо опасен-2». Самый же ожидаемый — продолжение сериала HBO об отцах-основателях Соединенных Штатов (режиссер Мартин Скорсезе). Двумя годами ранее этот масштабный эпический проект был отмечен 13 кинонаградами, в том числе и в номинации «Лучший дизайн костюмов».
А что думает о сотрудничестве с Фабрикой Грез сама Рэббит Сьюзен Гуди? Хозяйка Вишневой Долины считает, что в жизни ей крупно повезло: «На свете не так уж много людей, которым работа приносит столько радости и удовольствия. Работа, которой они посвятили жизнь».
Ольга, спасибо, любопытно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Рада, что вам понравилась статья, Галя. Благодарю за отзыв
0 Ответить
Ольга Ситникова, кто-то продвигает идеи будущего - и это важно. А кто-то сохраняет идеи и мастерство прошлого. То, что в фильмах с исторической точностью восстановлены костюмы, интерьер - говорит о профессионализме их создателей. И хорошо что им есть где взять для этого ткани. Ткань прошлого. Неплохо сказано. Спасибо. Не могу удержаться чтобы не показать
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вам спасибо, Виктор.
Какая фотография! Сколько света и тепла... Вот он - праздник-то! С наступающим юлианским!
0 Ответить
И вас с наступающим, Ольга
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ольга Ситникова, мне статья очень понравилась. Замечательно подан богатый материал. Думаю, что ценность фильма для зрителей как раз складывается из таких вот деталей, как реалистичная одежда, ткани... А эффекты - это интересно, но не так уж ценно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марина, спасибо.
Я недавно узнала, что к театральной постановке «Сирано де Бержерак» (антреприза, ТО «Арт-Питер») специально ковались шпаги, соответствующие эпохе. Надо же! Раньше просто поскребли бы по сусекам, подобрали б подходящие рапиры из накопленного реквизита. А сегодня – заказное оружие для спектакля. Какое уважение к зрителю! Снимаю шляпу…
0 Ответить
Очень-преочень интересно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Вячеслав. Особенно вот это "преочень" тронуло
0 Ответить
Оленька, спасибо за просвещение
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валюша, благодарю! Я и сама просветилась, когда искала материал. Изначально-то идея была чутка иной. А развилась вон куда
Ну, может, вернусь еще к теме, чтоб «добить»
0 Ответить
Занимательно! Мне почему-то костюмы в фильмах казались "бутафорскими" но очень хоошо сделанными . А вот, надо же - настоящие!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ага, а с сегодняшними 3D и 5D форматами, когда каждая деталь приобретает дополнительный объем и масштаб, режиссерское лукавство (там, где оно раньше процветало) стремительно пойдет на убыль. Для нас, зрителей, это скорее хорошо
Спасибо, Татьяна.
0 Ответить