• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галя Константинова Грандмастер

Ватикан, или Как выглядит самый крупный город-музей?

А точнее — государство-музей… Самый крупный город-музей в мире находится в самом маленьком государстве мира.

О Ватикане пишут большие разнообразные тома — роль его в истории человечества на протяжении полутора тысяч лет огромна, и на сегодняшний день это самое маленькое в мире государство является одним из самых мощных по силе влияния и одним из самых загадочных.

Разобраться в нем под силу только специалисту-медждународнику, хотя бы потому, что Ватикан — в некотором роде вспомогательная территория Святого Престола. Именно Святой Престол осуществляет все международные, дипломатические и прочие функции. И это в наше время — редчайший случай абсолютной монархии, только не наследуемой, а теократической и выборной.

Чтобы долго не разбираться в этих непростых вопросах, достаточно сказать, что как суверенное государство Ватикан существует совсем недолго — с 11 февраля 1929 года, а именно с момента подписания Латеранских соглашений между Италией (в лице Муссолини) и собственно Ватиканом.

Границы Ватикана четко очерчены этим договором, однако все же несколько размыты. Вкратце можно напомнить: у государства этого есть все, что положено: герб, флаг, гимн, почта и интернет-сервер, экономика (плановая!) и деньги, язык (итальянский и латынь), воинство — гвардия швейцарцев (с которой периодически возникают проблемы в силу того, что Швейцария уже давно стала богатой европейской страной и гвардейцы в курсе своих прав на достойное жалование), и наконец, сам монарх — папа. Папская резиденция со времен Авиньона постоянно находилась в Ватикане (за исключением набегов и войн, когда папы скрывались в Замке святого Ангела).

Есть свои жители, даже заключаются браки — все это внутренняя жизнь государства, которую познать можно только практически, хоть какое-то время пожив на территории Ватикана.

Но зато очень легко понять, какие сокровища хранятся в Ватиканских музеях. Они тоже стали полностью доступны для обозрения туристов с 1929 года.

Римские папы покровительствовали искусству, если таковое соответствовало всем положенным догмам и нормам. Привлекали художников, не жалели средств для оплаты труда, в результате сейчас Ватикан — уникальный город-музей.

Исключительно интересно, на мой взгляд, то, что холм, на котором находится государство, не относится к знаменитым семи холмам Рима. Ко всему прочему он называется Mons Vaticanus, а ведь в переводе это — «место гаданий», или место оракула. Видимо, не простой был холм еще в достопамятные времена. Место и раньше считалось священным, не заселялось, хотя разбивал здесь сады печально знаменитый Калигула и строил цирк не менее печально знаменитый Нерон.

И здесь же, на этом холме, по преданию, принял мученическую смерть апостол Петр, тот самый, любимый ученик Христа и общехристианский святой (православные отмечают память 12 июля, католики — 29 июня)… Он же традиционно считается первым римским папой. На месте, где предполагаемо находилась его могила, стоит самый главный католический храм в мире — Собор святого Петра. Здесь традиционно и начинается Ватикан.

О Соборе святого Петра можно писать бесконечно. Практически все крупные архитекторы и художники (Браманте, Рафаэль, Микеланджело) участвовали в строительстве и украшении собора, который еще совсем недавно был крупнейшим в мире. Сейчас же самым крупным христианским храмом является другой, он в столице Кот д’Ивуара, в Ямусукро (Нотр-Дам-де-ла-Пэ), но также выполнен по образцу Собора Святого Петра.

Именно с одного из балконов собора (лоджии Благословения) и обращается к многочисленным верующим римский папа с посланием «Городу и миру» (Urbi et Orbi).

Шедевр ювелирного искусства — изготовленные Филаретом центральные бронзовые врата с изображением Петра и Павла. Есть и Священные врата, которые открываются только раз в 25 лет самим папой.

В самом соборе — невероятное ощущение величия и странное впечатление пульсирующих человеческих мускулов у многочисленных колонн и скульптур. Здесь и знаменитая мраморная «Пьета» Микеланджело под пуленепробиваемым стеклом (после попытки вандализма, когда некий венгерский геолог напал на статую с молотком с криками, что он сам — Христос). «Пьета» — это оплакивание Христа, где фигуры Марии с сыном выполнены в человеческую величину. Считается, что это единственная работа, которую подписал мастер. Также считается, что «Пьета» — одна из самых лучших и сильных работ Микеланджело, которому было на тот момент 24 года.

В соборе находятся надгробия многих пап, исторических деятелей (например, усыпальница Стюартов — последних представителей шотландской королевской семьи). Капеллы, базилики, баптистерий, сокровищница — собор столь велик, что вмещает огромное количество священных реликвий и произведений искусств. А под собором еще — обширные подземелья, Священные Гроты с палеохристианскими гробницами…

А за собором — Ватиканские дворцы. Это целый комплекс зданий, чрезвычайно интересный и с архитектурной, и с исторической точки зрения. Апостольский дворец (или Папский дворец) — официальная резиденция папы римского. И здесь же — самые знаменитые Ватиканские музеи и библиотека. Здесь же — Сикстинская капелла с фресками Микеланджело и Станцы Рафаэля.

Собор соединяется с Папским дворцом Королевской лестницей (Скала Реджа). Архитектор Бернини так использовал прием искусственной перспективы, что возникает полная иллюзия увеличения не только самой лестницы, но и размеров самого папы, вздумай он появиться в данный момент (а он и появляется, но только во время торжественных выходов).

В сами музеи нужно долго подниматься по винтовой лестнице. И здесь начинается все то, что собиралось веками и не имеет ни цены, ни аналогов в мире. Здесь и Музей Пио-Кристиано (раннехристианские произведения из римских катакомб), и Ватиканская пинакотека (византийская и европейская живопись), и Григорианский Этрусский музей, и огромнейшая библиотека с самым большим собранием рукописей в мире), и музей Кьярамонти (античное искусство), и Григорианский Египетский музей, и многое, многое другое…

Каждый из этих музеев достоин длительного описания и научных трудов (что и существует в большом количестве). И того, чтобы его посетил любой желающий — а вот это уже некоторая редкость. К сожалению.

Статья опубликована в выпуске 7.04.2010
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (39):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • все какие-то пустые слова, а как выглядит город музей не понятно, почему город, а не государство и только ли музей. Набор слов какой-то и все.

    Оценка статьи: 2

  • 5!

    Красивая статья! Далеко не каждому удается побывать в Ватикане, а так хотелось бы...

    Оценка статьи: 5

  • Галина, спасибо огромное за статью и информацию в комментариях к ней! Статья побуждает к действиям: узнать больше, а лучше поехать и увидеть все своими глазами - вот настоящий положительный эффект статьи о путешествии!

    Оценка статьи: 5

  • Армен Ананян Армен Ананян Профессионал 7 апреля 2010 в 13:00 отредактирован 8 апреля 2010 в 13:32 Сообщить модератору

    Галя Константинова, статья хорошая!
    Но, есть одно НО:
    Базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ (фр. Notre Dame de la Paix) находится не в Японии, а в Ямусукро - столица Кот д'Ивуара- занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая церковь в мире.
    P.S.Она была возведена с 1985 по 1989 гг. по образцу собора св. Петра в Риме. Освящение храма 10 сентября 1990 года совершил понтифик Иоанн Павел II.
    Хотя базилика в Ямусукро превосходит ватиканский прообраз и по площади (30 тысяч кв. м.), и по высоте купола (158 метров), внутреннее пространство спроектировано таким образом, что вмещает не более 18000 верующих, в то время как собор св. Петра — в три раза больше.
    Условием своего участия в освящении храма Иоанн Павел II поставил возведение рядом с ним больницы. Это обещание было ему дано, и понтифик лично заложил на поле неподалеку от церкви первый камень, который можно видеть там и по сей день, поскольку строительство больницы так и не началось.

    Оценка статьи: 5

  • Об Армии Ватикана можно мно-о-о-ого говорить, хоть и самая маленькая армия, около 90 человек, зато самая старая на планете и мундиры разрабатывались под руководством Рафаэля.

    Оценка статьи: 5

  • Саша Савченко Читатель 7 июля 2010 в 15:10 отредактирован 24 мая 2018 в 10:08 Сообщить модератору

    Довольно содержаельная статья.

  • Галя, спасибо. О, как я это хорошо понимаю - "обязательность до противности". Слишком даже хорошо.

    Оценка статьи: 5

    • Сестренка по несчастию....

      • Маша, пока информация следующая. Из знакомых были в Риме только год назад (но это из Питера, через Хельсинки – Blue 1), там все организовывали русские девицы, постоянно проживающие в Риме. Это было дешево, но это была группа художников. Тебе этого не нужно, хотя я попросила узнать поподробнее. Посетили все, что хотели.

        19 марта и 13 апреля почему-то закрыто. Одно крыло закрыто тоже – на реставрацию. По средам и воскресеньям закрыты сады. Вроде пройтись по Ватикану можно индивидуально, но все равно с гидом, то есть формируют из индивидуалистов группу (цены порядка 25 евро на взрослого – но тоже прошлогодняя информация). И есть разные варианты (три основных), чего смотреть. Билеты лучше предварительно заказать (в Венеции, например, предварительная запись во многие церкви, иначе не попасть). Можно даже заказать приватный тур - дорого. Контакты в Риме могу дать в личку, если нужно.

        Московская информация будет завтра.

  • А сколько секретов и тайн у города-музея?... тьма-тьмущая.

    Оценка статьи: 5

    • Вячеслав, а я устала от тайн Мадридского м не-мадридского двора. Да, их много. Но и написано немало - со всех точек зрения. . Так что тема освещена хорошо - хотя вряд ли вся "тьма-тьмущая" тайн

      • Галя Константинова, лично мне интересно, как человек для себя что-то открывает и делится своими впечатлениями с окружающими посредством статьи, например. И неважно, что это уже сделано-открыто до него. Важны-интересны его личные ощущения... интересно его впечатление. Потому и читаю.

        Оценка статьи: 5

        • Вячеслав, Вы знаете, мне казалось, этот сайт не совсем для личных впечатлений. )) Да и они не всегда могут быть интересными. И хорошо бы доверять восприятию тех людей, которыми ими делятся, даже если бывает полное несовпадение. Например, я доверяю впечатлениям одного известного здесь автора, хотя они прямо противоположны моим. Мы иногда с удовольствием перекидываемся нашими «несовпадениями», но мне интересен взгляд этого человека и по большей части я понимаю, почему он таков, какой есть. )). Конечно же, есть еще ряд людей, чьим впечатлениям я доверяю полностью. ))
          А вообще тема обмена впечатлениями, конечно, очень интересна.

  • Как всегда захотелось куда-то, теперь - в музеи Ватикана! Всё-таки ощущение когда видишь и знаешь "о чём это" несравненное!

    Оценка статьи: 5

  • Галя, вот и статья вовремя подоспела - как раз в конце марта и собрались мы в Рим. И тут вопрос - легко ли попадаешь в музеи ватиканские просто так, с улицы, в индивидуальном порядке? В прошлый раз были там лет шесть назад - была небольшая группа, и все нам в Риме заранее заказывали итальянцы.

    Оценка статьи: 5

    • Mаша, завидую. . Я ведь тоже была несколько лет назад, так что могут быть изменения. В Собор Петра, конечно, - а вот про индивидуальное посещение дворцов и музеев за ним - как сейчас, сказать не могу, но могу узнать.

      • Галя, если возможно... А то турфорумы дают такую разную информацию о посещении Ватикана в марте-апреле. Сам сайт Ватикана такую возможность вроде бы дает. Но насколько это физически исполнимо без предварительного заказа? Думаю, что эти сведения в комментариях к статье могут не только мне пригодиться. Но это - только если тебя не затруднит.

        Оценка статьи: 5

        • Mаша, я человек обязательный до противности. . Конечно, узнаю, постараюсь с максимальной достоверностью.

          Но вот кстати, сама терпеть не могу ходить "группой". Но бывает, во-первых, дешевле, во-вторых, иногда интереснее. Когда мы сами на электричке доехали до Синтры из Лиссабона, сами пошли в Королевский дворец, погуляли-посмотрели, но потом все равно слегка примкнули к группе, которая излагала на более-менее понятном языке. Стало еще интереснее. ))

          Я отпишусь, Маша. В смысле - в плане информации.

  • Просветительно - познавательно, да еще и интересно.

    Оценка статьи: 5

  • Галя, большое спасибо. Такая полезная информация - и так оперативно. Еще раз - спасибо-спасибо.

    Оценка статьи: 5

    • Вид длиннющей очереди отбивает даже самое сильное желание увидеть Ватикан. Можно просто на площади громко заявить в толпу, что не хотите стоять в очереди, но хотите посмотреть сокровищницу, как это сделала я, или же осмотреться вокруг и прибиться к симпатичному гиду, как это сделала одна семейная пара. Они просто подошли к нам и сказали, что хотели бы пойти с нами. Помнится, через минуту, как сивка-бурка, возникла дама, рассказала о расценках и попросила подождать. Через 15 минут она привела профессионального гида (фриланс со всякими лицензиями, специалист по истории искусства), нас уже стало 10 человек. Она провела нас через вход для организованных групп, снабдила радионаушниками и показала по максимуму. Профессионализм выразился в том, что охватила все самое известное и не утомила наших ног. Нам Роберта понравилась глубиной знаний и чувством юмора. Мы договорились об индивидуальных турах (100 евро в день) и и увидали/услышали/ побывали в уникальных местах. Со временем мы подружились и она даже помогла нам подобрать квартиру в аренду, мне записаться на хорошие кулинарные курсы, сводила к портнихе, которая заменила молнию на праздничном платье в течение получаса и т.д., т.е. все преимущества "своего" человека на новом месте.

      • Альфия, извините, я с опозданием.
        Толпы всегда изрядные, чистая правда. И всегда можно, тем не менее, решить все вопросы наиболее удобным для себя способом. А 100 евро и "наши римлянки" берут, когда очень толково водят по городу. И можно эти 100 разделить на группу, тогда это, конечно, не индивидуально, зато существенно дешевле.


        А вот дальше у Вас так интересно, что хотелось бы почитать подробнее - и о портнихе, и о кулинарных курсах. . У меня такого не было.

        • alfia lambert Читатель 9 апреля 2010 в 21:05 отредактирован 9 апреля 2010 в 21:12 Сообщить модератору

          информация выдаваемая местными квалифицированными специалистами (историками, архитекторами, реставраторами и т.п.) отличается от той, которую получите там у наших с аналогичным образованием. Всякую муть, греющую руки на туристском бизнесе, я не рассматриваю. Разница также сильно ощущается в подходе к обслуживанию, не говоря уж о массе странноведческих данных, которые вы получите во время обеда или поездки. Деньги те же, а иногда и дешевле (в Мадриде 80 евро преподавателю университета за день поездки в Толедо ). Настоятельно рекомендую только местных (досадным исключением был Киото, так и не вняли нашим четким указаниям и прислали обычного гида-экскурсионщика. Но у них своя система, которую не пробить.) Отдельным бонусом считаю подсказки о колоритных местных ресторанах, базарчиках и т.п., которые в итоге выливаются в хорошую экономию средств с лихвой покрывающую рас ходы за 1-2, редко 3, дня частного туробслуживания. Остальное время вы гуляете дикарем, но уже просвещенным! По сути эту же сумму с вас снимут на обычных туристских маршрутах. А о проживании/обучении в Риме я напишу в личку, т.к. это несколько офф-топ коммент к стат'е про Ватикан.

          • Альфия, согласна полностью. Мы всегда сами по себе, изредка только обращаяемся к местным специалистам. Но те, кого я называю "наши римлянки" - они ведь не от турбизнеса (и я не от него). Они в основном - искусствоведы и есть.
            Если бы я не была в таком расхристанном состоянии, когда писала текст, был бы, конечно, совсем другой результат....


            Буду рада и в личку. Но я же не имела в виду комментарии здесь. Я имела в виду - Вашу статью на такие интересные, совсем живые, темы. Вы не представляете, насколько это всем будет интересно.

            • alfia lambert Читатель 9 апреля 2010 в 22:22 отредактирован 9 апреля 2010 в 22:22 Сообщить модератору

              "наши римлянки" ...Они в основном - искусствоведы" Я так и поняла. Встречала таких чаще всего во Флоренции, реже всего в Венеции, доводилось слышать их комментарии, как-то в поезде разговорилась с 3-мя подружками (кажется работали в Эрмитаже) и через них узнала о ценах и услугах русскоязычных гидов во Флоренции. Поэтому и рекомендую местных профессионалов. У них несколько другая интерпретация, другое видение, другие акценты. Они чувствуют дух эпохи на ином уровне и ненароком открываются такие детали, о которых ни в одной книге не прочтете!

              • Согласна. Хотя взгляд "наших римлянок и флорентиек" тоже может быть небезынтересным и подчас неожиданным.

                И есть еще один фактор, для некоторых имеющий значение. Кстати, именно в Ватикан, кажется, водит индивидуально настоящий профессор (подробности не вспомню). Но он говорит строго по-итальянски и по-английски (хуже), вовсю используя специальную терминологию. Так что кому что нужно - выбор есть.

                А перлы некоторых российских гидов надо слышать. Но блат везде блат - встречались и сопровождающие группы переводчицы, которые с трудом и русские предложения складывали.

                Так что я тоже - за местных профессионалов.

  • Галя Константинова, красивый город, красивая история. красивый вид сверху - с обзорки.
    благодарю за то, что пробудили приятные воспоминания