Юрий Москаленко Грандмастер

Загадки насекомых: одинаково ли переносят ударные дозы алкоголя люди и пчелы?

Палеонтологи утверждают: пчелы в таком виде, какими они представлены сегодня, появились 40 миллионов лет назад. Именно на их глазах произошло превращение обезьяны в человека (если верить Дарвину). Со своей стороны люди должны быть благодарны пчелам из-за того, что на заре своего развития именно эти «добрые» насекомые, дикие, как сама природа, кормили наших пращуров душистым медом, а одной из самых первых профессий стал бортник. Специалист по сбору меда. А потом уже появились журналисты, чтобы сообщить соплеменникам, кто из собратьев насобирал больше меду…

Кстати, одним из первых спиртных напитков у людей была именно медовуха. Это когда люди забывали о колоде, в нее попадала дождевая вода, а под воздействием прямых солнечных лучей мед начинал бродить.

Парадоксально, но люди отплатили пчелам той же монетой значительно позже. Например, не так давно ученые с кафедры энтомологии университета Огайо задумались о том, как реагируют на определенную дозу спиртного вечные труженицы насекомого мира. С этой целью ученые подвергли пчел воздействию различных доз этанола. И аккуратно записывали результаты опыта.

Что оказалось? Алкоголь действовал на насекомых точно так же, как и на человека. Их моторные действия затормаживались, координация движений нарушалась, большую часть времени пчелы передвигались «ползком», а в довершение всего эксперимента валились на спину и задирали кверху лапки. И в таком состоянии абсолютно ничего не могло подвинуть пчелок на трудовые подвиги по сбору меда — им все становилось фиолетово.

Но и крепкий сон их абсолютно не бодрил. Первое время после пробуждения «подопытная группа» была достаточно вялой, плохо реагировала на «сигналы» насекомых-«трудоголиков». А еще у ученых сложилось впечатление, что, даже отправившись за сбором меда, любители спиртного буквально на лету теряли память, словно забывая на половине дороги, с какой целью и куда они летят.

Я не знаю, куда в это время смотрели защитники насекомых, потому что эти опыты носили явно бес… человечный характер. А тем временем далеко от штата Огайо в университете израильского города Хайфа энтомологи решили испытать на пчелах два не менее вредных раздражителя — никотин и кофеин.

Но перед тем как ставить опыты, ученые научились готовить искусственный нектар, на основе природного, содержащего эти компоненты. Никотина достаточно много в нектаре табачного дерева, а наибольшая доза кофеина была найдена в нектаре цветков грейпфрута.

Опыт заключался в том, что пчелам были предложены несколько видов нектара: обычный, с повышенным содержанием сахара, с добавлением никотина и с высокой концентрацией кофеина. Насекомые решительно отказались от обычного нектара, почти не обратили внимания на «сиропный», но зато накинулись на никотиновый и кофеиновый. Правда, эффект был примерно таким же, как при «употреблении» этанола — пчелки начинали кружиться в веселом танце и некоторое время выглядели неутомимыми. Но этот «энергетический» эффект приводил чуть позже к упадку сил.

Начали энтомологи с нектара, им и закончили. Подключили к исследованиям ботаников. Выяснились интересные вещи: оказывается, некоторые растения в погоне за привлечением насекомых со временем начинали генерировать «нужные» дозы никотина или кофеина. Причем на эволюцию у них ушло достаточно продолжительное время.

Итак, опьяненные этанолом или «накачанные» никотином или кофеином пчелы ведут себя точно так же, как люди. Возможно, у них есть участок головного мозга, который отвечает за зону «удовольствия».

Однако, это еще далеко не все. После неоднократных опытов исследователи убедились в том, что пчелы способны различать рисунок человеческого лица. По всей видимости, насекомые ориентируются на общий рисунок, как например, бывалый летчик может с высоты птичьего полета, не пользуясь компасом, ориентироваться на местности, различая изгиб реки, очертание леса, рисунок автомобильных дорог.

Примечательно, что когда на фотопортрете, к которому приманивали пчел с помощью чашечек с сиропом, меняли местами глаза, рот и нос, это сбивало пчел с толку. Правда на некоторое время, пока они не привыкали к новым очертаниям, и у них не вырабатывался новый рефлекс.

И хотя мозг пчелы весит всего лишь один миллиграмм и содержит менее миллиона нервных клеток — этого достаточно для разделения функций. В частности, за короткую память отвечает одно полушарие, а за длинную другое.

Кроме того, оказалось, что пчелы умеют считать. В этом убедились энтомологи, когда приманивали пчел вкусным нектаром, располагая его в стеклянном тоннеле. Чтобы помочь пчеле сориентироваться, они рисовали на стенках тоннеля желтые метки. Сначала «прикорм» ставили за первой меткой, потом за второй и так далее. Выяснилось, что пчела умеет «складывать». Для того, чтобы подлететь к четвертой метке, ей нужно было правильно «сосчитать» первые три. К сожалению, если чашечку ставили возле пятой или шестой метки, вычислительных способностей у пчелы явно не хватало…

А вообще, наблюдая за поведением насекомых, можно сделать немало интересных открытий. Поэтому я не удивлюсь, если в скором времени на смену аквариумам с «золотыми» рыбками придут стеклянные емкости, в которых будут кружиться в своем танце пчелы, гудеть шмели, порхать яркие бабочки. Это тоже, наверное, очень красиво. И воду менять не надо…

Обновлено 20.02.2010
Статья размещена на сайте 20.02.2010

• Крайне любопытно. 5
    Пьяные пчелы должны давать хмельной мед. Выпил чашку чая с медом, а ощущение, как будто сто граммм на грудь принял, красота.

• Юрий Москаленко, очень интересно

• А у Ондржея Секоры было про шмеля-алкоголика.

• Юрий Москаленко,
    Около темы (Хайфа-2009) :
    Цветочный нектар некоторых видов растений включает в себя небольшое количество кофеина и никотина, в определённых дозах токсичных соединений. К удивлению израильских учёных(University of Haifa), выяснилось, что при наличии выбора пчёлы явно отдают предпочтение нектару с кофеином или никотином, в сравнении с нектаром чистым.
    В природе никотин встречается в нектаре ряда растений, и прежде всего табачного дерева (Nicotiana glauca). Его концентрация доходит до 2,5 миллиграмма на литр. Кофеин попадается при концентрации 11-17,5 мг/л в нектаре цитрусовых, но, к примеру, в "продукции" цветков грейпфрута доходит до 94,2 мг/л.
    Опыт показал, что пчёлы ниже ценят один лишь сахар и выбирают тот нектар, в котором содержание добавок выше. Однако для никотина была найдена самая предпочтительная "доза" — 1 мг/л — схожая с природной. При выборе между нектаром с заметно большим содержанием данного вещества и нектаром чистым насекомые всё же выбирали последний.
    Сделано предположение, что некоторые растения, победившие в естественном отборе, научились генерировать правильные уровни никотина или кофеина в нектаре, достаточные, чтобы привлекать пчёл (получая тем самым преимущество перед другими растениями), но не слишком высокие, чтобы насекомых, наоборот, не отпугнуть. Однако сам по себе этот опыт ещё не доказывает, что психоактивные добавки в нектаре действительно появились, чтобы сделать опыление более эффективным. Кстати, под кокаином пчёлы в улье танцуют энергичнее, а от алкоголя валятся вверх ногами?

• Юрий Москаленко, напилась пчёлка коктейля, сейчас шлёпнется со стакана! Мне статья не показалась скучной, прочитал с интересом. Раз пчелы прожили 40 миллионов лет без изменений, значит у них всё нормально, умные значит. А пауков - птицеедов и сейчас содержат любители в террариумах - инсектариях. Да и других насекомых всяких - бабочек, жуков, тараканов. А пчел это в ульях, на пасеке.

• Виктор, с пчелами нужно уметь общаться. Далеко не всех они принимают в свое сообщество...

• Юрий Москаленко, да, это вообще наука. Не так давно был случай, в Европе где-то, не помню точно где, жена вышла помогать мужу с пчелами разобраться, так они с ней самой "разобрались". Скорая не понадобилась.

• интересно, но немного нудновато