• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юрий Сунгурцев Мастер

Переход на летнее время... в последний раз?

Два года назад в «ШколеЖизни.ру» бурно обсуждалась тема перевода стрелок на час вперёд для перехода на летнее время. Участники обсуждения высказывали в том числе и диаметрально противоположные мнения: надо или не надо переводить стрелки? Но всё-таки большинство комментаторов было настроено против такого перехода.

Проблема ведь даже не в том, каким именно временем пользоваться постоянно: летним или зимним. Гораздо важнее зафиксировать его и не переводить по два раза в году стрелки часов то в одну, то в другую сторону. Какие же доводы были высказаны?

В статье говорилось о нарушении расписаний всех видов транспортных средств, что могло приводить к потере целых суток при пересадках. Приводилась медицинская статистика. При переводе стрелок вперёд врачами наблюдаются всплески различных заболеваний, начиная с нарушения режима сна, особенно у детей и пожилых людей, кончая резким ростом количества инфарктов и суицидов.

Некоторые аргументы против перевода стрелок были дополнены участниками «ШколыЖизни.ру». Были высказаны трезвые мысли, что от верчения стрелок вперёд или назад световой день не изменится. Длину светлого времени суток надо принимать как данность. Поэтому, если длина светлого времени суток реально делает актуальной какую-то коррекцию, не надо крутить стрелки, проще изменить местное расписание работы, учёбы или график движения транспорта. Кстати, на железных дорогах России обычно в мае вводят именно летнее расписание поездов.

Мало найдётся довольных тем, что на работу теперь необходимо приходить на час раньше. А задайте риторический вопрос любому школьнику: как он относится к переводу стрелок на час вперёд? Говорят, что даже коровы возмущённо мычат, если доярки приходят на дойку на час раньше.

В этом году проблема осложнилась одновременным внесением изменений в карту часовых поясов России. В ноябре 2009-го в послании Федеральному собранию президент Дмитрий Медведев поручил разработать проект сокращения количества часовых поясов в России. Идея эта не является вполне оригинальной. Например, в соседнем Китае используют всего один часовой пояс. Вся страна живёт по Пекинскому времени. А ведь до 1949 года в Китае было 5 часовых поясов. В Индии, взявшей пример с Китая, тоже используется один часовой пояс.

Процитируем выступление Дмитрия Медведева перед членами Федерального собрания Российской Федерации в ноябре 2009 года: «Нужно рассмотреть возможность сокращения количества часовых поясов. Мы традиционно привыкли гордиться их количеством, потому что это казалось нам яркой иллюстрацией величия нашей Родины. Это касается, кстати, и целесообразности перехода на летнее и зимнее время. Но задумывались ли мы когда-нибудь по-серьёзному о том, насколько столь дробное деление позволяет эффективно управлять нашей страной, не приводит ли к использованию слишком дорогих технологий?».

В России сегодня 11 часовых поясов. Действует простая арифметика: с востока на запад страна простирается на 170 градусов. А каждый часовой пояс имеет размер 15 градусов. Если поделить одно на другое, получим 11,3. То есть, с округлением, 11. Значит, с чисто математической точки зрения всё правильно. Но в реальности такой огромный «разбег во времени» приносит очень много проблем. Все их решить невозможно, однако уменьшить путём слияния некоторых экономических зон в одном поясе вполне реально.

Китай решил проблему множества часовых поясов радикально, приняв единое время. Но такой способ не годится для России. Поэтому было принято решение, что после 28 марта только Камчатка, Чукотка, Кемеровская область, Удмуртская Республика и Самарская область останутся в «зимнем» времени, а значит, перейдут в соседний часовой пояс, расположенный от них на запад.

В настоящее время в часовой пояс (МСК+1) входят только Самарская область и Удмуртия. Их переход в часовой пояс (МСК+0) абсолютно естественен. После перехода на московское время пояс (МСК+1) исчезает и ближайшим к Москве становится часовой пояс (МСК+2). В самый дальний часовой пояс (МСК+9) входят тоже два субъекта: Камчатка и Чукотка, а в пояс (МСК+8) — всего один субъект: Магаданская область. Теперь они будут в едином часовом поясе (МСК+8). В результате этих преобразований «исчезают» два пояса: (МСК+1) и (МСК+9). Кемеровская область из пояса (МСК+4) перейдёт в (МСК+3), присоединившись к Омской области.

Решение было обнародовано 24 марта, в самый канун перехода страны на летнее время. Кстати, по мнению президента, это ещё не финиш временных метаморфоз в России. В будущем вполне возможно объединение часовых поясов Урала и Сибири. И уже в этом году возможна отмена осеннего перехода на зимнее время.

Понятно, что решения радикальные, и не у всех найдут понимание. Но это скорее вопрос философский. Никогда не бывает 100% поддержки сколько-нибудь важному для страны решению. А с другой стороны, только время рассудит и расставит всё по своим местам. В истории имеется немало примеров, когда по прошествии времени оказывалось, что правым было меньшинство. Хотя чаще правым оказывается всё же большинство.

Самарская область в 1989 году была переведена в московский часовой пояс. Однако когда Б. Ельцин разрешил регионам брать всю власть в свои руки, руководство области решило «править» по-настоящему, и приняло решение о возвращении в «старый» часовой пояс. А обоснования, естественно, нашлись: «недовольно население области, да и расход электроэнергии увеличился».

Саратовская область тоже вошла в своё время в московский часовой пояс, однако население (почему бы это?) не пострадало от того. Саратовцам прекрасно живётся в новом часовом поясе. Поэтому в муссируемые слухи о готовящихся митингах протеста в Самаре верится с трудом.

Пресса сообщает: «Недовольны и жители Камчатского края, что отныне и без того короткий световой день (особенно зимой) стал еще меньше». Очень «логичное» соображение. Покрутили стрелки — и тут же стемнело. Солнце испугалось!

Похоже, что столетняя дискуссия начинает подходить к своему логическому завершению. Приятно осознавать, что участники «ШколыЖизни.ру» приняли в этом обсуждении достойное участие и, возможно, своим небезразличием к теме внесли в решение проблемы посильный вклад.

Осталось только в шутку, но громко проскандировать: «Руки прочь от нашего дорогого часа жизни! Не позволим его отнять!». А если серьёзно, правительству страны понадобятся ещё одноразовые «шаги», чтобы местное время в каждом часовом поясе максимально приблизилось к своему «правильному» поясному собрату.

Статья опубликована в выпуске 27.03.2010
Обновлено 11.06.2015

Комментарии (36):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Но, как бы то ни было, поздравляю всех с переходом на летнее время, а нас с переходом на разницу в 3 часа от столицы!

  • анекдот в тему

    Каждый год весной переводят часы на час вперед. Каждый год этим все недовольны. А ведь так просто всех порадовать! Достаточно переводить часы не в ночь с субботы на воскресенье, а в середине рабочего дня в пятницу!

  • Всем: Ребята и девчата, а чего, собссно, копья ломаются? Местное время - понятие сугубо географическое и зависит оно от высоты солнца над линией горизонта в день летнего солнцестояния, т.е. в период с 22 по 24 июня. Нахождение солнца в эти дни в зените и определяет местный полдень. А потуги политиков влиять на солнце - блажь и мерзопакость направленные против всего народа. Помниться, как вчера было, какой-то король Франции говаривал что-то типа наподобие: "Франция - это Я"! Автор идеи перехода и смены времен, со товарищи, тоже считаю себя Россией. Бог их рассудит, хотя с точки зрения географии - все они полный ноль! Тут многие высказываются в ключе: "...а мне по барабану..." Я тоже долгие годы не чувствовал смены времени с зимнего (истинного) на летнее. А теперь ощущаю. Еще как ощущаю, аж ого-го! Те, кто не чувствует сейчас - Ваше еще впереди!

    Оценка статьи: 5

  • Позитифф с баша:
    "Олечка: ну все равно, я теперь больше сплю
    Олечка: я раньше ложилась въ 2
    Олечка: теперь я тоже ложусь въ 2
    Олечка: а по старому это 1!"

  • Полный дурдом в башках у огромного количества людей - тупо по-бараньи прут против Природы!!! Никогда никому не удастся её - Природу - переплюнуть!! Солнце будет вставать и уходить в своё природное время, а идиоты сидят и крутят свои игрушечки... До чего ж люди отупели-то...... Ниччё вокруг не замечают...

  • Елена Овчинникова Читатель 21 июня 2010 в 11:05 отредактирован 24 мая 2018 в 08:59 Сообщить модератору

    Я живу В самарской обл. И на меня переход на Московское время сильно повлиял. Сколько бы я не спала я всё время разбитая. А всё потому, что с 3 часов ночи как днём. А при свете, знайте ли, спать как-то не хочется. А вечером... Раньше на даче я находилась до 22 30, а теперь приходится уходить на час раньше.

  • Ну и причём здесь стрелки часов? Часы-то в чём провинились? И кто просчитал убытки от их поломки?

    Оценка статьи: 5

  • Глеб Правдорецкий Читатель 13 февраля 2011 в 08:37 отредактирован 25 мая 2018 в 08:20 Сообщить модератору
    Переход на летнее время... в последний раз?

    Может быть кто-то еще помнит, что для Москвы естесвенное время это ЗИМНЕЕ время. Идея отменить сесонный перевод стрелок - хорошая идея. Так может быть не переводить стрелки весной на летнее время, оставить ЗИМНЕЕ???

  • Иван Дорошевский Иван Дорошевский Дебютант 27 марта 2010 в 11:27 отредактирован 27 марта 2010 в 12:38 Сообщить модератору

    читать дальше →

  • Ой-ей! Как же так: сейчас по весне час заберут, а к зиме не вернут?

    Оценка статьи: 5

  • Роман Романов Читатель 27 марта 2010 в 07:21 отредактирован 27 марта 2010 в 07:21 Сообщить модератору

    от верчения стрелок вперёд или назад световой день не изменится
    Покрутили стрелки – и тут же стемнело. Солнце испугалось!
    Фактически изменится, фактически испугалось. Световой день начинается (не вообще для природы, а для нас, людей) со звонком будильника в одно и то же время, а заканчивается вечером с заходом солнца. С переходом на летнее время темнеть станет позже и световой день по нашим ощущениям удлинится. Точнее по вашим, я-то из Кемеровской области
    Мало найдётся довольных тем, что на работу теперь необходимо приходить на час раньше.
    По той же логике: и уходить на час раньше. А всего раз в год поспать на час меньше — невелика беда.
    «Руки прочь от нашего дорогого часа жизни! Не позволим его отнять!»
    Да дело не в часе, а в том, что положение стрелок на часах все меньше соответствует положению солнца на небе. Просыпаться, когда солнце уже давно встало и ложиться, когда уже давно зашло — не есть очень хорошо.

    • Роман Романов, вот именно, что по нашим ощущениям . На самом-то деле он нисколько не удлинится. Ну будете вечером на час позже включать свет, так утром ведь на час раньше. Что изменится-то? Вообще не вижу никакой выгоды от этого, только сбой биоритма и всплеск всяких-разных болячек и суицидов. Думаю, что минусы в данном случае намного перевешивают плюсы. В Японии вообще не переводят часы, они что глупее нас?

      Оценка статьи: 5

      • Я даже больше скажу: они умнее нас. А вообще надо все-таки разделять проблемы: перевод стрелок на летнее время и обратно и сокращение часовых поясов. Просто эти два события совместили во времени для удобства, но общего между ними мало.

    • Роман Романов, правильно все говорите. Логично и аргументированно. Время вообще штука интересная и до сих пор до конца не познанное. Потому как бесконечность. А вот пример из жизни - когда я жила на Дальнем востоке, летели мы как-то в Ленинград из Владика. И все время время (во тавтология) нам навстречу двигалось (разница-то в 7 часов). До сих пор вспоминаю. И в Ленинграде в это время - белые ночи. Короче мы как вылетели в ночь, так в ней и остались какое-то время. Во как!

  • Лино мне по х.... как называются те часы когда восходит и заходит солнце. Я и многие другие живём по биологическим часам, и по звонку будильника. Гораздо важнее чтобы СМИ не раздували проблем из мелочей. Писакам за это деньги платят, а у простого народа - башка начинает трещать от надуманных проблем.

  • Иван Дорошевский Иван Дорошевский Дебютант 27 марта 2010 в 07:41 отредактирован 23 мая 2018 в 18:46 Сообщить модератору

    Помоему у некоторых просто проблема с ТИХИМ знонком будильника и с желанием хоть чем то прославиться. хотябы такой глупой вещЪю как пустым гонянием стрелок по циферблату. Ни этм славен президент и его правительство...

  • Юрий Сунгурцев, если посмотреть по карте новых часовых поясов. то МСК + 3 и МСК +5 тоже лишние, да и МСК + 7 тоже слишком узкий поясок получается, по сравнению с другими.

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий удален
    • Влад Коган, "цветок просыпается в определенное время и засыпает тоже, как бы мы не меняли время на человеческих хронометрах"

      Если горшок с цветком перевести из Калининграда в Магадан, то изменится, то же самое будет, если его утром накрывать темным колпаком, а вечером подсвечивать электричеством.

      Кстати, курам увеличивают световой день электричеством, и количество яиц в год больше в разы

  • Юрий Сунгурцев Юрий Сунгурцев Мастер 26 марта 2010 в 02:22 отредактирован 26 марта 2010 в 02:23 Сообщить модератору

    хотелось бы включить в текст новую карту часовых поясов России - фото ИТАР ТАСС

  • Комментарий удален
  • Олег Чернозёмов Олег Чернозёмов Дебютант 27 марта 2010 в 15:42 отредактирован 27 марта 2010 в 17:59 Сообщить модератору

    да ладно вам, "в последний раз"... этот спор бесконечен.
    Думаю, что если и решатся поэкспериментировать какое-то время, в итоге вернутся к переводу стрелок.
    Большинство развитых стран мира переходят на летнее время, в Северном полушарии почти одновременно. IMHO в наш век глобализации менять разницу Москвы с Европой постоянно с 2 на 3 часа - и с США с 8-11 на 9-12 - внесёт больше дезорганизации и неудобств, чем пользы. Полный отказ от перевода стрелок если и осуществлять - то скорее всего в соединении с другими странами.
    Кстати, лично мне этот перевод даже нравится - привык. Как щелчок тумблером - в марте - раз! и вечер становится сразу длиннее, напоминая - впереди весна и лето. В октябре - щёлк - серость осени сразу скрашивается лишним ночным часом, но и утро становится светлее, не таким мрачным, легче вставать. Что-то в этом есть, помимо разговоров об экономии энергии.
    А сельскому хозяйству этот перевод и так без разницы - оно живёт по солнцу.
    Самарская область снова будет жить по Москве? хаха, какая новость. Почему-то у людей такая короткая память. Году в 92 Самара уже переходила на московское время и после лет 5 все в Самаре резко захотели вернуться к своему естественному поясному времени - странно как-то, когда в июне в 3 часа ночи солнце висит над горизонтом. Пройдёт лет 5 - опять запросят своё поясное.
    Сравнение Самары с Саратовом некорректно - Саратов по меридиану и по расстоянию на 300км ближе к Москве.
    Называется - бег по кругу или наступание на те же грабли. Вся эта история - видимость бурной деятельности - слияние-разлияние областей, часовых поясов. "А вы друзья, как ни садитесь..." (И.А.Крылов)

    • Как щелчок тумблером - в марте - раз! и вечер становится сразу длиннее, напоминая - впереди весна и лето. В октябре - щёлк - серость осени сразу скрашивается лишним ночным часом

      Соглашусь, аттракцион вполне может скрасить блеклую жизнь скучающим менагерам.

      Но множество мамашек, кормящих сиськой свое дите, диспетчеров ж/д и прочих включая воздушные видов транспорта, металлурги, и т.д., спасибо за этот цирк никому не говорили и не скажут.

      Оценка статьи: 4

      • Сергей В. Воробьев,
        Я не "скучающий менагер" и никогда им не был. Мамашкам переводы часов вообще по барабану, они в декрете, у них часы кормления от курантов на Спасской башне не зависят. Диспетчера в основном работают суточными сменами, так что влияние сдвига на них не очевидно, у них вообще работа вредная по определению. За металлургов не скажу - среди них наверно тоже есть разные люди, как и среди "менагеров". И вообще, перевод стрелок не вчера начали делать, в СССР с 81г., в Европе ещё раньше.

        • Похоже, я неясно выразил мысль.

          Мамашкам переводы часов вообще по барабану, они в декрете, у них часы кормления от курантов на Спасской башне не зависят

          1. На фоне новейших исследований о зависимости удойности КРС от транслируемой в коровниках музичке Ваша сентенция малоубедительна, а с учетом что в действе участвует еще и непосредственно объект кормления, которому побарабану потуги чиновничков совладать со Временем, - преступна.

          И вообще, перевод стрелок не вчера начали делать, в СССР с 81г., в Европе ещё раньше.

          Ну, жечь Храмы выпендрежники от власти начали еще раньше. Что там Время..

          Оценка статьи: 4

          • Кхе, смею заметить - в те времена, когда храмы те еще только строились - расписание дневное было приспособлено к началу светового дня.
            Что занятно - храмы должны быть сориентированы по оси восток-запад. Меж тем реальность демонстрирует отступления от этой нормы. Потому как не по "стрелябии" мерили, или по чему там восток определяют))), а по точке восхода солнца. Каковое в разные времена года в разных местах восходит.
            Вообще, порядошные жаворонки уже с февраля часов в шесть вскакивают с постелей - и свищут, свищут, свищут!!! А совам никакой Медведев не указ, у них все время - время одно: неудобное для проснутия))

        • Олег Чернозёмов, все ваши аргументы сводятся к тому, что перевод стрелок безвреден. Неубедельно. А польза?

          • Роман Романов,
            "...все ваши аргументы сводятся к тому, что перевод стрелок безвреден. Неубедельно. А польза? "

            ответ неверный, я не могу утверждать - вреден или нет, я не специалист. Я только сказал, что:
            а. Перевод стрелок лично меня не напрягает и лично для себя я даже научился за много лет находить что-то положительное в этом - могу сравнивать, ибо достаточно долго прожил и до перевода. Согласен, что вероятно найдутся люди, которые переносят это тяжело. Так же, как например - я люблю малину, а у кого-то от неё аллергия. Это не значит, что малина однозначно вредна.
            b. Так как эта идея пришлась ко двору давно и во многих странах и пока желания массово отказаться от неё не заметно, вероятно она и не так уж отвратительна.
            И вообще, основная мысль моего комментария была - периодическая смена туда-сюда то поясов, то ещё каких-то малозначащих атрибутов, вроде Пермская область/Пермский край - не есть полезная деятельность, но её видимость. Особенно, когда это происходит по кругу.

    • Комментарий удален
      • Александр Сорокин,

        "Предположим, в ноябре темнеет по летнему времени в 16.00 (В моём родном Саратове). С переводом стрелок начинает темнеть в 15.00. Хочется повесится, когда в три часа уже заходит солнце. Кто-то может с этим поспорить? "

        Увы, сколько людей, столько и мнений. В "родном Саратове" зимой начинает темнеть в 15:00 - но зимой в Саратове время как раз наиболее близко к астрономическому, разница всего около 4 минут (а в Лысых горах, Петровске, в Пензе и Камышине похоже MSK совпадает с солнцем). То есть "в старинные года" так оно и было как сейчас зимой и люди как-то жили - не тужили. А вешаться не надо, время тут ни причём.

      • Александр Сорокин,
        "развитые страны" в данном контексте не должны вызывать никакой изжоги. В основном это страны обоих полушарий, находящиеся между тропиком и Полярным кругом. Всё, что между двух тропиков - в летнем времени и не нуждается, тк восход и закат там примерно в одно время круглый год и длина дня/ночи зимой и летом отличается мало.
        К тому же, хотим мы этого, или нет, мы включены в глобальную жизнь.
        Кстати, о Саратове. Интересно, что именно Саратов ближе к "истинно" московскому времени, чем даже Москва - то есть зимой астрономический полдень в Саратове наступает около 11:56 час, летом на час позже. А в Москве соответственно в 12:32 и 13:32.