Игорь Ткачев Грандмастер

Пасха. Праздник верующих или ярмарка скоморохов?

Именно такой вопрос — в заглавии — я неосторожно задал «верующим» родственникам своей некогда жены, когда мы все вместе собрались в этот светлый день, чтобы порадоваться друг другу и тому, что бог послал. Бог в тот день послал, как и другим «верующим», килограммов пять замаринованного мяса — на шашлычок, тазик салата, десятка три окропленных святой водой крашенных яиц, с десяток таких же окропленных куличей, литра два водки и прочей мелочи, которая не стоит упоминания и внимания, ибо любой уважаемый читатель славянской наружности от брестского Полесья до сопок Камчатки и без того прекрасно осведомлен о православных застольных традициях. Вернее, это был не вопрос, а констатация того, что я видел вокруг, и от осмысления чего вслух я удержаться никак не смог. Грешен. Каюсь.

Все было — «как у людей». Если не ошибаюсь в своих скромных конклюзиях, именно так звучит сегодня чаяние масс: «Чтобы все — как у людей!». А у людей: квартира в центре, дача на периферии, машина «Опель», жена в шубе, детки в институте. И православные праздники. Все — как у людей.

Даже у знакомых мне азербайджанцев — и то, «как у людей»: «Христос воскрес», сало и водка. Вот какая сила христианской веры!

В этот светлый день с утра раздаются телефонные звонки. «Христос воскрес! Желаю вам счастья, здоровья и побольше денег!» — то и дело раздается тут и там. Так и хочется такого «верующего» стукнуть по пустой голове, чтобы опомнился. Это не Новый год, олух царя небесного! Какое счастье, какие деньги?!

 — Ты куличи и яйца «свинтить» — как здесь говорят — идешь? — интересуется моя коллега.
 — Нет, не иду. Я в чудодейственную воду из-под крана, «освященную» жирным батюшкой, приехавшим на внедорожнике, не верю — начинаю я раздражаться.
 — А в церковь пойдешь?
 — Чтобы давиться в толпе «верующих», слышать шипение бабушек и чувствовать нетерпение и раздражении «своего ближнего»? Упаси меня Бог.

Вижу недоумение на лице вопрошавшего. Словно я нехристь какая. Еретик.
Погань.

 — А вы пост держали, уважаемая? — не в силах сдержать я своей язвы, обращаюсь к ней. — Мысли свои от алчных помыслов очистили? Страждущим и нуждающимся, хотя бы на время Великого Поста, помогали? Рот свой от брани закрывать старались? Ближних своих не судили? (Так чего ж вы лезете со своим свиным рылом — так и хочется ей бросить, но во время удерживаюсь).

Нет, пост вы не держали, все это время сплетничали о своих коллегах, осуждали других, все ваши «нерабочие» мысли устремлялись лишь на то, где взять денег для того, чтобы закончить евроремонт и купить себе и своим чадам обновку по весне, заменить старый мобильный телефон, потому что вышел из моды, на новый, сделать прическу, потому что придут гости, чем бы удивить из блюд их же, помириться с любовником, выплатить кредит, а в последние два дня вы, вдруг, «уверовали», вспомнили о Воскресении Спасителя Иисуса Христа, потому что вам об этом напомнили по телевизору, и теперь вы вся такая набожная-набожная, черт вас побери!

Вы наверняка высоко думали о божественном тогда, когда я, безбожник и крамольник, принес старые туфли и клал их в свой шкафчик, и вы, сгоравшая от любопытства, поинтересовались, что я это там делаю. И когда я ответил: «Это я для того бездомного сумасшедшего старика, что каждое утро стоит под нашими окнами», — вы презрительно, с неудовольствием, выпятили нижнюю губку, словно это были ваши башмаки, а не мои, а потом долго рассуждали на тему «бомжей и пьяниц», всячески выказывая свое высокое христианское «фи». От своего чистоплюйского «фи» вы не могли удержаться и всякий раз, когда я носил ему бутерброды или покупал сигареты, как и многие другие, «благорожденные» и гладкодушные.

И когда мы вместе шли мимо молодого бедолаги, валяющегося на сырой земле, как мешок с тряпьем, рядом с остановкой, на которой толпилось человек пятьдесят и ни у одного «верующего» не нашлось времени и достаточной веры, чтобы поднять его с грязного бетона и усадить на скамейку, вы потащили меня за рукав, когда я кинулся поднимать этот мешок, потому что вам не хотелось испачкать о грязного бродягу свое чистоплюйское реноме — вдруг вас увидят знакомые!

И когда я давал вам адрес детского дома, куда нужно было отвезти ненужные вам вещи, «которых у вас было полдома», как вы неоднократно говорили, вы вдруг срочно засобирались домой, а когда я повторил свое предложение, вы, защищаясь, словно я тигром нападал на вас, бросили мне «Пускай государство помогает», и побежали скорехонько по магазинам.

Зато теперь вы печете куличи, варите яйца и идете в церковь, ни черта не соображая, зачем вообще вы все это делаете! «Все делают» — ваш самый сильный аргумент. А после вы втиснетесь всей своей набожной тушей за праздничный стол, чтобы предаться пьянству и чревоугодию, «потому что Господь велел»!

Да знаете ли вы, что я, упоминающий черта через каждые два слова, принципиально не ходящий в этот день в церковь, не ублажающий свой живот и свое мещанское эго, в тысячу раз больший верующий, чем вы, со всеми своими «христианскими традициями» — яйцами, куличами и пожеланиями счастья и денег, в коих вы ни черта не смыслите! И к черту ложную скромность!

Давайте будем откровенны. Пасха — еще один повод для русского человека, чтобы напиться и наесться, не пойти на работу, предаться празднеству и безделью. Как Новый год или День святого Валентина. Без разницы.

На работе я опросил десять человек относительно праздника и его ритуала. Пятеро из них с легкостью вспомнили, что это Воскресение Господне. Пятеро затруднились дать убедительный ответ или дали его неуверенно. Второй вопрос о традиции покраски яиц и выпечки куличей ввел девятерых в глубокий ступор. Один дал правильный ответ. На мой вопрос относительно происхождения слова «Пасха» ответа не дал никто. То же — о еврейской, первоначальной Пасхе. Резюме: многие из нас сами не знают, что празднуют. Но празднуют. Праздник ради праздника.

И это, принимая во внимание тот факт, что Пасха, наряду с Рождеством, — два самых главных христианских праздника. Что уж там говорить о Сретении, Преображении и Успении, которые многие из нас «отмечают», но ни рожна не понимают, что они «отмечают»? А был бы повод!

Двое моих знакомых в прошлом году пошли в ближайший прилесок и наломали там две охапки «котиков». Принесли домой и поставили в вазы. «А для чего?» — спрашиваю. А в ответ «ме» и «бе». «Так принято».

Другие тащат домой болотный аир, листья клена и еще какую-то зелень. Понимаю, традиция. Но ее, раз вы ей следуете, хотя бы, неплохо было знать, а не бездумно уподобляться всем, «кто так делает».

Давно сделанное наблюдение: как правило, те, кто, за неделю до Пасхи начинает обсуждать походы в церковь, освещение яиц и куличей, пасхальное меню и культурную программу отдыха и развлечений на этот день, больше всего пекутся о внешней стороне, и меньше всего знакомы с истинным смыслом этого христианского праздника.

Уже с десяти утра по округе разносится аромат мяса на углях. В магазине радостные помятые лица, поздравляющие продавщицу, друг друга и кого-то по телефону.

Сегодня, в Светлый Праздник Воскресения Христова, часам к пяти, ко мне припрутся пьяные соседи и будут радостно и нудно поздравлять меня, словно это не Иисус воскрес, а я. Я буду долго и раздраженно объяснять, что я занят, и что я не пью и что у меня дела, а они будут долго и нудно удивляться. Потом, вернувшись к себе, они радостно нажрутся еще больше, им станет совсем хорошо, и они вообще перестанут соображать, что они празднуют.

Другой сосед, — «я в бога не верю, все это церковный обман» — будет соловьиным голосом поздравлять меня по телефону, звать к себе и снова долго удивляться тому, «как это я один, да еще и не пью». Он начнет меня жалеть, пожелает мне снова сойтись с бывшей женой, потом еще с кем-нибудь, потом пообещает познакомить с «одной знакомой». А когда я заикнусь о том, что «вы же не верующий, так какого…», он на следующий день пройдет мимо, даже не поздоровавшись, словно я обидел его в его самых лучших чувствах.

До вечера на моем телефоне будут раздаваться звонки с поздравлениями и пожеланиями тех же здоровья, счастья и денег, и я буду злиться все больше и больше от этой общепринятой глупости.

До ночи народ будет пить и есть. Орать песни. Драться. Мириться. Обоссыт и облюет фонарные столбы и автобусные остановки. Во славу божью. Аминь…

«Согласно благочестию первых христиан, на VI Вселенском Соборе постановлено для верных: от святого дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя (Фомины), во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писания внимая и святыми Тайнами наслаждайся. Ибо таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни не бывает конское ристалище, или иное народное зрелище».

P. S. Кстати, жена меня тогда за крамольный вопрос так и не простила. Вскоре мы развелись.

Обновлено 12.04.2010
Статья размещена на сайте 9.04.2010

Комментарии (89):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А во Львове водку (ну и вообще алкоголь) не святят... И не пьют за пасхальным столом. Что очень сильно изумляло моего бывшего мужа (уроженца Санкт-Петербурга). Вся предпасхальная неделя расписана: в среду хлеб пекут, в четверг моются, убирают, писанки расписывают, в пятницу строгий пост и скорбление, в субботу молитвы, а с вечера святить начинают.
    Теперь понятно, почему так много киевлян, москвичей едут на Пасху во Львов. Праздник у нас действительно светлый.

    Оценка статьи: 5

  • Игорь Ткачев, всё верно написали. Имею аналогичный опыт общения на эту тему с разными людьми. Некоторые, видимо, побаваясь моих вопросов типа "А что праздуем?", поздравлять меня не спешат. Хотя по инерции ещё бывает.

    Спасибо за статью. И не столько за статью, сколько за позицию.

    • Николай Лаврентьев, да пожалуйста.
      В сети не так сложно быть героем и нонконформистом. Сложно - в жизни.

      • Игорь Ткачев, я знаю. Иногда просто приятно вновь осознать, что ты не один такой. Спасибо.

        Ну, а то, что "сложно в жизни"... Ну так что ж? Если можешь, откажись и будь как все. Если можешь...

        Когда "сложно" становится нормой, то тебе уже и не сложно. Сложно другим ... с тобой. Спать трудно.

        • Николай Лаврентьев, да не за что. Нас много, но мы часто невидимы. Думающий человек ужасно труслив (только не торопитесь заявить, что Вы нетрусливы - как бы Вас не зачислить в ду..., глу..., недумающие-).
          Другим сложно - согласен. У меня, как написал, семья из-за этого распалась. В коллективе также предпочитаю держать рот под амбарным замком (был неоднократно бит - не понравилось. Хотя и говорят, что слово правды мир перевесит.).
          Спасибо Вам!

          • Игорь Ткачев, ничего удивительного, что семья распалась. Удивительно было бы (для меня), если бы семья сохранилась. «Радикальный пересмотр житейской философии», как Вы выражаетесь, часто стряхивает с человека всё чуждое, ложное, наносное, неживое, мешающее. По сути человек остаётся, словно без кожи, а это весьма болезненно, особенно в первое время. Пока новая кожа не нарастёт. И в этот период, когда новая кожа нарастает, когда ты уже точно знаешь, чего тебе больше не нужно, когда уже чётко видишь фальшь и кукольность старых и весьма популярных в обществе идей, но ещё не можешь чётко сформулировать или осознать свою новую житейскую философию, можно побыть и трусливым. Но с нарастанием новой кожи трусливость проходит. Перспектива быть зачисленным «в ду..., глу..., недумающие» по мере отдаления от одобряемых обществом взглядов постепенно перестаёт пугать. И когда после всего этого к тебе возвращается дар речи, то в тебя либо летят камни и помои, либо тебя слушают раскрыв рот. Однако новую кожу камни уже не повреждают, а помои не пачкают. Всё это тебе как с гуся вода.
            Новая жизнь — это новая жизнь практически во всём. В том числе и в отношении семьи. Но семья — это только часть новой жизни. Кроме семьи есть ещё много всего…

  • Пасха. Праздник верующих или ярмарка скоморохов Почему "или" ?

    Пасха... Праздник верующих и ярмарка скоморохов, сборище шутов гороховых и повод нажраться, вспомнить о Библии и забыть какой рукой крестятся, плюнуть в икону и лобызать, православный праздник и христианско-католический, светское ханжество и истовая молитва...

    Всему есть место на Земле.

  • Ёлка

    "Еще в дохристианские времена древние германцы в день зимнего солнечного солнцеворота (24 декабря) наряжали деревья в лесах, задобривая лесных духов. Чаще всего наряжали ель, сосну или другое вечнозеленое дерево, как символ вечной жизни. Позже, с приходом христианства, лесных духов почитать перестали, но традиция наряжать ель или сосну на 24 декабря (а это уже был день Рождества Христова) осталась. Теперь елка стала рождественским символом. И, так как через неделю начинался Новый Год, новогодним. Языческий символ стал, таким образом, христианским. Елке придали христианский символизм. Звезда на елке- символ Вифлеемской звезды. Горящие свечи- символ Святого Духа. А сама елка, вечнозеленое дерево- символ вечной жизни в Боге.
    Сейчас елку на Новый год и Рождество можно встретить повсеместно- как в домах людей, так и в церковных помещениях- и в православных храмах, и в католических, и в протестантских молитвенных домах. Разве что ультра-консервативные христиане отвергают её из-за языческого происхождения этого символа. Мол, это связь с бесами. Что ж- такое мнение имеет право на существование. Но, думаю, не всегда внебиблейское означает антибиблейское. Хотя, конечно, каждый верующий должен сам решить этот вопрос- ставить елку или нет- сообразно своей христианской совестью. Но не осуждать тех, кто поступает, в подобном случае иначе (Рим.14,15:1-3)"

    Оценка статьи: 2

  • Радоница

    "- 9 день от Пасхи - родительский день, день особого поминовения усопших.

    читать дальше →

    Оценка статьи: 2

    • Игорь Абрамов, спасибо за цитату.

      Многие источники именно о том и говорят: Радоница - языческая традиция. Принятая на вооружение православной церковью. Впрочем, как и многое другое. И здесь стоит вспомнить хотя бы жестокое уничтожение христианами язычников. Разрушение языческих святынь, пытки, умерщвление.

      Вот такой вот парадокс: язычество - грех, но не все языческие обычаи и традиции таковыми являются.

      Вот и некоторые западные церкви гомосексуалистов венчают.

      По мне - день поминовения, вообще,- не такая уж дурная традиция. Помянуть предков - разве плохо? Только вот рвение, с которым многие предаются данномму ритуалу - и верующие и неверующие, - по-моему, заслуживает нашего внимания. Как Вы находите?
      Если, конечно, рассуждать и думать, а не просто принимать то, что нам вякий раз подсовывают.

      С уважением.

      • Игорь Ткачев, церковь для наррода, зачем же отнимать то, что стало национальной культурой. Запреты не помогут, а загонят в "подполье", так не лучше ли разумно управлять.
        Прошу прощения, дурак архитектор планирует дорожки так, что люди будут ходить мимо и протаптывать новые, хоть ставь, не ставь таблички "Хода нет", а умный видит, где ходят люди и спланирут так, что будет и красиво и не будут ходить по газонам. Вы ошибаетесь, считая церковь закостеневшей; есть у нее догмы, но они касаются внутрицерковной жизни, а к любому человеку она относится уважительно, верующий, или нет.
        "Не суди и не судим будешь"

        Оценка статьи: 2

  • Всем спасибо за комментарии.

    Еще один повод задуматься...

    Не успели христиане, православные и католики, отметить день воскресения Иисуса Христа, как подоспел другой, не столь заметный и значимый, как Пасха, но также отмечаемый поголовно, всеми, праздник, Радуница. Или, как его еще называют, Родительское, Деды, Дзяды. По-моему, замечательный обычай православных народов поминать умерших, вспоминать в кругу семьи тех родных и близких, кого уже нет рядом, воскрешать в памяти все то, хорошее, что эти люди оставили после себя. Правда, невольно возникает одно «но»: Радуница – праздник самый что ни на есть языческий, и добрым христианам, прославляющим Иисуса Христа, не гоже его отмечать. И даже больше: не имеет права зваться христианином тот, кто продолжает чтить языческие обряды и обычаи. Почему? Да потому что в Библии черным по белому записано, что язычество – большой грех.

    Доходит до того, что на кладбища приглашают священников, и те, с кадилами и в рясах, совершают какие-то православные обряды на могилах усопших. Вместе с родственниками читают молитвы, кропят водой могилы и кресты, берут за это мзду и едут на другое кладбище. Работа, да и только.

    Задаю вопрос таким верующим: «Радуница – языческая традиция. Вы – христиане, чтящие Христа, отмечающие Рождество и Пасху. В Библии, у святых, старцев, везде, язычество резко осуждается. Раньше «добрые» христиане расправлялись с язычниками самым жестоким способом. Так почему вы чтите своего христианского бога, и в то же время, блюдете языческие обычаи и традиции?». Самый популярный ответ: «Потому что так делают все».

    Прошлой зимой, на фронтоне одной из церквей, я заметил украшенную игрушками елку. Зайдя в церковь, после службы, я поинтересовался у одного из служителей, почему у них в церкви находится языческий символ. Служитель ответил мне коротко и исчерпывающе: «Выйдите из церкви».

    • Игорь, вы ошибаетесь. Радоница - особый день поминовения усопших в христианском православном календаре. Как и родительские субботы.
      И ель - вовсе не языческий символ, для украшения христианских храмов различные растения использовались с древности.

      • Люба Мельник,
        с древности? -) Означает ли это с установления христианства на Руси?-)
        Люба, Вы ошибаетесь: празднование Нового Года, Масленица, Ивана Купалы и многое другое - суть языческие традиции, существовавшие до пришествия христианства на Русь. Говорю Вам авторитетно.

        • Вообще-то мы говорим не об истории праздников, а о каноничности их для христианской церкви вообще, для христианской православной - в частности. Вы утверждаете: такие-то праздники - языческие. Я же отмечаю: эти праздники приняты в христианской церкви, значатся в официальном календаре годичного круга.
          То же и с елью. В наборе символов христианства присутствует немало растений, предметов, явлений, которые освоены были и другими религиями.

      • Люба Мельник, возможно.

        Но по доступной информации, Радоница - самый что ни на есть языческий праздник. Как и языческая традиция хороводов вокруг елки, Ивана Купалы, Масленица.
        Другой момент, что Радоница была принята православной церковью. Но это другая тема.

        Спасибо.

  • От свиного рыла

    Я бы не взялся «за перо», если бы не большинство одобрительных комментов к этой статье «а ля Воланд».

    Скажу для автора – для Вас, к великому сожалению, как и для всех агностиков, думающих, что они что-то знают, конечно, Великий Праздник Пасхи – Праздник скоморохов. Вам не нравится, как отмечают люди этот праздник? А Вам то что? Вы же, кажись, неверующий, и этим шибко гордитесь? А если Вы верующий (что крайне маловероятно), то не имеете ни малейшего права обвинять других в «фарисействе». Для христианина не существует вопроса «Кто виноват?», ибо всегда христианин считает себя самого грешным и недостойным. И кстати, выражения типа «фарисейство» и ссылки на Вселенский Собор звучат забавно в устах неверующего.

    Далее, на приветствие «Христос Воскресе!» отвечают «Воистину воскресе!». Это именно ПРИВЕТСТВИЕ, оно не обсуждается. Также, как Вы не обсуждаете, почему Вам сказали «Здравствуйте!» или «Привет!». Если Вам не нравится такое приветствие, можете сказать, просто «Здравствуйте», или промолчать, что в Вашем случае, вероятно, невозможно.

    Теперь «поцитатно»: «Даже у знакомых мне азербайджанцев – и то, «как у людей»: «Христос воскрес», сало и водка. Вот какая сила христианской веры!» Причем здесь сила веры? Вы что хотели, чтобы азербайджанцы голодали и тогда Вы бы уверовали в Христа?

    «В этот светлый день с утра раздаются телефонные звонки. «Христос воскрес! Желаю вам счастья, здоровья и побольше денег!» – то и дело раздается тут и там. Так и хочется такого «верующего» стукнуть по пустой голове, чтобы опомнился. Это не Новый год, олух царя небесного! Какое счастье, какие деньги?!» Забавно, оказывается, желать «счастья, здоровья и побольше денег» можно только на Новый Год? А в другие дни можно? Если да, то укажите Вашим друзьям в какие дни и с какими именно поздравлениями можно к Вам подходить, чтобы не быть укушенным?.

    «Я в чудодейственную воду из-под крана, «освященную» жирным батюшкой, приехавшим на внедорожнике, не верю». А в какую «воду» Вы верите? Если бы вода была не из-под крана, а из источника Вы бы поверили? Заметим, что сам Спаситель – Христос крестился в водах Иордана – далеко нестерильных и прозрачных водах. А если бы батюшка был бы не «жирный», а худощав, как Гитлер или Геббельс, Вы бы в него поверили? А если бы он приехал не на внедорожнике, а пришел бы пешком и был бы весь в лохмотьях – Вы бы поверили? Также заметим, что после расстрела на Гимлере были штопанные носки – вот такой был бессребреник!

    В церковь Вы не ходите, дабы не «давиться в толпе «верующих», слышать шипение бабушек и чувствовать нетерпение и раздражении «своего ближнего» А если бы церковь была бы просторной, в ней не было бы бабушек и т.д., Вы бы пошли? « Упаси меня Бог». Вот именно – упаси! Также заметим, что первые церкви христиан располагались далеко не в комфортных условиях, зачастую дома у верующих, иногда и в катакомбах. Вокруг Христа было столько людей, что для того чтобы привести к нему больного, разбирали крышу в доме и спускали инвалида к Его ногам.

    «– А вы пост держали, уважаемая? – не в силах сдержать я своей язвы, обращаюсь к ней. – Мысли свои от алчных помыслов очистили? Страждущим и нуждающимся, хотя бы на время Великого Поста, помогали? Рот свой от брани закрывать старались? Ближних своих не судили? (Так чего ж вы лезете со своим свиным рылом – так и хочется ей бросить, но во время удерживаюсь).» Ой, какая сила слова! Только пустое это – ибо Вы сами пост не держали, а если подали кому-то, то грош цена Вашем доброму поступку (поступкам) ибо раструбили об этом на весь мир!

    «Зато теперь вы печете куличи, варите яйца и идете в церковь, ни черта не соображая, зачем вообще вы все это делаете!» Интересно, а Вы сами знаете, в чем смысл этого обряда?

    «Да знаете ли вы, что я, упоминающий черта через каждые два слова, принципиально не ходящий в этот день в церковь, не ублажающий свой живот и свое мещанское эго, в тысячу раз больший верующий, чем вы, со всеми своими «христианскими традициями» – яйцами, куличами и пожеланиями счастья и денег, в коих вы ни черта не смыслите! И к черту ложную скромность» - да Вы не просто верующий, Вы – святой!

    «Давайте будем откровенны. Пасха – еще один повод для русского человека, чтобы напиться и наесться, не пойти на работу, предаться празднеству и безделью. Как Новый год или День святого Валентина. Без разницы» Тут Вы совершенно правы! Зато после этой Вашей статьи – Вы просветите людей, как надо вести людям на праздники.

    «На работе я опросил десять человек относительно праздника и его ритуала. Пятеро из них с легкостью вспомнили, что это Воскресение Господне. Пятеро затруднились дать убедительный ответ или дали его неуверенно», а Вы знаете почему в Вашей семье отмечается Ваш день рождения? Почему существует традиция в этот день приглашать гостей на угощение, печь торт, устанавливать на нем свечки, задувать их и т.д. и т.п. Или этот «вопрос введет вас в глубокий ступор»? Не пытайтесь ответить – это традиция! Есть, конечно, толкование ритуалов. А получать подарки в этот день, небось, приятно? А Вы не спрашиваете себя, почему нужно вообще что-то в этот день дарить?

    «Давно сделанное наблюдение: как правило, те, кто, за неделю до Пасхи начинает обсуждать походы в церковь, освещение яиц и куличей, пасхальное меню и культурную программу отдыха и развлечений на этот день, больше всего пекутся о внешней стороне, и меньше всего знакомы с истинным смыслом этого христианского праздника» . Вы знакомы? Вот и пекитесь о спасении именно Вашей души!

    Честь имею!

    • Армен Ананян, едко, зло, колко! Но зато как правильно Жирный поп, шикающие бабушки, водопроводная вода. это ведь такие же обряды или причины в которые верят такие как автор. Вспоминаются слова из фильма мусульманин, когда молодого человека убивают за то что он не такой, как все:"Не верите вы в Иисуса? _ Не верьте. Не верите в Магомета? - Не верьте. Но во что нибудь то хоть верьте". И у автора тоже такая же показная вера, которую он усиленно обличает в статье. Посмотрите какой я белый пушистый, я даже смысл ваших обрядов знаю, я историю вселенских соборов знаю, а вы ничто и звать вас никак. Поэтому совсем неудивительно, что автор атеист.Верующему человеку знакомо такое понятие как прощение. Обличение - удел атеизма.

    • Армен Ананян, очень зло Вы отвечаете, на мой взгляд. Если человек пишет правду, не стоит ли вначале понять его точку зрения?

      И знаете, вот Ваш абзац:
      «Зато теперь вы печете куличи, варите яйца и идете в церковь, ни черта не соображая, зачем вообще вы все это делаете!» Интересно, а Вы сами знаете, в чем смысл этого обряда?
      контрвопрос - а ВЫ знаете? И в чем же смысл этого обряда, по Писанию? Разъясните мне популярно, я к Богу обратился 10 лет назад, так вот и не знаю теперь до сих пор - и в чем же смысл яйца красить?

      • Армен Ананян Армен Ананян Профессионал 19 апреля 2010 в 13:11 отредактирован 19 апреля 2010 в 13:27
        Религиозное значение окрашивания яиц и кулича

        Уважаемый Сергей Павлов, приведенный абзац (выделенный курсивом) не мной, а автора.
        Никак не могу оставить свой ответ – «сбрасывает» сайт.
        Что касается обряда (именно обряда) окрашивания яиц и т.д., то наиболее распространена следующая трактовка (кстати не раз описанная в "ШЖ"): когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. Символом Пасхи является агнец, в форме которого в России обычно пекут пирог. В южных странах - Болгарии, Италии на Пасху закалывается ягнёнок или, по крайней мере, зажаривается «чеверме» из ягнёнка.
        Артос (греч. – квасной хлеб), всецелая просфора, большой церковный квасной (дрожжевой) хлеб с изображением креста и тернового венца, печется специально для празднования светлого Воскресения Христа, на Пасху. Согласно Ветхому Завету апостолы, принимаясь за трапезу, оставляли место в середине стола пустым, для невидимо присутствующего Иисуса Христа и клали на него хлеб.
        В первый день Пасхи артос обносят вокруг церкви с крестным ходом и, по примеру апостолов, оставляют на особом столе, аналое. Всю неделю этот хлеб находится в храме. В субботу в святую седмицу, после благословения, раздают его всем верующим. Это символическое выражение того, что Христос сделался для христиан настоящим хлебом жизни.
        Кулич – домашний аналог артоса. Пекут куличи в чистый четверг на страстной неделе и освящают его в храме. Для приготовления куличей используют дрожжи, это тесто заменяет ветхозаветные опресноки. Таким образом, пасхальный кулич является еще и символом перехода от Ветхого Завета к Новому.
        В Ветхом Завете пасхой назывался закалываемый на праздник агнец (ягненок), прообраз грядущей жертвы Христа, агнца Божьего. Именно Иисусу Христу была отведена роль родоначальника новозаветного христианского рода, поскольку он своей жертвой избавил род человеческий от страданий и бед, греха, проклятия и ада. Воскреснув из мертвых, Христос «смертию смерть попрал», и предстал в новом качестве своей плоти.
        … Религиозный смысл кулича состоит в том, что, вкушая его, христиане, выходцы из языческого мракобесия, празднуя Великую Пасху, пришли к свету Воскресения.
        И, конечно, нельзя не согласиться с Геннадием Климовым: "Христианская Пасха - это праздников праздник и торжество из торжеств. Воскресение Христово победило смерть, дало человечеству шанс на спасение. Но сами пасхальные традиции уходят в саму древность. Смысл их уже непонятен многим нашим современникам".

        • Сергей Павлов Читатель 20 апреля 2010 в 01:42 отредактирован 20 апреля 2010 в 01:43

          Армен Ананян, Вы хоть сами осмысливаете Вами приводимое?
          Согласно Ветхому Завету апостолы, принимаясь за трапезу, оставляли место в середине стола пустым, для невидимо присутствующего Иисуса Христа и клали на него хлеб.
          какие апостолы в Ветхом Завете?
          где написано в Библии об окрашивании яйца? Предания? Я не верю преданиям, например... потому как если из преданий апостолы в Ветхом Завете были - наверное, надо такие предания изничтожить...
          Предположим на секунду, что имеет право на жизнь трактовка о Марии и Тиберии. Вы хоть биографию Тиберия читали? В 31 году (Христос еще не распят) Тиберий раскрывает заговор Сеяна и после этого практически не появляется в Риме, живя на Капри или в Кампании. Мария была вхожа к Тиберию вот так просто, за здорово живешь?
          я пишу не для того, чтоб раздуть скандал... я пишу для того, чтоб опомнились - вы за яйцами и куличами Христа-то видите вообще? (не лично Вы, а подавляющая часть "православных")

          • Армен Ананян Армен Ананян Профессионал 20 апреля 2010 в 11:29 отредактирован 20 апреля 2010 в 12:33

            Сергей Павлов, стараюсь "осмысливать". Касательно Ветхого Завета - я допустил ляп. Каюсь. В Библии ничего не написано не об окрашивании яиц - это верно. Именно поэтому это человеческая традиция. Я биографию Тиберия читал. Гая Светония Транквила - например. Касательно даты распятия Христа, как и Его рождения - есть разные данные. Повторяю снова и снова - речь идет об обряде. Только и только. "За яйцами и куличами" конечно надо видеть Христа. А кто спорит? Я уже писал выше, что когда Вы идете на день рождения Вашего друга, Вы же покупаете какой-то подарок - и это тоже обряд. Нельзя же сказать, что Вы за "подарком не видите Вашего друга". Обрядность, традиции, символы - являются составляющими характеристиками нации, да и вообще любого народа.

            • Армен Ананян, да, конечно,
              Обрядность, традиции, символы - являются составляющими характеристиками нации, да и вообще любого народа. Я ж не спорю с этим. Но, учитывая, что ХРИСТИАНСКИЕ праздники по уровню и смыслу резко отличаются от "Дня города", например, то нельзя их опускать до уровня обрядности...
              В общем-то, насколько я понимаю, изначально статья и гласила (с сожалением, насколько я могу прочувствовать) о том, что для подавляющей части "верующих" все праздники - это всего лишь повод для попойки. Бог даст, наступит время, когда люди будут понимать смысл фразы "Христос воскрес!" во всей глубине...

            • Армен Ананян, извините за вмешательство:

              "За яйцами и куличами" конечно надо видеть Христа. А кто спорит?" - лейтмотив и резюме к моей писанине. Как все просто, и сколько времени и поломанных копий понадобилось, чтобы Вы, Армен, разумный и образованный человек, пришли к такому простому выводу. А ведь многие этого так и не поймут-(

              Вы это понимаете. Отлично. Очень рад-)

          • Сергей Павлов, если уж образованные верующие настолько путаются относительно религиозных обрядов и традиций, то что говорить о простых тружениках села? Какая муть у них в голове?
            "Незнание порождает... веру"???

        • Армен Ананян, извините, что вмешиваюсь.

          Не являлись ли "выходцы из языческого мракобесия", то есть христиане, еще большими мракобесами, со священной инкцизицией, крестовыми походами и нынешней поверхностной ритуальной верой???

          Ни одна из религий не была столь кровопролитной, столь насильственной и столь искажемо-искаженной, как христианство. Об этом написаны тома. Ни один серьезный ученый, будь то теологовед, или любой прочий религовед, не станет этого отрицать. Впрочем, это другая тема.

          Кстати, пасха, или Пасха, имеет самые что ни на есть языческие корни. Как и многие из церковных ритуалов.

          • Игорь Ткачев, мой дорогой друг! Вы мне страшно напоминаете меня лет двадцать тому назад. Такой же максимализм и бескомпромиссность. Конечно Пасха, да и другие праздники вышли из язычества. Христианство "опиралось" на иудаизм, иудаизм, как монотеизм вышел из язычества. И т.д. христианство возникло не на Венере, а на Земле - 2000 лет назад. История христианства была кровопролитной - о да, конечно!
            Ищите дальше и обрящете, мой дорогой Фома Неверующий!
            Надеюсь, Вы также придете к Вере, как и я. Бог Вам в помощь! Только бегайте сект.

            • Армен Ананян, спасибо за добрые пожелания!
              Значит, я еще не так стар-) Что ж, это радует.

              Только есть один нюанс: "я уже искал и обрел". Походы в церковь, каждоутренние молитвы, пост. Хоть и скромная, но вера была. Впрочем, веры я не лишен и сейчас. Как и не лишен вопросов, сомнений, некоторых убеждений.
              Вы ошибаетесь, мой друг, полагая, что неверие в православную церковь (или, скорее, неверие ЕЙ), свидетельствует о незрелости. (Так ли был наивен Лев Николаевич? Да и вся добрая когорта Вольтеров, Ничш и всех остальных замечательных умов?).

              Думаю, Бог нужен всем. Вопрос в том, нужна ли такая Церковь? У каждого свой путь.

              Желаю и Вам всего. Впрочем, как и всем остальным, независимо от веры или ее отсутствия.

              Спасибо.

      • Сергей Павлов, благодарю за внимание.

        По порядку:
        1) К племени религиозных, набожных квази верующих - именно так - себя не отношу. К тем, для кого важнее ритуал. Церковный церемониал. Где стать, что сказать, когда работать и когда отдыхать. Отсюда я имею право, если позволите так выразиться, не знать значения того или иного события. Хотя в данном случае, я знаком, как минимум, с одним из вариантов внешней стороны празднества. Я полагаю, что человек разумный, думающий, ежели что и отмечает (празднует, совершает и пр.) должен стараться понимать отчего и для чего он это делает. Прежде чем подчиниться общим настроениям в обществе, я стараюсь так и делать. Все значения действа покраски яиц и выпечки куличей Вы можете посмотреть в интернете.
        2) Я действительно обнаружил, что многие не знают не только, что у них правая рука делает, но и обе руки и голова впридачу. Не сумел, в очередной раз, пройти мимо-( Излил свою желчь на бумагу. Совершенно неспрведливо?
        3) Я к Богу тоже обращался, обращаюсь и еще обращусь не раз. Абсолютным безверником себя не считаю. Если хотите знать, к какой вере я ближе всего - то отвеу: агностицизм.
        4) Главное: дай Бог здоровья и верующим, и квази верующим, и всем людям доброй воли. Одни верят в Иисуса, другие в Мухамеда, третьи в Будду. Их право. Но мое право, как человека, более-менее, разумного, смотреть по сторонам, задаваться вопросами, подвергать сомнению "истины" социума. Такой у меня, Сергей, рудимент. Весьма неудобный, поверьте.

        Извините за пространные измышления.

      • Татьяна Гусева Татьяна Гусева Дебютант 19 апреля 2010 в 08:56 отредактирован 19 апреля 2010 в 08:57

        Сергей Павлов, может, сначала лучше понять,что действительно движет автором, в оскорбительном тоне отзывающемся об окружающих, и похваляющемся на этом фоне своими "добродетелями"? Ведь это классический случай повышения самооценки за счет унижения ближнего. Что и вызвало такую реакцию. И кому какое дело, кто, что и как красит и во что верит (не верит)? Напомню, у нас в стране -гарантируется свобода совести. Это как с точки зрения права, так и церкви - не повод для осуждения и обсуждения. Есть вещи, которые каждый рещшает для себя. И обсуждать их - дурной тон и признак недалекого ума.

        • Татьяна Гусева, не торопитесь с выводами, прошу Вас.

          1) "Кому какое дело, кто во что красит яйца и во что верит?" Извините, мне дело. Я живу среди таких "верующих". Я - маленькая часть своего общества. И когда, элементарно, я вижу, что люди не понимают ЗАЧЕМ и ДЛЯ ЧЕГО они ч-л делают, мне становится смешно. Или горько, как в данном случае.
          Как часто люди не понимающие смысла совершаемого творили самые гнусные дела? Как часто были увлекаемы толпой?
          Да, это, простите, просто глупо печь куличи, не имея представления для чего. Чтобы поесть? О, да! Заходишь на школе в раздел "христианство, вера, пасха", а попадаешь словно в раздел "кулинария".
          2) Самооценка у меня скорее заниженная, чем завышенная. Поверьте. И я весьма скромный человек. Себя и свои добрые дела на обозрение выставляю крайне редко, и этого не люблю. Данный случай - исключение. Крик.
          И потом, сейчас и здесь, я считаю, что о добрых делах лучше говорить, чем молчать. Авось, кто и последует примеру. А то мы только о дурном кричим, а о добром помалкиваем. Ничего в этом ужасного не вижу.
          3) Уже из психоанализа: человека, как правило, возмущают именно те ситуации, в которых он узнает себя. Если вы истино верущи, знакомы не только с обрядами, но и с их истиным предназначением, вас мой манифест мало тронет.
          4) "Каждый решает для себя во что верить и какие ритуалы соблюдать". Тогда предоставьте и мне право решать, о ком и чем рассуждать, а о чем промолчать.
          Еще раз: я кормлю и ухаживаю за соседской, чужой, собакой. Потому что хозяйке наплевать на нее. Я собираю по округе котов и кошек и также выхаживаю их, хотя окружающие только нос морщат. Я помогаю детскому дому, абсолютно безвозмездно, оставаясь инкогнито (меня "нескромного" даже в лицо не знают). Зимой по округе я собираю тех бедолаг, которые носом уткнулись в снег, и до утра могут не дожить. На работе, если я кому помогаю, то не за шоколадку или в счет будущего "дашь-на дашь". В то время, как большинство тех "верующих", что я знаю, толко носик морщат: "Пахнет. Бомж. Алкаш".
          Пока "верующие", извините за коллоквиализм, пальцем бояться пошевелить, когда такой бедолага оказывается рядом. Они торопятся яйца красить, или в церковь.

          Конечно, я отдаю отчет в том, что не все такие. Что, возможно, Вы не такая. Очень хочу в это верить.

          И я хочу об этом не просто говорить, а кричать. Да, я "хороший", потому что делаю хорошее. А вокруг так много нехорошего, но люди торопятся красить яйца и печь куличи, а не ближнего возлюбить, хотя бы и на минуту. Вот такая моя извращенная философия. Вот я о чем. Хотите, назовите это комплексом "недолюбленного ребенка". Мне - все равно.
          С наилучшими пожеланиями.

          • Да, я "хороший", потому что делаю хорошее

            Игорь Ткачев, что-то вы напутали. Вы правы, что " Уже из психоанализа: человека, как правило, возмущают именно те ситуации, в которых он узнает себя". Только поняли вы это неверно. Человека возмущает в других именно то, что есть в нем, с чем в себе самом он примириться не может. Так вот и совершенствуйтесь, "скромный" вы наш человек. Чего на других-то нападать? И про самоценку тоже не поняли. Как раз вся беда в низкой самооценке. Именно люди с низкой самооценкой пытаются ее повысить, принижая окружающих. Это элементарно: чем ниже (пусть даже и только в своих собственных глазах) тот, кто рядом, тем выше сам себе кажешься. Беда только в том, что ключевое слово - кажешься. Судя по собственному описанию, вы очень хороший, добрый. Может, вам при жизни пора уже заказать себе памятник из бронзы?

            • Татьяна Гусева, из правил блогера:
              "Если случилось так, что вы стали невольным участником флейма, наиболее разумное поведение в этой ситуации – один раз максимально четко, конструктивно и доброжелательно выразить свою позицию, и больше в дискуссию не вступать. Тогда она, скорее всего, затухнет сама. Если же вы будете пытаться доказать, что "вы не верблюд" - флейм будет становиться только жарче и ваше положение и имидж будут лишь ухудшаться."

              Оценка статьи: 2

            • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 20 апреля 2010 в 10:00 отредактирован 20 апреля 2010 в 10:00

              Татьяна Гусева,

              1) я понимаю, что промывать косточки автору, тем более, такому нескромному, гораздо интереснее, чем обсуждать саму статью. И все же: может, поговорим лично о вас, скромной и замечательной? Ну, хотя бы для равновесия?
              2) вам, такой правильной и православной: я, неверующий и неверный, в своем эмоциональном манифесте, осудил квази верующих. Но вы то верующая и правильная! ТАК ОТЧЕГО ЖЕ ВЫ, ОБЛАДАЯ ЭТИМИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМИ КАЧЕСТВАМИ, УЖЕ КОТОРЫЙ КОММЕНТАРИЙ ОБСУЖДАЕТЕ И ОСУЖДАЕТЕ МЕНЯ? Или "не суди - да не судим будешь" к вам лично не относится?
              3) в психоанализе, или скажем в нашей жизни (к черту психоанализ!), имеет место как первое, так и второе, третье, и десятое. В статье я писал о тех, кого знаю БЛИЗКО, ЛИЧНО. Вы улавливаете разницу?
              Вы же ставите мне диагноз заочно. Бросайте эту практику.
              4) здесь снова повторяю для вас (ибо вы излишне упрямы): Я ПИСАЛ О ТЕХ, КОГО ЗНАЮ. С какого перепуга вы взяли, что я написал о всех т.н. верующих???
              5) ваша логика замечательна: замечая краем глаза грязь, глупость и зло, - ну, бывает такое качество у некоторых неравнодушных и не совсем зазомбированных, поверьте мне, - и указав на них, и попытавшись как-то, возможно, вкривь и вкось, исправить ситуацию, тут же слышишь возмущенный крик, читаешь грандиозные конклюзии об авторе и о его писанине.

              Простым и понятным языком: не могу понять, - простите глупца, - Я НАПИСАЛ О ТОМ, ЧЕГО НЕТ И В ПОМИНЕ??? Я СОЛГАЛ??? ВОЗВЕЛ ПОКЛЕП???

              Или по прежнему жив совок: "броня крепка и танки наши быстры"? Все у нас - и так как надо.

              • Игорь Ткачев, вы все еще пытаетесь образумить людей с ПГМ? Бросьте, бесполезно. Истинные христиане поступили так, как их учит их вера - прошли мимо. Приверженцы других религий усмехнулись и кивнули головой, молча согласившись. Ответили вам только две категории: те, кого, как и вас, достало это лицемерие, и те, кто сам в этом лицемерии увяз.

                Оценка статьи: 5

        • Есть вещи, которые каждый рещшает для себя. И обсуждать их - дурной тон и признак недалекого ума.

          Следовательно, введение православия, причем одного только православия, в школе - признак недалекого ума министерства просвещения?

          Оценка статьи: 5

          • Следовательно, введение православия, причем одного только православия

            Виталий Арнаут, странная у вас логика! И выводы - странные. Какая связь между осуждением чьего-то поведения, и преподаванием основ православия? Чего все в одну кучу мешать - и мух, и котлеты? Как говорят в рекламе, почувствуйте разницу!
            И еще - в школе не одно православие. Введено преподавание основ трех мировых религий, а для нежелающих их изучать -
            основы светской этики.

            • Татьяна Гусева, а логика у вас еще более странная. Действительно, зачем мешать мух и котлеты, почувствуйте разницу между религией и этикой. Я вообще не понимаю, какая у них связь.

              Да и вообще, зачем детям всякой ерундой головы забивать?

              Оценка статьи: 5

        • Татьяна Гусева, прям в оскорбительном? Слово "объективный" не принимается? Давайте не будем никого обманывать - Россия, априори считающаяся христианской, от учения Христа очень далека! Заменять смысл праздников пустыми обрядами безусловно легко. В самом деле, зачем забивать себе голову, что дало распятие и воскресение - проще яйцами постучать - вот вроде и Пасха справлена. И вера в Бога, личные отношения с Ним - это намного больше, чем традиция!
          Вообще меня всегда умиляет, когда говорят: "Я русский, тут родился - значит православный!" Исходя из этой логики, любой младенец, родившийся в гитлеровской Германии - автоматически фашист, что ли?

          А насчет того, как у нас в стране гарантируется свобода - давайте помолчим. Все мы равны. Но некоторые равнее...

    • Ближних своих не судили?

      Знаете, Армен Ананян, я тут тоже, "впечатлившись" от косного бахвальства автора, по-быстрому написала отзыв. А потом подумала: ну восторгается человек собственным благородством, широтой души, добротой и уникальными знаниями (я по простоте душевной всегда думала, что на Пасху куличи пекут, а он развеял мои заблуждения - оказывается, торт, да со свечами!). Так ведь сами знаете - сам себя не похвалишь, ходишь как оплеванный. Но главное не в этом . Статья, по большому счету, яйца выеденного не стоит. Тем более - крашеного. Пусть даже у кого-то она и вызвала восторг и понимание. Есть ведь люди, которым в лицо плюют, а они еще и благодарят за это. Это их выбор, их право.

    • Статья замечательная! Абсолютно согласна с автором по всем пунктам. Сама с некоторых пор отношусь к этому празднику с иронией, потому как неверующая, и желание окружающих начинать воскресный день с водки и мяса меня просто раздражает. Я думаю, 90 процентов отмечающих, понятия не имеют зачем и что они отмечают. Но, главное, есть дополнительноый повод... нажраться во всех смыслах, извиняюсь за выражение.

  • )) Обе стороны достойны друг друга. Одна сторона празднует, приплясывая, и силой вовлекая автора в эти пляски. Другая сторона - осуждает, ворчит и гневается. Обе стороны учат друг друга, как надо жить.
    Что о вере говорить - вера простецов всегда такой и была, обрядность застила очи всегда, еще до Рождества Христова.
    Цитата из трудов Вселенского собора - написано, как говорится, от обратного, в осуждение реальности. Которая, в общем с тех далеких веков не изменилась.
    Я не могу понять смысла второй части заголовка - насчет "ярмарки скоморохов".
    А после вы втиснитесь всей своей набожной тушей - втиснЕтесь
    это точная цитата +1: "Согласно благочестию первых христиан, на VI Вселенском Соборе постановлено для верных: «От святого дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя (Фомины), во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писания внимая и святыми Тайнами наслаждайся. Ибо таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни не бывает конское ристалище, или иное народное зрелище»." - включая и то, что дано как речь автора. Лучше бы изменить косвенную речь, чтобы проблем не было. Тем более собор этот относится к 7-му веку, поздновато для первых христиан.

  • мне кажется что зря вы всех под одну гребенку. да во многом люди празднуют потому что есть повод,но не все же

  • Очень хорошая статья, которая призывает думать над тем, что делаешь, что празднуешь.

    А к воде святой у меня всегда отвращение было, оказывается не зря. Чтобы не быть пустословным - ссылка на официальный источник http://www.vesti.ru/doc.html?id=337387&cid=8

    Эх, если бы люди еще узнали бы, в честь чего они рождество празднуют...

    Оценка статьи: 5

  • ак чего ж вы лезете со своим свиным рылом

    Игорь! Да вы - святой! И туфельки бездомному не пожалели, и о детском доме не забыли, и в традициях церковных разбираетесь основательно. А главное - не забыли сообщить всему миру, насколько вы замечательный и - не мещанин. Хвала и слава вам! Осталось только плакаты разместить с вашими фото и перечнем ваших добрых дел. Одно не поняла: чем отличаются люди, перенявшие только внешнюю сторону религиозности и не понимающие сути религии от тех, кто такими знаниями наделен, но делает что-то только для того, чтобы этим, первым, заявить: "Вы - такие недалекие, ничтожные, не то что я - хороший и добрый и все понимаю"? А как же библейское поучение о том, что правая рука не должна ведать о том, что делает левая? То есть, добрые дела делают не для того, чтобы потом этим кичиться, сравнивать себя с другими, "плохими", а исключительно, чтобы помочь ближнему и спасти свою душу?
    alisa

    • Татьяна Гусева, я, по-моему, написал черным по белому: я неверующий, в том общепринятом понимании, которое вкладывает квази верующее большинство.

      Да, я хороший. И замечательный. И сострадательный. В конкретных, описанных случаях. И говорю это без ложной скромности. И без ухающего в мозгу чувства превосходства. Хотя во многом остальном я грешнее других. Нормальный человек.

      Когда на остановке стоит пятьдесят здоровых рож, и никто не пошевелится, чтобы поднять упавшего, потому что они в этот момент задаются весьма важными вопросами, вроде "Пьяный или нет? Наркоман или нет? Бомж или нет?", и боятся пошевелить пальцем, я этих вопросов не задаю. А иду и поднимаю, независимо от социального статуса упавшего.

      Я возмущается здесь как раз тот, кто ... усомнился в своем христианском великодушии? Тот, кто стоит вот так, и боится пошевелиться? Тот, для кого крашеные яйца важнее протянутой руки?

      Вопросы интересные. Задавайте, задавайте их себе. И когда в следующий раз Вы, лично Вы, хотя бы сделаете шаг, чтобы помочь такому упавшему, я посчитаю, что Вы что-то поняли, а я что-то донес.

      В остальном, спасибо за мнение.

    • Татьяна Гусева, Супер! В точку! Не в бровь, а в глаз. Думала, автор сам признается в своей слабости - мол, хотел потешить собственное тщеславие, на чужом горбу в рай въехать, а тут Татьяна пришла и все по полочкам разложила. Браво! Главный посыл написания статьи вскрыт!

      Может, другому бы автору так резко не писала в комментах, но с циником только цинично и нужно говорить, на его языке, другого не поймет!

      • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 11 апреля 2010 в 22:00

        читать дальше →

        • Марианна Власова, я много раз просила Вас не одергивать меня. Можно я, НАКОНЕЦ-то, сама буду решать КОМУ и что писать, не в первом классе!

          • Жанна Магиня, извините, но главный редактор на то и ГЛАВНЫЙ. Именно он определяет основные направления и политику издания, а, следовательно, имеет право на любую критику и замечания. А Вы почему-то решили, что имеете право на особый статус. С чего это Вы решили будто Ваша позиция и Ваши суждения истина в конечной инстанции?

            Оценка статьи: 5

          • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 11 апреля 2010 в 23:28

            Жанна Магиня, странно, что Вы никак не усвоите правила, несмотря на многочисленные замечания, а ведь не в первом классе. Ну давайте повторю, авось отложится:
            Правило № 1. Общаться корректно.
            Правило № 2. Не переходить на личности.
            Правило № 3. Не обсуждать действия модератора.
            Кто злостно нарушает - не только получает замечания, дело просто кончается баном.

            • Марианна Власова, не устали повторять, пугать, пренебрегать? Хоть бы одно обсуждение обошлось без одергиваний и покрикиваний. И так редко хожу, статьи все ниже и ниже качеством. То банальности, то провокации, то рерайт. Ничего нового, интересного. Ладно, помню ваше главное правило, которое вы тут забыли пунктом первым пометить - главный редактор всегда прав, последнее слово все равно будет за ним. Чтобы вас не раздражать, ухожу и отписываюсь от этой ветки.

  • Игорь Ткачев, я согласна с Вами: и горько и больно смотреть на наших сограждан. Раздражает и порой бесит эта показушность и хочется их осудить. Или пожалеть? Идеология потребления застит глаза. Всюду призывы: купи! Вы этого достойны! Выиграй! Получи! Спешите, на всех не хватит! И бегут, покупают. А где призывы: Не спешите! Подумайте! Люди одумайтесь, на что жизнь тратите! Зомбированное население не скоро превратится в достойных граждан. Будем терпеливо ждать. И стараться не уподобляться большинству. Оно не всегда право.

    • Татьяна Старкова, по идеологии - в точку! Любое явление, поступки, предпочтения в своей основе имеют определенную философскую (идеологическую) систему. Так сказать Базу- что такое хорошо и что такое плохо. Большие глобальные "деньги" имеют власть над миром посредством Идеологий или Теорий. Со второй половины прошлого века глобализм использует в качестве системы "хорошо-плохо" консьюмеризм - стратегию потребительства, которую продвигают в массы маркетинговые службы транснациональных компаний. Эту же доктрину в начале 90-х приняла РПЦ, как зарождающаяся бизнес-единица. У РПЦ вполне прилично устроена система управления бизнесом. Как и все торгующие компании, РПЦ проводит свою рекламную компанию и получает большую прибыль на праздниках.

      • Дилия Статеева, на процессии в Святую неделю не ходили, что ли? столько обличительных слов. Ходит вся Испания, и все мы восторгаемся тра-ди-ци-я-ми. А они тоже по-разному верят. Или вы, смотрите на шествия так же поджав губы, с мыслями о глобализме, о нынешнем папе и окружающих его скандалах? Небось слеза пробивает, как цыгане поют, неся престол с Христом.
        Ужо оставили бы мы мораль верующих-неверующих. Это же - дело совести, а не нашего с вами суда.

        • Татьяна Павликова, откройте мне глаза - где я написала о католической церкви? Свой город люблю, на процессию хожу. В Каталонии традиции есть, а в России - нет, вот и вся какгрится разница.

          • Татьяна Павликова Татьяна Павликова Мастер 11 апреля 2010 в 16:39 отредактирован 11 апреля 2010 в 16:40

            Дилия Статеева, речь в статье о традициях верующих. О том, что русские недостаточно верят, только соблюдают непонять что. И вы это мнение поддерживаете, получается? Иначе - к чему в комменте обличения РПЦ, как бизнес-единицы?
            С другой стороны, вы ходите на католические процессии - вы что верующая католичка? Вы поститесь? Если возвращаться к обличениям: что, католическую церковь не в чем обвинить? А ходите на процессии, вместе со всеми, Святую неделю по честному гуляете (в Испании её празднуют больше и ширше, чем в России).
            Так что, это вы мне глаза раскройте - вы о чём написать-то хотели комментом о консьюмеризме?

            • Дилия Статеева Читатель 11 апреля 2010 в 17:52 отредактирован 11 апреля 2010 в 17:52

              Татьяна Павликова, Вы не согласны с тем, что РПЦ - бизнес единица?

              • Дилия Статеева, а причём здесь это?

                • Танюша! Разговор слепого с глухим... О чем знаю, о том и пою!

                  • Похоже на то, Жанна. А судя по словам: "В Каталонии традиции есть, а в России - нет" и статью читали по-диагонали, но поддерживаем!..

                    • Татьяна и Жанна, я так рада, что наши взляды различны. Слава Богу, мы друг друга не понимаем!

                      • Дилия Статеева, читать дальше →

                        • Татьяна Павликова, почему Вы думаете, что не поняла Я? С моей точки зрения - не поняли Вы!
                          Аргумент - автор статьи, недоволен взглядами своей жены (или экс-жены), его раздражает ее потребительская (как считает автор) позиция, неглубокое понимание жизненных процессов - в качестве примера автор описывает ее поведение и отношение к религиозному празднику. Автора возмущает псевдорелигиозность большинства его окружения, которые "празднуют Пасху с ведром шашлыков и литрами водки". Ни о каких традициях верующих-неверующих автор не рассуждает. К слову, прочтите комментарии других лиц, для снятия обвинения с меня о том, что комментируемое я не поняла. Еще раз, очень рада, что мы "несовпадаем"!

                          • Татьяна Павликова Татьяна Павликова Мастер 11 апреля 2010 в 23:00 отредактирован 11 апреля 2010 в 23:58

                            Дилия Статеева, ну, тогда и я рада.
                            Только вы делаете то же, что окружающие Игоря люди. Вы не верите, а религиозным обрядам следуете. Вы не молились, а Семану Санту празднуете и, ведь, ещё и судите других. Чем вы отличаетесь от той героини, что обсуждала и осуждала кого-то в статье Игоря? Поэтому и не понятны мне ваши слова, автора поддерживающие... об обсуждении РПЦ, как бизнес-единицы я уже писала. Любая церковь - организация. Католическая вон индульгенции продавала - ведь нужны были кому-то в средние века? тот ещё консьюмеризм: "а вот кому - свежих индульгенций!" А процессии... с открытыми глазами глянем - бизнес. Но - идём, смотрим, даже гордимся их существованием в любимом городе. И без разницы кто там внутри как верит. А вот соседка в России, яиц накрасившая с детьми и куличи напекшая - та на поводу у бизнес-единицы, неверующая, вчера сплетничала о свекрови и вообще - недостойна она Пасху праздновать!
                            Есть традиции и в России. Кстати, это как кому повезло с окружением - у меня на памяти упившихся и облевывающих (вот слово-то) фонари нет.

                            Да, главную-то мысль повторить забыла: вера - это дело совести людей. Не наше дело судить - уже достаточно или нет. Нету у нас той меры.

                            • Татьяна Павликова, Вы написали мне: " Вы не верите, а религиозным обрядам следуете. Вы не молились, а Семану Санту празднуете и, ведь, ещё и судите других." Могу узнать источники Вашей информации?

                              • Дилия Статеева, вопрос-то не в том. Это ваше дело, и мне всё-равно. Я для понятности к вам лично обратилась. Ну, что б близко почувствовали своё родство с нами, грешными. Верите, поститесь, ходите на католические службы - ваше дело. Судите - так все мы грешны... А рядом в процессии по Барселоне идут такие же герои Игоря. Но та традиция, в которой вы участвуете вас не коробит. А другая - коробит.
                                И там, и там - институт церкви, бизнес и консьюмеризм. И там, и там - обычные люди. Дома их ждёт застолье (или в ресторан пойдут, но выпьют - точно). Дело в красоте что ли?
                                Вы знаете, я и ответа вашего ждать не буду.
                                Мне статья действительно не понравилась. А ваш коммент просто - удивил уходом в рассуждения об институте РПЦ. Будто где-то что-то другое... Потому и ответила вам.
                                Своё отношение к вопросу я тоже написала. Я с Жанной согласна, какой-то крик "Ну посмотрите, это же я, я- хороший! А не вы, кто думает, что хорошие!" А мне в жизни помогали люди, которые казались такими гадами (не только мне), и безвозмездно, и негромко. А душки, набожные и постящиеся - вы их и в Испании можете наблюдать, у нас вот в аптеке рядом - такие святоши. А как бедному, так "бог подаст".

                    • Честно признаться, я статью прочла только до половины, что-то внутри протестовало. Решила набраться терпения и дочитать... Не смогла - поток осуждений и грязи... Времени жаль. Увидела, что уже на тот момент 17 комментов, думала, что народ так же станет протестовать. ан нет! Решила потратить время на свои "пять копеек".

                      В какой-то момент даже поймала себя на мысли, что это заокеанская бабушка "переоделась" в мужское платье, очень в ее стиле...

  • Все правильно, многие не понимают, что празднуют. Просто религия сейчас - это модно. Президент с премьером, вон, в церкви ходят, в богослужениях учавствуют, а я чем хуже... Повесят на шею огромный крест, машину освятят, на "торпеду" целый иконостас прилепят - но, лишь как дополнение к подушке безопасности, а на дороге как был хамом, так и остался. Так и здесь праздник - не более чем показное, забывая, что Бога не на шее носят, а в душе...

    Оценка статьи: 5

  • Татьяна Прокофьева Татьяна Прокофьева Главный редактор компании МЕДИО 11 апреля 2010 в 09:09 отредактирован 11 апреля 2010 в 09:10

    Конечно, внешняя сторона дела существует. Но даже подражая внешней стороне, в свое время человек может придти к выявлению сути того, чему он следует. А не придет - ну значит судьба такая. И его ответственность.

    Есть такое мудрое правило - не суди, да не судим будешь...

    • Аксинья,браво! Мне еще одна мудрость вспомнилась - в чужом глазу соринку... Дальше по тексту. И с Игорем Абрамовым согласна на все 100%. Что сеем - то и жнем. Вот они какие-растакие, а я-то каков!

      Цинично, грубо, резко. Так и хочется задать вопрос автору - ЗАЧЕМ, батенька, статейку-то накрапали? ЧТО сказать-то хотели? Вскрыть нарывы общества? Кто виноват и что делать - извечные русские вопросы. Вот только с помощью таких статей не исправить пороков. Так и останутся порицания и поругания на уровне "одна баба сказала" или "а еще шляпу надел". Грустно... и очень нелепо...

      • Жанна Магиня, помните, что Антоша Чехонте отвечал тем, кто его упрекал в том, что он только обнажает глупость и пороки общества, только ставит вопросы, а ответов - как надо - не дает? "Литература ответы давать не обязана. Она обязана заставлять задуматься".
        Я, в данном эмоциональном эссе, конечно не Чехов, и это не литература. Просто накипело. А что накипело, то я и выплеснул-) Не больше.
        Спасибо за мнение.

  • Трескотня

    Игорь Ткачев, несколько излишне эмоционально, по-моему, но, так сказать, с болью в горле. Я, собственно, убежденный атеист и вся, критикуемая Вами, околорелигиозная трескотня мне вообще смешна. И уж, тем более, все церковные заморочки и поповские причандалы. Но такая уж это разновидность бизнеса, использующая доверчивость народных масс. Наподобие различных заманчивых финансовых пирамид, где вкладывают многие (одурманенные предстоящими "прибылями"), а получают единицы.

    Оценка статьи: 5

  • Игорь Ткачев, вы внятно, хотя и несколько излишне эмоционально сформулировали то, что я сам ощущаю, глядя на суету окружающих "новых православных". И это фарисейство наблюдается с самого верху до низу общественной пирамиды.

    Оценка статьи: 5

  • Игорь Ткачев, дык страна наша такая! На пустое место, взамен революционной идеологии, приходит другая идеология! Кто чего намесил, тот народ и заглотил. Люди-то - не совсем виноваты, рабская психология-удел 95% населения.
    "Где сейчас мыслящая плесень?"Е.Богат

  • Каждый видит то, что хочет увидеть и мыслит соответственно.

    Оценка статьи: 2

    • Игорь, а Вы не такой же?

      Вы бы еще другие детские считалочки вспомнили (про зеркальность мира, каждый получает то, что заслуживает) и прочую пищу глупцов.

      При чем здесь "каждый видит то, что хочет"??? Я ХОЧУ видеть тех, кто не только яйца красит и поклоны в церкви сотнями отбивает.

      Из 20 знакомых "верущих" только один держал пост, старался не думать плохого (по ее словам), помогал нуждающимся. Остальные накрасили яиц, напекли куличей и - за стол, к водочке, селедочке. Счатья и денег друг другу желают...

  • Игорь, полностью с вами согласна. Верующей себя не считаю. Яйца не красила, куличи не пекла. Переодически отношу не нужную одежду, книги, в церковь для нуждающихся. Отдают соседи одежду, с просьбой отнести в церковь, а то самим некогда. Надо к Пасхе готовиться. Мяса, пойла закупить, салатов настрогать и т.д. Печально все это.

    Оценка статьи: 5