Константин Кучер Грандмастер

Благодаря чему Епископские каменоломни в Фертёракоше получили европейскую известность?

«Золотой век» известняка Епископских каменоломен в Фертёракоше закончился после Первой мировой войны. На послевоенных стройках хозяевами себя почувствовали бетон и железо, оттеснившие в сторонку традиционный и заслуженный камень.

Ломать — не строить. И за войну — наломали. От души. Восстанавливать и отстраивать надо было много. А вот денег… И по бюджетам, и в карманах… Катастрофически не хватало. Да и то, что имелось в наличии, порядком обесценилось немаленькими военными расходами.

Так что строить надо было не только много, но быстро и дешево. И железобетон стал для Европы того времени настоящей палочкой выручалочкой. А камень… Нет, он ещё не ушёл со строительных площадок окончательно и бесповоротно. И Епископские каменоломни в Фертёракоше не закрылись. Они продолжали работать. И добывали известняк ещё четыре десятилетия. До самого 1948 года.

Но это был один из самых печальных периодов в истории каменоломен. И не только потому, что значительно упали объемы добычи известняка, который уже не шел на строительные площадки Вены, а использовался по ближайшей округе. В частном строительстве и… В производстве могильных плит. Нет, не только поэтому один из самых печальных…

В конце 1944 года на территории Епископских каменоломен был создан еврейский трудовой лагерь. Сегодня об этом и о 565 тысячах венгерских евреев, что тем годом были убиты по всей стране и за её пределами, уже в нацистских лагерях, напоминает мемориальная плита на одной из внутренних стен тех помещений, в которых тогда добывали камень эти люди. Ещё не знавшие и даже не догадывавшиеся, что их ждёт впереди…

Но взятые в 1951 году под охрану государством, а с 2001-го ставшие частью Мирового наследия ЮНЕСКО, Епископские каменоломни Фертёракоша живут не только памятью. Хотя, как казалось тогда, в 1948-м, одна из тех могильных плит, что последнее время добывались здесь, легла надгробием над почившим в бозе производством. И жизнь вскоре уйдёт. И из каменоломен, и из самого посёлка.

К счастью, это только казалось. И хотя производство действительно умерло, жизнь не ушла из Фертёракоша. Сегодня посёлок пользуется заслуженной европейской известностью. Не меньшей, а пожалуй, и большей, чем та, которую ему принесли известняки миоцена. Но в основе нынешней популярности Фертёракоша уже не камень… Звук!

На снимке хорошо виден "потолок" каменоломен и "колонны", поддерживающие свод над "залами" Первым, кто обратил внимание на изумительную акустику каменоломен, вернее их внутреннего «дворика», способного одновременно вмещать до полутора тысяч человек (!), стал известный венгерский концертмейстер, хормейстер и преподаватель — Эрно Донани. И не только обратил.

Отличная акустика в совокупности с возможностью размещения большого количества людей… Да это просто идеальная концертная площадка! И её не только можно… Её — нужно использовать. Да ещё как использовать! Для проведения многолюдных праздников и представлений, например.

27 июня 1937 года стал тем днем, который радикальным образом поменял судьбу фертёракошских каменоломен. Ференц Кох, знаменитый венгерский баритон тех лет, и позже будет неоднократно арендовать внутренний двор каменоломни для проведения своих концертов. Но в тот июньский день 37-го он сделает это впервые.

Многочисленные факелы и разноцветные лучи мощных, направленных прожекторов, расположенных как у подножия, так и на вершинах окружающих площадку скал, создавали неповторимый и незабываемый эффект слияния искусственного электрического света с природным мерцанием далёких звёзд. По словам очевидцев, ощущение было такое, как будто каждый зритель находится внутри огромного разноцветного и пульсирующего огненного шара. А в сочетании с музыкой…

Зрительный зал. На 743 места! По всей видимости, это, действительно было что-то фантастическое. Иначе чем объяснить, что концерты в фертёракошских каменоломнях практически мгновенно приобрели огромную, можно сказать — запредельную популярность? Народ буквально валом валил в Фертёракош со всех концов не только Венгрии, но и Австрии.

Беда была только одна. Погодные условия, которые иногда мешали проведению концертов и праздников. Поэтому практически сразу же после закрытия каменоломен стали задумываться над использованием их внутренних пустот-залов.

Дело в том, что в Фертёракоше применялся своеобразный метод добычи известняковых плит. В первую очередь вырезалось самое прочное и, соответственно, самое ценное и дорогостоящее. А более рыхлая порода оставалась и в качестве своеобразного потолка каменоломен, и в качестве колонн, поддерживающих свод над пустыми залами, освобожденными от камня в результате многовековой производственной деятельности.

Идея, конечно, была замечательная, но нелегкое послевоенное время, а потом многочисленные экономические и политические проблемы отодвинули её решение вплоть до 70-х годов прошлого века. И всё же…

27 июня 1970 года — ровно через 33 года после проведения первого концерта во дворе каменоломен — состоялось организованное директором Дьёрского театра Дьёрдем Варади первое представление внутри каменоломни. Для чего в одной из пещер была оборудована сцена и зрительный зал на 743 места.

Дверей в пещерном театре Фертёракоша вообще-то нет... С той самой поры и по сей день в репертуаре известного на всю Европу пещерного театра в Фертёракоше спектакли, оперетты, мюзиклы, концерты. Всё лето этот культурный центр Западно-Задунайского края не закрывает перед зрителем свои двери, которых, по сути, у него вообще-то нет. А вот осенью, зимой или весной в театр не попасть. И не потому, что там такая злобствующая администрация, которой и за три летних месяца зритель надоедает настолько… Нет, нет и нет. Ларчик значительно проще открывается.

Вы представляете, каково в подземелье даже в знойный летний денёк? Представляете? Тогда без свитера, пиджака, пледа или тёплой шали в Фертёракошский театр лучше не приходите. И это летом. А осенью? Или, тем более, зимой? Зритель же в театр ходит не для того, чтобы испытать себя на прочность — заболею или нет?!

Правда, в 1985 году в бывших каменоломнях проведена реконструкция и зрительного зала, и сцены, в результате которых установлены не только современное световое оборудование и более удобные кресла, но и подведено отопление полов. А всё равно…

Если вдруг как-нибудь через знакомых достанете дефицитный, покупаемый за многие месяцы вперёд, билетик в пещерный театр Фертёракоша… Не забудьте взять с собой что для сугрева…

Да нет! Я ведь не о том совсем… Пледик там. Или свитерок какой тепленький. Не забудьте. Он лишним не будет.

Обновлено 24.06.2015
Статья размещена на сайте 8.06.2010

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: