Сергей Ткаченко Мастер

Кто такие примитивисты?

Если сравнить технологический прогресс с развитием железнодорожного транспорта, взять за тысячи лет человеческой истории тысячи километров рельс, то можно понять этих странных людей, которые называют себя примитивистами.

Вначале была простая дрезина на двоих. Венец творения механиков, машина, использующая мускульный привод. Скорость движения была невелика, чего нельзя сказать о физической силе пассажиров дрезины. Вокруг полотна буйствовала природа, разрастались джунгли, пели птицы и кричали обезьяны. Двое со страхом в глазах озирались по сторонам. Велика была опасность не добраться до родной деревни до наступления темноты и быть съеденным хищником.

С горем пополам, дрезина преодолела 100 километров научной эволюции. Там её встретили Черепановы и под торжественный оркестр отправили в утиль. Техническая революция водрузила на рельсы новое чудо конструкторской мысли — паровоз. Выпуская клубы продуктов горения, чудо сорвалось с места. Чумазые кочегары взялись за лопаты, а многочисленные пассажиры махали платочками провожающим. Комфортабельные вагоны дарили безопасный вид за окном. Этот вид претерпел заметные изменения. Железнодорожное полотно со всех сторон обросло инфраструктурой, а джунгли с птицами и обезьянами отступили.

Преодолев ещё 100 лет, паровоз на полном ходу избавляется от дымящей трубы, кочегаров, угля и, отрастив рога, цепляется за линию электропередач. Новая эпоха нуждается в запредельных скоростях. Пейзаж за окном превращается в размазанную кляксу из промзон и одинаковых городов. Время — деньги. В условиях жёсткой рыночной конкуренции, форс-мажор недопустим. Никакие хищники и Анны Каренины не способны перекрыть транспортные артерии этого времени. Толстеющие от безопасности и недостатка движения пассажиры экспрессов, уткнувшись в ноутбуки едут на другой конец света. Там они всей семьёй проведут выходные на единственном оставшемся клочке земли с лысеющими джунглями…

Ещё немного и локомотив оторвётся от рельс, взлетев в небеса. Это произойдёт, когда один учёный из КБ разгадает очередную тайну физики и, какой-нибудь «плазменный двигатель» навсегда изменит представление о транспорте. Если, конечно, пассаЖИРНЫЕ перевозки не станут слишком большой проблемой и люди всё ещё будут протискиваться в вагоны.

А пока беспокоиться не о чем. На дворе миллениум, две тысячи километров рельс позади. Наука шагает под руку с Дарвином и Калашниковым. Поезда мчатся, ни на секунду не сбавляя обороты, ведь за простой никто не заплатит. Все счастливы и довольны, как вдруг…

Один состав уходит под откос! Кто-то минирует мост, но его не удаётся поймать. Переодевшись группой монтажников в жёлтых жилетах, какие-то люди разбирают пути, тем самым учиняя обвал фондовой биржи. Учёному из КБ поступают постоянные звонки с угрозами или с предложениями о взятке. Происходит Ч П в единственном заповеднике и всем животным удаётся сбежать! Власти в замешательстве, срочно созывается экстренное собрание, на котором обсуждается группировка радикалов — анархо-примитивистов.

Под чёрно-зелёными флагами анархии эти люди выходят на митинги и акции протеста. За что же они борются? Что скрывается за призывами к деиндустриализации, «замораживанию» науки, упразднению технологий?

Фундамент учения составляет тезис, где научно-технический прогресс, берущий своё начало задолго до строительства первых рельс, есть процесс разложения человеческого общества, в моральном и физическом плане. Так считает американский философ-примитивист Джон Зерзан, и с ним соглашаются митингующие анархисты. Цивилизация взята за корень всех проблем человечества, в противовес ей ставятся первобытный строй и собирательство. До прихода аграрной революции и распространения сельского хозяйства люди жили маленькими мигрирующими коммунами и не знали про социальное неравенство, патриархат, монотонную работу, иерархию.

Современные антропологи и археологи уже склоняются к тому, что древний человек вовсе не был диким варваром, а жил в относительном мире, спокойствии и изобилии. Войны, расовая нетерпимость, перенаселённость, эпидемии и заболевания — всё это является результатом становления и процветания цивилизации. Человек не может остановиться! Если раньше создание оружия и эксплуатация природы могли оправдываться страхом за выживание людей как вида, то теперь человек занимается уничтожением окружающей среды и самого себя исходя из удовольствия и корысти.

Негативное отношение к науке обусловлено её безоговорочным подчинением идеям цивилизации. Даже если наука, как инструмент познания мира, не несёт ничего дурного, её «цивилизованные» формы, такие, как гонка вооружения, создание оружия массового поражения, замена натурального синтетическим, просто ужасны. Также вся технология, основанная на бесконечной переработке далеко не бесконечных природных ресурсов, воспринимается примитивистами как самоубийство.

Более того, индустриализация подчиняет себе не только природу, но и человека. Индивид превращается в шестерёнку в огромной машине по производству других машин. Это неминуемо ведёт к тотальному контролю, авторитарной власти, где жизнь обычной шестерёнки превращается в товар. Отсюда и захват ресурсов с последующим колониализмом и оправданное рабство под прикрытием глобализации.

Примитивисты отвергают массовое общество с его культурой из-за агрессивной шаблонности и полного уничтожения индивидуальности. Сама суть общества направлена на 100%-е подчинение самому обществу и образует замкнутый круг. Современная культура, воспевающая ценности цивилизации, оправдывающая геноцид и войны, эксплуатацию природы и животного мира, вместе с самим постиндустриальным обществом, по сути, является тюрьмой. Всё, что нужно, это держать заключённых в полном неведении и не давать выбраться из собственных камер.

Сегодня движение анархо-примитивистов особенно актуально. Многие люди начинают осознавать масштабы проблем на пути поезда прогресса. Опасность экологической катастрофы, истощения природных ресурсов, глобального кризиса, близость третьей мировой войны подталкивают людей в ряды чёрно-зелёных. Те, кто по личным убеждениям не берётся за радикальную борьбу с системой, уходят от цивилизации и строят новые общества, основанные на философии анархии и равноправия, не желая становиться послушными шестерёнками в машине уничтожения.

Ещё немного — и локомотив оторвётся от рельс, взлетев в небеса. Доживём ли мы до этого момента? Или вместо локомотива в воздух подымется новая сверхмощная боеголовка? И тогда эти железнодорожные пути, уходящие вдаль, неожиданно оборвутся, и поезд навсегда уйдёт в депо…

Обновлено 9.07.2010
Статья размещена на сайте 15.06.2010

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • "Наука шагает под руку с Дарвином и Калашниковым!"очень удачно! С удовольствием читаю Ваши статьи.

    Оценка статьи: 5

  • Только повод

    для разговора об издержках прогресса и бездумной трате матресурсов. Когда я вижу штабели питья в алюминиевых банках,из которых только малая часть пойдёт в переплавку,мне представляется,что люди начали питаться невоспроизводимым алюминием. И таких примеров бездумных трат можно приводить пачками. Примитив, конечно, неудобен, жмёт под мышками, но в нём есть экологический резон. Возьмите одноразовые штучки - стаканчики, вилки-ложки-тарелки. Считай, каждый глоток, каждый кус порождает ворох отходов. Какой рациональной представляется продажа пива из бочек в свою тару! Или мороженое в вафельных стаканчиках. Говорят,в мировом океане появились пластиковые острова. Прогресс не остановишь и красиво жить не запретишь,но надо "пробовать пытаться" обуздать бездумное расточительство ресурсов. Статья оч шарообразная, не было на неё безжалостного редактора. Нельзя так размазывать тему.

    Оценка статьи: 3

    • Сергей Дмитриев, позвольте еще добавить об издержках прогресса.
      Недавно проходя мимо отдела разливного пива в магазине увидел.
      Озадаченному мужчине со стеклянной банкой продавец втолковывала что она не может налить пиво в эту банку. Только в пластиковую бутылку.
      Если вникнуть в тонкости технологии, вроде все понятно.
      Но если вернуться к понятию "на розлив", то выглядит весьма курьезно.
      И заставляет задуматься, упрощает ли на самом деле нашу жизнь технический прогресс?