Александр Платов Грандмастер

Национальные стереотипы. Почему они так живучи в нашем сознании?

Если коротко, то национальные стереотипы — это упрощенное, эмоционально окрашенное представление одного народа о другом или о самом себе. Несмотря на то, что национальные стереотипы могут содержать зерно истины, они часто основаны на дискриминации и предрассудках и имеют, прямо скажем, негативную природу. Укоренению стереотипов способствует тот факт, что их разделяет большинство людей.

Таким образом, национальный стереотип можно определить как предвзятое отношение к представителю той или иной нации.

Ученые-психологи считают, что национальные стереотипы возникают и живут в нашем сознании из-за слабости нашего критического мышления. Чтобы жить в этом мире, полном самых разнообразных явлений и людей, человеку требуются определенные упрощения-категории. Поэтому он, вместо того чтобы всесторонне рассмотреть каждого, с кем общается, навешивает на него известный ярлык. Так нам легче и проще.

Кто из нас не улыбался, увидев на экране ТВ в программе «Наша Раша» гастарбайтеров Равшана и Джамшуда? Действительно, когда эти горе-строители заклеивают окна обоями, варят суп из хозяйской кошки и коверкают русский язык, это может быть кому-то даже смешно. Такой вот обидный, по сути, образ строителей-таджиков, да и в целом всех гастарбайтеров, создан на нашем телевидении.

Задолго до Равшана с Джамшудом, еще при советской власти, эталоном недалекого человека у нас был чукча. Кто не слышал анекдотов про этого представителя народов Крайнего Севера?

Да что там чукчи. Давайте вспомним хохлов с их «прижимистостью, хитростью и любовью к салу».

Или грузин, которые «все ходят в кепках-аэродромах, продают зимой мимозу и гвоздики и дают взятку машиной „Волгой“ или бараном за поступление сына в столичный вуз».

Прибалты у нас якобы заторможены, белорусы питаются одной бульбой, все цыгане воры, попрошайки и, вообще, детей крадут.

Все молдаване недалекие, потому что с раннего детства пьют виноградное вино.

Больше всего обидных ярлыков досталось, пожалуй, евреям. «Хитрые, жадные, с большими носами, каждый день едят фаршированную рыбу, презирают всех остальных и так и норовят обмануть каждого русского».

Вспомним здесь также представителя закавказских народов — армянина, который, «где прошел, там двум евреям делать нечего».

Ну, а титульная нация России — русский народ, что говорят о нем другие. Лень, пьянство и неопрятность — одни из самых обидных и болезненных стереотипов для русских.

Особенно много прозвищ по национальному признаку бытует в армейской среде. Раньше призывников из среднеазиатских республик дразнили «чурками». Сейчас выходцев с Кавказа называют «зверьми, черными, азерами» не только в армии. Это не мешает им приезжать в российские города, оккупировать там продовольственные рынки и открывать свой бизнес, легальный или нелегальный. Как видите, среди бесправных мигрантов-строителей — белорусов, украинцев, молдаван и таджиков, их нет. Теперь давайте представим себе русского, который приехал, к примеру, в Баку и открыл там свое дело. Это не напоминает вам самый короткий анекдот: «Еврей — дворник»?

Почему же всем так неприятно, когда кто-то грубо касается национальных образов?

Здесь надо отметить, что стереотипы и основанные на них фольклор и анекдоты в межнациональных отношениях — фактор весьма распространенный. Они упрощают представление о том, как выглядят другие народы и кто такие мы сами на их фоне.

С одной стороны, подобные байки и шутки оживляют нашу повседневную жизнь, придают «перчинку» в общении. Критический взгляд со стороны иногда бывает даже полезен.

С другой стороны, национальные стереотипы не могут детально и точно описать тот или иной народ. Ведь среда обитания у народов, населявших не так давно Советский Союз, была очень разной. Вспомним тех же чукчей, в языке которых насчитывают около двухсот синонимов определения состояния снега, сванов, населяющих горные районы Грузии или степных кочевников киргизов.

У каждой нации в ее культурном, историческом и религиозном багаже есть также масса различий и вещей, присущих только ей и которым она придает особое значение.

Так, у народов, исповедующих ислам, есть четко прописанное понятие «харам», т. е. нечистое, неприятное, запретное, греховное. Поэтому, когда с экрана телевизора показывают, как Равшан с Джамшудом готовят себе еду в унитазе, это не может не оскорбить чувств мусульман. В Турции в любом общественном туалете, даже деревенском, есть водопроводный краник. И надо отметить, все им пользуются. Тут к месту напомнить байку о том, как узнать русского в Париже: хмурый, чем-то всегда озабоченный и вечно куда-то спешащий, а когда выходит из туалета, на ходу застегивает ширинку.

Есть одна тонкость в межэтнических отношениях, которую стоит здесь упомянуть. Ее можно отнести к двум соседним народам, например, русским и украинцам, и даже разным группам внутри одной национальности. Разница в культурном развитии у них совсем мала. Но, тем не менее, у каждого имеются свои стереотипы восприятия друг друга и свой фольклор. Поэтому выпячиваются порой совсем незначительные на первый взгляд мелочи. Взять, к примеру, любовь украинцев к салу. Оказывается, половина населения этой соседней страны терпеть его не может, а сало больше едят в Беларуси, где свиней выкармливают картошкой.

В анекдотах «москали» обычно больше пьют, а «хохлы» изворотливы и прижимисты. Но, как известно, большой разницы между водкой и горилкой нет. Вообще, бытовые перешучивания между Россией и Украиной напоминают больше разборки много лет проживших под одной крышей и недавно разошедшихся супругов.

В том, что мы сочиняем друг о друге анекдоты и смешные байки, плохого ничего нет. Куда страшнее, когда культурно близкие народы начинают видеть в соседе настоящего врага, как это было в распавшейся Югославии между говорящими на одном языке сербами и хорватами.

И не дай нам Бог, если нечто подобное случиться с нами. Тогда станет уже не до анекдотов.

Обновлено 26.09.2010
Статья размещена на сайте 12.09.2010

Комментарии (15):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Александр Платов, извините, но тема не раскрыта, да и стереотипы все взяты из анекдотов. Умному человеку все равно с человеком какой национальности общаться. Надо слушать человека, а не смотреть в его паспорт и анкетные данные. В свое время Советский союз очень много потерял, что притеснял евреев, что разделили страну по национальному признаку и это еще долго будет икаться всем, кто живет в России, особенно русским.

    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 27 сентября 2010 в 17:48 отредактирован 27 сентября 2010 в 17:54
      Интересное мнение.

      Александр Петров, считалось, что деление страны на губернии ущемляет "право наций на самоопределение". Но губернии имели национальное название,напр., Бессарабская. Там была и программа развития нац. языка и др. эл-тов культуры.Как называлась Грузинская губерния? Тифлисская,кажется.Интересно бы наложить карту губерний на "положение вещей" сейчас. В царской России евреев не шибко жаловали, причём официально, и не только их. Это довело гремучую смесь противоречий до цугундера революции. Кста... областям пора б вернуть название губерний, раз уж замахнулись на милицию. Что такое "область пониженного давления"? "А так же в области балета"?

      Оценка статьи: 5

  • Комментарий скрыт
  • Комичнее всего смотрятся стереотипы о нас у американцев! Это просто нечто! Недавно шёл на телевидении "Апокалипсис" с Брюсом Уиллисом, и картинка ветхой станции Мир с пьяным космонавтом в ушанке и с гаечным ключом наперевес явно обидна!

  • А может, стереотипы именно и живучи потому, что выделяют наиболее часто встречающиеся типы людей в той или иной нации? Раз уж они так живучи, вряд ли это можно объяснитьтолько слабостью критического мышления. Представляется, что история, культура, язык и множество самых разных факторов не могут не отразиться на обобщенном образе того или иного народа. Отсюда вопрос - насколько стереотипы далеки от реальности? Вы, кстати, вопреки названию, так никаких версий и не выдвинули. Пишите, что "Лень, пьянство и неопрятность – одни из самых обидных и болезненных стереотипов для русских". А ничего, что мы сами же о себе это больше всех и распространяем? Возьмите любые СМИ: мы - самая пьющая нация; никто в мире столько столько не пьет; мы по алкоголю - сто очков фору каждому народу и т.п. А копнешь поглубже - есть народы и "покруче" нас. Зачем поливаем себя грязью? Такое ощущение, что в глубине души даже вохищены собой - вот мол, нам все нипочем. Хоть в этом мы - первые.

    Оценка статьи: 3

  • Александр Платов,
    Ещё есть такая шутка: русские не помнят зла, а помнят только хорошее; украинцы не помнят хорошего, а помнят только плохое. А вот евреи помнят всё - и плохое, и хорошее...

  • С Ровшаном (так правильно пишется это имя) и Джамшутом всё не так однозначно. Это был сюжет перевёртыш. Ведь в конце почти каждого сюжета показывалось, что они - люди с образованием и умеющие мыслить, хотя и не очень практичные, и, таким образом, прораб на их фоне выглядел таким же глупым, как они на его две минуты назад, а основной идеей становилось то, что они выглядят глупыми из-за незнания языка и культурного несовпадения. Хотя реализовано местами, конечно, очень топорно (тот же эпизод с унитазом).

    Кроме того, стереотипы не всегда - точнее, почти никогда не - исключительно отрицательные, обычно они есть как отрицательные, так и позитивные.

    Русские: ленивые И умные. Цыгане: вороватые И талантливые. Итальянцы: гиперэмоциональные И весёлые. И так далее.

  • Русский, заходя в туалет, вытаскивает из кармана шариковую ручку. Чтоб типа писать "посмотри налево", "посмотри назад", "посмотри на потолок"...

  • В статье отсутствует ответ на поставленный в заголовке вопрос.

    Оценка статьи: 3