Дмитрий Янышев Мастер

Реклама - обман или искусство?

«Только сегодня!.. Скидка на наш товар 50%! При заказе одной пары — вторая в подарок!»

А я не верю. Весь мой жизненный опыт подсказывает, что здесь кроется какой-то подвох, и я усиленно начинаю об этом размышлять. Но тут очередная «рекламная пауза» сотрясает комнату повышенной громкостью…

Любите вы рекламу или нет, но от нее никуда не деться. Мы к ней давно привыкли и не мыслим без нее современную жизнь. Реклама везде — в телевизоре, в компьютере, на радио, в газетах, на транспорте… На улице взгляд постоянно натыкается то на перетяжку, то на цветастый баннер, то на яркую вывеску.

Есть ли польза от такого обилия рекламы? Может, это просто способ получения информации о том или ином товаре? Да, наверное. Но только лет 100−150 назад. Ведь сейчас реклама — это отдельный вид бизнеса, который кроме огромных денежных потоков, находящихся в нем, имеет возможность контролировать и программировать общественное сознание отдельных слоев населения. Ведь сейчас мы должны сделать «правильный» выбор, а не просто узнать о существовании товара.

Конечно, всем известно, что покупатели охотнее возьмут тот товар, который лучше разрекламирован, нежели тот, о котором они ничего не слышали. И хотя многие догадываются, что количество рекламы отражается на конечной цене, так как она заложена в его стоимость, выбирают такие продукты, считая их качественными, недорогими и безопасными.

Почему же мы останавливаем свой выбор на известной марке, иногда, даже невзирая на цену? Может, мы хотим быть «как все», не отставать от жизни, повинуясь мнению, навязанному с телеэкрана? А задумывались ли вы, что же необыкновенного в таком товаре, и чем он лучше того, который лежит рядом?

Никто вот так прямо обманывать нас не будет — это запрещено законодательством и контролируется специальным органом. Но ведь схитрить всегда можно. Примером косвенного обмана является реклама, которая подчеркивает отсутствие в товаре отрицательных качеств. Например, изготовитель детского питания заявляет, что не использует химических консервантов и искусственных красителей. Но он и не должен их использовать. Или наоборот, обычные качества продукции выдаются за уникальные: «…в нашем продукте количество живых бактерий исчисляется цифрой со многими нулями…». И прибавляет цифру к ценнику. А кто-то просто умалчивает о недостатках — хорошо справляется с грязью, но сушит кожу, или приятно пахнет, но может вызвать аллергию.

Но кто обращает внимание на подобную мелочь, когда на экране телевизора простые люди, почти такие же, как мы, убеждают нас в преимуществе того или иного товара. Или известные артисты уже давно пользуются возможностью сэкономить, выбрать, получить… Они же не могут нам врать.

Но не надо забывать, что там, «за стеклом», свой, обособленный мир, красивый абсурд, приближенный к идеалу и невозможный в реальной жизни. Вспомните рекламу автомобилей — в их городах не бывает пробок, а из любой грязи авто всегда выезжает чистым. Там могут разговаривать животные, вещи, вымышленные персонажи, а все продукты имеют такой аппетитный вид…

Кто является настоящим ценителем рекламы, так это дети. Они могут завороженно смотреть на мелькание ярких картинок или упоенно созерцать цветные иллюстрации в журнале. А потом подойти и наивно спросить: «А ты мне купишь такую?». Или при начале очередного ролика вместе с его героями безошибочно озвучить любую запомнившуюся сценку. К сожалению, поведение героев не всегда является для них примером.

Но и среди взрослых есть немало похожих на детей, завороженных рекламой людей, хотя большинство все же фильтрует и анализирует полученную информацию. Ролики по телевизору изо всех сил стараются создать потребность, и у некоторых такая потребность возникает. Пусть не сразу, но во время очередного похода в магазин может возникнуть жгучее желание купить именно этот товар. Не было ли у вас такого?

Появление технических новинок, лекарственных препаратов, новых магазинов, производителей продуктов, каких-то услуг — это, несомненно, нужная информация, и она находит своего потребителя. В наше время необходимо заявить о себе, и чем громче, тем лучше. Даже небольшой магазин продуктов обязан иметь хорошо заметную вывеску «Продукты», иначе, кроме постоянных покупателей, клиентов у него не будет.

Часто реклама запоминается: яркие краски, игра тени и света, неуловимая жажда жизни в неподвижной картинке. Даже не разбираясь, что рекламируют, готов снова и снова возвращаться к ней глазами. А ролики по телевизору какие забавные бывают! «Сколько вешать в граммах…» — помните? Или: «До первой звезды нельзя, ждём-с…» Даже международные фестивали проводят — «Каннские Львы», например. Или проект «Ночь пожирателей рекламы», где берут деньги за то, что ты будешь ночью смотреть рекламные ролики!

Бывает, что некоторые клипы просто поражают воображение красотой и совершенством и простых зрителей, и неискушенных потребителей того или иного товара. Чтобы сделать подобную вещь, несомненно, нужен талант, так же, как и в любом другом виде искусства.

И только нам, простым обывателям, становится все сложнее разобраться во всем многообразии той информации, которая окружает нас со всех сторон, иногда действуя все настойчивее и агрессивней. Поэтому попробуйте погасить раздражение, вызванное очередной рекламой, и оцените ее с точки зрения полезности для себя. Ведь реклама — это все-таки не самая большая проблема в жизни, а веселые и добродушные ролики часто несут позитивный эмоциональный заряд.

Обновлено 21.02.2011
Статья размещена на сайте 11.02.2011

Комментарии (16):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Здравствуйте!
    Реклама - обман или искусство?
    В реальности это искусство обмана потребителя, кто лучше, у кого лучше, кто быстрее - все это искусство запутать, в парить, тот или иной товар или услугу!

  • Современная реклама вызывает ощущение, что в среде рекламщиков две трети либо клинические идиоты либо откровенные халявщики, настолько она убогая и безыскусная. Один знакомый (большой шутник и оригинал ) как-то сказал: "А ты представляй, что рекламируемый товар или сам является наркотой или содержит ее и тогда от просмотра рекламы можно даже получить удовольствие!" И точно.
    Примеры (конкретные названия не привожу дабы самому не рекламировать этот бред):
    - парень угостил девушку жвачкой и они уехали на цветном слоне!
    - женщина сьела на завтрак обычную печенюшку и скачет как козочка по улице, а по офису рассекает на кресле.
    - "заботливая" жена накормила уставшего мужа быстрорастворимой лапшой и вся семья с дебильными улыбками
    лыбится друг на друга.
    - сникерсы-баунти, кола-фанта и все остальное, рассчитанное на тинейджеров, вобще сделано под эту копирку

  • А я люблю рекламу, она смешная

    "Она почитает ей сказку на ночь. Ведь она не женщина, она аудиокнига"

    "Бука-бука... Просто добавь любви"

    "Диалог с туалетным утенком: а ты теперь будешь жить у меня"

    Реклама обычно предупреждает, какой товар не надо брать. Тот, у которого самый дебильный рекламный ролик.

  • Работаю в рекламном агентстве, по поводу обмана могу сказать одно - максимум, что можно сделать - это слегка приукрасить, и это уже желание рекламодателя. Лично меня раздражают надписи на упаковках сока - "100% натуральный". На обратной стороне обязательно красуется состав, в который входит и вода, и лимонная кислота, консерванты и прочее. Иными словами - нужно найти оптимальный вариант: найти подходящие слова, не совсем громкие, но красивые. Талантливая реклама зачастую действует на уровне подсознания. Слишком навязчивая реклама играет против рекламодателя.
    Насчет скидок - тут всё индивидуально. Бывают сезонные распродажи, например женской одежды весной, когда нужно продать товар, который остался с зимней коллекции, его действительно уценивают. В аптеках частенько накручивают цены так, что даже со N% скидкой получается дороже, чем раньше. Нельзя однозначно сказать, что скидки и распродажи - это очередной трюк. Нужно всё оценивать
    Любой взрослый человек один раз купив товар рекламируемой фирмы, который ему чем-то не угодил, больше его не купит. Да и не будь рекламы, то толком и не знали где что купить. Это ведь так удобно - открыть газетку, в которой вся неоходимая информация есть, чем обзванивать всех подряд знакомых.

    • Катерина Бачу, вот Вы и попались! На соке сейчас пишут "100% качество", крупными цифрами и мелкими буквами, по-внимательнее. Про натуральность не говорят, а к качеству какие претензии.

      • Дмитрий Янышев, попалась?! xDD Да какая разница - сейчас или год ранее - говорили и писали - 100% натуральный. Я если честно покупаю сок, на котором ничего подобного не пишут Всё равно 100% натурального нет, это же очевидно. Я вообще не люблю подобные слова в рекламе - 100%, самый лучший и т.д.
        Понравилась рекламная идея сыра Плавыч: открываешь крышку, а под ней цветная фольга и на ней написан рекламный текст, и что-то вроде благодарности покупателю. Т.е. это для покупателя настоящего, а не потенциального. Так просто, но ненавязчиво и очень приятно
        Вообще люблю посмотреть Каннские Львы, настолько талантливые и необычные ролики порой делают

  • степан бриль Читатель 22 февраля 2011 в 11:22 отредактирован 22 февраля 2011 в 11:25

    Дмитрий Янышев,
    Господа!
    Бесплатный сыр, как ведомо, только в мышеловке.

    "Реклама дает жизнь и развитие таким вещам как радио и телевидение, которые живут за счёт рекламы"-вполне серьезно пишет комментирующий.
    А, для покупателя, это значит покупая рекламируемый товар, ты оплачиваеш , тех паразитов, которые в производстве товара не принимали участия.
    На рекламу реагирую аллергически, зная что значительная часть цены рекламируемого товара принадлежит не тем составляющим, которые мне необходимы.
    На этот счет, советская пропоганда была права, открывая глаза на это уродливое Порождение капитализма.

    • степан бриль, Почему это они паразиты, свои деньги они отрабатывают по полной. Каким образом об этом чудесном продукте узнал бы ты. Попробуй выделиться среди кучи конкурентов. Толи при Совке, реклама не требовалась, выметали под чистую, даже не глядя чего берут. Нынче, чтобы заработать больше требуется глобальность, а масштаб без рекламы ну никак. Так что реклама для Бизнеса - первое дело.
      Ну а потребитель - платил, платит и будет платить всегда, и за всё.
      Другое дело как это отражается на качестве продукта. Особенно качество продуктов питания. Так чтоб продукт стал глобальным, его надо законсервировать, то есть добавить химии. Тогда он будет храниться долго и его можно распространить по всему миру.
      Ну, а, аллергия на рекламу может быть вплоть до летального исхода. Если тебя зомбируют рекламой,то нужно переступить через себя.
      Какие надо силы иметь чтобы отказаться от рекламируемого продукта?

      • Виктор Комеристый, считаю, что товар стоит выбирать не исходя из количества рекламных роликов, а из отзывов знакомых, состава на этикетке и здравого смысла. Я, когда теряюсь в многообразии товара одного ассортимента, беру тот которого на прилавке меньше, т.е. тот, который лучше разбирается.

  • Дмитрий Янышев, за пару лет написание разных текстов и постов на блоге я освоил технику написания продающего текста.
    там все очень просто - озвучиваешь проблему, раскачиваешь эмоции и предлагаешь решение, в т.ч. в виде своего товара (услуги).
    если человеку это актуально, то он станет клиентом, если не актуально, но эмоции разгорелись - тоже купит.
    а если человек нерешительный - то его надо "ускорителем" подтолкнуть - типа, только сейчас, осталось 2 порции и т.п.
    сейчас вот пишу текст на субботнюю вылазку на лошадях - подталкиваю своих друзей побыстрее принять решение и забронировать время.
    люди - ленивые, приходится их подталкивать

    • Александр Евстегнеев, да уж, чтобы написать продающий текст, надо обладать определенным талантом. А не бывало ли, что приходилось "кривить душой", описывая преимущества продаваемого товара?

  • Я очень настороженно отношусь к разного рода рекламе, но иногда меня очень веселит, когда УМНЫЕ рекламщики (есть и такие!) очень УМНО доказывают покупателям какие они, покупатели, дураки. Пример: одно время очень широко была распространена реклама некоего подсолнчного масла, в которой гордо сообщалось, что оно не содержит ни миллиграмма холестерина! Дурак-покупатель, да к тому же напуганный тупыми статьями в журнале "Здоровье" и не менее тупой теледоктором Еленой М. кинулся буквально сметать эту "благодать " с прилавков. И никто из них не задумался: какой к шутам собачьим холестерин? Холестерин есть вещество ЖИВОТНОГО происхождения! Его в приницпе не может быть в продукте РАСТИТЕЛЬНОМ! Эо все равно, что написать на бутылке "Ессентуков" -"не содержит животного белка -возможного провокатора онкологических заболеваний". Вот в этом случае рекламщики показали себя просто молодцами! "Утёрли" покупателей их же дремучей безграмотностью!

  • Реклама - двигатель торговли. В современном глобальном мире производства выживает те у кого реклама покруче, даже если продукт и не уникальный. Потому нас программируют на покупку рекламируемых продуктов.
    Реклама дает жизнь и развитие таким вещам как радио и телевидение, которые живут за счёт рекламы. У кого лучше реклама у того лучше и программы.

    • Виктор Комеристый, "У кого лучше реклама у того лучше и программы." Пожалуй это Вы уж слишком обобщили. Важнее точное определение целевой аудитории и целесообразности рекламы в данном СМИ. К сожалению подавляющее большинство нынешних рекламистов мало занимаются делом, а больше стремятся "нарубить бабла". Скажем, когда ко мне приходит новоиспеченный владелец кафе-бара и с горящими глазами просит сделать классный аудиоролик и "запустить" его на популярной в нашем городе радиостанции, я вынужден остудить его пыл. Какой бы разудалой не была такая реклама на радио - очередь к его барной стойке "неотмавзолеится". Но я знаю, что мои друзья-конкуренты тут же ухватятся за клиента, навтирают ему "сім мішків гречаної вовни", навредят и себе, и ему, но эти разовые денежки урвут.
      Также и многие рекламодатели стремятся сэкономить и размещают информацию о себе по остаточному принципу. Например, один мой давний знакомец, совладелец мебельного производства с восторгом сообщил мне как-то, что они по очень низкой цене свой ролик определили на Первый Украинский канал. А толку-то? Канал этот, увы, смотрят граждане, возрастом за 60 лет. Они думают, в основном, как бы концы с концами свести.
      Так что не так всё просто в нмшем рекламном бизнесе.

      Оценка статьи: 5

  • Дмитрий Янышев, Вы знаете, а сто лет назад реклама уже была бизнесом и тому есть практически документальное свидетельство:
    «Рекламу следует писать самыми лучшими яркими красками. Нужно, чтобы реклама схватила Вас за нос издали, еще за милю от неё, и сразу привела, куда она зовет. Тогда она оправдывает деньги.»
    М. Горький, «Мои интервью. «Один из королей республики.», 1906 г.
    А Ваши наблюдения о рекламозависимости подтверждаются другим автором:
    «Лунный коротышка ни за что не станет есть конфеты, коврижки, хлеб, колбасу или мороженое той фабрики, которая не печатает объявления в газетах, и не пойдет лечиться к врачу, который не придумал какой-нибудь головоломной рекламы для привлечения больных… если же лунатик увидит на стене ловко составленное рекламное объявление, то может купить даже ту вещь, которая ему не нужна вовсе».
    Н. Носов, «Незнайка на Луне».

    Оценка статьи: 5

    • Валерий Сатокин, кажется, что во времена Горького все-таки меньше вранья в рекламе было, чем сейчас.
      А у Носова точно подмечено, Вы абсолютно правы. Он ведь "загнивающий"капитализм описывал.