• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галя Константинова Грандмастер

Расстрелять посмертно. Что мы выясняем в комментариях?

Ни одна страна в мире так не озабочена своим прошлым, как Россия. Нигде, ни в одном государстве нет таких яростных драк в обсуждении давно прошедших событий. Возможно, что все иностранцы «ну тупы-ы-е» (уже идиома), но почему-то живут лучше. Точно лучше в материальном плане, что здесь редко встретишь. Точно лучше в ощущении сплоченности общества, в гражданском отклике на происходящие события внутри своих стран и в мире вообще.

Речь, конечно, о западном обществе, которое идеализировать тоже не нужно. Но свои проблемы пусть они решают сами. И ведь там — кто-то знает школьный курс истории, кто-то не знает. Течению обыденной жизни это совсем не мешает.

Здесь все по-другому. Значит — болит, саднит. И это не фантомные боли.

Николай Второй — помазанник Божий и великий государь!!! Нет! Не-ет! Он — кровопийца и довел страну!!! Послушайте, но ведь Николай уже расстрелян. Вместе с женой, детьми, доктором Боткиным и другими. Пусть покоится. И от престола он отрекся — о чем мало кто вспоминает. И настрадался. Лучше самому миллионы и миллионы раз умирать самой мучительной смертью, чем пережить то, что пережил уже обычный мужчина — глава большого семейства.

Ленин — великий вождь и государственный деятель!!! Нет уж — он узурпатор власти и отец репрессий!!! Здесь ситуация пока затяжная и еще заковыристее, поскольку все помнят про Мавзолей. Вот нет в стране более важных проблем, чем «выносить или не выносить». И что интересно: вопрос даже не в том, что дороже — содержать или вынести, вопрос идеологический. Исключительно насущный. Как будто только от него зависит, вымрем мы немедленно или несколько позже.

У вас был Брежнев — отец застоя!!! А у вас кто? Пушкин? И каким боком ответственны за Брежнева те, кто при нем родился или жил? Всех осудить и расстрелять? За что? За то, что не пошли на баррикады, которых не было? А вы пошли?

Да, были те, кто восставал. Единицы. Честь и хвала выжившим, вечная память ушедшим. С остальными-то что? С сотней и более миллионов? В Гаагский трибунал, что ли? Так он не резиновый, как и Лондон не резиновый. Да и не берут, не нужны мы там. Нет состава преступления. И никогда не было. Мы не нужны ни в Гааге, ни в Лондоне. Мы нужны только самим себе.

И люди — жили. Как могли, как понимали. Эти люди заслуживают всяческого уважения, потому что — выживая — они умудрялись еще и жить полноценно. Кому и в чем каяться? Люди лишены достойного настоящего. Оставьте им достойное прошлое.

Ага! У вас был тоталитаризм!!! — Ага, я за это ответственна, кто же еще. — Да как вы смеете писать о тоталитаризме, вы — враг (врагиня) народа!!! Ну да, теперь и словечка не скажи — тоталитарненько так навязывают, о чем можно, о чем — молчок. Кстати, давно отмечено, что именно в условиях тоталитарного общества часто возникают самые сильные идеи, рождаются самые интересные произведения литературы и искусства. Просто потому, что люди не размениваются на коммерческое, его для большинства нет — этого коммерческого. А идеи рождаются и выкристаллизовываются в любых режимах.

Писать о тоталитаризме — не есть желать тоталитаризма. Писать о тоталитаризме — не есть желание «осквернить все светлое и святое». Писать о тоталитаризме — это просто писать о тоталитаризме, ничего более. Важно — как писать.

Продолжаем читать комментарии.

Петр Первый — великий реформатор!!! — Да злодей он, Русь на уши поставил!!!

Иван Грозный — собиратель земель и великий строитель!!! — О! Иван Грозный — палач из палачей!!!

Даже Рюрик сейчас живее всех живых. Ну столько вопросов с Рюриком! И к Рюрику. Кто таков, откель взялся? Главное — ну очень злободневная проблема. Хорошо, что царь Горох — у нас персонаж мифологический. А то бы было… — Да он такой-сякой! — Да что вы там понимаете, да при нем все цвело и пахло! Выясняли бы часами, и что там при царе Горохе было, и как — интересно же. Так хочется взять какого-нибудь исторического деятеля за грудки и вопросить: «Ты пошто, паршивец, такое вытворял?» И привести свой приговор в исполнение.

Есть английская поговорка про воду под мостом (It's all water under the bridge. — Это дела минувших дней). Вода уже утекла. Вода совсем другая, и она меняется с каждой минутой. А у нас что — стоячая вода под мостом? Нет, она тоже течет. Это мы стоим и видим только прошлые свои отражения.

Знать историю своей страны надо (и не только своей). Знать культуру своей страны необходимо (и не только своей). Но жить лучше настоящим. Тем более, что проблем в нем — море разливанное, а не просто вода под мостом, такое море, что кажется — вовек не вычерпать. Вот и продолжаем…

Да он! Он великий и могучий!!! Да, в том числе — великий и могучий Людоед. И по соседству тогда сплошные людоеды правили, людоед на людоеде, людоедом погонял. Потом они бились. То есть бились опять же люди. Вечная им память. С выживших — пылинки сдувать.

С царями-государями продолжаем разбираться. Про людей забываем, в том числе — про себя. Прошлое не надо хоронить. Раз оно еще живое — хоронить не надо. Нужно просто немного отодвинуть его от себя, как мы отодвигаем кастрюли с горячей едой от детей. Давайте знать и любить ту историю, которая есть. Другой не дано. «Хороший царь-батюшка» — иногда кажется, что это из разряда мифотворчества. Был, конечно, великий человек — Махатма Ганди. Но правил он в Индии. И его убили.

Знать нужно. И давайте продолжать свои исторические изыскания, кому какие интересны. Давайте даже спорить — но чуть отстраненно. От наших споров уже ничего не зависит в том, что касается прошлого. Не восприятие прошлого, а событийная канва — это уже не зависит. Настоящее-то не сильно от нас зависит. Но все же. Кусочек настоящего здесь, малая толика будущего там — уже хлеб. Ноздреватый, негладкий, пахучий. Зрелища у нас уже есть, хлеба вот может не хватить.

А настоящее складывается из множества проблем. Их и нужно решать здесь и сейчас, защищая не чьи-то интересы, а свои маленькие, собственные. Очень конкретные личные права — они и есть самые важные. А не вообще и в целом. Это самое трудное — не вообще и в целом, а очень конкретно. В наших условиях — запредельно трудное дело — защищать свои собственные права в самых простых и обычных случаях. А уж помочь соседу защитить…

Статья опубликована в выпуске 12.03.2011
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (74):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Галя Константинова, можно было бы несколько раз оценки ставить - не один раз поставил бы вам +5

    • Александр Петров, спасибо. Знаете, перечитала - и снова подписалась бы под каждым словом. Все эти буйные выяснения сложных отношений с прошлым имели смысл лет этак 20 назад. Это было тогда осмысленно и очень важно для многих. До сих пор помню студенческие посиделки-разговоры.) Сейчас - совершенно другая реальность.

  • Галя Константинова, эмоции, сплошные эмоции... А основную мысль за ними не видно. С одной стороны - "закопайте и не трогайте", с другой - "вроде как переосмысление - нормальная штука"...
    И каким образом проблема переосмысления истории исключает проблему разрешения насущных вопросов?
    По-момему, одно другому не противоречит.

    Оценка статьи: 3

    • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 18 марта 2011 в 18:20 отредактирован 18 марта 2011 в 20:53 Сообщить модератору

      Александра Сергиенко, где Вы увидели в тексте эмоции? Где Вы увидели слово "закопайте?" Извольте привести примеры.

      Текст не о переосмыслении истории, боюсь, Вы что-то напутали, такую тему пусть тянут те, кто считает, что они это могут.

      Основная мысль: порой на споры о прошлом уходит все настоящее. Которое все равно большей частью состоит из прошлого. А уж на созидание будущего не остается сил.

      При этом человек вправе заниматься тем, что ему интереснее и доступнее.

      Увидительно, что эта простенькая мысль Вами не обнаружена.

  • Галя Константинова,

    Не вижу ничего плохого в том, что любят у нас порассуждать, в том числе и о прошлом.
    Желательно конечна, без пены у рта.

    В спорах как известно, что нибудь да рождается.
    А мне кажется, иностранцы они как бы более однообразны и в рассуждениях. Это скорее минус, чем плюс.

  • Сергей Кривощеков, дописываю. Мне все-таки кажется, что в перечисленных Вами странах в отношении прошлого больше едят поедом других (и мы даже знаем - кого). А в России любят заниматься самоедством. Дело тоже небесполезное, только уж больно активно этим занимаются.

    Спасибо Вам.

  • Галя Константинова,
    Статья у Вас очень мудрая и взвешеная, только зря Вы отнесли ее исключительно к России.
    Обратите внимание на поляков - вот уж истинные мазохисты с ковырянием в своей истории. Не помню кто из западных политиков, даже выразился по этому поводу - "Беда поляков в том, что они никак не могут окончательно похоронить своих мертвых".
    А бывший "вождь" Украины - Ющенко, любитель из белого делать черное и наоборот ?
    А прибалты, с ностальгией по нацизму и пр?
    На Востоке - японцы с "островной" историей...

    • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 14 марта 2011 в 09:22 отредактирован 14 марта 2011 в 09:22 Сообщить модератору

      Сергей, вынуждена Вам ответить очень коротко - убегаю.

      Японию уж не будем сейчас трогать: у них бедствие страшное. И, кстати, никакие копания не мешают им сейчас очень организованно действовать (сужу, правда, только по видеоряду из СМИ). Им - не мешает, они сплоченные. Нам - не уверена.

      Да, с остальными тоже встречаются проблемы. Правда, у них это касается недавней истории.

      Конечно, отнесла к России. Живу здесь. И это - личный выбор, кстати.). После работы можно договорить. Спасибо.

  • Псевдополитические (исторические) сопли.

    зы
    люди взрослые должны понимать, что невозможно выставить однозначную оценку явлению, эпохе, исторической личности, но всегда найдутся другие люди которые выставят, потому что им так надо.

    Так что все нормально. И не факт, что образцовопоказательные иностранцы, раз и навсегда написавшие свою историю, правее нас неправых.

    Оценка статьи: 3

    • Сергей В. Воробьев,

      Зы

      На политику не претендовала. И не претендую (свят, свят, свят!). А проблема разобщенности общества носит скорее нравственный характер. Да и в бытовом плане – привносит в нашу жизнь массу излишних эксцессов. Бесконечные водоразделы разобщенности общества у нас идут не только по социальным и политическим – но и по историческим линиям. Вы не задумывались – почему именно там самые ожесточенные бои? Не потому ли, что за сегодняшние проблемы взяться то ли недосуг, то ли невозможно, то ли что-то еще. С Петром Первым воевать сейчас куда как легче - самое время.

      Вы хорошо сказали про «взрослого человека». Можно говорить и о «взрослом обществе». Лучше ли оно, чем «детское» - я не знаю, не искала пока исчерпывающий ответ на этот вопрос.

      Но согласитесь, - что драться в кровь, размазывая пресловутые «сопли», за место в бывшей песочнице - взрослый человек не станет. Конечно, у взрослых свои песочницы, но это-то как раз тема «сегодня и сейчас». Я нигде не предлагала забыть прошлое. Я нигде не предлагала во что-то там «плевать», я нигде не утверждала, что западный взгляд на историю равнозначен истине (с Вашего разрешения себя цитировать по пунктам не буду). Последнее – это вообще отдельная тема, в ней должны разбираться специалисты.

      Все, что хотела сказать – не кидайтесь друг в друга кастрюлями с кипящим борщом. Особенно во имя давно почивших кумиров или злодеев.

      • не кидайтесь друг в друга кастрюлями с кипящим борщом. Особенно во имя давно почивших кумиров или злодеев

        Ну, кому то кумир кому то злодей.

        Так, П1 однив памятен тем что Ленинград на костях строил, другим - что спас Россию завезя картошку.

        зы
        и пусть бодаются. Ум пытливый и самостоятельный нуждается в фактах, а не в выводах.

        Оценка статьи: 3

        • Ну, кому то кумир кому то злодей.
          Естественно.

          А кто сказал, что фактов (или предположений) знать не нужно? А вот насчет "пусть бодаются" - есть вопросы. Очень много этому уделяется времени, и совсем много - эмоций. А дел в сегодняшнем дне - начать и кончить. Так и будем еще веками выяснять: где Имярек более злодей, а где - великий деятель? Текст был именно об этом. О времени и эмоциях. О том, что настоящее фактически недоступно.

          • Так и будем еще веками выяснять: где Имярек более злодей, а где - великий деятель?

            Да, без вариантов.

            Главное впопыхах не настрогать памятников злодеям - дабы великим деятелям места осталось.

            Текст был именно об этом. О времени и эмоциях. О том, что настоящее фактически недоступно.

            Факты. Истинная задача истинного историка - выявлять факты.
            Дать оценку нивапрос, любой домохозяйке по силам
            не говорю уж о всяческих деятелях.

            Оценка статьи: 3

            • Главное впопыхах не настрогать памятников злодеям

              Вы всерьез полагаете, что именно от наших жарких дебатов будет зависеть воздвижение памятника очередному злодею? Воздвигнут то, что посчитают нужным на какой-то исторический момент.

              Факты. Истинная задача истинного историка - выявлять факты.

              Что такое факт в истории? Это сведения, сожержащиеся в неких документах? Кем написанных? Ради чего написанных?

              Черепок, найденный при раскопках, так и останется черепком. Черепки практически ничего не говорят о героях и тиранах, об их личностях. Деятельность последних трактуют только документы, а точнее люди, которые их написали, а еще точнее - люди, которые ввели эти документы в научный оборот. А чтобы домохозяйка дала оценку - нужно, чтобы она хотя бы была была "в теме", что уже неплохо. Но у домохозяйки еще очень много тем, точнее, дел.

              Спорить можно до бесконечности. Но нужно ли уделять этому так много внимания? И могут ли взрослые люди, со сложившимся устоявшимся мировоззрением, переубедить друг друга? Бывает, но очень редко. Тогда в чем исторический смысл в исторических спорах среди нас - не историков? Реальных житейских проблем прибывает. Но удобнее, конечно, все свести к грехам прошлых деятелей. Неоднозначность которых тоже почему-то люди отказываются понимать. Или так, или этак, а вместе никак. А личность (историческая тем паче) - неразделима. Впрочем, это уже банальность. И об этом тоже есть в тексте.

              Как и о том, что людей нельзя лишать достойного прошлого. Нельзя лишать традиций и праздников.

  • Галя, спасибо. Мне вот по прочтении вспомнился афоризм блестящего Антуана Ривароля, который еще в XVIII веке заметил: "Считать, что время проходит - вот величайшее заблуждение человека. Время - как берег, движемся мы, а кажется, что он".

    Если плюем на берег, плевок попадает не в прошлое, а в настоящее...

    Оценка статьи: 5

  • Галя Константинова, Вы придаёте слишком большое значение обычной болтовне за бутылкой водки.

  • Галя Константинова, для того, чтобы жить в настоящем - надо заниматься практической деятельностью. А для жизни в прошлом вполне хватит теоретических построений. Практика - беспощадна и объективна. В теории можно строить воздушные замки, казаться себе очень умным, гениальным ("таких людей так умно критикую, я такой молодец!"). Шаг из теории в практику - и оказывается, что реальных знаний и умений человека не хватает даже на то, чтобы навести порядок у себя на кухне... Другими словами, практика - это свет прожектора, а теория - это "сон золотой".

    Именно поэтому ваши призывы к жизни в настоящем очень умны - но имейте ввиду, что их услышат немногие. В России столетиями формировался менталитет теоретика - со всеми вытекающими из него "приятными" последствиями...

  • Галя Константинова, спасибо за статью!

    Оценка статьи: 5

  • Гитлер был тот ещё шизик, но автобаны построил, берлинскую олимпиаду провёл, народ кильбасой накормил и создание реактивной авиации проспонсировал!

    • Денис Леонтьев, самое удивительное не то, что он сделал в своей стране, а то, за какой короткий срок ( меньше, чем наши "демократы" перестраивают), сразу начинаешь думать - кто финансировал все эти великие стройки? Почитайте Николая Старикова.

  • Галочка, ты просто молодец. Замечательно

    Оценка статьи: 5

  • Галя Константинова,
    "Их и нужно решать здесь и сейчас"
    Поздравляю!
    Вы уже стали искренней буддисткой, ибо все ученье Будды можно выразить:
    "Живи сегодня и здесь!"
    Статья(как и все другие) очень полезна.
    Дай Бог, чтобы больше читающих ее понимали и воспринимали.
    Соглашаюсь с предыдущим "докладчиком", что ручки, пишущие такие статьи надо целовать

    • Пауль,

      Вы понимаете, что с подобными комментариями у меня не остается выбора?

      Этот сайт – публичное место. Это значит, что я несу ответственность за то, что здесь говорю. За каждое свое слово (не считая опечаток, конечно,) хотя тоже несу ответственность), за каждую мысль и прочее. А также – за то, что говорится мне.

      При этом я не собираюсь обсуждать чужие взгляды и людей, которые их выражают. Я слишком многих здесь уважаю. «Узнала» за три года и дорожила возможностью иногда перекидываться какими-то суждениями, по теме или нет.

      С хамством можно справиться. Хотя и выматывает. С подобными комментариями справиться нельзя. Я не хочу «выделений, исключений, противопоставлений, сталкивания лбами и целований натруженных ручек». Ей-богу, в жизни хватает.

      Есть вещи, которые не принято делать. То есть принято, конечно. Но я не могу. Это – по отношению к предыдущему комментарию.

      Что касается Вашего комментария - Нет, я не стала искренней буддисткой). Ни прилежной прихожанкой какой-либо церкви. Да и вообще никем еще. Я просто живу. Мне показалось, что люди слишком эмоционально реагируют на вопросы прошлого («страна невыученных уроков»)). Показалось, что это – важно. Вот и написала.

  • Галя Константинова,
    Из-за хронического недостатка времени, а также , соглашаясь с Энштейном, я больше не учасеник в ШЗ
    Для Ваших статей буду делать исключение.
    Эта статья-подтверждение моему решению.
    Прекрасно! Информативно. Человечно...
    Целую Ваши ручки.

    Оценка статьи: 5

  • Галя, ты позволишь мне привести здесь стихотворение Городницкого? Оно очень в тему.

    Война

    Александр Городницкий

    Признаться в том давно уже пора,
    Что медленнее прочих наши реки.
    Для нас война закончилась вчера,
    Для европейцев - словно в прошлом веке.

    Нам позабыть о ней не суждено,
    Как будто в жизни нет иных забот нам, -
    Со всех сторон нас обложили плотно
    Газеты, телевиденье, кино.

    Для нас одних почти уже полвека
    Все тянутся разор и нищета,
    Все за спиной ее маячит веха, -
    Кому за это предъявлять счета?

    Былые раны вылечив вполне,
    Клокочет мир новорожденной силой.
    Лишь мы твердим с покорностью унылой:
    "Война, войны, войною, о войне".

    И кто тому действительно виной,
    Что, выиграв кровавые сраженья,
    Мы в мирной жизни терпим пораженья,
    Их объясняя давнею войной?

    Оценка статьи: 5

  • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 1 марта 2011 в 00:30 отредактирован 1 марта 2011 в 00:36 Сообщить модератору

    Галя, и немцы, помня и признавая все нелицеприятные факты своей истории и не отрекаясь от них, а во многом и покаявшись перед миром, что было правильно, я считаю, тоже живут сегодняшней жизнью. "Пусть мертвые хоронят своих мертвецов". Помнить и знать необходимо. Но нужно оставить прошлое в прошлом. А то очень забавно читать бурные дискуссии на тему "А вот что было бы, если бы Князь Владимир предпочел иудаизм православию. Да мы бы теперь так жили, так жили..."

    Оценка статьи: 5

  • Конечно, Галь. И с возрастом, путь даже и не таким уж большим, начинаешь все больше и больше ценить предсказуемость во всех сферах жизни.

    Оценка статьи: 5

    • Да уж не до жиру, быть бы живу. Вряд ли уже что-то предсказать можно. Даже с возрастом.))

      Ты знаешь, буквально неделю назад в гостях были французы. – Да, был у нас Наполеон. Еще разное в истории было. Но все прошлое – это прошлое. Оно не является фактом ни политической, ни обыденной жизни Передаю почти дословно))).

  • Галя, отлично. Ну просто "в жилу". Мне как раз на эту тему пришлось спорить на прошлой неделе с бывшей журналисткой "Шпигеля", дамой, правда, сильно пожилой и категоричной. Но она сказала правильно:"Нельзя постоянно хоронить и выкапывать, снова хоронить и опять выкапывать. А Россия только и делает, что выкапывает своих мертвецов, канонизирует их, потом проклинает и закапывает обратно. И так много раз. Воистину, страна с непредсказуемым прошлым. Попробуйте жить маленькой, незаметной, но СЕГОДНЯШНЕЙ жизнью". И вот на это мне нечего было возразить.

    Оценка статьи: 5