Константин Рыбаков Мастер

Реклама: свобода или несвобода выбора?

«Летайте самолётами Аэрофлота», «Храните деньги в сберегательной кассе»… Советская реклама была ненавязчива и выбором не баловала. Если деньги ещё можно было хранить в носках, в облигациях внутреннего займа или в мешках под глазами, то летать, кроме как самолётами Аэрофлота, уж точно было не на чем. С приходом в Россию капитализма на нас, помимо всевозможных свобод, селевым потоком обрушилась реклама.

Как известно, реклама — двигатель торговли. И её цель, на первый взгляд, — предоставить свободу выбора покупателю. Рекламируется любой товар: автомобили, турпоездки, еда, мода, стиль жизни и сексуальные услуги. То есть всё, так или иначе доставляющее удовольствие. А также главный товар: свобода всё это купить оптом и в розницу. Как писал Мартин Ларни: «Реклама обладает чудодейственным свойством — она заставляет нуждаться в том, о чем раньше вы даже не слышали». Поэтому основная задача рекламы — не просто навязать товар, но превратить нас в толпу завистливых и бездумных потребителей, непрерывно ищущих новые предметы потребления. Шопинг стал чем-то вроде религии, культом товарно-денежных отношений. А любая религия предполагает наличие проповедников, обрядов и жертвоприношений.

Проповедники религии шопинга с помощью рекламы играют на человеческих инстинктах, выстраивая потребительские цепочки: «Съешь вот это! Еда — наслаждение вкусом! Потолстел? Ай-я-яй, пора в модный фитнес-клуб, а пока приобрети что-нибудь на размер больше. Далеко до клуба? Купи машину. Не откладывай, купи прямо сейчас!».

PR-миссионеры формируют и корректируют общественное мнение, расставляя на нашем пути вешки и указатели. При этом они скорее даже не предлагают товар, а декларируют: «Вы этого достойны!», «Это — ваш выбор!», слагая с себя ответственность.

Обряды охмурения, несмотря на кажущееся разнообразие, поразительно похожи. Что бы ни предлагалось: бритва «Жиллетт», краска для волос, пиво, мобильный телефон или отдых на Кипре — обязательно демонстрируются мускулистый парень или стройная красавица, призывно-обольстительно бросающие с экрана многообещающий взгляд: мол, пользуйся тем же товаром, и будешь таким же, как я! Банально, но расчёт на одинаковых людей с типовыми желаниями и простыми алгоритмическими потребностями довольно эффективен.

И вот клиент уже готов к принудительно-добровольным жертвоприношениям. Ведь так хочется, не откладывая, получить всё здесь и сейчас — и покупатель готов выложить и то, что у него в портмоне, и то, что он заработает (может быть) в будущем. Подсказанные всё той же рекламой, оформляются кредиты под грабительские проценты; результат — за приобретённый товар платится полуторная, двойная, а порой и тройная цена. Хотя, «если хочется делать то, к чему принуждают, то появляется ощущение свободы» (М. Ромм, «Мой труд сизифов»).

Есть такая игрушка: на бревне сидят два медведя, и если двигать взад-вперёд рычажок снизу, они поочередно тюкают топориками по бревну. Завораживающая видимость процесса. Деревянные медведи не понимают, что никогда им не перерубить бревна своими деревянными топорами.

Реклама и есть тот самый рычажок, заставляющий покупателей шевелиться и раскошеливаться, шевелиться и раскошеливаться, шевелиться и раскошеливаться. И чем сильнее давление рекламы, тем меньше остаётся свободы выбора. Как сказал когда-то Иоганн Гёте, «самое большое рабство — не обладая свободой, считать себя свободным».

Так что между нынешней рекламой и призывом летать самолётами Аэрофлота разница невелика. Хотя и летим мы в совершенно другую сторону.

Обновлено 14.12.2018
Статья размещена на сайте 19.08.2011

Комментарии (36):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Константин Рыбаков, а я вот думаю, что рекламой нас стимулируют к тому, чтобы больше работать, соответственно больше зарабатывать. Зарабатывать, чтобы покупать ненужные вещи. Навязывание потребительских стандартов очень выгодно работодателям.

  • Константин Рыбаков, я ,например ,автоматически отключаюсь на время рекламы ,т.к. мой письменный стол находится напротив телевизора. Так что я её не смотрю , и она мне не мешает.

  • Хватит беситься-то...Поживите чуток в удовольствие.Покайфуйте...Жизни порадуйтесь.Рекламку посмотрите...

  • Мне кажется, что лучшая реклама та, которую видишь всего один раз. Ведь зачастую бесит не сам рекламный ролик, а бесконечное его повторение.

  • Гертруда Рыбакова Гертруда Рыбакова Грандмастер 30 августа 2011 в 19:43 отредактирован 30 августа 2011 в 19:43
    5!

    Константин Рыбаков, а я на рекламу никогда не "клюю" - наоборот, она вызывает у меня противодействие, и никогда я не куплю рекламируемую штучку-дрючку, хоть пусть соловьем о ней заливаются. Правы те, кто считает, что хороший товар в рекламе не нуждается, слава о нем и без ТВ - рекламы доходит до потребителя.А в рекламные паузы я или вяжу, или шью-распарываю, на кухне можно успеть что-то сделать. Но наше ТВ только и живет за счет рекламы....

    Оценка статьи: 5

  • Константин Рыбаков, согласна. Не такая уж невинная штука - реклама.


    «Вы этого достойны!» - этот идиотский слоган можно было бы и к самой рекламе применить.

    Оценка статьи: 5

  • Действительно, так ли уж велика разница между помадой за 100 рублей и помадой за 500? Разница здесь, в основном, в сумме, которую вложили в раскрутку того или иного бренда. Как раз недавно писала про это у себя на сайте

  • Константин Рыбаков, то, что человеку действительно нужно, ни в какой рекламе не нуждается. Вот смотрите, запретили рекламу алкоголя на ТВ, а как пили, так и пьют. Как курили, так и курят. А наркотики? Никто их нигде не рекламирует, а спрос как рос, так и растёт. И ведь находят люди. Ночи не спят. В очередях готовы стоять. Свободой рискуют и здоровьем своим. А находят то, что им более всего необходимо, без всякой, ядри её в качель, рекламы.

    • Николай Лаврентьев, по Вашему комментарию выходит, что человек в первую очередь нуждается в алкоголе, куреве, наркотиках. Всё остальное приходится рекламировать.......

      • Константин Рыбаков, по Вашему комментарию выходит, что человек в первую очередь нуждается в алкоголе, куреве, наркотиках. Всё остальное приходится рекламировать.......

        Ну дык это не по моему комментарию, а по жизи так выходит.

        А ещё не надо рекламировать деньги. Все, кроме, пожалуй, грудничков, в них нуждаются. Причём настолько сильно, что за деньги даже убивают. Некоторым из-за отсутствия денег даже дома не сидится, они выходят на дорогу и подходящему клиенту говорят: «Кошелёк или жизнь?» Значит, деньги мне, жизнь – тебе.

        А то вот представляете, реклама на ТВ: «Доказано, наши деньги на 137% лучше, чем другие. Вы этого достойны!»

        А что касается алкоголя, курева и наркоты, так на всё это тоже денег надо немало. А никто их не рекламирует.

  • "...если мне захотелось взять кредит под двенадцать процентов годовых и купить на него восьмую "Мазду", чтобы стоять потом в вонючей пробке и глядеть на щит с рекламой девятой "Мазды", это разве моя прихоть? - Ариэль выделил интонацией слово "моя". - Разница исключительно в том, что вас имеет один Митенька, а меня - сразу десять жуликов из трех контор по промыванию мозгов. И при этом они вовсе не злодеи, а такие же точно механические куклы, и любого из них окружающий мир наклоняет каждый день с тем же угнетающим равнодушием." (В. Пелевин, "Граф Т")

  • Константин Рыбаков, а я люблю рекламу и смотрю на ее с той точки зрения, с каким профессионализмом сделан тот или иной ролик. Сейчас не 90-е гг. и у разумного человека уже выработался иммунитет против рекламы и серьезно воспринимать все посулы просто смешно. А выбор всегда сейчас есть, просто нужно знать, где что покупать.

  • Константин Рыбаков, реклама рассчитана на стадо баранов. Ну и что здесь плохого, если это стадо существует? Надо принять это как данность. Но существуют еще и думающие люди, а они, посмотрев рекламу, выбор делают СВОЕЙ головой.
    Единственное, что раздражает, что прерываются фильмы и передачи.
    А пописать можно и до фильма. Или у телевизора арбуз не есть

    Оценка статьи: 3

    • реклама рассчитана на стадо баранов

      Александр Петров, согласен!!! И чем больше баранов, тем больше шерсти можно настричь! Соответственно, главная задача рекламы - увеличивать поголовье стада.

    • Александр Петров, не знаю почему, но я во время рекламы еще и думаю. Напр: Мы на яхте провисели три недели и все это время, детка, ты жуешь коктейли...." Почему девушка одна а мачо трое?. Что они с ней делали аж 3 недели!? И почему она жует 3 недели только одни коктейли. Больше ничего не ест? Это ж цинга, зубы все выпадут, нечем будет рекламировать. Очень быстро от боли помогает нурофен. ни хрена он не помогает. И вообще, если все перечислять, то кидалово гораздо больше, чем правды. Тут и правда нужно думать и именно своей головой.

  • Татьяна Прокофьева Татьяна Прокофьева Главный редактор компании МЕДИО 30 августа 2011 в 09:44

    Константин Рыбаков, можно тупо следовать рекламе, а можно все же быть осознанным, и думать, выбирая. Наличие выбора мне однозначным злом не кажется. Зло - отучившийся думать человек. А за это отвечает только он сам, а никак не нашествие рекламы.

    • Зло - отучившийся думать человек

      Аксинья Одинец, и я о том же. Современная агрессивная реклама приучает не думать; чем бритвенный станок фирмы "BIC" хуже "Gillett"? Но все покупают разрекламированный "Gillett", он в глазах и ушах застрял; выбор - лишь кажущийся. Реклама формирует человека-потребителя, думающий человек-созидатель торговле не выгоден.

  • Комментарий удален
    • Владимир И, одно , когда человек делает выбор, и другое - когда этот выбор навязан. И дело не в красавчиках и красавицах, а в том, что рекламируется и как. Купи "Олд Спайс" - и все девчонки твои! Побрей ноги "Жилеттом" - и мужики штабелями у этих бритых ног сложатся! Хочешь красивой жизни? Купи, купи, купи... Производство сдохло, нет ни токарей, ни сварщиков, толкового инженера найти трудно, вокруг одни продавцы. Только мы всему миру сырьё продаём, а обратно имеем разрекламированное дерьмо в ярких фантиках, как для макак. Поколение выбрало "Пепси"...

  • Константин Рыбаков, очень нравится реклама. Иногда идет ну просто интересный фильм или программа нужная, а в туалет хочется невмочь. И тут уж никакого выбора - либо бросать смотреть, либо потерпеть еще чуть чуть и дождаться таки эту родимую рекламу. Иногда все совпадает, ну т.е. и не описался и реклама вовремя подоспела А еще она бывает прикольной, тупой и очень тупой. Выбирай что по душе. СВОБОДА!!!!!!!!!!!!!!!!!

    • Карина Ферапонтова, если с этой точки зрения - да, польза несомненная! Хотя, опять же несвобода: включили рекламу - сходил в туалет, не включили - в штаны надул

      • Константин Рыбаков, а че вы за рекламу обиделись. Я говорю - штука хорошая. нужная. Иногда насчет штанов, иногда еще там чего. А я говорю -свобода. Смотреть или не смотреть, ждать или в штаны надуть, покупать - не покупать и т.д. Ну просто демократия, мать ее. Только тут она и есть. А вообще я телек редко смотрю, так что реклама мне фиолетова. Порошок стиральный я и так куплю, когда надо постирать. Деньги есть- куплю дорогой, проверенный, нет - любой. Скорее всего реклама рассчитана на более молодой возраст, когда и эпатаж, и гламур и друг перед другом или на очень глупых ( все то же самое).

  • Реклама - самое светлое,что осталось на ТВ. Маленькая история с хорошим, концом.Информация об услугах,товарах,о жизни... Благодаря ей мы становимся цивилизованнее. Но у всего хорошего есть и обратная сторона.Маленькая таблеточка - лекарство,пачка таблеток может стать ядом.Реклама зомбирует? И ты об этом знаешь? Не будь овцой. Выбирай осознанно.И радуйся жизни,а не брюзжи. Улыбнись рекламе:"Ну-ка,ну-ка,что там новенького?"

    • Маленькая история с хорошим концом

      Елена Ом, где же Вы хороший конец увидели? Например, рекламируется дорогой ресторан - европейская кухня, восточная кухня, не надо готовить и посуду мыть, плати и наслаждайся вкусом. Тут же следом реклама Эспумизана: дорогой ресторан, а у мужика желудок прихватило. Из какого дерьма блюда в этом ресторане, если желудок их переварить самостоятельно не может? Или Орбит: во время еды во рту нарушается кислотно-щелочной баланс, начинается кариес... Простите, то есть зубами, предназначенными природой для еды, жевать эту разрекламированную пищу нельзя? Дальше, естесственно, идёт реклама стоматолога, etc. Вот так, по цепочке, продавцы всего-всего передают Вас из рук в руки.

      • Константин Рыбаков, Реклама зомбирует? И ты об этом знаешь? Не будь овцой. Выбирай осознанно.И радуйся жизни,а не брюзжи. Улыбнись рекламе:"Ну-ка,ну-ка,что там новенького? (c) )))))

        Оценка статьи: 5

  • Реклама везде!
    Честно начинаешь уже путаться, свобода или нет. Вроде как и свобода, но в то же время она несколько навязана. Но самый гадкий недостаток - это как мусорный ящик, всё больше и больше.

    Оценка статьи: 5