• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Дебютант

Везде ли время течет одинаково?

Вы абсолютно убеждены, что время всюду течет с одинаковой скоростью, а рассуждения об изменении его скорости — лишь фантазии второсортных писателей? Уделите этому материалу буквально пару минут, и вы гарантировано пересмотрите свое представление о незыблемости времени!

Igor Zh. Shutterstock.com

Для подтверждения этого утверждения не нужно вылетать за пределы нашей галактики или совершать путешествия в параллельные миры. Все, что для этого требуется — внимательно посмотреть на околоземную орбиту.

Со времен освоения человеком космоса на орбиту нашей планеты выведены многие сотни искусственных спутников, однако нас интересуют только аппараты, отвечающие за работу системы GPS. Для точного позиционирования объектов на поверхности Земли они снабжены точнейшими хронометрами, способными обсчитывать время до миллиардных долей секунды. И все они упорно показывают, что время на орбите идет быстрее, чем на поверхности планеты!

Разница между орбитальным и земным временем для простого обывателя ничтожна — одна треть миллиардной доли секунды. Но даже такого незначительного отклонения хватило бы, чтобы выдавать ошибку в позиционировании объектов на 10 километров каждые сутки. Поэтому хронометры спутников постоянно синхронизируются с земным временем во избежание ошибок в работе системы.

Время и гравитация

Ошибка? Несовершенство хронометров? Нет. Просто время точно так же подвержено силам глобальной гравитации, как и абсолютно все объекты во Вселенной. Эта теория была выдвинута еще самим Альбертом Эйнштейном, обретя с развитием технологий практическое доказательство. Из его утверждений следовало, что материя притягивает течение времени, замедляя его тем сильнее, чем большим гравитационным полем она владеет. Говоря проще, чем массивнее объект, тем медленнее идет время вблизи него.

Вот почему на орбитах спутников, где сила притяжения планеты значительно ниже, время идет быстрее, чем на ее поверхности. Это утверждение справедливо и в гораздо меньших масштабах. Так вблизи какого-нибудь крупного объекта на Земле время тоже идет медленнее, чем вдали от него. Массивные египетские пирамиды весом в миллионы тонн тоже замедляют время, пусть и в миллиарды раз меньше по сравнению с целой планетой.

Где достать билеты в будущее?

Теоретически, если найти достаточно массивный объект во Вселенной и пробыть в зоне его притяжения определенное время, а потом вернуться обратно на Землю, то можно совершить путешествие в будущее. Но где найти тело с такой огромной массой, где время на орбите идет значительно медленнее по сравнению с земным?

На роль такого кандидата подходит только Черная Дыра в центре нашей галактики. Согласно расчетам ее массы и чудовищной силы гравитации, время на ее орбите идет примерно в два раза медленнее, чем на нашей планете. Это означает, что для перемещения в будущее хотя бы на 50 лет специально оборудованному кораблю пришлось бы эти же 50 лет кружить на ее орбите и только после этого вернуться домой, где время шагнуло на столетие вперед.

На практике же такой способ путешествия чересчур накладный и недостижим технически. Но данный интересный факт остается фактом. Время во Вселенной идет неравномерно, что напрямую влияет на нашу жизнь.

Статья опубликована в выпуске 10.10.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Для людей по разные стороны дверей туалета время течет по разному. И не надо в космос лететь.

    Оценка статьи: 3

  • Вы абсолютно убеждены, что время всюду течет с одинаковой скоростью, а рассуждения об изменении его скорости лишь фантазии второсортных писателей?

    Абсолютно не убежден.

    Уделите этому материалу буквально пару минут,

    Нутес, почетаем.

    и вы гарантировано пересмотрите свое представление о незыблемости времени!

    Слышь, эйнштейн.. я те только что сказал что у меня нет такого представления.

    Теоретически, если найти достаточно массивный объект во Вселенной и пробыть в зоне его притяжения определенное время, а потом вернуться обратно на Землю, то можно совершить путешествие в будущее.

    Да верю я, верю.

    Кста, на днях общался со святым батюшкой (просто надо было его срочно привезти/увезти), так он мне сказал такую вещь, достойную размышлений для Важного Дона.

    А именно - он сказал что 70%-в информации мы воспринимаем на веру.

    Это означает, что для перемещения в будущее хотя бы на 50 лет, специально оборудованному кораблю пришлось бы эти же 50 лет кружить на ее орбите, и только после этого вернуться домой, где время шагнуло на столетие вперед. На практике же такой способ путешествия чересчур накладный и недостижим технически. На факт остается фактом. Время во Вселенной идет неравномерно, что напрямую влияет на нашу жизнь.

    Для здравомыслящих людей (а таких большинство, верно, ЛМ?) эта бредятина недоступна.

    Поясню проще.

    Когда летом я весь в работах и прочих делах, стремительное время мощщно перебрасывает меня прямо в осень, а когда я зимой праздно валяюсь на диване или листаю ШЖ, время далеко не столь быстротечно, а подчас это такая тягомотина что с нетерпением ждешь весны.

    Кста, если кто еще не понял.

    Кому доводилось ждать и догонять, теорию относительности для миллионов воспринимают не то что подкоркой, а прямо всей своей шкуркой.

    Оценка статьи: 2

  • Виталий Сороковой Читатель 10 октября 2011 в 17:55 отредактирован 17 октября 2011 в 13:56 Сообщить модератору

    Любые часы пусть даже атомные подвержены влиянию гравитации. Атомы по-разному себя ведут при различной силе притяжения. Не время ускоряется, а изменяется поведение атомов. Надеюсь что данную статью написал не учёный.

    • Виталий Сороковой, нет, не ученый. Но Стивен Хокинг с написанным полностью согласен. Перед тем, как ссылаться на "любого школьника" советую познакомиться с работами этого человека. Не думаю, что на данный момент в науке существует более влиятельный физик-теоретик и космолог. Еще у меня риторический вопрос. Вы всерьез считаете, что при астронамических расчетах не учитывается влияние гравитации на часы?

      Оценка статьи: 5

      • Виталий Сороковой Читатель 11 октября 2011 в 16:55 отредактирован 26 мая 2018 в 12:45 Сообщить модератору

        При всём уважении к богатым знаниям и воображению теоретика Хокинга всерьёз его воспринимать не могу. Сложность и отсутствие практической пользы. Похоже на художественную литературу. Ошибочно переоценивать человеческий мозг. Похоже, он вышел из состояния поиска, объявив себя всезнайкой вселенной. Увлёкся собственной "правотой" и самолюбованием. То, что его теории признанны лидирующими, обусловлено лишь глубиной мысли, писательским талантом и отсутствием прямых опровержений. Для меня он учёный фантаст. Не больше, не меньше.
        На "риторический" вопрос о влиянии гравитации на измерительные приборы времени отвечаю вопросом: а вы знакомы с трудами Иванова Юрия Николаевича - академиком РАЕН, директором института ритмодинамики? Если нет, то ознакомьтесь, там ответ на ваш вопрос. А слова интерференция, ритмодинамика, спайдерэфект, вам о чём нибудь говорят? В теориях Иванова подтверждённых экспериментально на моделях я вижу реальную практическую составляющую. Это более правдоподобно и польза думаю не за горами. Предполагаю, что такой подход к гравитации может полностью разрушить представления о чёрных дырах и искривлениях пространства.

        • Александр Соколов Дебютант 11 октября 2011 в 17:36 отредактирован 11 октября 2011 в 17:59 Сообщить модератору

          Виталий Сороковой, художественная манера Хокинга в изложениях своих идей обуславливает его известность. Сам Хокинг при написании своей первой книги поначалу снабдил ее большим количеством формул и расчетов, но по убедительным настояниям издателей убрал их из финальной версии – чтобы лучше продавалась. Поэтому я не думаю, что Хокинг не в состоянии рассказывать сухим научным языком, не включая в свои рассказы художественные размышления.

          По поводу Иванова Юрия Николаевича. Я согласен, что его работы (особенно по новым способам перемещения в пространстве) заслуживают внимания. Но только сам автор в них упоминает, что некоторые из экспериментов доказывают его теорию только косвенно, а это не может указывать на их безоговорочную верность. К тому же, он сам не стесняется восклицаний вроде “Эврика!”, подчеркивая значимость своих идей и сам о себе говорит, что совершил фундаменальные открытия (а по хорошему это проверяется временем). Да и в научном мире к его теориям отношение, мягко говоря, не однозначное. Поэтому Ваше обвинение Хокинга в переоценке собственных способностей нужно, как минимум, делить надвое.

          Дальнейшую дискуссию по сравнению правильности теорий продолжать не вижу смысла – так мы уйдет далеко за пределы обсуждения конкретной статьи, но так и не раскроем истины.

          Оценка статьи: 5

          • Виталий Сороковой Читатель 16 октября 2011 в 19:03 отредактирован 17 октября 2011 в 13:57 Сообщить модератору

            Возможно вы правы, что нет смысла продолжать дискуссию. Но согласится с теориями Хокинга, значит признать неспособность человека понять истинную природу гравитации. Эйнштейнщиной попахивает. Типа мы всё знаем, но ничего не можем. Для меня такая позиция не приемлема.

  • Доброго времени суток всем. Многие люди в наше время, стали замечать, что время стало идти быстрее, чем, скажем, 10-20 лет назад. Значит Земля вышла "из под влияния" какого-то большого объекта? Может быть мы удаляемся от черной дыры? Или все-таки грядет Апокалипсис и время убыстряется Есть над чем задуматься

    Оценка статьи: 4

  • Человечество дальше Луны еще не забиралось и думаю что в ближайшие 50-100 лет дальше Солнечной системы и не полезет. Так что если и прилетят с Марса минут на 5-10 попозже (или пораньше), ничего страшного не случится.
    А в туалет люди каждый день ходят. Так что субъективное восприятие часто бывает важнее объективного.

    Оценка статьи: 3

  • Cтарый, бородатый, но где-то в теме пространство-временного континуума:

    Одесса.До революции.Встречаются два коренных одессита.Привет Сема!Привет Моня!Тиы слышал?К нам с гастролями приезжает великий еврей Эйнштэйн...будет выступать в Оперном.Даа?И шо он таки великий?И шо этот шлемазл такого великого придумал?Ха-ты не знаешь?!Он придумал теорию относительности!!!Это шо ..можна на хлеб мазать?Да нет....это понимаешь какая штука...вот к примеру если тебя посадить ж..ой на раскаленную сковородку,то это мгновение тебе покажется вечностью....а если ты переспишь с Сарочкой с Малой Арнаутской...то эта вечность тебе покажется одним мгновением...Ой вэй!!!И шо этот поц будет выступать с этими двумя номерами у нас в Оперном?!?

    Оценка статьи: 5

  • На живых организмах это тоже работает. Вот мы гиганты (по земным меркам и относительно многих животных). Что мы обычно успеваем за 24 часа? Встать, одеться, отработать энное количество времени, прийти домой, поужинать и заняться своими делами, выспаться, если получится. За это же время поденка успеет стать взрослой, спариться, отложить яйца и умереть. А у бактерий еще быстрее - за сутки они миллиард раз поделятся, если им не мешать. Автору спасибо за интересную и необычную тему.

    Оценка статьи: 5

  • Александр Соколов,
    Я, конечно, не спец, но предложение "повисеть возле черной дыры и вернуться" отчего-то вызывает у меня такое чувство, что можно и не вернуться. На сколько нужно будет к ней подлететь для заметного эффекта и получится ли потом преодолеть притяжение, действующее на таком расстоянии?
    Как Вы это прокомментируете?

    • Хельга Тарасова, если кратко, то у каждого объект во Вселенной существует своя орбита, на которой спутник может находиться, не рискуя упасть на поверхность. Естественно, у черной дыры она несоизмеримо больше, чем, например, у Солнца. Но она есть, поэтому если ее рассчитать верно, то можно не бояться даже самого сильной гравитации. О конкретном расстоянии я сказать, конечно, не могу - для ее вычисления нужно компьютеры чуточку мощнее, чем у меня

      Оценка статьи: 5

  • уау, на самом деле очень просто и самому додуматься можно было, спасибо)

  • В отпуске проходит быстро, блин! Летать никуда запредельно не надо. Быт-досуг - лучшая теория относительности. 50 лет: я и не помню как лихо я их отжила: как залпом бокал выпила. А уж сейчас-то бы по капле тянула-растягивала. Да, и тяну, дегустирую...Ничего, что я к вам бокалом?
    Тактическая ошибка, Саша (так можно?) - просить уделить читателя внимание. Все вниманме читателя на заголовке - он был удачен! Читаем...и вдруг просьба читать дальше. Переть текстом надо дальше, причем сначала статьи давать в нейтральных тонах, а под завязку наращивать накал - тогда дочитывается. Саш, ШЖ - листательный журнал. Мало кто читатет до конца, ок? Давить читателя можно всеяко. Сначала давежка была хорошая, после заглавия было немного рассеяно: не знаем о чем пойдет речь, да? Речь пошла, но после зазыва послушать. Так не продается, Саш. Продается с налета, в морду бац идеей во первых строках, а дальше можно детялюхи для аргументированности. Не прав Серега - не все на веру принимается, факты нужны, подпорки. Но я тоже понимаю, о чем он. Он во времени живет, а прочая живность в временном пространстве. Привет, Серега! Жив, курилка!