Игорь Вадимов Грандмастер

Стамбул - город контрастов? Турки – как они есть

Про турок я наверняка знаю очень мало, я был знаком лишь с несколькими десятками, а на улицах, в магазинах, на отдыхе сталкивался с сотнями, ну, может быть, с тысячами турок. Но их-то хотя бы только в самом Стамбуле — 10.000.000! Посему останавливаюсь лишь на внешних признаках, на том, что бросается в глаза.

paul prescott, Shutterstock.com

Турция — светская страна

Так сказал Гази Мустафа Кемаль-паша. Не слышали про такого? Весь мир знает его как Ататюрка (или «отца турок»). А сказал он это в 1918 году. Великая Оттоманская империя с треском распалась, а поскольку она воевала 1-ю Мировую за проигравший лагерь, ее еще и начали растаскивать и грабить страны-победители.

Поскольку в государстве был раздрай, нужен был некто, кто возьмет ответственность и не побоится. Таковым оказался Мустафа Кемаль. Он сумел отбиться от доброжелателей из иностранных государств, которым очень хотелось принести демократию и свободу на турецкую землю.

Потом он почти до своей смерти ломал турок через колено, проводя реформы, неприятные, но необходимые. Ввел светское правление, отменил законы шариата, ликвидировал гаремы, создал республиканское правление в стране, провел аграрную реформу, провел финансовую реформу… Даже ввел европейский календарь и летоисчисление.

Среди прочего он приказал туркам иметь фамилии и начать писать не арабской вязью, а на латинице.

Турция — светская страна. Женщины ходят в головных платках, а не в паранджах, многоженство формально запрещено законом. И все же даже самый светский турок не будет есть свинину. Не потому, что ислам запрещает — потому, что он точно знает, что она очень невкусная.

В рамадан столовая на фирме в обед была почти пуста. Не потому, что все работающие — истинные мусульмане и боятся гнева Аллаха, просто так принято поступать. А зато какой дым коромыслом стоял в той же столовой после захода Солнца! Там, положительно, яблоку было некуда упасть.

Турецкое спиртное

Турция — страна исламская, хоть и светская. Спиртное делается такое, что его мерзкий вкус отбивает интерес к этим напиткам. Самое массовое пиво, Эфес-Пилзенер, можно выпить стаканчик, если оно из холодильника, а тот, кто его пьет — только что с дикой жары. Далее пить его сложно. Хотя под свежесваренные креветки можно и пару бутылочек приговорить. Но далее не спасают даже креветки.

Местные «Votka» и «Kanjak» по вкусу отвратительны. Ракия (анисовая водка), которую попивают местные жители, имеет вкус лекарства от кашля. Они наливают от трети до половины финджана (такой небольшой стеклянный стаканчик для чая, граммов на 50, наверное), доливают сверху водой. Содержимое финджана сразу становится непрозрачным и белесым. «Это», страшное на вид и на вкус, они потягивают за разговором. Иногда.

Лично мне было противно на это смотреть, не то что попробовать такое сделать себе.

Население Стамбула

Как и в нашей «нерезиновой», население, в основном, свежеприехавшее. Сами турки делят себя на городских и на «деревенских с гор». Про деревенских городские рассказывают много прибауток. В основном — про их дикость. Причем рассказы — с подробной деталировкой. Т. е. не просто говорят «эти, с гор, задницу в туалете камнем вытирают», но детально объясняют «почему» (исторически нет подходящей бумаги) и «как» (технологические подробности опущу — но они вполне правдоподобны).

Должен заметить, что на работе все турки-инженеры были к месту: вполне квалифицированные системщики по UNIX’у, были хорошие программисты, были, конечно, и хитрые раздолбаи.

С рабочими я не сталкивался, но у меня создалось впечатление их упорства и скрупулезности в работе. Тротуары были замощены цементной плиткой очень ровно. Даже в самый дождливый день на пару километров тротуара было только одно место с неприятной и широкой лужей, во всех остальных местах форма тротуара держалась идеально и вода просто скатывалась на газон и в водоотводные канавки.

То же самое — с постройкой домов. Стамбул быстро строится, и стройплощадки, мимо которых проезжала наша развозка, росли не по дням, а по часам. Любо-дорого смотреть.

Так вот, на два километра тротуара, при сильном дожде была всего одна лужа. Но как только она возникала, у ее края всегда стояла пара турчанок, перегораживающих проход по сухому. Обойти их можно было или по воде или по мокрому газону. Если им случалось закончить разговор и разойтись, то буквально через несколько минут так же зацеплялась языками другая пара турчанок и все начиналось снова.

Происходило это вовсе не из-за вредности. Просто именно в месте сужения они поднимали глаза от земли, чтобы оценить обстановку, а увидев знакомую или соседку, начинали болтать. В любом другом месте тротуара просто не было повода поднять голову.

На работе в автоматически открывающихся дверях из коридора в зал, как правило, стояли два инженера (и как правило — две женщины, но иногда и два мужика) — и обменивались новостями. Автоматическая дверь сходила с ума, ежесекундно дергаясь, они мешали всем проходящим, но стояли и болтали.

Именно при подходе к двери они подняли голову и увидели друга (подругу, коллегу), и захотели поговорить. Все это делалось беззлобно, без желания кому-то досадить. Просто увидел (а), захотел (а) поболтать, остановились, болтают. Если их попросить — отойдут в сторонку. Или просто сдвинутся, чтобы пропустить именно вас.

Семьи у турок просто… большие. Посему в гипермаркетах у турок продают всякие крупы и прочее большими объемами. При этом 5 кг — это вовсе не большой объем. А вот мешки по 25 и 50 кг — это да.

На поддоне лежит штабель мешков… ну, скажем, с рисом. Мимо проходит женщина в сером шелковом пальто и низко надвинутой косынке. Ей нужен рис. Она вытаскивет его снизу, а не сверху. Штабель рассыпается. Она стоит и с диким удивлением смотрит — почему это он развалился? Когда через неделю-две она снова будет покупать рис, она все так же выдернет мешок снизу и опять будет дико удивлена тем, что штабель снова развалится и мешки бухнутся на пол…

О купании

Купание турок — это нечто! Лето. Жара. Даже много хуже — ЖАРА!!!

Пляж южного побережья Черного моря. От Стамбула на микроавтобусе — около часа. Пляж — полукультурный. Примерно на уровне глубины «по пояс» проложена веревка с буйками. Все, кто заходят дальше — уже в «неохраняемой зоне». Женщин, одетых в купальники, камнями не побивают, но все турчанки одеты в шелковые пальто темно-серого или светло-серого цвета.

Они входят в воду примерно по пояс, садятся на дно и рукой поливают себе воду на головной платок. Мокрые и довольные с удовлетворением выходят на берег.

В городе есть по крайней мере один аквапарк. В конце весны — начале лета я там был несколько раз. Уж очень удобно — и аттракционы, горки водные всякие, и разные бассейны с джакузи, и возможность искупаться без ужаса перед состоянием воды, и возможность позагорать почти в тени (уж больно сильное там солнце). И теток, купающихся в пальто, я там не видел, все были в нормальных купальниках, даже в раздельных…

Правда, там везде слышалась русская речь. И мне показалось, что небольшое количество «настоящих» молодых и европеизированных турчанок там сильно разбавлено «русскими женами», приехавшими в Турцию за мужем-турком. Ну — и туристами.

Как-то раз я ехал в «долмуше» (турецкий аналог наших маршруток), народу было немного, на заднем сиденье переговаривались две турчанки. Просто турчанки, как и остальные прочие — пальто до пола, наглухо застегнутое, низко надвинутый платок… Они негромко разговаривали между собой, конечно, по-турецки. Я тогда был на пике своего знания турецкого (между «совсем плохо» и просто «плохо»), кое-что понимал — мелькали слова «дети», «муж»…

И вдруг одна из них перешла на русский: «…и вот просыпаюсь я, а мне кажется, будто я дома. Проснулась, осмотрелась — нет, здесь…» И снова перешли на беглый турецкий…

Вот, собственно, и все, что вспомнилось про Турцию.

Жизнь — как жизнь, люди — как люди, только солнце горячее.

Обновлено 17.09.2015
Статья размещена на сайте 11.11.2011

Комментарии (39):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А мне нравится вкус ракы)). И в детстве вкус и запах нашатырно-анисовых капель нравился))). На вкус и цвет, как говорится... А вот то, что пьют ракы из финджанов - это ошибка).

    Вообще "Финджан" это по-русски чашка. В Турции финджаны могут быть прозрачные и непрозрачные. Пьют из них нескафе, капуччино, салеп, иногда чай (горячие напитки, вобщем). Обычно же чай пьют из "бардаков" - небольших прозрачных стаканчиков особой формы (сложилось впечатление, что в статье вы говорите все-таки о них). А ракы же пьется из специальных стаканов для ракы - высоких, узких, ну и с добавлением льда:



    Аквапарк, о котором вы пишете - это, видимо, Татилья, которая уже несколько лет как закрыта.

    Согласна с мнением, что статья поверхностна (и, возможно, описывает опыт не самых последних лет). Но и согласна с тем, что вам удалось верно подметить некоторые местные бытовые стороны жизни. Вообще писать о Турции, и о Стамбуле в особенности, занятие крайне неблагодарное - у всех до такой степени разное восприятие этого места, что обязательно найдется несогласный и даже негодующий от того, что ваше мнение не совпадает с его собственным))).

    • Ох, прошу прощения, картинку вставляла как иллюстрацию посуды, из которой пьется то самое ракы, а она оказалась в конце всего комментария. Отредактировать не удается - видимо, плохо понимаю, как это сделать.

      • Наталья КХ, спасибо за замечание.
        Перед отъездом из Турции я купил набор "питьевых стаканчиков", которых на этикетке коробочки называли "финджанами", посему я их так и называю. До сих пор использую их дома как макси-рюмки. Для водки малость великовата, для пива однозначно мала, а вот для вина - вполне, хоть и больше рюмки.
        Но в лавочках точно из таких же я пивал хозяйский черный, горячий и сладкучий чай.
        И ракы из финджанов я не пил, но рядом с моим домом была кофейня со стеклянной стеной, проходя мимо я не раз видел и процесс разбавления и процесс пития. А другие турки, рядом, из тех же финджанов пили и кофе и чай.
        И, да, я действительно из Турции уехал уже больше чем 5 лет назад.
        Аквапарк, о котором я пишу, был где-то в европейской части Стамбула, мы нанимали группой "вроде как экскурсию", за это был нам долмуш, который нас отвозил и привозил, была какая-то трапеза по талончику.
        А его название я и тогда-то не помнил.

        • Игорь Вадимов, я могу только гадать, почему в кофейне рядом с вашим домом были порушены вся традиции культуры турецкого пития, и все напитки потреблялись из одного вида посуды. Ну разве что там только одна ее разновидность и была. И там собирались люди, из которых все равно, из чего пить.

          Чай пьется из бардака - прозрачного стаканчика мл на 70, тюльпановидной-грушевидной формы. Вы набор таких стаканчиков купили? Почему на коробке написано "финджан" - возможно, сказала бы, увидев коробку. Может, название фирмы-изготовителя? А может, наклейки попутали (рассудив - "а кто там будет разбираться?"). Финджан - это чашка. С ручкой. Например, чашки для турецкого кофе - маленькие - это финджан.

          Татилья просто единственный вариант, который приходит в голову при упоминании слов "аквапарк в Стамбуле". Закрылся как раз лет 5 назад, а других аквапарков нету. До сих пор многие туристы, пользуясь старой информацией, взятой из интернета или от знакомых, пытаются его найти.

  • Занимательно и живо - спасибо за рассказ ))

    Оценка статьи: 5

  • мне понравилось - очень интересно.

    Оценка статьи: 5

  • Игорь Вадимов!
    То что ,турки или османы резали на территории
    Ирака , то их дело.
    Потому что территория осталась за этими государствами.
    А то ,что они не хотят признавать геноцид армян и при этом хотеть вступить в Евросоюз - это ни в какие ворота.
    И почему я должна после этого ими восхищаться?
    И тем более ,очень большой кусок Армении находится во владении Турции. И вряд ли она мирно с этим рассанется?

    • Ангелина Гончарова, я просто хочу пояснить.
      Резали иракцы и сирийцы, а денежки стрясти хотят с турок. Ибо уже одно слово "признать геноцидом" - какое-то катынеобразное.
      А восхищаться никого насильно не заставляют.
      Чтобы вступить в евросоюз они с 50х годов (больше чем полвека) работают на самых грязных и плохих работах в европах. Но их вступление в евросоюз - их дело, мне это параллельно.
      Просто - вступили в НАТО, таскали каштаны для США, держа нашу границу в напряженности и предоставляя США свои военные базы, год за годом, десятилетие за десятилетием им говорили, что они молодцы, что они идут в правильном направлении и "вот-вот" их примут в евросоюз. И каждый раз появлялись сложности...
      А восхищаться Вас никто не заставляет. Не хотите - не надо.
      А что до Арарата в руках турок - так ведь и к другим соседям у Армении может оказаться такая же претензия.
      Армения ОЧЕНЬ ДАВНО была большой и богатой. А теперь на ее бывшей территории и Турция и мало ли кто еще.
      Поезд ушел тысячелетия назад. Поздно называть Арарат своим.

  • ну очень поверхностная статья, а если еще принять во внимание название, где обещается рассказать про "турки как они есть", то это просто убожество. Турки есть очень разные, а у вас, судя по статье, никакого интереса ни к современной культуре этой страны, ни к ее истории не возникло, так зачем писать-то?
    А вот за это, извините, кол.
    В рамадан столовая на фирме в обед была почти пуста. Не потому, что все работающие – истинные мусульмане и боятся гнева Аллаха, просто так принято поступать.
    С чего вы решили, что настолько глубоко заглянули в сердца других людей, чтобы их так судить?

    Оценка статьи: 1

    • Екатерина Акимова, Вы,видимо, просто не обратили внимания.
      Статья про турок - последняя из 5 статей о Стамбуле глазами иностранца, там жившего.
      Просто размер статьи ограничен 5000 символов.
      А чтобы описать даже только одного из моих турецких коллег, надо минимум одну статью ему посвятить.
      То, что совершенно очевидно, я писать не стал. Турки - такие же люди, как и мы, только среди них больше брюнетов. Как и среди нас у них встречаются и умные и глупые и пакостливые и хитрые и простодушные.
      Вот то, что я отметил "выбивающимся из ряда вон", я описал.
      В рамадан столовая на фирме в обед была почти пуста. Не потому, что все работающие – истинные мусульмане и боятся гнева Аллаха, просто так принято поступать.
      С чего вы решили, что настолько глубоко заглянули в сердца других людей, чтобы их так судить?


      В чем Вы увидели мой "суд"?
      Почему Вы приписали мне такую ИДИОТСКУЮ уверенность?
      Я работал с ними вместе и когда в столовой началась лафа, спросил у нескольких коллег, что именно с ними случилось.
      Их, очень похожие, ответы я и написал в статье.
      Из инженеров никто не сказал про "гнев аллаха", один или два сказали, что так делает босс, а остальные сказали, что в это время так принято, в конце концов ужин дома их ждет особо усиленный, некоторые прибавили - не растолстеть бы.

      • Игорь Вадимов, ох, если начать с Рамадана:
        Например, трехлетний ребенок обнаружил, что его родители ночью запирают спальню и спрашивает "почему?". Для взрослых людей ответ очевиден, а ребенку правду говорить бесполезно, он все равно не поймет, поэтому выдумывают ответ, который бы устроил ребенка, соответствовал бы его уровню развития: чтобы Бармалей не унес, чтобы сны плохие не приходили и т.д. Ребенок доволен, он свой ответ получил, родители тоже успокоились, т.к. ребенок не станет больше задавать этот вопрос. Теперь представьте, если бы этот вопрос задал не ребенок, а взрослый человек. Вопрос был бы не только неуместным, но и в какой-то степени грубым.
        Так и с Рамаданом. Ваши коллеги давали вам ответ, который, ни их взгляд, вас бы устроил и избавил бы их от дальнейших неприличных вопросов.
        Еще один момент. В Коране сказано, что мусульманину следует воздерживаться от споров с иноверцами по религиозным вопросам, дабы в пылу спора не спровоцировать собеседника на богохульство. Возможно, это еще одно объяснение, почему они вам именно так отвечали.
        На самом деле в Турции лицемерие в религиозных вопросах встречается не так часто, и если человек соблюдает пост, то не потому, что так принято и не из боязни "гнева Аллаха". В первую очередь Рамадан соблюдают из любви к Аллаху .
        Ну а насчет других традиционных турецких заморочек, то, их там множество, например, как принято воспитывать подчиненных. Шеф никогда не укажет провинившемуся на его косяк с глазу на глаз, так как это считается оскорбительным. Если кто-то опоздал, шеф соберет весь отдел и прочитает лекцию о том, как полезно приходить на работу вовремя, это избавит от штрафов и переработок. При этом обращаться он будет ко всем сразу, не называя имен.
        Или про кофе: кофе там пьют с близкими людьми, с приятелям принято пить чай.
        Если иностранец говорит по-турецки с ошибками, то турок почти никогда не станет его поправлять, чтобы не обидеть.
        Да много еще чего, в 5000 символов точно не влезет, но можно же было в объем статьи поместить что-то более интересное, чем то, что турки и турчанки любят поговорить, стоя на дороге.
        Статьи про Стамбул я просмотрела, но поняла, что у Памука все равно интересней, поэтому даже дочитывать не стала.

        Оценка статьи: 1

        • Екатерина Акимова, у каждого свой опыт жизни.
          И ничего, что на работе окружавшие меня турки вели себя абсолютно не так, как описываете Вы. И касаясь втыка от начальства и касаясь Рамадана.
          Я вовсе не собираюсь абсолютизировать тот опыт общения, который у меня есть.
          Я уверен и что Вы тоже не врете.
          Но утверждать, что "турки ведут себя так-то и так-то" Вам все же не следовало бы...
          Насчёт того, что у кого-то интереснее, чем у меня - даже спорить не буду. Наверняка, многие пишут интереснее меня.
          Про кофе-чай тонкостей я не знал, очень интересно - то-то меня в каждой лавочке звали выпить финджанчик чайку, пока мои спутники делали покупки (и наоборот, они пили чаек, пока выбирал я)... ах, какой у них мощный чай!!!

          И, заметьте, я даже не собираюсь с Вами спорить - Вы видели одно, а я видел другое.
          Ваша притча про сходство траханья и поста - все же немного вычурна. Я честно не знал, почему в какой-то день в столовой оказалось едва ли треть работников. Потому и спросил. Ну и ассоциации же у Вас...

          • Игорь Вадимов, ассоциации не совсем мои. Просто для человека религиозного обсуждать вопросы веры с иноверцами зачастую более неловко, чем вопрос о закрытой спальне. Вера - более интимный процесс, чем ... все остальное. Вот они и пытались дать ответ, который и вас бы удовлетворил, и им бы позволил больше к этой теме не возвращаться.
            Ну а то, что Орхан Памук интересней вас пишет, так ему простительно, он все-таки нобелевский лауреат, да и Стамбул - его родной город . Кстати, почитайте, правда интересно.
            Чай турецкий - это да, только зубы от него темнеют быстро .

            Оценка статьи: 1

            • Екатерина Акимова, подумал енмного...
              Вы меня ОЧЕНЬ удивили.
              Как так - стыдно говорить о своей вере? И стыдно настолько, что ассоциации для этого стыда находятся ниже пояса!
              Не понимаю. Но я не психолог и не теолог.

              • Игорь Вадимов, не стыдно, а неуместно, неприлично, не принято, не желательно.
                Для них вы иноверец, своим вопросом о том, почему пустая столовая во время Рамадана вы показали, что Ислам от вас очень далек и дальнейшая беседа может спровоцировать вас на нежелательный с их точки зрения поступок. Например, вы по незнанию могли бы в шутку усомниться в искренности, не "показушности" религиозных чувств своих коллег или усомниться в основах исламской религии, опять-таки не со зла, а по незнанию.
                Это был бы тройной грех: грех для вас, что вы так сказали, и двойной грех для собеседника: что он слушал неподобающие слова и что он не перевел вовремя разговор на нейтральную тему, тем самым избежав ненужного, плохого разговора.
                Где-то так

                Оценка статьи: 1

                • Екатерина Акимова, я не являюсь экспертом по исламу и грехам в исламе, каким, очевидно, являетесь Вы.

                  Вы меня усовестили, хоть и верится с трудом, что просто вопрос о полупустой столовой можно расценить ка тройное оскорбление веры(виноват - как тройной грех для того, кто услышал этот вопрос).
                  Как говорится, не я сказал "Восток - дело тонкое, Петруха", но, видимо, что-то в этом высказывании есть.

                  • Ребята, про столовую не надо, хорошо? Я сейчас на работе и голодный, как на Рамадан в полярный день. И рассуждения о еде/питье - сразу желудочные соки портят настроение... Завтра нужно будет колбасню взять, чтоб спокойно читать о кофиях/чаях/ракэ и, даже, о сале с пампушками .

                    Оценка статьи: 5

                    • Юрий Лях, держись, товарищ!
                      Я тебя понимаю (хоть последний раз так влетел еще в прошлом столетии, поехал в командировку, место было далеко за городом, можно сказать в чистом поле, в выходные ничего не работало, и я с собой ничего не взял, ничего - пт-сб-вс вытерпел, считай, на одной воде)

            • Екатерина Акимова, с Памуком, Вы меня здорово разыграли. А я-то думал, что это кто-то с этого форума, знаменитый.
              Хотя, знаете - для Памука многое в его жизни настолько привычно, что некую "странность" "в этом" может увидеть только иностранец.
              Спорить с Вами у меня и вовсе нету никакого желания (да и не было вовсе).
              А вот, чтобы вопросы религии с иноверцами обсуждать - это как ... это самое... - по-моему сильно за уши притянута ассоциация - но если для Вас - так, значит для Вас - это верно.
              А для других людей может оказаться и неверно.
              Напомню еще раз - ни один из них не стелил себе коврик по исламскому спец-будильнику и не начинал бить поклоны, сориентировавшись по компасу в сторону Мекки.
              Хотя и таких людей в Турции я видел.

  • Сравнивая турков и греков, я бы отдал предпочтение туркам. Народ живой, трудолюбивый и достаточно честный в священном деле торговли. То есть, обмануть могут везде, но мастера по разводу, конечно, греки. Что они недавно всей Европе доказали.

    Оценка статьи: 5

  • Знаете, какое послевкусие после статьи? Белый цивилизованный человек побывал в тьфу-тьфу серой нецивилизованной. Ну фотография такая. Нет, ну так сфоталось у человека. Ничего страшного. И вот я, грешная, каждый год езжу в Турцию по молебным местам. И то-ли с радостью, то-ли с печалью наблюдаю в Турции моего круга интересов все больше русских людей там за каким-то хреном оказавшимся. (Ну всяко не на богомолье!). И вот фотается у меня картинка большого неуместного Вани ня культурного на фоне культурных турков и турчанок с прекрасным образованием, с троечкой европейских языков, с воспитанными детьми, с общеевропейскими ценностями в голове под косыночкой, с прицелом на интеграцию, а не в гарем. И вот тут у меня не возникает гармонии между тем, что я вижу в моей Турции и тем, что автор описывает. Это более как римский варвар бы описал фотку Афин периода романизации Греции. Да, бедно. Да, скудно. Но это не повод для супериорити московита: русь еще убожей, если от кольцевой на пять миль. Но за турками Османия стоит во всем великолепии мощи. А что за кольцевой? Ясаки и оброки, ярлыки? Потому-то меня и покоробило слегка. Не гожа спесь кады неча есть. Ня гожа. Посмеяться над дураком-турком может тот, кто над дураком-ваней не позволит посмеяться.

    • Лаура Ли, уважаемый ГрандМастер,
      автор просто написал о том, что видел за полтора года жизни в Турции.
      Автор довольно скудно описал своих коллег за работой не потому, что автор хотел унизить всю Турцию, умолчав об из квалификации, а потому, что основной упор получился на бытовое описание жизни.
      Автор старательно умолчал о бытовом негативе. И про турецкие "нахаловки" не написал и про мигрирующие по улицам базарчики (понедельник на ул.ХХХ, вторник через квартал оттуда на УУУУУ,.... пятница - в другом р-не города) - в частности потому, что дворники после таких базаров выходят в ночную смену и полночи драют улицу, но вечером, сразу после закрытия, ходить по этой улице можно только в резиновых сапогах.
      А Вы, читая, увидели римского варвара, "цивилизованного" "белого человека".
      Увы, у меня не получилось с фотками, фотки поставляла и вставляла редакция, за что ей отдельное спасибо.
      А насчет "грешных" - так все мы грешны, основная формула молитвы "Господи, прости меня, ГРЕШНОГО".
      Поскольку у нас демократия, Вы вправе писать, что хотите, только не надо втискивать оппонентов в понравившиеся Вам шаблоны.
      И еще раз - не надо кроить моих шаблонов на основании фотографий к циклу статей. К фото не имею НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ, хотя и не имею ничего против них, оживляют статьи, хоть и не мои.

      • Игорь Вадимов, не в фотографиях к статье дело, а дело в том портрете Турции, кототрый получился из статьи: я прочувствовала налет высокомерия и некоторой спеси. (Типа "курица не птица, Констанца не заграница ) И совершенно не увидела ничего, что бы можно было полюбить в стране из вашего рассказа. Другой читатель, может, ее не прочувствует. Кому Камю, кому Камю.

        • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 16 ноября 2011 в 10:00 отредактирован 16 ноября 2011 в 10:02

          Лаура Ли, теперь мне стало понятно, в чем дело.
          Вы увидели то, чего в статье(статьях) не было и, как белый рыцарь, решили защитить от меня тех, кого я и не думал оскорблять.
          Вы так тонки и умны, что увидели то, чего не увидели другие, в том числе и сам автор.
          Хотя, возможно, Вы и впрямь увидели нечто, скрытое и от меня самого? Нечто из моего подсознания????
          И, наверное, следовало мне больше писать про красоты пейзажа, про упорство в работе? Не знаю посмотрю, может еще и про Ататюрка напишу. Будет еще одна статья вроде уже законченного цикла.
          Хотя вообще-то, еще у Джека Лондона было (почти на эту тему) - "Хвост у коровы растет книзу. Я не зная, почему хвост у коровы растет книзу. Я лишь констатирую факт.

  • Ракия (она же арак), в разбавленном, как описано виде, говорят, хорошее средство от жажды. Я не проверял - не люблю анисовых капель. Но тут и в Турции и в Ливане мусульмане слегка забывают про наставление спиртного не употреблять.

    Оценка статьи: 5

  • В каждом турецком поселке, не считая уж городов, есть памятник Ататюрку и их никто не собирается сносить, как это делалось у нас с памятниками вождей.
    Любой турецкий мальчишка, услышав исполнение государственного гимна, станет напевать его слова.

  • Но до сих пор Турция не признает армянсеого геноцида.

    А армяне помнят .что Арарат находился на территории Армении

    • Ангелина Гончарова, по поводу геноцида армян турками в 1916м году, лично я думаю так. Определенно, армян резали чудовищно жестоко и чудовищно много.

      Но почему за трагедии, происходившие на территории нынешних Ирака, Сирии, Иордании должна отвечать Турция?
      Потому, что тогда сирийцев, иракцев, иорданцев звали османами или просто турками?

  • Но меня поражает, конечно, отношение турок к Ататюрку. Так я и не поняла до конца - искренняя ли это признательность или обычный восточный культ силы.

    • Mаша Романофф, я ни разу не турок.
      Но по-моему это культ личности Ататюрка.
      Как когда-то был культ личности Сталина.
      Просто турки помнят, что, когда к их прадедам пришел БОЛЬШОЙ ПЕСЕЦ - против него был Ататюрк, переломивший ситуацию и спасший турок, как нацию.

  • Когда Ататюрк перестроил турецкую юридическую систему по европейскому образцу и перенес столицу в Анкару, то на юридическом факультете Анкарского университета однажды вышла юмористическая газета. На вопрос редакции «Кто такой турецкий гражданин?» студенты дали ответ: «Турецкий гражданин - это человек, который женится по швейцарскому гражданскому праву, осуждается по итальянскому уголовному кодексу, судится по германскому процессуальному кодексу, этим человеком управляют на основе французского административного права и хоронят его по канонам ислама».

    • Mаша Романофф,
      я надеюсь, что могу себе представить, как тяжело было Ататюрку.
      Сломать всю страну, даже письменность.
      Сломать старое, направив все в новое русло.
      В общем - ломал, как и Ленин с большевиками,а получилось спасти страну от окончательного развала.

      • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 12 ноября 2011 в 16:30 отредактирован 12 ноября 2011 в 16:40

        Игорь Вадимов, да, у него получилось. Парадоксально, но факт. Избежать гражданской войны в то время - уже огромный успех. Личность, что тут скажещь. Можно о многом спорить, но факт превращения дряхлой религиозной монархии в динамичное светское государство-республику путем реформ, а не репрессий достоин уважения.
        Но вот эта фраза вашего текста вызывает недоумение:Он сумел отбиться от доброжелателей из иностранных государств, которым очень хотелось принести демократию и свободу на турецкую землю. Как раз наоборот - Антанта требовала восстановления монархии, и именно Ататюрк был сторонником западной демократии и свободы, пусть и с патриотическим оттенком.

        • Mаша Романофф, У него, определенно, получилось.
          А вот насчёт "чисто-эволюции", "без репрессий"...
          Представьте себе несколько десятков миллионов населения, которые вдруг потеряли и власть в семье и даже письменность.
          И поменять их мировоззрение "чисто эволюционно"?!
          Он именно "ломал страну через колено" - и только потому, что страна не погибла, а стала державой - только поэтому - потомки тех, кого он ломал силой назвали и называют его "отцом всех турок".
          Про "несение демократии на турецкую землю" - Кемаль-паша именно потому и стал в Турции знаменит, что остановил и разбил интервенцию греков. В Турции про это снято куча фильмов - как греки из-за моря приезжали их "демократизировать" (т.е. попросту убить и отнять землю)

          • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 12 ноября 2011 в 19:25 отредактирован 12 ноября 2011 в 20:21

            Игорь Вадимов, речь не об эволюции - для этого не было времени - а именно о реформах. Он обошелся без репрессий турецкого населения, без лагерей, без рабского труда - по сути, единственный диктатор того времени, кому это удалось. О греческой интервенции - это отдельный вопрос, здесь он как-то не в тему.

            • Mаша Романофф, он делал дело.
              И без репрессий дело вовсе не обошлось - почитайте Википедию. Он отбил Стамбул, воевал с греками и армянами, безжалостно давил курдов.
              Кемалю приписываются слова, якобы сказанные им после резни в Смирне: «Перед нами знак того, что Турция очистилась от предателей-христиан и от иноземцев. Отныне Турция принадлежит туркам.»[30]
              Под давлением британских и французских представителей, Кемаль в конце концов разрешил эвакуацию христиан, но не мужчин от 15 до 50 лет: они были депортированы во внутренние области на принудительные работы и в большинстве погибли.[31]

              или вот это - про курдов: Подавление восстания сопровождалось массовыми убийствами и депортациями мирных жителей; было уничтожено порядка 206 курдских деревень с 8758 домами, и убито свыше 15 тысяч жителей.
              А греческая интервенция - это мой ответ на Ваш вопрос про демократизацию. Иностранные государства, Антанта, напали на Турцию после заключения мира, когда турки не могли отбиваться. Не в тему, так не в тему.

              • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 12 ноября 2011 в 20:15 отредактирован 12 ноября 2011 в 20:22

                Игорь Вадимов, все так - и не вполне так. Депортации в отношении греков - христиан произошли по итогам Второй греческо-турецкой войны - а на войне как на войне. Пленные - да. В отношении населения своей страны он репрессий не устроил. Курдские восстания продолжаются, как мы видим, и до сих пор - автономии-то нет как таковой. Иненю спасибо.

                • Mаша Романофф, все это было так давно...
                  Но если действия турок до сих пор называют "резней"... - возможно, что без жертв не обошлось? Вы, лучше, Вики почитайте.
                  И было это в 1922м...1925м годах. Хотите оформить это как что-то околовоенное? Флаг Вам в руки, хоть война закончилась аж в 1918м году.
                  Ну, хотите - назовите это восстановлением справедливости.
                  Были справедливые лагеря, правильное умервщление иноверцев, вполне законные трибуналы и расстрелы для курдов и тюремные приговоры для тех, кто ляпнул что-то, что трибуналы сочли "за курдов".
                  Повторюсь еще раз - он правил в стране ЖЕЛЕЗНОЮ РУКОЮ.
                  А потомки ему благодарны и оправдывают все то, что он сделал.

                  • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 12 ноября 2011 в 20:40 отредактирован 12 ноября 2011 в 20:43

                    Игорь Вадимов, да читала я.Вики - не самый компетентный источник. И даже писала об этом, не здесь, правда. Это было давно, я никого и ни в чем не оправдываю, справедливость не восстанавливаю. Я делала в свое время небольшой сравнительный анализ реформ Ататюрка и сталинских довоенных реформ в рамках курса социальной географии и была поражена сравнительной "гуманностью" турецкого режима. Это все было давно, верно - и Ататюрк, и анализ. Но интересно узнать от Вас, пожившего в Турции, насколько турецкий образ жизни этим реформам соответствует нынче. Поскольку у немецких турок этот образ жизни совсем другой.

                    • Mаша Романофф, они остались турками.
                      Пишут на латинице, верят в Аллаха (или не верят),в рабочее время на "помолиться" перерывы не делают, свинину не едят, в рамадан, в основном, не обедают.
                      Женщины не ходят в паранджах, но ушли от этого не очень далеко.
                      Сами турки говорят о себе, что они очень европеизированы - "а вот в деревнях...". Не видел, но верю.