Анна Нимчук Профессионал

Во что превратился школьный дневник?

Недавно мне на глаза попались мои старые школьные дневники. Храню я их потому, что нравится иногда перелистывать страницы и вспоминать «школьные годы чудесные». Может, и не обратила бы я внимание на то, как изменился дневник, если бы накануне не выставляла в дневники своих учеников оценки.

Дневник является школьным документом учащегося, и ведение его обязательно. Так, по крайней мере, было, когда я училась. А как дело обстоит сейчас? Для того чтобы ответить на вопрос: «Во что превратился школьный дневник», — сначала необходимо вспомнить, а каким он был раньше.

На первой странице помещались «Указания по ведению дневника» или «Правила для учащихся школ РСФСР». Далее следовали страницы:
 — Предметы и ФИО преподавателей
 — Расписание уроков
 — Расписание факультативных занятий
 — Расписание внеклассных и внешкольных занятий
После этого шли всем знакомые страницы, разделенные на дни недели, где записывалось расписание и домашние задания и выставлялись текущие оценки. Оказывается, многие до сих пор представляют себе схему недели в том виде, в каком дни ее были расположены в школьном дневнике. То есть, понедельник, вторник, среда — одним столбцом, четверг, пятница, суббота — другим, воскресенье — в уме.

В конце дневника шли страницы:
 — Каникулы
 — Заметки классного руководителя
 — Трудовая практика и общественно полезный труд
 — Сведения об успеваемости, поведении и прилежании ученика.
Все. Четко, строго, лаконично — документ есть документ.

Что же мы видим в современном дневнике?
Первая страница — это титульный лист (указывается фамилия и имя учащегося, класс, № школы и учебный год).
Далее — «Личные данные ученика», где требуется заполнить различные данные ученика (начиная с ФИО и заканчивая группой крови).
Следующая — администрация школы (адрес школы, телефоны, ФИО директора, завучей, их телефоны и т. д.).

Затем могут идти такие страницы (все зависит от фантазии издателя):
 — Государственные праздники
 — Права учащихся
 — Мой класс (ФИО одноклассников, их адреса и телефоны)
 — Заметки классного руководителя
 — Замечания педагогов
 — Полезные Интернет-ресурсы
 — Благодарности учителей
 — Список литературы для чтения
Плюс такие же страницы, как и в «старой версии».
В конце современных дневников в дополнение к традиционным страницам идут шпаргалки по различным предметам, таблицы, схемы (от 4 до 10 страниц).

Изменился и внешний вид. Если раньше обложка — это лист картона, сероватого,
или грязно-желтого, или бледно-фиолетового цветов, то теперь … толстые глянцевые корочки, на которых изображены и машины, и звери, и актеры, и музыканты, и герои мультфильмов, и вообще непонятные существа.

А еще бывают дневники не только с яркой картинкой, но и надписью. Например, изображены то ли мутанты-убийцы, то ли какие-то инопланетные головорезы с базуками и при гранатах. И обращение (видимо, к учителю): «Не ставь пару, а то убьёт!» Или на красном фоне — серп и молот, ниже надпись: «Коси и забивай!»
Или — искаженные на компьютере собачки и кошечки. А рядом с этими смешными зверюшками написано: «Отдамся в хорошие руки». Или еще — нарисованы капуста и помидоры, и красуется фраза: «За базар отвечаю». Каково?

Я понимаю: сегодняшним школьникам уже трудно представить дневники без ярких картинок. Но если мы исходим из того, что дневник — это документ, то вид и содержание у него должны быть соответствующими. Присмотритесь к современному дневнику: он по своей сути больше напоминает записную книжку или ежедневник. Ученики пишут в нем цветными ручками или фломастерами, украшают наклейками или рисунками. Да и отношение к нему уже не такое.

Школьный дневник. Был документ, а превратился в записную книжку.
О времена! О нравы!

Обновлено 22.04.2007
Статья размещена на сайте 17.04.2007

Комментарии (19):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Евгений Федотов Читатель 27 декабря 2009 в 18:20 отредактирован 23 мая 2018 в 11:22

    Если бы я сейчас увидел свой дневник, то наверное не испытал бы приятных воспоминаний, потому как там было очень много двоек, которые некоторые заслуженные учителя россии, такие как, например, Евгений Бунимович называют "дубинками".
    Замечания о моём плохом поведении было бы читать намного интереснее, ведь они чаще всего связаны с каким либо конкретным случаем и человеком.
    Я думаю, что в дневнике может быть что угодно кроме оценок. Оценки безличны и ничего не отражают, кроме субъективного мнения учителя об ученике.

    Оценка статьи: 3

  • У меня как-то так попало, что дневником я пользовался только в трех классах - втором, третьем и восьмом. А в других либо он был не нужен школе, либо просто валялся в портфеле полупустой с двумя-тремя оценками...

    • Вот и я об этом говорю,Олег. Дневник как документ стал не нужен. Изменилось отношение к нему, так почему бы не сделать его просто ежедневником. Ученики ведут его по желанию.

    • до сих пор перед сдачей дневника завучу приходится мучительно его заполнять аж с позапрошлых месяцев...

      • Каждый классный руководитель с ужасом ждет пятницы, т.к нужно проверять дневники.На это уходит очень много времени. А кому теперь это нужно, если дневник не считают документом? Разве что только завучу.

  • Интересная дискуссия вокруг почти "крика души"...

    Оценка только пять. Прочла и задумалась... Ведь автор не просто затронул тему, что бы сказать - "КАК плохо стало, и куда катится мир". Автор (на мой взгляд) раскрывает свою мысль, что нам родителям своих детей, надо бы остановиться и оглянуться - что МЫ ДАЕМ В РУКИ своим детям? Ведь то, какой дневник будет у школьника зависит не только от школы, не только от учителя, но и от нас - родителей. Я являюсь предеседателем совета родителей нашего класса. И мы в классе единодушно приняли решение (на собрании), ограничить своих детей в таких "гадостях" в виде монстров. Ведь это действует на психику ребенка. Не надо искать "виноватых", надо думать "КАК исправить". Я не против того, что бы мир менялся - но и корректировать то, что "видит" твой ребенок просто необходимо...

  • Кому как, а мне очень нравятся дневники с прикольными надписями и картинками на обложке. Они просто радуют, поднимают настроение. Автору - спасибо. Хорошая статья

  • Действительно! Представляю календарь в том виде, как он был в дневнике! Но я уже принадлежу к тому поколению, когда уже появлялись цветные дневники со шпаргалками. Но у нас были максимум машинки и улыбающиеся карандашики и прочее. Но вот, конечно, такие перегибы как "Не ставь пару - убьет!" у нас не появлялись, да в то время и в продаже таких не было.

    А с автором частично можно согласиться. Но у каждого времени свои показатели и сложно требовать, чтобы у них от школы были такие же воспоминания и ощущения, как у предыдущих поколений. Жизнь идет - все меняется.

  • Спасибо, мне очень понравилась статья. Особенно о том, как теперь представляется неделя - лично у меня и правда так.
    А вот у тех, кто в него почти не заглядывашл, наверное, в неделе всё-таки семь дней

    Оценка статьи: 5

  • очень понравилась статья, особенно первая часть.
    сразу ударилась в воспоминания.
    и дни недели я именно так считаю, всё верно

    а ещё я помню свою радость, когда стали появляться первые дневники. С цветной обложкой и со шпаргалками. это тоже своеобразное самовыражение школьника.

    Но вот монстры и коси и забивай - это однозначный перебор

    Оценка статьи: 5

  • Как-то у меня сложилось мнение, что автор не заметил, что школа изменилась. А дневник - просто следствие. Да и дети немного не те, что были 20 лет назад.

    У меня ощущение, может я и не прав объективно, что раньше школа была для учения, а сегодня для социальной адаптации. Конечно, это правильно. Но раньше тех, кто требовал этой самой адаптаци учили отдельно в лесных школах. А сегодня нормальные дети уже адаптируются к тем, кто требовал этой самой адаптации. И угрожать ножом учителю для получения хорошей оценки или просто дать ему в глаз уже почти норма. Не говоря уж о свободном поведении.

    • Извините,Дмитрий, но вы ошибаетесь по поводу того, что автор не заметил, что школа изменилась. Я как раз это каждый раз замечаю, когда начинаю новый учебный год.
      Дети очень быстро меняются. Если раньше мы говорили : "Поколение 80-х, 90-х и т.д", то теперь можно говорить :"Поколение 2005-го, 20006-го..." Они очень отличаются, причем не в лучшую сторону.

  • а чего вы хотите??? дети сейчас растут на этом??? Если бы им по человечески объясняли что это документ и не было бы такого разнообразия полиграфической продукции, то может быть и не было бы такой ситуации. А так какой ребенок согласится ходит с "документом" когда сверстники ходят "с записными книжками"? Грустно

  • Есть вариант такой, когда руководство школы разрабатывает свой дизайн дневника. В нем нет космических монстров на первой странице, но, например, все рассчитано под действующее в школе расписание звонков и уроков... Это удобно. И в то же время - зачем хоть и документ делать скучного грязно-желтого цвета?...Стоит найти золотую середину!

    • К сожалению, для сельских школ такой вариант не подходит: нет финансов.
      А насчет цвета... Я не призываю вернуться к грязно-желтому, пусть будет ярким, цветным , но в разумных приделах.

  • Не смогла сдержаться от улыбки, прочитав, что "Оказывается, многие до сих пор представляют себе схему недели в том виде, в каком дни ее были расположены в школьном дневнике. То есть, понедельник, вторник, среда – одним столбцом, четверг, пятница, суббота – другим, воскресенье – в уме". Так и есть, Анна, я уж точно неделю так и вижу Спасибо, что подарили приятные минуты воспоминания о школьных годах!!!