• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталья Москалева Мастер

Страшно ли умирать?

Нет ни одного человека на Земле, который бы не задумывался о смерти. Жизнь и смерть всегда рядом. Каждый день умирают старые люди, живые существа. И появляются на свет новые — молодые, сильные.

Фото: Depositphotos

Даже отдельно взятый организм — это не только рождение, но и увядание. Клетки — биологическая составляющая тела, тысячами отмирают каждый день. Естественным образом они заменяются на новые, здоровые.

И все-таки, несмотря на понятную закономерность и естественность, смерть пугает. Живые всегда сожалеют об ушедших и с неизменным внутренним содроганием думают о бренности своей и близких.

Совершенно противоестественна смерть детей. Это, пожалуй, самое страшное, что может произойти. Наша психика не всегда справляется с подобными трагедиями. Наверно, потому, что молодой организм в нашем восприятии должен жить, пылать здоровьем, радоваться, наслаждаться этим миром.

Смерть животных порой воспринимается чуть проще, но лишь только потому, что они сами об этом не думают.

Смерти ребенка воспринимается очень тяжело
Смерти ребенка воспринимается очень тяжело
Фото: Depositphotos

Кончина старого, пожившего свой век человека — это, пожалуй, вариант, когда произошедшее осознается относительно спокойно. Почему? Потому, что усопший успел пожить, естественным образом состарился и спокойно дождался логического завершения своего бытия. Это — понятный процесс.

Мой старенький дедушка под конец жизни смерти не боялся. Он болел раком, а его сын говорил: «Отец, борись, цепляйся за жизнь!» Дед отвечал: «Я не хочу бороться. Не за что. Я устал жить…»

А моя старенькая бабушка, когда заболела, заявила о своем нежелании лечиться. Ей надоели бессмысленные походы по больницам, все эти мучения. Она хочет спокойно дожить свой век, столько, сколько ей дано. Нет, ей не страшно, все равно же это когда-то произойдет…

Страшно ли умирать?
Фото: Depositphotos

Значит, в старости люди «созревают» к концу всего?

Действительно, а почему бы и нет? Важность и наличие естественного «созревания» хорошо ощутили на себе беременные и родившие женщины. Пока девушка беременная — она очень боится родов, боли и всего того, о чем рассказывают бывалые мамы. Но когда подходит срок — уже не до страха. На роды мамочки часто идут с радостью, уставшие от своего состояния и жаждущие встречи с младенцем.

Может быть, сама природа придумала механизмы, позволяющие воспринимать естественные процессы как должное?

Часто можно прочитать рассказы людей, прошедших клиническую смерть, в которых они говорят о легкости, о том, что видели свет в конце тоннеля, и о том, что «там хорошо».

А ученые предположили, что такое восприятие обусловлено активизацией центра удовольствия мозга в момент смерти. Может быть, это и есть природное «обезболивающее»?

По некоторым аналогиям умирание можно сравнить с засыпанием. Существует сознательное состояние — когда ты в здравом уме и памяти. Далее — переходное, когда ты уже не здесь, но еще не там. И, собственно, сам сон — тебя нет.

Страшно ли умирать?
Фото: Depositphotos

Переходный этап можно описать как две-три-пять секунд, когда «все равно». Что-то происходит, но ты событиями не управляешь. Собственно, процесс умирания — это и есть переход из одного состояния в другое. Страшно? Нет!

Для пущего убеждения можно вспомнить не сон (это может звучать неубедительно), а период тяжелой, очень тяжелой болезни. Лежит человек в какой-нибудь реанимации или дома с большой температурой — болеет он. Ему в этот момент страшно умирать? Нет. Об этом даже и не думается — болеется. Чем серьезнее болезнь, тем точнее можно прочувствовать вот этот момент равнодушия в отношении к смерти.

Парализует само осознание конца. Те представления, что бродят в состоянии здравого ума и памяти. Но тогда имеет смысл уточнить вопрос. Получается, страшно не умирать, а думать об этом? А если думать страшно — зачем тогда это делать? Тем более что в случае тотальности, думы все равно ничего не дадут.

В этом смысле, как ни жестоко звучит, но уход младенцев ими самими не осознается, а значит не так страшен в их восприятии.

Но есть еще ситуации, когда сознательный человек гибнет не по своей воле и не по естественной старости. А по случайности. Когда это происходит мгновенно, подумать не успевает, а значит и не переживал. Чего ее бояться, такой смерти? Уж если она произойдет, значит, сам Бог велел так.

Страшно ли умирать?
Фото: Depositphotos

Страшно состояние предсмерти. Осознание возможной или однозначной кончины. И вот этот страх — он природный, сильный. А вместе с тем он обуславливает инстинкт выживания рода. Жертва в охоте всегда боится. Любое животное до последнего будет бороться за свою жизнь. И это естественно, это правильно. Можно ли его преодолеть, этот страх? И нужно ли?

Особенно продвинутые в своем духовном развитии люди говорят, что справиться возможно. Но совершенно точно известно, что это сложно.

А можно оставить и прекрасно сосуществовать с таким чувством. Для внутренней гармонии иногда достаточно осознать, что именно наличие страха смерти является одним из важнейших залогов жизни.

Статья опубликована в выпуске 24.05.2012
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (104):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Дмитрий Евдокимов Дмитрий Евдокимов Читатель 24 мая 2012 в 01:53 отредактирован 27 мая 2018 в 15:06 Сообщить модератору

    Когда мне было лет 5 я вдруг осознал, что когда-то придется умереть. И все... И меня не будет... То есть вот этот детский сад будет, будут эти игрушки, мои друзья будут, а меня среди всего этого нет. Мне стало очень страшно. Конечно же я расплакался, меня утешали, но это плохо помогало. И в тот же день я придумал себе успокоительное:
    Есть, в общем, два варианта развития событий после смерти:
    1. Загробная жизнь существует. Тогда бояться смерти незачем, т.к. это всего лишь переход в некое другое состояние.
    2. Загробной жизни нет. Тогда бояться вовсе бессмысленно, т.к. после смерти тебе будет абсолютно все равно - жил ты или нет...
    Все. С тех пор полностью прошел страх смерти. Чего и вам желаю.

  • Ирина Карцева Читатель 11 июня 2018 в 22:48 отредактирован 12 июня 2018 в 05:26 Сообщить модератору

    Не все люди к старости "созревают" для смерти, моя мамочка умерла в 93 года,она безумно хотела жить,разговоры о смерти сразу пресекала,я как -то спросила у нее,довольно бестактно, почему ей так хочется жить, она спокойно сказала, что это просто здорово, жизнь прекрасна, можно видеть небо,солнышко,цветущие яблони и радоваться. Мамочка умерла быстро,после перелома шейки бедра,но не верила в смерть до конца, за день до смерти, уже в больнице ,печалилась, что педикюр не сделала (!). А я сейчас с ужасом думаю о смерти, теоретически я все понимаю, но успокаиваю себя мыслями, что Там меня встретят мои родные,мамочка,муж,сын,сестра.Смерть бессмысленна,если там ничего нет,я не хочу в это верить! Бред, да?

    • Алёна Фролова Читатель 27 июня 2018 в 13:54 отредактирован 28 июня 2018 в 17:56 Сообщить модератору

      Ирина Карцева, недавно не стало моей мамы,не прошло и 40 дней.мы никогда не говорили с ней о смерти ,и она бы никогда сама не ушла,если бы не ужасная болезнь,которая косит многих -через одного почти.
      так вот ,она пила все положенные таблетки строго по времени до последнего дня и ставили ей все нужные системы.
      боролись вместе с ней с момента постановки диагноза до последнего вздоха - долгих 12 лет
      я не могу отойти от этого,так как это уже второй уход на моих глазах близких людей-в 2009 году не стало мамы мужа и тоже от рака, и тоже очень мучительно и долго. и одно дело -уснуть и не проснуться, а другое месяцами или даже годами уходить в осознании неизбежного.
      и очень обидно уходить ,когда ты вроде как и не жил еще и много не сделал.и сейчас иногда я тоже успокаиваю себя теми же мыслями ,что и вы ,что там моих родных больше и может и встретимся- кто знает.

  • Olga Klimanova Читатель 17 июня 2018 в 10:53 отредактирован 17 июня 2018 в 18:35 Сообщить модератору

    А мне не страшно умирать. Произошла эта перемена после ухода мамы. Ну и еще потому что осознала, что сын без меня не пропадет. Будет больно ему, страшно, но он уже переживет это как все. Взрослый (17 лет)и с головой. Но вот умирать мне очень обидно, потому что не смогу увидеть, как все на земле будет дальше. Это такое чувство когда смотришь шикарный сериал подряд все серии залпом и на самом интересном месте он заканчивается, так как следующие серии еще в процессе съемок))) Друзья говорят, что это из-за моего большого недостатка - я должна все контролировать))) Ну и глобалист я. Очень люблю жизнь. В ней столько твоих собственных выборов и возможностей менять. И это и есть смысл. Просто твой путь. По образу и подобию.

  • Действительно, в глубокой старости легче воспринимается мысль о смерти. Моя бабушка, которая до момента смерти была довольно бодрой старушонкой, мне говорила: "Что-то я на этом свете задержалась, тут скучно, всё уже известно и ничего не держит. Интересно, а что же там - за чертой?" Она была очень мудрой(это я сейчас поняла), считала, что нужно постараться умереть в полёте, т.е. на своих ногах, что с ней и случилось - внезапно стало плохо, и....конец. Очень боялась быть глухой, немой, слепой, парализованной, ведь так и не заметишь своей смерти...

    • Вячеслав Владимиров Читатель 25 июня 2018 в 15:44 отредактирован 25 июня 2018 в 16:05 Сообщить модератору

      Татьяна Степная, страшно смотреть на людей , под конец жизни потерявших память - что жил , что не жил. Невольно примеряешь это на себя ... Заслуги, деньги , дети , жены - все это пропадает . А ведь хотелось бы какого-то смысла

  • Понравилась статья

    Старое, но бессмертное (по неотвратимости):

    Cтук в дверь:
    - Кто там?
    - Это - смерть!
    - Ну, и что?
    -Ну, и ВСЁ!

    Оценка статьи: 5

  • Уж слишком философское настроение у ЛГ (или автора статьи??). У всех кто-то умирал - каждый в курсе своих эмоций. Обсуждать не хочется - нет проблем - живи, появятся - печалься. Всем читателям - посмотрите на это голубое небо, зеленую листву, послушайте щебет детворы на улице... Туда успеете (по крайней мере еще никто не опоздал). Литературному герою - срочно принять 50 капель хорошего вина на природе с шашлычком и хорошими друзьями. Полет нормальный!

  • Мне доводилось несколько раз умирать.

    Скажу так - не страшно, но очень не хочется.

    Посему дрался за жизнь со страшной силой.

    Жив.

    Чего и вам желаю.

    Оценка статьи: 3

  • Думаю, что все-таки умирать страшно, хотя мы не всегда можем знать, как думает об этом умирающий человек. У меня недавно умерла мама. Можно сказать, что в течение месяца её организм боролся за жизнь, но видеть все это было очень тяжело. Мне бы не хотелось умирать в таком состоянии, в каком была мама. Маме было 90 лет. Конечно, все мы смертны.

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо за статью. Я пока не боюсь, но иногда думаю, сколько мне осталось. Если сейчас мне 49, то не больше 50. Вероятнее всего 30, или 20, может и меньше. А если вспомнить, как быстро прошли предыдущие 20, то это не много. Собственно, о чем я? Боюсь, что когда придет время умирать, то я буду не согласен с этим и буду боятся. Ну, то есть боюсь не достойно себя повести. Ну и хочется сказать тем кто будет присутствовать, что всё хорошо, что это не страшно, чтобы они не боялись, когда их время придет. Хочется найти в себе силы перед концом. Хочется, чтобы этого хотелось перед смертью. Ну а как уж на самом деле получится, конечно не известно.

  • виктория семенова Читатель 19 февраля 2013 в 01:00 отредактирован 27 мая 2018 в 20:23 Сообщить модератору

    А мне статья не понравилась.Как можно говорить о том, чего не испытал сам.Например, что старым людям не страшно умирать и они готовы к этому.На моих глазах месяц умирала 81-летняя мама, и ей очень хотелось жить. И не все люди относительно спокойно воспринимают смерть близких пожилых людей. Всем страшно встретиться со смертью и философия на эту тему- пустая трата времени.

  • Алексей Михалев Читатель 14 ноября 2013 в 09:45 отредактирован 27 мая 2018 в 12:13 Сообщить модератору

    в фильме французском "дьявол и десять заповедей" бог приходит к умирающей, говорит давай исцелю, та не боже лучше забери к себе, тоже в фильме"джек блек", это была смерть, бабушка с раком говорит быстрей забери меня, когда не можеш двигаться, хочеться умереть, сам испытал, пол года после 2 инсульта отказала спина .ваще ни посрать , ни поссять толком, ночью не уснуть, лежиш как чурка , так зачем так жить, лучше умереть, и правильно говорит автор, к старости люди устают жить, все болит.так все достанет, что молиш бога, побыстрей бы забрал, жить остаеться душа, это по библии

  • Олег Комаев Читатель 1 мая 2016 в 02:56 отредактирован 25 мая 2018 в 05:31 Сообщить модератору

    Думайте не думай а когда болен и
    умереть в долгих мучения вот
    это страшно.

  • Такой статье даже профессор околовсяческих наук позавидовал бы. собрала всё, что могла.

  • Галина Болотникова Читатель 11 июня 2018 в 19:26 отредактирован 12 июня 2018 в 05:27 Сообщить модератору

    Умирать все равно страшно. Все хотят жить.К червячкам не хочется.Только когда человек измучен невыносимой болезнью он просит смерти у Бога.А конечно жутко .Жил человек теплый,веселый, со своими мыслями внутренним миром- и нет.Ужас, жалость.

    • Эля Сми Читатель 23 июня 2018 в 15:07 отредактирован 24 июня 2018 в 06:24 Сообщить модератору

      Галина Болотникова, я тоже должна признаться,что меня уже много лет поглощает страх смерти,и теперь все чаще.Я жутко боюсь боли,беспомощности и неизвестности.Мучаюсь гипертоническими кризами (артериальная гипертензия),АД высоченное и неожиданное,просто может резко вдарить.Даже немного не могу понервничать и пипец,все еще и паническими атаками сопровождается.Я знаю,чем это может закончится,и не могу избавиться теперь от фобии такого состояния,когда тебе очень плохо.Уже просто ходишь с этим тонометром везде.А это и есть страх умереть.И психолог тут не поможет.Не знаю,что и делать с этой фобией и безысходностью(((

  • Сколько пустой болтовни...
    "Даже отдельно взятый организм – это не только рождение, но и увядание. Клетки – биологическая составляющая тела, тысячами отмирают каждый день. Естественным образом они заменяются на новые, здоровые."
    Почему даже?
    Отмирают они в процессе апоптоза положим десятками и сотнями миллионов ежедневно.
    Кроме того существуют и бессмертные организмы, у которых нет механизма естественной смерти (гидра, некоторые деревья и черепахи...)

    "Кончина старого, пожившего свой век человека – это, пожалуй, вариант, когда произошедшее осознается относительно спокойно."

    "усопший успел пожить, естественным образом состарился и спокойно дождался логического завершения своего бытия"
    Человек которых стал дряхлым, больным, впал в маразм и медленно умер от кучи болячек в своей постели - по мне так не слишком естественно. А смерти они не боятся просто потому что из за постоянных болей и отсутствия чего то желанного в будущем у них притупляется инстинкт самосохранения.
    Кстати говоря, в природе - смерть от старости не такое частое явление.

    "Особенно продвинутые в своем духовном развитии люди говорят, что справиться возможно."
    Помница когда наша армия входила в Берлин - среди военнослужащих и офицеров рейха частым явлением стали самоубийства. Да тот же Гитлер - он что, особенно продвинутый в духовном развитии? )))

    Оценка статьи: 3

    • Тимур, продвинутые люди, это монахи (тибетские), будды и иногда самураи (которые преодолели страх смерти). Подробно не буду, захочется, найдете, сами почитаете информацию.

      Про остальное рассуждать нечего. Не надо умничать. Это Вам к лицу (никому не к лицу).

      • Но ведь самоубийцы по определению преодолели страх смерти? Самураи сделавшие сепуку входят в их число.
        Да фактически всю свои историю люди ведут друг с другом войны. И чтобы пойти на массовое мероприятие по взаимному проламыванию черепушек - со страхом смерти ведь нужно справится?
        Так в чём же японские солдаты продвинутей?

        Оценка статьи: 3

        • Наталья Москалева Наталья Москалева Мастер 25 мая 2012 в 04:19 отредактирован 25 мая 2012 в 04:20 Сообщить модератору

          Тимур Шакиров, я не думаю, что самоубийцы преодолели страх смерти. Для них жизнь, к сожалению, оказалась страшнее.

          Я говорила про самураев, которые были хорошими бойцами.

          Давайте, вернемся к статье, а не к комментариям. Смысл статьи в том, чтобы принять свой страх, спокойно к тему отнестись, перестать думать о смерти. И предложен вариант, как.

    • Захара S Читатель 24 мая 2012 в 14:18 отредактирован 25 мая 2012 в 12:41 Сообщить модератору

      читать дальше →

      • Тимур Шакиров Дебютант 24 мая 2012 в 22:57 отредактирован 25 мая 2012 в 12:38 Сообщить модератору

        читать дальше →

        Оценка статьи: 3

  • Страх смерти - явление инстинктивное. Хочет ли умирать тяжело больной или нет - этого точно никто не знает. И его слова не то чтобы ничего не значат, но и принимать их на 100% нельзя.

    Я наблюдал такую сцену в доме престарелых. За столом напротив меня и моего подопечного сидела женщина, которая очень сильно страдала от болей. Она стонала беспрерывно. "Ой, я хочу умереть! Ой, я хочу умереть! Сестра, я сегодня принимала таблетки?" Сестра отвечает: "Да, милая, да!" "Ой, я хочу умереть! Ой, я хочу умереть! Сестра, я сегодня принимала таблетки?" "Да, милая, принимала!" "Ой, я хочу умереть!" - и так без конца.

    Сознание говорит о том, что надо прекратить страдания, а инстинкт борется за жизнь. Так что на подсознательном уровне умирать не хочется.

    Если страх смерти перенести в другую плоскость: как это влияет на каждый день жизни? Это зависит от конституции человека: один занимается собой, стараясь отдалить неизбежное, а другого этот страх может подавить настолько, что и жизнь уже будет не жизнь.

    • Игорь Русаков Читатель 22 июня 2018 в 22:50 отредактирован 23 июня 2018 в 10:42 Сообщить модератору

      Борис Рохленко, вот наткнулся намедни - сразу скажу - не моё высказывание. "Смерть - не зло и не божье воздаяние. Истинная кара - не ощутить её сладкого поцелуя" - от себя добавлю, боюсь звиздец как - но без смерти не было и радости(вкуса) жизни! Уповаю на то, что действительно к старости как-то хоть притупится. Всем лёгкой и быстрой... простите

  • Если говорить о клинической смерти и о том, что ТАМ было людям хорошо, еще не значит, что ТАМ действительно хорошо. Ведь клиническая смерть длиться сколько? 5,10,20 минут? Может это время там и хорошо, но потом люди "оживают" и не могут сказать как там через день. месяц, годы. Поэтому даже те, кто пережил эту ненастоящую смерть, не знает, что будет в настоящей.
    Мне кажется, что невозможно перестать боятся смерти... Да, признать ее существование и смирится необходимо. Иначе как дальше жить? Но страх все равно останется. Надо просто гнать эти мысли, когда они приходят в голову и думать, что это обязательно случится, но не скоро. А впереди еще длинная чудесная жизнь.

    Оценка статьи: 5

  • Андрей Шлеенков Андрей Шлеенков Читатель 30 мая 2012 в 12:26 отредактирован 30 мая 2012 в 14:48 Сообщить модератору

    Уважаемая автор статьи! Благодарность вам за тему! Если бы вы знази, как это в тему и во время! Так хочетсчя жить... Не слушайте критиков, они ... А вы - замечательная девушка, мы вас любим, ибо вы подняли тему, о которой все боятся говорить. Но вам спасибо, и умереть не стркашно, ибо этого не избежать...

  • Здраво.

    Вспоминаю рассуждения академика Амосова на эту тему (пережившему на практике похожее состояние): -умирать нестрашно, психика отгораживается от этого сознания, многие умирающие в такой момент спокойны и даже радостны.

    Еще важный момент: страшно долго болеть и переживать отношение, как правило негативное, окружающих к немощи и медленно увядающей жизни.

  • Старый знакомый Читатель 15 июня 2018 в 16:44 отредактирован 16 июня 2018 в 16:04 Сообщить модератору

    25 лет назад оборвалось все что имело смысл в моем существовании. Не стало моего сына .Пустота давила я приготовил устройство для гарантированного ухода Но.. вдруг я ясно осознал что уйдя я оставлю после себя ПУСТОТУ И что то было в этом противоестественное Для начала а восстановил машину на которой разбился сын Поставил на его могилу необычный памятник , который сделал сам. И много чего сделано за эти годы но меня никогда не отпускало желание уйти Делая что то я вероятно придумывал отсрочку Нет мне не было страшно Хотелось чтобы после моего ухода осталось хоть что то кроме куч дерьма Сейчас мне 68 ВСЕГДА ГОТОВ Чтоб быстрее засыпать , ложась в постель говорю" "я умер",и проваливаюсь в серый туман

    • ЕЛЕНА ЩУКИНА Читатель 24 июня 2018 в 21:39 отредактирован 25 июня 2018 в 07:20 Сообщить модератору

      Старый знакомый, здравствуйте...Хочется поговорить с Вами...о чём?Зачем?Когда есть о чём сказать,что не понимают и не принимают другие,говоришь,рассказываешь кому-то,в пустоту,или Богу?Но нет ответа,нет совета...На ЭТО нет ни совета,ни ответа.Только многоточие...Моя жизнь превратилась в ПУСТОТУ 7сентября 2014года,когда пошёл мой единственный сын просто прогуляться и не вернулся.На следующий день его нашли в реке...Конечно виновных не искали,да и не пытались...190см рост,широкие плечи,всегда улыбчивый,любил всех и весь мир...Теперь я совсем одна со своим горем.Живу,вернее,жду встречи с ним.В первое время хотелось,в петлю,под поезд,только бы поскорее всё закончилось.Я верю,что есть другой мир,и что нельзя уйти добровольно,только от этого не легче.Всегда вопрос ЗА ЧТО???Говорят,нельзя так спрашивать.В церковь не хожу,не могу,всё ЭТО кажется цинично,как театр..Вера есть,необъяснимо.Простите,что выбрала Вас "жилеткой",просто,я считала,что мужчины не способны так переживать и воспринимать,как женщины...Но когда прочитала Ваше откровение...Моему сыночку было 34 года.Ниточка оборвалась...Теперь я тоже буду перед сном говорить:"Я умерла..."Может это приблизит нашу встречу с ним.Спасибо Вам...Ещё раз простите.Терпения Вам,и мне,конечно.Елена.

      • ЕЛЕНА ЩУКИНА, здравствуйте. Мне очень понятна Ваша боль. Мой сын в 2015 году поехал на вахту, на Ванкор и не вернулся. Упал вертолёт. Из 25 человек,- 13 погибли. Мой сын 12-й. Красивый, добрый человек, хороший друг, отличный семьянин, любящий муж и отец троих детей. Маленькой дочке было всего 10 месяцев. Он очень хотел жить! С женой строили планы, взяли ипотеку, машину в кредит...
        ...Умереть мне не хотелось. Было отчаяние и злость. Хотелось взять за грудки Небеса и трясти...трясти...трясти... И ещё спросить: "ЗА ЧТО?" А потом хотелось взять автомат и всех убить, всех, всё человечество за то, что они счастливые, улыбающиеся, ходят, радуются.... А моего ребёнка нет. Казалось, что все виноваты, хотя понимала, что вертолётчики сами погибли, просто роковая случайность...А может не случайность, а промысел Божий? Тогда за ЧТО? Или ДЛЯ ЧЕГО? Вселенский МАРАЗМ! Сейчас немного отпустило. А в церковь я тоже не хожу, перестала ходить. Как я могу просить милисти у того, кто нас не пожалел (ни мать, ни детей, ни жену) и убил моего ребёнка! Где Его ЛЮБОВЬ?

        • Елена Абдусова (Шилова) Читатель 3 июля 2018 в 13:53 отредактирован 3 июля 2018 в 15:13 Сообщить модератору

          Hаталья Ковешникова(Ковалёва), Здравствуйте, Наталья! Я Вас отлично понимаю. У нас 10 лет назад трагически умерла племянница. Девочка-умница, отличница, красавица. Мы со снохой наперебой спрашивали "За что?". Конечно, это страшная трагедия для всех. Пошли в церковь и нам батюшка тогда сказал, что только сильным людям Господь посылает такие испытания, и он не посылает того, чего бы мы не смогли вынести. Но, зачем? Зачем эти испытания? Лучше бы она была рядом с нами. У наших детей уже свои дети, а мы все время думаем о том, какие были бы детки у нее...

  • Сергей Краскин Читатель 16 июня 2018 в 18:33 отредактирован 16 июня 2018 в 19:16 Сообщить модератору

    я иногда задумываюсь о смерти.но я не могу сказать,что я боюсь смерти..скорее я боюсь,как написали выше-"оставить после себя пустоту".уйти из жизни без следа.у меня было состояние подобное клинической смерти..и я помню это мерзкое,тяжелое ощущение когда пришел в себя-очень шумно,все громко и слишком ярко..там было как то уютно,тихо и очень спокойно..

  • Наталья, ваши статьи встречаю довольно часто. Но вот за эту - отдельное спасибо. Очень неплохо. Без лишних слов, эмоций и без дурацкого вездесущего "позитивного настроя")). Читать было на удивление приятно, ничего не покоробило в ваших размышлениях и изложении мыслей. Вы молодец!

    • речь посполитая Читатель 18 июня 2018 в 06:11 отредактирован 18 июня 2018 в 09:24 Сообщить модератору

      там так же есть строения дачи огороды но как бы голограмма зависящая от того что вы делаете живые тут если крадете обманываете то у ваших покойных растворяется как дымка и дачка и огородик . и кстати они как в кино могут смотреть ежесекундно за вами что вы делаете как себя ведете все ваши друзья и покойные но только наблюдать вам же не хватает уиа попросить у них...

  • Мой отчим (золотой человек, царствие ему небесное) год умирал от рака... Когда уже вставать не мог и почти не говорил, лишь шептал, то стал отталкивать врачей с уколами, отказался пить таблетки. Сказал: "Я умираю, но мне не страшно".
    Когда от этой же страшной болезни с жутких болях умирал 17-тилетний старший сын моего мужа, он так отчаянно хотел жить! Так верил, что ещё выкарабкается!

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий удален
  • интересно

    Оценка статьи: 5

  • Наталья Москалева
    Дорогой наш Л.И.Брежнев сказал: "В будущее мы смотрим с надеждой и перспективой!"


    Пациент с волнением:
    - Доктор, моя болезнь тяжела? Я умру?
    Доктор (задумчиво и деликатно):
    -Ну, можете быть спокойны, - скажем так, ваши органы
    для трансплантации никакого интереса не представляют

    Оценка статьи: 5

  • Александр Дронов Читатель 24 мая 2012 в 17:27 отредактирован 24 мая 2012 в 17:28 Сообщить модератору

    Для существа разумного ни начала, а тем более конца познать по статусу закрепленному не полагается. Как водопроводу водомер объект неразличимый, а вот для контролера водоканала кормилец. Вот организовать бы, по случаю, независимую счетную палату, где кто и сколько "пережил" или "не дожил", а к "палате" список мер по "не допущению" преждевременных "соскоков" или отлынивания от "обязательного ухода"

  • Странно, что никто не упомянул о вере. Приходилось хоронить уже, к сожалению, не одного человека. У кого была хоть какая-то вера - спокойнее все переносил.

    • Александър Найденов, да, действительно, вера помогает пережить. Когда у меня в семье случилось большое горе, помню, было такое состояние, что жить не хотелось. Это, наверное, самое ужасное состояние человека. Тогда мне сказали читать молитвы за умершего и ходить в церковь. Уже прошло много лет, боль утери осталась, а вот депрессия постепенно прошла. Интересно, что часто снятся умершие родственники, но они в снах появляются молодыми и счастливыми, занимаются теми же делами, что и здесь. Так что на вопрос, почему люди рождаются и умирают, не ответит никто, по крайней мере на данном этапе развития человечества.

  • Святослав Гусев Святослав Гусев Читатель 25 мая 2012 в 17:29 отредактирован 27 мая 2018 в 13:20 Сообщить модератору

    У каждого живого и адекватного человека будет этот страх. У тех у кого его нет - дураки.

  • Организму с наличием разума бессмертие противопоказано по логике построения разума. Дерево ветвиться до бесконечности не может - пересечение ветвей неизбежно.

  • Юрий Лях, ваш вариант "нет проблем - живи, появятся - печалься" самый оптиамльный. Ведь по большому счету, выбора у нас нет: бойся, не бойся, не узнать, когда, и как, и что там ждет(если ТАМ существует). Вобщем как и во всем: можешь борись, не можешь - приспосабливайся.

  • Александр Дронов, никто не спорит, что у нас есть выбор КАК жить, КАК ждать смерти, (радоваться каждому дню, бояться или гнать эти мысли от себя и т.д.) Нет выбора КОГДА и КАК это произойдет.

    • Александр Дронов Читатель 6 июня 2012 в 15:50 отредактирован 6 июня 2012 в 15:51 Сообщить модератору

      Елена Базарова, есть разпозаваемое количество людей, которые способные "КОГДА" и даже "КАК" организовать, но если человек оброс заботами, которые стоят на чеку, чтобы о "КОГДА" и "КАК" в мозгу вопросы не застревали для многократного прокручивания. На сегодняшний день не является секретом, что человеку дана жизнь в единственном числе, а он оперирует системой счисления с основанием десять и на "кой ляд" она прицепилась? Непорядок.

      • Александр Дронов, согласна с вами, заботы отвлекают от "многократного прокручивания КОГДА И КАК", но заботы только ОТВЛЕКАЮТ от этих вопросов, но ответа на них не дают и вопросы эти не отменяют и не подменяют. Я об этом, а вы все в сторону уводите.

        • Александр Дронов Читатель 11 июня 2012 в 12:11 отредактирован 11 июня 2012 в 12:12 Сообщить модератору

          Елена Базарова, занимаясь определением списка критериев возмозности разума(а человек, как тело, является "носителем") на дальнейщее существование, Вы бы смогли легко определить способ и время прекращения существования тела. Разум в первую очередь остерегается "зациклинности" на предмете внимания. По этому всегда "первая попытка" - уничтожить "предмет", а в случае не удачи - удаляет "хозяина цикла". На этом фоне фаталисты "кучеряво" выглядят - шоумены с большой буквы.

  • А что бояться то? Смысл думать об этом? Ведь мысли порождают страхи. И этот рой догадок в голове создают скованность и даже фобии. Человек, много думая на такие темы, порой, даже начинает бояться выйти с дома. К чему нам эти мысли, вопросы по типу: умру я молодым или старым, от болезни или случайно, мне будет больно или нет, что будет потом....Зачем об этом думать? Вот лишь в те моменты, когда вчера общался с человеком, а сегодня звонит его родственник и оповещает о нелепой гибели, задумываешься. Глубокое молчание и вкус жизни переворачивает сознание. Начинает ценить жизнь, каждую минуту, каждую секунду. Хочется дарить больше тепла и радости близким, беречь свое здоровье и жить по-максимуму. Когда умирал мой дед от рака, его интересовало одно: как он будет выглядеть в гробу. При чем он просил сфотографировать его и спрашивал не слишком ли ужасный его внешний вид со стороны. Он много бредил перед кончиной, а с последними вздохами его сознание вернулось. Казалось, что дед испытывал огромное облегчение перед смертью. Здоровья всем!

  • Умирать не страшно тогда, когда в жизни совершил много добрых и полезных дел для разных существ, в том числе и людям. Не помню точную формулировку из высказываний самураев, но они утверждали, что мы живем ради смерти.

    Оценка статьи: 4

    • ЛЮДМИЛА Вишневецкая Читатель 11 июня 2018 в 23:54 отредактирован 12 июня 2018 в 05:26 Сообщить модератору

      Марина Дементьева, про добрые дела,всё это бла ,бла бла...Мы пришли в этот мир,что бы уйти!Лишних людей в этой жизни нет....и случайных встреч тоже нет! Страшна неизвестность,как ЭТО будет,что буду чувствовать? больно ли ЭТО? Умереть страшно!Все боятся смерти! Человек приходит в этот мир один и уходит один!Страшна неизвестность...может ТАМ так хорошо,что ни один от туда ещё не вернулся!

  • алекс мозе Читатель 1 мая 2016 в 04:15 отредактирован 25 мая 2018 в 05:31 Сообщить модератору

    Я думаю страшно когда знаешь день и час и это ожидание сводит с ума. А если бах , и все то уже все равно.

  • Vladimir Gorshkov Читатель 11 июня 2018 в 21:05 отредактирован 12 июня 2018 в 05:27 Сообщить модератору

    Умирать страшно только тому,кого на том свете кроме мучений ничего не ждет!
    Смерть я видел ещё 25 лет назад-приходила ,посмотрела и ушла.
    Не страшная она-холодная!Не пахнет ничем,в грязно бежевом балахоне с куколем на черепе.
    С тех пор и живу вместе с ней.Жду конечно ,когда окончательно придет.Она сама ничего сделать не может -она просто слуга и забирает жизнь с этого света по приказу Бога.
    А так ....стоит она за каждым человеком сзади ,на расстояние вытянутой руки.
    Так что рано или позже ,кому сколько дадено жить от Бога,а ученые.....чтож знал я одного,который всё отрицал и говорил что бред!А когда в 3 часа ночи умирал,всё жену свою упрашивал-позови священника!!! Так и отошел без напутствия-как жил так и умер.и ещё,вот притча
    Всё в ней доходчиво.


    - Вы - кузнец?
    Голос за спиной раздался так неожиданно, что Василий даже вздрогнул. К тому же он не слышал, чтобы дверь в мастерскую открывалась и кто-то заходил вовнутрь.
    - А стучаться не пробовали? - грубо ответил он, слегка разозлившись и на себя, и на проворного клиента.
    - Стучаться? Хм... Не пробовала, - ответил голос.
    Василий схватил со стола ветошь и, вытирая натруженные руки, медленно обернулся, прокручивая в голове отповедь, которую он сейчас собирался выдать в лицо этого незнакомца. Но слова так и остались где-то в его голове, потому что перед ним стоял весьма необычный клиент. 
    - Вы не могли бы выправить мне косу? - женским, но слегка хрипловатым голосом спросила гостья.
    - Всё, да? Конец? - отбросив тряпку куда-то в угол, вздохнул кузнец.
    - Еще не всё, но гораздо хуже, чем раньше, - ответила Смерть.
    - Логично, - согласился Василий, - не поспоришь. Что мне теперь нужно делать?
    - Выправить косу, - терпеливо повторила Смерть.
    - А потом?
    - А потом наточить, если это возможно.
    Василий бросил взгляд на косу. И действительно, на лезвии были заметны несколько выщербин, да и само лезвие уже пошло волной.
    - Это понятно, - кивнул он, - а мне-то что делать? Молиться или вещи собирать? Я просто в первый раз, так сказать...
    - А-а-а... Вы об этом, - плечи Смерти затряслись в беззвучном смехе, - нет, я не за вами. Мне просто косу нужно подправить. Сможете?
    - Так я не умер? - незаметно ощупывая себя, спросил кузнец.
    - Вам виднее. Как вы себя чувствуете?
    - Да вроде нормально.
    - Нет тошноты, головокружения, болей?
    - Н-н-нет, - прислушиваясь к своим внутренним ощущениям, неуверенно произнес кузнец.
    - В таком случае, вам не о чем беспокоиться, - ответила Смерть и протянула ему косу.
    Взяв ее в, моментально одеревеневшие руки, Василий принялся осматривать ее с разных сторон. Дел там было на полчаса, но осознание того, кто будет сидеть за спиной и ждать окончания работы, автоматически продляло срок, как минимум, на пару часов.
    Переступая ватными ногами, кузнец подошел к наковальне и взял в руки молоток.
    - Вы это... Присаживайтесь. Не будете же вы стоять?! - вложив в свой голос все свое гостеприимство и доброжелательность, предложил Василий.
    Смерть кивнула и уселась на скамейку, оперевшись спиной на стену.

    ***
    Работа подходила к концу. Выпрямив лезвие, насколько это было возможно, кузнец, взяв в руку точило, посмотрел на свою гостью. 
    - Вы меня простите за откровенность, но я просто не могу поверить в то, что держу в руках предмет, с помощью которого было угроблено столько жизней! Ни одно оружие в мире не сможет сравниться с ним. Это поистине невероятно.
    Смерть, сидевшая на скамейке в непринужденной позе, и разглядывавшая интерьер мастерской, как-то заметно напряглась. Темный овал капюшона медленно повер

    • Виктор Мир Читатель 14 июня 2018 в 08:36 отредактирован 14 июня 2018 в 11:04 Сообщить модератору

      Vladimir Бог никого не заставляет умирать это ЛОЖЬ, он хочет чтобы мы не умирали никогда. И предлагает нам жизнь через свое слово -Библию. ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ которую он дал Адаму и Еве а значит и нам их потомкам, но из-за непослушания и гордости жизнь была потеряна. После смерти ничего нет она как глубокий сон без снов плюс разложение тела. Умершие ждут всеобщего воскресенья о котором говорил Иисус.

  • Елена Мелоди Читатель 12 июня 2018 в 10:39 отредактирован 13 июня 2018 в 12:22 Сообщить модератору

    Перед смертью пожилые люди в большинстве случаев знают когда умрут. Говорят,что во сне приходят их умершие родственники и рассказывают сколько примерно осталось жить..

  • Ирина Логуновская Читатель 15 июня 2018 в 02:56 отредактирован 16 июня 2018 в 16:06 Сообщить модератору

    не думаю, что умирать страшно. Возможно, больно и то не всегда. У меня были две клинические смерти, но я возвращалась обратно в жизнь. Вот это, скажу я вам дюже мерзко. Когда возвращаются чувства и ты понимаешь, что находишься в ледяном и тесном пространстве, и что надо дышать, а в груди горит от боли. Да, неприятно. Но мне даже понравилось умирание. Абсолютный покой и свобода.

  • Александр Боровков Читатель 15 июня 2018 в 11:08 отредактирован 16 июня 2018 в 16:06 Сообщить модератору

    Соглашусь с некоторыми аспектами изложенной статьи. Но... Я думаю, что не бывает всё однозначно. Люди все разные, отношение к жизни и к смерти, естественно, тоже отличаются. Как по мне,то могу сказать, что я смерти не боюсь,но и умирать раньше времени не хотелось-бы. Мне очень будет жаль расставаться с родными для меня людьми. Да и они расстроятся))). Всем здоровья!!! Живите долго!

  • Larisa Berezan Читатель 16 июня 2018 в 09:46 отредактирован 16 июня 2018 в 16:03 Сообщить модератору

    Раньше умные люди говорили "Мементо мори"(помни о смерти), сейчас же всё чаще с недоумением вопрошают: "А зачем о ней думать-то?"
    Воистину, в безумное время живём, ни о чём думать не хотят, как животные

  • Alla Ershova Читатель 18 июня 2018 в 00:49 отредактирован 18 июня 2018 в 09:25 Сообщить модератору

    В биологическом не мире этой отрицательной(агрессивной) не цивилизации самоликвидации дожить до пенсии и тем более до старости однако это просто величайшая удача.позволяющая понять этот суровый до жути биологический не мир, в котором нет присутствия шансов построить положительную и значит Человеческую форму цивилизации. В биологическом не мире постоянно кто-то должен кого-то или что-то сожрать для продолжения этой самой биологической жизни, но уж человек то с зачатками разума от алчности живота пожирает буквально всё съедобное и скоро загрызёт на планете последнее с геном скорпиона. Такими отрицательными не цивилизациями самоликвидации во Вселенной управляет не разум мозга головы, но алчность(ВОЙНА) древнейшего мозга живота, и по этой причине такие не цивилизации всегда имеют потолок развития, иначе они бы давно прибыли на эту уникальную планету и зачистили бы её для продолжения своей формы жизни своего биологического не мира. Те же которые ведут мониторинг планеты Земля энергию жизни получают от света, и не нужно им кого-то разделывать на шашлыки. Понимание всего изложенного выше не вызывает великого огорчения от перспективы перехода в иной МИР, но конечно же в положительный РАЙ, но не отрицательный катод - центр планеты, или АД.

  • Рада Токунова Читатель 18 июня 2018 в 23:44 отредактирован 19 июня 2018 в 05:53 Сообщить модератору

    Я всегда смерть сравниваю с рождением. Малыш живет в утробе матери 9 месяцев (+/- 3/4 года). И вот пришла пора менять форму жизни. Что он испытывает в этот момент? НИКТО не помнит своего рождения. Видимо наш мозг (а может наше сознание), по не зависящим от нас причинам, скрывает этот процесс... И человек, прожив примерно +/- 75 лет (+/- 3/4 века), снова меняет форму жизни. Что при рождении, что после смерти ни один человек не может вернуться в прежнюю форму жизни.

    • Юрий Сергеев Читатель 23 июня 2018 в 20:19 отредактирован 24 июня 2018 в 06:23 Сообщить модератору

      Рада Токунова, Есть такая притча: в животе беременной женщины разговаривают двое младенцев, один верующий, другой нет.

      - Ты веришь в жизнь после родов?

      - Да, конечно. Всем понятно, что жизнь после родов существует. Мы здесь для того, чтобы стать достаточно сильными и готовыми к тому, что нас ждет потом.

      - Это глупость! Никакой жизни после родов быть не может! Ты можешь себе представить, как такая жизнь могла бы выглядеть?

      - Я не знаю все детали, но я верю, что там будет больше света, и что мы, может быть, будем сами ходить и есть своим ртом.

      - Какая ерунда! Невозможно же самим ходить и есть ртом! Это вообще смешно! У нас есть пуповина, которая нас питает. Знаешь, я хочу сказать тебе: невозможно, чтобы существовала жизнь после родов, потому что наша жизнь - пуповина - и так уже слишком коротка.

      - Я уверен, что это возможно. Все будет просто немного по-другому. Это можно себе представить.

      - Но ведь оттуда ещё никто никогда не возвращался! Жизнь просто заканчивается родами. И вообще, жизнь - это одно большое страдание в темноте.

      - Нет, нет! Я точно не знаю, как будет выглядеть наша жизнь после родов, но в любом случае, мы увидим маму, и она позаботится о нас.

      - Маму? Ты веришь в маму? И где же она находится?

      - Она везде вокруг нас, мы в ней пребываем, и благодаря ей движемся и живем, без нее мы просто не можем существовать.

      - Полная ерунда! Я не видел никакой мамы, и поэтому очевидно, что ее просто нет.

      - Не могу с тобой согласиться. Ведь иногда, когда все вокруг затихает, можно услышать, как она поет, и почувствовать, как она гладит наш мир. Я твердо верю, что наша настоящая жизнь начнется только после родов.

      А ты веришь?

      • Людмила Беляева(Пяткова) Читатель 29 июня 2018 в 03:27 отредактирован 30 июня 2018 в 06:08 Сообщить модератору

        Юрий Сергеев, Спасибо, за притчу. Я воспринимаю собственную смерть, как естественный неизбежный процесс. Но как подготовить близких? Мне 61 год, умирать я пока не собираюсь, но на все воля Божья.Пережив смерть близких, самая страшных из которых смерть дочери я не хочу, чтобы те кого я оставлю здесь сильно страдали. Я понимаю. что это просто разлука возможно навсегда, но это так больно.

  • Александр Погорелов Читатель 23 июня 2018 в 20:29 отредактирован 24 июня 2018 в 06:23 Сообщить модератору

    Когда был молодым, чего-то думал. что любой может погибнуть, но только не я. С годами начал бояться смерти. Начал ездить медленнее, драк избегать. А сейчас мне уже скоро семьдесят, езжу уже совсем медленно, но к смерти уже морально готов.

  • Галина Соколова Читатель 24 июня 2018 в 15:30 отредактирован 25 июня 2018 в 07:20 Сообщить модератору

    Хорошо написано..Только не всегда ожидание смерти легко..Тяжёлые болезни, ужасные боли, по скорой только кеторолак укол..Моя знакомая последние 2 недели умирала от рака лёгких, по словам её дочери это было что-то кошмарное и ужасное..Сгорела за 2 недели в кошмарных страданиях в 75 лет. Я её знала, как хорошего человека, последние 7 лет она продолжала работать и растить двойняшек, чтобы помочь дочке. Девочки без отца, от ЭКО. Хорошо, когда смерть почти мгновенна.

  • надежда цыгалова (уткина) Читатель 25 июня 2018 в 22:30 отредактирован 26 июня 2018 в 05:59 Сообщить модератору

    дед умирая просил позвать священника до сих пор не пойму зачем
    я умирать буду позову друга и покаюсь ему потому что в образе священника придет или проворовашийся гаишник или уволенный за пьянку электрик судоверфи или вор ограбивший мой дом или судимый клюквенник - других у нас нет

  • Алёна Фролова Читатель 27 июня 2018 в 14:10 отредактирован 28 июня 2018 в 17:55 Сообщить модератору

    мной движет этот самый страх смерти .
    боюсь многого не успеть и не увидеть и не знать ,как будут мои близкие без меня.
    у меня дочь на инвалидности и мама долго болела от рака.
    как к ней подготовиться- ведь она всегда не вовремя и даже в возрасте не все хотели бы уйти,так как очень любят жизнь и своих близких?!

  • Галина Костромичёва Читатель 3 июля 2018 в 21:11 отредактирован 4 июля 2018 в 06:53 Сообщить модератору

    Я смерти не боюсь. боюсь больше старости, одиночества. Мне кажется что страшнее старения ничего нет. В детстве всегда казалось что тебя это не коснется. что ты особенная. что твоя жизнь особенная. но время уходит куда-то, да еще и так быстро. ты ничего не успеваешь. страшно не успеть всего что запланировал.страшно состариться и стать немощным, страшно стать обузой для кого-то....

  • Арина Данилевич Читатель 6 июля 2018 в 11:00 отредактирован 6 июля 2018 в 23:05 Сообщить модератору

    Душа не умирает, покидая физическую оболочку. А значит нет смысла страшиться смерти. Она - сравни рождению, которое не только для роженицы протекает в муках, но и для ее ребенка. Ну а если не верить в то, что душа в отличие от тела бессмертна, переступать последнюю черту, бесспорно, страшно....

  • Владимир Денисов Читатель 6 июля 2018 в 23:11 отредактирован 7 июля 2018 в 10:31 Сообщить модератору

    Я не боюсь смерти.самое страшное умирать по болезни/инсульт,рак/ причиняя родным и близким невероятные мучения со мной. Как бы хотел умереть во сне, сразу. И умереть где нибудь в глуши. Ямку выкопали и закопали. Чтобы похоронить человека в большом городе нужна немалая сумма денег. Это накладно для близких. Похоронный обряд приносит похоронным бюро огромные прибыли. При СССР, мне кажется, умирать было проще. Самара, 58 лет.