Николай Аблесимов Грандмастер

Прикладная химия - для войны или для мира?

За этим обаятельным словом скрывается самая зловещая химия России. Она обслуживала нужды военно-промышленного комплекса СССР. Загадочная аббревиатура ГИПХ была на слуху у всех выпускников химфака Ленинградского университета, к которым принадлежу и я. Суперзакрытое учреждение! Что же скрывалось за этой аббревиатурой?

Olivier Le Queinec, Shutterstock.com

Первая мировая война показала значение химической промышленности для развития промышленного потенциала и повышения обороноспособности страны. Довоенная Россия не имела химических производств военного назначения. Поэтому в 1916 г. по инициативе Военно-химического комитета при Русском физико-химическом обществе был основан Опытный завод в качестве промежуточного звена между лабораторией и массовым производством химических продуктов. Первоначально имелись в виду нужды военного времени, а затем все определеннее выдвигалась более широкая цель — поднятие экономического состояния России путем рационального использования ее природных ресурсов.

Военно-химический комитет в 1919 г. был преобразован в Российский институт прикладной химии (РИПХ). В 1925 г. РИПХ переименован в Государственный институт прикладной химии (ГИПХ), в 1982 г. на его базе создано научно-производственное объединение «Государственный институт прикладной химии», а в 1992 г. преобразовано в РНЦ «Прикладная химия». В первые годы деятельности усилия института были направлены на обеспечение страны основными химическими продуктами.

В 1920-е годы по разработкам института были созданы производства фосфора, бертолетовой соли, фосфорного ангидрида, фосфорной кислоты, минеральных и органических красителей, чистых реактивов и др. Позднее построены промышленные производства цианистых соединений, обеспечивающих потребности золотодобывающей и других отраслей промышленности. Создана база производства калийных солей и сырья для получения магния. Строительство в Волховстрое первого завода по переработке глинозема стало началом создания алюминиевой промышленности и самолетостроения.

Работы в области электролиза расплавленных солей заложили основы производства металлического магния и натрия. В Ленинграде был построен первый в стране опытный завод по получению магния, а также разработана технология электролитического получения никеля и кобальта — легирующих добавок к спецсталям.

В тридцатые годы были завершены исследования синтеза хлорированных соединений на базе ацетилена, открывшие путь к созданию промышленной технологии искусственного хлорсодержащего каучука «Совпрен» — обувка автомобилей.

В 1936 г. в ГИПХ создан проектный отдел, на который возлагалось проектирование всех производств по технологиям, разрабатываемым институтом. К 1940 г. им были выполнены проекты химических производств для Воскресенского, Березниковского, Соликамского, Чернореченского, Невского, Константиновского заводов.

В период Великой Отечественной войны работы ГИПХ в условиях блокады были направлены на рациональное использование имеющегося в Ленинграде сырья и разработку процессов с учетом необходимости максимальной экономии материальных и энергетических ресурсов.

С 1945 г. в ГИПХе проводятся работы по изысканию, исследованию, созданию и внедрению ракетных топлив. С 1991 г. РНЦ «Прикладная химия» ведет работы по оздоровлению ситуации в районах падения частей ракет-носителей и на стартовых комплексах.

Была выполнена основная работа по созданию ракетного окислителя на основе жидкого фтора, а также других фторсодержащих компонентов. На протяжении 40 лет осуществляется химическое обеспечение всех космических объектов.

В Пермском филиале ГИПХ были усовершенствованы технологии промышленного производства йода, брома и их производных. Расширение производства брома и йода обеспечило создание новых огнегасящих веществ, медицинских препаратов, реактивов и др.

С 1955 г. созданы отечественные люминофоры различного назначения: люминисцентные лампы и кинескопы, самосветящиеся светознаки и светокраски.

С 1957 г. на Опытном заводе ГИПХ налажено производство широкой номенклатуры препаратов, меченных стабильными и радиоактивными изотопами.

Разработки в области фтороводорода, фторорганических соединений привели к созданию оригинальных отечественных технологий и выпуску более 250 новых фторсодержащих продуктов. В частности, озонобезопасные хладоны для холодильной техники, особо чистые газы для новых технологий плазмохимического травления в микроэлектронике, перфторуглеродные газопереносящие среды как компоненты консервантов живых органов и тканей, пенообразователи, огнегасители на основе перфторированных ПАВ для тушения нефтепродуктов на морских и речных судах, самолетах, атомных электростанциях.

Высокими темпами развивались исследования мощных импульсных и непрерывных химических лазеров, интенсивно велись работы по компонентам и рецептурам топлив для газодинамических лазеров, по системам замкнутого контура для электроразрядных СО- и СО2-лазеров.

Для проведения исследований в области переработки и утилизации отходов химических производств в 1963 году в ГИПХ была создана лаборатория. В 1991 году на базе лаборатории образован отдел экологии, а затем научно-исследовательский комплекс экологии и промышленной безопасности. В задачи комплекса входит защита окружающей среды от вредного воздействия промышленных предприятий, обеспечение безопасности химических процессов и химическая безопасность техносферы.

Отсюда понятно, что только финансирование государством военно-промышленного химического комплекса привело к прогрессу мирной химии в СССР.

Работает РНЦ «Прикладная химия» (Санкт-Петербург). Есть «Журнал прикладной химии». Можно почитать: Государственный институт прикладной химии (80 лет) // Журнал прикладной химии. 1999. Т. 72. Вып. 12.

Статья опубликована в выпуске 31.05.2012
Обновлено 22.07.2020

• История ГИПХ изложена хорошо. Есть и такое -
    Федеральное Государственное Унитарное Предприятие - Российский научный центр "Прикладная химия" (ФГУП "РНЦ "Прикладная химия")

Ну а что же такое прикладная химия? Чем же она отличается от фундаментальной химии?

• Игорь Викторович, РНЦ это и есть переименованный ГИПХ.
      Прикладная химия это вроде фигового листка типа - предприятие "Базальт", выпускающее все ракетные комплексы от ИГЛЫ до корабельных ракет.

• Николай Аблесимов, да?
        А я учил и читал, что прикладная химия, это химия народного хозяйства.

Как есть фундаментальная физика, а есть прикладная физика. Фундаментальная физика изучает общие законы физики, а прикладная физика - конкретное воплощение в жизнь.

• Николай Аблесимов Николай Аблесимов Грандмастер 31 мая 2012 в 11:28 отредактирован 31 мая 2012 в 11:30 Сообщить модератору

Игорь Викторович, для этого есть химическая технология - она доводит лабораторные изыскания до промышленных установок. Статья о ней последует.
          У прикладной физики, в отличие от теоретической, примерно 130 разделов - можно написать очередной "Синопсис..." по аналогии с моим "Синопсисом химии".

• Игорь Викторович Игорь Викторович Читатель 31 мая 2012 в 11:44 отредактирован 31 мая 2012 в 11:46 Сообщить модератору

Николай Аблесимов, а вот химическая технология и входит в прикладную химию.

Есть учебник для вузов "Прикладная химия" Э.И. Нифонтьев М. 2002 год

"Прикладная химия - практическое использование химических законов, закономерностей, принципов, экспериментальных методов технологических приемов, а также химических продуктов в различных отраслях экономической и социально-бытовой сфере"

Сюда же входит и военные отрасли - производство ОВ, да и не только ОВ, но и вопросы дегазации (обеззараживания ОВ), сюда же водит и экология - влияние химического производства и химических веществ на экологию природы (тут и воздух и почва и вода и т.д.)

Такой интереснейший вопрос Вы по сути дела свели к истории предприятия. А прикладную химию уже начинают изучать в школах. Раньше в школах изучали только законы химии, а практическому использованию уделялось минимум времени, то сейчас положения меняется. Разве химия на кухне - это фундаментальная химия? Это практическое использование химических законов в быту - прикладная химия.

Так же есть фундаментальная математика, а есть прикладная математика , в частности- математика в быту -Я.И. Перельман "Живая математика".

• Игорь Викторович, прикладная химия это все разделы химии кроме квантовой (см. указанную выше книгу).

• Игорь Викторович Игорь Викторович Читатель 31 мая 2012 в 12:15 отредактирован 31 мая 2012 в 12:16 Сообщить модератору

Николай Аблесимов, есть теоретическая электрохимия, а есть прикладная - производство аккумуляторов, гальванических элементов, их использование в технике, быту, вопросы утилизация их и вляияние на экологию природы и т.д .
                Прикладная электрохимия, используя законы электрохимии может использовать приемы и методы продления сроков службы.

Как продлить срок службы аккумулятора ноутбука? Используя законы электрохимии, понимая процессы происходящие в аккумуляторе, можно вполне осознанно проводить мероприятия направленные на увеличение срока его службы. Вот это и есть практическое применение законов электрохимии, чес и занимается прикладная электрохимия.

Во времена не столь отдаленные, каждая химическая отрасль имела свой НИИ, который занимался чисто практическими вопросами т.е. занимался прикладной химией используя наработки и разработки АН СССР - фундаментальной химии.

• Игорь Викторович, статья посвящена вполне четко определенной теме - обозначенной заголовком. Тема избрана автором по личному выбору. Ваши комментарии показывают: вы всего лишь желаете, чтобы статья была другой и рассказывала о другом - об общем вместо частного.
                  Потому пора завершить публикацию здесь ваших конспектов. На выбор: либо на основе конспектов делайте свою статью, либо продолжайте в личном блоге.

• Статья с интересным материалом, но написана, как отчет о достижениях и успехах.
    Из этой статьи я понял, что да, есть такой институт. Изобретает разные полезные химикаты. И что?

Вот если бы на примере какого-нибудь правительственного задания или реактива показали, как военная химия плавно (или резко) становиться мирной, то это было бы занятно.

Никогда не поверю, что реальная жизнь наших химиков также скучна, как эта статья!

• Александр Ягольник, реальную жизнь химиков без спецтерминов не изложить. Кроме того, читайте мои другие статьи в ШЖ порядка 40-ка по химическим разделам - там курьезов хватает.

• Игорь Викторович Игорь Викторович Читатель 31 мая 2012 в 11:55 отредактирован 31 мая 2012 в 11:56 Сообщить модератору

Николай Аблесимов, "реальную жизнь химиков без спецтерминов не изложить" .

Блеф!! Практически любой термин можно изложить понятными словами, или подобрать синоним. А это, батенька, искусство написания таких статей. Автор в популярных статьях должен ориентироваться на самого слабого читателя.

Валентность-способность атома к образованию химических связей.

Овуляция - выход зрелой яйцеклетки из яичника.

Чаще всего, употребляя специфические термины, автор стремится подчеркнуть свою образованность, или ,употребляя специфические термины, автор не может популярно их объяснить, а значит сам не понимает их значение.

• А когда, извините, люди не использовали любые науно- технический прогресс не в военных целях. История человечества, такого не знает. Любые разработки, страны используют для вначале для военных целей, а потом для нужд людей.А почему это происходит,в этой мировой политической системе, большинство людей не желает знать.

• Собственно говоря, ответ на вопрос статьи дан в первом абзаце. Раз ГИПХ серьезно секретили - значит, для войны.

• Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 31 мая 2012 в 02:38 отредактирован 31 мая 2012 в 02:39 Сообщить модератору

Статья - ода химическому прогрессу в Союзе. Не упомянут только перефраз Н.Хрущёва "Коммунизм - это советская власть плюс химизация народного хозяйства". Передовиков общественного беспорядка отправляли "на химию".
    Нынешним воротилам народного хозяйства такой бы размах и напор и не только в химии.

• Вадим Петрович Сергеев Читатель 31 мая 2012 в 01:40 отредактирован 27 мая 2018 в 15:06 Сообщить модератору

С 1955 г. созданы отечественные люминофоры - что-то не так с русским языком.