• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Современный Китай - какой он? China - positive

Прочитав написанное мною про Китай, некоторые читатели начали спрашивать: «И эта грязь, которую вы увидели — и есть все, что вы заметили, будучи в Китае?»

pcruciatti, Shutterstock.com

Ну, конечно, то, что я заметил и описал, — вовсе не все мои впечатления. И особой грязи я в предыдущих статьях не вижу, одна голая правда. А насчет терминов «позитив» и «негатив» я бы поспорил. В данном случае я поступил как чукча — что увидел, о том и спел.

Правда, перечитав написанное с точки зрения тех, кто мне написал, я (пусть частично) признаю свою вину. Давайте о позитиве.

«Туристическая тропа» Шанхая

«Туристическая тропа» Шанхая — это несколько Арбатов, объединенных вместе, расширенных раза в два (с шириной Арбата я мог бы попасть впросак, считая его за «просто улицу», но наша питерская Большая Конюшенная уже ихней «тропы» раза в два), ярко расцвеченных витринами, рекламой, причем очень много рекламы именно в иероглифическом виде. А среди гуляющих по «тропе» большинство составляют китайцы.
Позитив? Позитив, поскольку это значит, что у очень многих китайцев есть деньги не только на плошку риса, но и на «погулять» и на «попокупать». Реклама в иероглифическом виде — тоже хорошо, продавцы думают о своих согражданах. Больше, чем наши на Невском — о своих согражданах.

Набережная реки

В Шанхае набережная реки — один огромный «променад», намного больше даже Невского. Там гуляющие китайцы и туристы могут и купить сувениры (в десятке мест), и поменять батарейки в фотоаппарате, и купить пленку или карту для фотоаппарата, и вообще — фотоаппарат. Цифровые фото в паре мест можно напечатать. Про поесть-попить даже не говорю. На любой вкус. Днем там еще и на прогулочное судно можно билеты взять, проехаться по речке туда-сюда. Под рекой проложен тоннель псевдометро, вагончики гоняют туда-сюда. Стоит недорого, и пассажиров более чем хватает. Метро в Шанхае тоже есть, его маршрут тоже проходит под рекой, но оно — просто метро. Не такое чистое, как у нас, но намного более чистое, чем, скажем, в Милане. Метро и метро — просто вид транспорта.

А как красивы виды набережной в темноте (это ведь юг, там не бывает белых ночей)! Прогулочные пароходики специально иллюминируют — и по реке ползут прямо чудеса светорежиссуры!

В качестве экзотики среди «просто судов» есть пара стилизованных под старину, как бы из дерева, с огромным колесом на корме. Этакие первые пароходы. Хорошо хоть для придания большей достоверности из труб не валит густой дым, как это было у настоящих первых пароходов.

«Китайский товар»

Про качество китайской одежды и прочих товаров я уже высказывался. И своего мнения по этому поводу не поменял. А вот про изделия китайских ремесленников какой-нибудь чукча мог бы сложить симфонию. Причем супермажорную. Лично меня особенно восхитили изделия из дерева. То ли лакированные, то ли так отполированы и смазаны маслом, что кажутся отлакированными… Каждый стул в китайской лавчонке кажется произведением искусства. А кресла и табуретки, покрытые резьбой целиком! Ну, кроме ножек. Полагаю, на них очень неудобно сидеть — на таком резном сидении. Но зато — как красиво!

А безделушки из полированного резного камня…

Китайские парки

Я бывал в нескольких парках. Любовался памятником Марксу и Энгельсу. Смотрел на тренирующихся, выполняющих упражнения у-шу китайцах (в основном — стариках и старушках). Смотрел и думал: какие же они молодцы!

Видел настоящую бамбуковую рощу. Был очень впечатлен.

Полдня провел в одном «большом» парке. До него было ехать надо на метро, за реку. А там можно было не просто слоняться, а взять напрокат веломобильчик с брезентовой крышей — и ездить по заранее расчерченным маршрутам, изредка сверяясь с расставленными весьма часто картами парка с точкой «Вы тут» (иероглифов я не знаю, но места обозначались верно).

Красивые цветы, красивые бабочки, летающие между ними. Отдыхающие трудящиеся. Там удивило одно. Я вдруг вспомнил, что на улицах Шанхая не видел голубей (или «просто птиц»). Вообще.

А тут, в парке, была голубятня. И вокруг стояла куча китайцев, показывающих этих диковинных птиц своим детям. Во избежание пропажи птиц голубятня была огорожена сеткой.

Китай с другой стороны (от Амура)

Один раз за мою командировочную жизнь я был в Благовещенске, в городе, расположенном на Амуре. Напротив него, «за границей», расположен китайский город. Вот именно взгляд через Амур на китайщину заставил меня глубоко уважать китайцев.

В то время в субботу, когда набережные Благовещенска были переполнены гуляющими, а на пляже было не протолкнуться, на набережных за рекой было очень малолюдно, а их пляж и вовсе пустовал. В воскресенье народу, гуляющего на набережной с той стороны, прибавилось, и на пляже появились люди.

Но и в самую-самую жару, в самое-самое воскресенье на пристани на китайской стороне продолжала кипеть работа. Кран разгружал баржу, нагруженную песком. Раз за разом, несмотря на жару, несмотря на воскресенье. Раз надо — значит надо. Это оставило о китайцах очень хорошее впечатление.

Кстати — китайские дворники также заставили уважать «китайцев вообще». Умение быстро и незаметно делать свою работу — признак высокого профессионализма.

Фото: Brian K., hxdbzxy, pcruciatti / Shutterstock.com

Статья опубликована в выпуске 8.06.2012
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: