Галина Резапкина Мастер

А над какими фильмами плачете вы?

Кто-то из авторитетных кинодеятелей сказал, что проще заставить зрителя плакать, чем смеяться. По мне так довольно спорное утверждение: у всех разное чувство юмора и порог чувствительности, интересы, направленность личности, жизненный опыт, уровень интеллекта и много другое.

Peter Bernik, Shutterstock.com

Правомерно ли перефразировать известную пословицу так: «Скажи мне, над чем ты плачешь, и я скажу, кто ты»?

Первое место в выдавливании слез, безусловно, принадлежит мелодрамам. Если вы запасаетесь платками перед очередным просмотром «Унесенных ветром», «Джейн Эйр» или «Титаника» — вы, скорее всего, женщина с тонкой душевной организацией и неоднозначным жизненным опытом, для которой любовь и семья — главная ценность и смысл существования.

В «Титанике» (реж. Джеймс Кэмерон) я обычно роняю слезу, когда музыканты исполняют «Все ближе мы к Господу» на палубе тонущего корабля среди обезумевших от страха людей. А затем благодарят друг друга за честь исполнить эту музыку в таком составе. Ну, и капитан в исполнении Бернарда Хилла, конечно, впечатляет, хотя я не понимаю, как он это делает.

Другой герой этого замечательного актера — король Теоден в кинотрилогии «Властелин колец» (реж. Питер Джексон) — тоже ничего особенного не говорит и не делает, но сила его страдания и бессилия такова, что не требует особых слов и поступков. Я плачу по моему отцу, когда Эовин в исполнении актрисы Миранды Отто спасает от унизительной смерти своего отца Теодена, сразив предводителя назгулов, которого не может убить ни один мужчина. Этот эпизод, достойный Шекспира, по моим наблюдениям, трогает женщин активных, чтобы не сказать агрессивных, реализующих себя в бизнесе, управлении, спорте.

Восприятие дуэли Гарри Поттера и Волан-де-Морта из фильма «Гарри Поттер и Кубок огня» (реж. Майкл Ньюэлл) при внешней банальности и скупости визуальных эффектов — «всего-навсего» борьба двух электрических разрядов — вполне может быть индикатором значимости детско-родительских отношений в любом возрасте, ведь героя спасает «самая древняя магия, перед которой бессильны злые чары, — родительская любовь».

Лучшие советские фильмы по объему пролитых зрительских слез не уступают оскароносным творениям Голливуда. Это в основном мелодрамы, среди которых вне конкуренции «Москва слезам не верит» (реж. Владимир Меньшов), и фильмы про войну — неважно, гражданскую или Великую Отечественную — «Служили два товарища», «Судьба человека». Иногда — два в одном, как «Сорок первый» или «Офицеры». Против генетической память не попрешь. И вполне себе современный фильм «Мы из будущего» (реж. Андрей Малюков) «пробивает» подростков, когда командир отряда в исполнении Бориса Галкина спасает подозрительных ребят ценой собственной жизни, бросая напоследок: «А кто победит-то?» — будто речь о футбольном матче, идущем в записи.

Тоска по высокому и жажда подвига заставляет плакать и зрителей «Александра Невского» (реж. Сергей Эйзенштейн) (не путать с одноименным российским фильмом!) Для меня невыносим сюжет с воином-оружейником в исполнении Дмитрия Орлова: «Коротка кольчужка!» Кто видел, тот меня поймет. Остальным — хорошего просмотра.

И ком в горле — в конце новеллы «Колокол» фильма «Андрей Рублев» (реж. Андрей Тарковский). В том месте, когда сирота Бориска (Николай Бурляев), взявшийся отлить самый большой колокол, чтобы не пропасть в вымершей деревне («Я один секрет колокольной меди знаю!»), таки сделал это вопреки здравому смыслу и недоверию сотен более опытных мастеров, работавших под его началом! А потом обессиленно рыдал на груди Андрея Рублева (Анатолий Солоницын): «Отец, змей старый, так и не передал секрета…» И я плачу вместе с ним, потому как очень часто по необходимости или по нахальству приходилось брать ношу не по силам…

Неиссякаемый источник слез — фильмы о животных. Над «Белым Бимом черное ухо», «Мустангом-иноходцем» и «Хатико» плачут даже те, кому вроде бы не положено. То ли над трагической судьбой животных, то ли над своими потерями и разочарованиями, ведь нас трогает только то, что резонирует с нашими переживаниями.

Настоящие фильмы не только позволяют понять истоки возможных психологических затруднений, но и помогают найти выход, исцеляют, дают силы жить и любить.

А над какими фильмами плачете вы?..

Обновлено 18.07.2012
Статья размещена на сайте 16.07.2012

Комментарии (37):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Калинина Тамара Читатель 11 августа 2012 в 17:45 отредактирован 11 августа 2012 в 17:46

    Последние фильмы, которые я смотрела со слезами были Хатико и Подмена.

  • Ладно мы, зрители-читатели, рыдаем... Банионис с Бондарчуком (старшим) слезами обливались на первом просмотре "Соляриса".

    "Они без кожи" - сказала про них Наталья Бондарчук. Наверное, имела ввиду "сразу нервы начинаются - чувствительные такие"

    Оценка статьи: 5

  • Вспомнился "Свой среди чужих...", и его сильнейшая заключительная сцена...

  • Комментарий скрыт
  • Елена Максимовская Елена Максимовская Читатель 22 июля 2012 в 20:46 отредактирован 22 июля 2012 в 20:48

    Из современных фильмов - "Пианист" Р.Полански. Сцена, где пианист бредет за обнаружившим его немцем (уверенный, что сейчас тот его убьет), прижимая к груди банку с огурцами. Потом, по приказу этого немца садится за рояль, ставит банку перед собой на крышку, и начинает играть...Вот почему-то эта банка особенно достала , несмотря на обилие тяжелых сцен в фильме.

    Оценка статьи: 5

  • Елена Максимовская Елена Максимовская Читатель 22 июля 2012 в 20:00 отредактирован 22 июля 2012 в 20:01

    Мой "слезный" фильм: "Судьба человека" (советский, 1959 года). Во времена моего детства и юности показывали очень часто, смотрела раз 10, не меньше. И каждый раз, в сцене, где мальчонка бросается на шею герою Бондарчука, с криком: "Папка! Папочка!" всегда щипало в носу . Эта сцена, на мой взгляд, одна из сильнейших в истории кино.

    Оценка статьи: 5

  • Рыдают и над мультфильмами. Смотрели с дочкой мультик Хаяо Миядзаки "Навсикая из долины ветров". И вроде просто детский мультик, и действия происходят фантастические да ещё и в сказочной стране, с диковинными зверями, но в финале есть сцена, где большими зверями управляют, мучая их детёныша, от слёз удержаться почему-то невозможно...

    Оценка статьи: 5

  • Светлана  Смирнова Светлана Смирнова Профессионал 21 июля 2012 в 22:09 отредактирован 22 июля 2012 в 00:24

    Галина, поделюсь - вот воспоминание странное. Плакала в фильме "Три тополя на Плющихе" в том месте, где Татьяна Доронина писклявым голосом запела всем известную "Нежность" - "..опустела без тебя земля.."
    Причём,тронули не столько слова песни(что само собой), сколько её пение.Не было у меня такой реакции ни до, ни после, когда песню исполняли певцы-профи.Потом лет через 10 смотрела повторно и та же история! Самобытная актриса!

    Оценка статьи: 5

  • Олег Стражников Олег Стражников Читатель 20 июля 2012 в 13:27 отредактирован 20 июля 2012 в 13:31

    Лично у меня чувственное восприятие драматичных сцен усиливает алкоголь. Смотрю трезвым - все нормально, глаза сухие. А вот смотрю ту же сцену в состоянии легкого опьянения, и глаза на "мокром месте".
    Сцена с погружением главного героя в холодные воды в "Титанике" в обоих случаях вызывала только раздражение.
    P.S. Все пытался вспомнить какой-нибудь фильм (таких фильмов много, но навскидку вспомнить не смог). Да вот "Сережа", фильм 1960 года, режиссерский дебют Данелии, сцена в конце фильма, когда семья уезжает в Холмогоры.

  • Комментарий скрыт
    • Людмила Ливина Людмила Ливина Профессионал 19 июля 2012 в 19:36 отредактирован 19 июля 2012 в 19:42

      Лана Янченко, вы не правы. Статья хорошая, и вопрос в конце ее не просто риторический. Это вопрос лично к каждому читателю: что вызывает у вас "чувства добрые", и предложение поделиться впечатлением: какие фильмы (тут уже вопрос о качестве и мастерстве )эти чувства вызывают. Другими словами - что стоит смотреть. Согласитесь,что при огромном количестве кинопродукции, выбрать хороший фильм проблематично и отзыв человека, чьи "личные эмоции" созвучны вашим, совсем не лишняя информация.
      Тем более, чтобы смотреть их вместе с детьми, в которых бы хотелось воспитать и сохранить живую душу.
      Если вам стыдно за свои эмоции ("А вот над чем плачу я - это никого не касается"), то мне вас жаль.
      Много лет назад моя мать тяжело заболела - депрессия.
      Когда лекарства начали действовать и она улыбнулась впервые за несколько месяцев, мы были так рады. Но ее лечащий врач быстро остудил наш энтузиазм. Вот если бы она смогла заплакать, - сказал он,- это было бы свидетельством выздоровления, а так...
      Оценка статьи не 1 ,а 5. Почему-то остальные звездочки не выделились.
      Кстати, вот уже сколько раз и сколько лет смотрю " В бой идут одни старики" и каждый раз плачу.

      Оценка статьи: 1

  • Сколько фильмов тут написали, которых я ещё не смотрела!
    "Титаник" меня не тронул.
    Но над "Хатико", конечно, ревели в три ручья: я, мама моя и дочка.
    Есть ещё один фильм "Заплати другому", где в конце от слёз не удержаться.

    Оценка статьи: 5

  • Фильмы о животных - вне конкуренции. После просмотра "Марли и я" на просмотр "Хатико" рука не поднимается А еще рассказы Сетона-Томпсона. Из той же оперы.
    Вообще, трудно выделить конкретно фильмы. Кого-то может растрогать спилберговское "Спасение рядового Райана". Есть там несколько мощных моментов. Или же "Прах Анджелы" Алана Паркера - тоже душещипательное кино. Но это все украдкой Мальчики не плачут.

  • Комментарий скрыт
  • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 16 июля 2012 в 17:38

    Фильмы о войне, фильмы о животных. Это слёзы бессилия - о тех, кому нельзя помочь... Но вообще-то обычно пробивает не видеоряд, а музыка.

    • А меня больше текст.

      • Галина Резапкина, Вы должны знать название фильма, где собрали родительское собрание, чтоб почитать родителям сочинения учеников, в которых они не шибко лестно отозвались о своих отцах (помнится были только отцы)
        Так вот лучшим сочинением было признано то, в котором мальчик хорошо отозвался о своём ...отчиме. Тот смущённо растрогался. Я не плакал, но слёзы наворачивались.
        К сожалению, фильмов советского уровня драматургии и исполнения совершенно не стали снимать, как-будто утерян рецепт производства.

        • Сергей Дмитриев, нет понятия "советского уровня драматургии". В СССР снимали столько шлака, что вам жизни не хватит, чтобы его пересмотреть. Подборка из 50-100 фильмов, которые сегодня пересматриваются - это еще не весь советский кинематограф, а лишь сливки, верхушка айсберга.

          • Евгений Жарков, если нет такого понятия,то надо ввести для ясности. "Шлака" мне не пересмотреть, но небольшую выборку названий из "шлака" заманчиво бы посмотреть, может, что-то уже видел.
            А как с производство "шлака" в нОнишние достославные времена? Будет ли список из 100 через 30 лет? Только Вы можете загодя составить такой список, чтобы составители в будущем не напрягались.

          • Евгений Жарков, притом важно бы понимать, что кинематограф, как прочие виды искусства, живет не в границах государства, даже если эти границы - железный занавес, а в безбрежном океане творчества. Сейчас мы имеем возможность смотреть в огромном количестве фильмы, которые видели в прошлые времена лишь кинематографисты. Смотрели - и в своих картинах либо тупо копировали, либо творчески перерабатывали. Взять хоть Потемкин Эйзенштейна - тамошние находки гения по сей день эксплуатируются киношниками, они стали чем-то вроде прописей в киноязыке.
            Кстати, идея Михалкова о 100 фильмах - в общем-то, неплоха. Классику надо знать.
            Например, "Артист" смотреть - не имея в виду "Танцующих под дождем" - как?

  • Тут еще много чего нет. Я плачу на фильме "Дамский портной". Практически весь фильм. От ужаса. Смоктуновский там гениален, Васильева тоже. Но это ведь все правда, не вымысел.

    В детстве могла всплакнуть от фильма "Гранатовый браслет", когда в конце читают письмо умершего Желткова.

    Не знаю, о чем это свидетельствует.

  • Галина Резапкина, хорошая статья! А я тоже теперь очень редко плачу - от силы или от чёрствости душевной сие, подскажите?

    Оценка статьи: 5

  • От старости, видимо, на кино уже не плачется. Намедни плакали с дочерью в кафе - она ела, а я ей читала вслух из книжки "Рукописный девичий рассказ".
    будто речь о футбольном матче, идущим в записи - идущЕм
    Лучшие советские фильмы по объему пролитых слез - получается, что слезы - не зрителей, а фильмов. Хоть как-то требуется уточнить: по объему пролитых зрителями слез, или как еще.