Наталия Новикова Мастер

В чём не стоит винить водителя маршрутного транспортного средства? Моменты из практики

Многие из нас время от времени передвигаются на маршрутных транспортных средствах (автобусах, трамваях, троллейбусах) и в случае чего — сразу начинают во всём винить их водителей. Попробуем разобраться: когда и почему не стоит этого делать.

sa2324, Shutterstock.com

Хочу также заметить, что при предъявлении жалоб в автопарк/депо пассажирами, чаще всего, виноватыми делают именно водителей. Разделим представленные аргументы на две части…

1. В чём водитель точно не виноват

Водитель не выбирает график движения. Он человек подневольный: у него есть расписание, а в случаях опоздания — указания по движению даёт диспетчер (за исключением случаев самоконтроля).

Не разрешает проехать бесплатно. На линии движения часто работает контроль. Разрешая вам не оплачивать проезд, водитель тем самым подставляет не только самого себя, но и вас — под угрозу быть оштрафованным. За нарушение подобного правила и к водителю будут применены определённые санкции.

Не продаёт проездные документы по ходу движения. В идеале, билеты должны продаваться водителем только на остановках.

У водителя нет сдачи — в продолжение темы продажи проездных документов. Главная задача водителя — рулить, а к выполнению остальных побочных функций можно отнестись с пониманием.

Не отвечает на вопросы пассажиров (куда и как добраться). Это не является его обязанностью. В день он перевозит сотни, тысячи пассажиров, и если каждый будет задавать вопросы, а он будет на них отвечать (причём на одни и те же), то потеряется в нём смысл как в водителе. Для этого существуют прохожие, продавцы, полицейские и прочие граждане, которые могут ответить на все ваши вопросы. Если у водителя плохое настроение, ему, действительно, лучше промолчать, ведь за грубое обращение с пассажирами точно накажут.

Не останавливается вне обозначенных мест остановок. Водитель маршрутного ТС (кроме так называемых маршруток) не имеет права останавливаться вне специально обозначенных мест остановок. За нарушение этого правила к нему могут быть применены различные санкции.

Просит покинуть салон ТС по прибытию на конечную остановку. Если пассажир хочет ехать и в обратную сторону, то он должен выйти из ТС, подойти к его первой остановке по маршруту и снова оплатить проезд.

Вызывает работников полиции при причинении вреда пассажирами маршрутному ТС. Если он этого не сделает, то, скорее всего, ремонт подвижного состава будет осуществляться за его счёт.

Ну и несколько слов конкретно для пассажиров Москвы: в том, что АСКП не работает, водитель не виноват, а вот за вход пассажира в салон через средние и заднюю дверь, действительно, водителя могут даже уволить.

2. В чём водитель может быть не виноват

Быстро уезжает с остановок. К примеру, вы бежите на остановку, а водитель прямо перед носом закрывает двери и уезжает. В таких случаях кто-то начинает кричать вслед оскорбления, а кто-то и вовсе — показывать всякие неприличные знаки. Во-первых, водитель мог просто не увидеть вас, смотрев в другую сторону в поисках приемлемого интервала между ТС попутного направления, чтобы отъехать от остановки и продолжить путь; во-вторых, он может опаздывать по расписанию и пытаться в спешке согнать время, не замечая ничего вокруг; в-третьих, вы не показали, что спешите именно к его ТС. Войдите в положение и постарайтесь понять.

Агрессивно ведёт ТС. Скорость движения ТС зависит от того, насколько водитель укладывается в график движения. Ещё надо помнить, что дорога полна неожиданностей и, например, если водитель резко тормозит, то это совсем не значит, что он «везёт дрова» — перед ним могли тоже резко затормозить. Обязанностью пассажиров является самим соблюдать безопасность и держаться за поручни во время движения. Не забываем, что обязанности есть не только у водителя, но и у пассажиров.

Не убирает грязь и мусор в салоне. Для мойки и уборки подвижных составов предназначены специальные люди, которые выполняют свои функции после того, как ТС вернётся в депо/парк. На линии у водителя просто физически не хватает рук, чтобы убраться в салоне. Дай Бог, на обеде успеть принять пищу и проверить техническое состояние ТС (время между кругами можно вообще не брать в счёт).

Во время дождя, снега и прочих погодных явлений не закрывает форточки и люки в салоне. Это уж дело самих пассажиров — поддержание для себя комфортных условий на подобном уровне.

Не знает маршрута движения. Это может возникнуть вследствие переключения ТС на неизвестный водителю маршрут, а вот прочий персонал депо/парка может и не приложить усилий для объяснения ему маршрута и порядка движения.

Управляет неисправным ТС. Часто и сам водитель может не знать об этом, ведь к выпуску ТС готовят сотрудники отдела технического контроля, которые должны проверять его техническое состояние. По сути, конечно, выявив неисправность уже на линии, водитель не должен осуществлять пассажирские перевозки.

Проезжает мимо остановки. Это случается из-за того, что водитель, опять же не укладываясь в график движения, при подъезде к остановке в зеркало заднего вида не наблюдает пассажиров, готовящихся к выходу. Готовиться к выходу надо заранее, а в некоторых случаях (например, при выходе на остановке «по требованию») и предупредить водителя о своём намерении покинуть ТС. Он не может читать ваши мысли!

Если человек забывает в маршрутном ТС свои вещи, то найти их представляется очень сложной задачей. В лучшем случае, для обращения в депо/парк нужно знать номер маршрута ТС, его бортовой номер или хотя бы время, в которое оно находилось на определённой остановке (название которой тоже нужно запомнить). Но если оставленная вами вещь представляет определённого рода ценность, то даже после обращения «куда надо» усилия могут оказаться бесполезными, ведь находку мог забрать кто-то из пассажиров.

Не забываем, что водитель — тоже человек, и это пассажирам надо больше ехать, чем водителю — везти их. «При выходе не забывайте свои вещи. И всего вам доброго!»

Обновлено 3.08.2012
Статья размещена на сайте 31.07.2012

Комментарии (58):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • По закону России ,остановку транспортного средства на остановках и высадку ,пассажиров с автобусов должны контролировать кондуктора ,и кондуктора не должны ходит в наушниках и болтать с шоферами ,во время движения автобуса ,ибо такие разговоры до добра не доводят ,и движение всех автобусов должен ,контролировать диспетчер ,и также диспетчер ,должен докладывать начальству ,о не пунктуальности водителя и кондуктора ,ибо часто автобус в рейс опаздывает потому ,что кондуктор догоняет автобус ,или водитель ждет кондуктора ,в результате рейс сорван ,страдает пассажиры авто транспортного средства .а такие проблемы разрешаются ,оборудованием автобусов системой ,наблюдения за автобусами и их водителями !

    Оценка статьи: 1

  • Вместо так называемых "закрывающих" рейсов отправляют другие ТС - это прям обычай делового оборота

    Оценка статьи: 5

  • Автор не описала две главные проблемы:
    - если транспортное средство по какой-то причине сходит с маршрута - пассажиры на остановке об этом никогда не узнают и ждут (бывало, два автобуса сходило и получалась "дырка" в час). И диспетчеры тоже не всегда говорят. А если это последний в полдвенадцатого зимой - знал бы об отмене- на другой бы попутный сел, а так - ловить тачку и платить в 10-15 раз больше.
    - очень не любят вопрос "через сколько отправляетесь" - порой, даже в ярость их приводит. А кому-то это существенно, если несколько маршрутов идет в одном направлении и пассажир выбирает ближайший. А что стоит водиле в кабине вывешивать время отправления (один раз такое видел).

    Оценка статьи: 4

  • Небольшой город на юге Краснодарского края. Из муниципального транспорта - только троллейбусы, но они ездят только в центре, поэтому добираться на работу из одной окраины на другую приходится на маршрутках. А уж какие у нас водители - все анекдоты про "маршрутчиков" - это о них! Хамство, грязь, разговоры по мобильному, перевозка стоячих пассажиров, обгон через сплошную - это про нас. Ну конечно, не все такие, есть и нормальные люди. Приятно, когда тебя помнят в лицо (что неудивительно, если ездишь два года одним и тем же маршрутом), здороваются даже.

  • Вы знаете, я прочитала и мне стало просто дико. Как это водитель не должен отвечать пасажиру как проехать? В Чикаго водитель обязан знать все маршруты автобуса, все пересадки на другие транспортные средства и название всех остановок. Он сдает экзамен. Как это водитель не подождет пассажира - он будет уволен, если не подождет. Как это он проедет остановку? Простая веревочка, за которую дергает пассажир - и в салоне высвечивается "остановка ХХХ запрошена". А если не запрошена, и никто не ждет автобуса, он не останавливаясь чешет, давая таким образом обогнать впереди идущий его автобус того же маршрута и подобрать пассажиров, но опять-таки расписание трафика меняется при этом в системе GPS/
    В будках, которая на картинке, (конечно, не такое позорище, а чистое стекло, отопление сверху зимой, живые цветы летом, бегущая реклама, карта-схема) висит электронное табло с трафиком: Маршрут такой-то через 2 минуты подходит, такой-то через 3 минуты и т.д. Водитель идет точно по расписанию, которое высвечивается в салоне: читаете - маршрут такой-то ОТ - ДО. Время. Сейчас остановка ХХХ, следующая ХХХХ. Иногда это дается голосом в дополнении к бегущему табло. Кроме того, у вас на андроиде выставлено расписание и трафик всех видов транспорта города. Посмотрел в телефон и знаешь сколько ждать и где сейчас на карте твой автобус.

    Водитель выходит к пассажиру в салон чтобы удобно его усадить (если видит проблему). Водитель сам развешивает велосипеды впереди автобуса. Водитель обязан сказать каждому здравствуйте и до свиданья, спасибо за проезд. Правда, обычно первыми здороваются сами пассажиры, как это принято. Если у человека не хватает денег на проезд, он может доплатить в другой раз, но ему никогда не откажут в проезде.
    Если автобус рвануло, тряхнуло, водитель обязан включить громкую связь и ивиниться.
    Если инвалид вкатился в коляске, водитель выйдет в салон и пристегнет коляску стропами. Иногда они помогают инвалиду в коляске, когда он уже выкатится из салона, особенно когда снег и коляске трудно проехать. Никаких окон - летом кондиционеры. Автобус никогда не высадит человека в лужу. Кроме того, за передней дверью имеется специальная тумба-возвышение, куда люди складывают свою сумки на колесиках, поклажу, просто большие сумки, чемоданы, зонты. Детские коляски устанавливаются на откидные места. Передняя часть автобуса вообще вся откидная и проезжая колясками. Все пригородные автобусы (в пригородах большого Чикаго) имеют телевизор впереди, где на GPS-экране вы видите свой автобус в движении ( это и в любом такси за передними сиденьями - у нас не садят на передние сиденья, считается, что там опасно для пассажира).
    Кроме того, вы всегда можете прочитать имя водителя на бирке. Вы входите в автобус как желанный гость, с вами побеседуют: как дела сегодня, хороший день... и т.д. Вам сделают настроение, вам пожелают всего хорошего после поездки. Вас ОБСЛУЖИВАЮТ. И это чувствуется в каждой мелочи.
    Та дикость, которая описана в статье (не автора вина, это просто фотография, картинка быта), это просто какой-то ужас и пытка для пассажира. Я слегка описала систему в статье "почему приседает автобус", но там и десятой доли тех удобств, которые имеет пассажир не рассказано. А тут какой-то паноптикум изображен. Обущение какой-то вражды-войны между водителем и пассажирами.
    У нас случилось в семье счастливое событие - месяц назад муж разбил мой ягуар об люк. В тоталь. Нам выплатили компенсацию, но я и не собираюсь покупать новую машину.Без машины, которая надоела до смерти, я освоила городской транспорт и просто влюбилась в этот сервис. Когда надо подальше рвануть, в прокат дешевле, чем содержать машину, бензин и паркинг + платить штрафы и всякие налоги на транспорт. (Пригонят и угонят от порога, только не забудь ключи в машине оставить).Но если у меня стоит выбор взять в прокат или получить удовольствие от поездки в общественном транспорте, я выбираю последнее. В то, что описано в статье, я бы не села. Это война, а не езда.

    • Владимир Фёдоров Дебютант 5 августа 2012 в 22:41 отредактирован 5 августа 2012 в 22:41

      Лаура Ли, в России тоже, всё это должен делать водитель. И делают, в основном. Хотя, конечно же, есть инцеденты, как и в Чикаго. Наверное, Наталье просто не повезло - ей некого любить, кроме пьяных и замызганых водителей общественного транспорта. Во всяком случае, я именно такими стал представлять этих водителей, после прочтения этой статьи. В самом деле: разве будет нормальный водитель ездить на грязном автобусе?

      • Владимир Фёдоров, на личности переходить не положено. А за меня не беспокойтесь - я очень люблю своего мужа

        Оценка статьи: 5

        • Владимир Фёдоров Дебютант 6 августа 2012 в 00:19 отредактирован 6 августа 2012 в 00:34

          Наталия Новикова, извините, это была шутка))))))) Однако, мне и впрямь удивительно, почему Вы занимаете такую позицию?

          • Владимир Фёдоров, очень многие люди ходят получать деньги (желательно побольше) и при этом как можно меньше утруждаться - это естественно, хоть и безобразно

            Оценка статьи: 5

            • Наталия Новикова, то, что люди хотят работать меньше, а получать больше - это естественно. Однако, здесь говориться не о зарплате, а о добросовестном отношении к труду. Здесь говорят о том, что люди должны честно отрабатывать свой хлеб, и ничего более.

              Ведь есть же автобусы в которых чисто, а водитель не прётся в торопях по встречной полосе?

              • Владимир Фёдоров, есть и такие случаи, но в пример в данной статье ставится большинство... к сожалению, таких у нас и правда большинство Я просто отразила то, что у нас происходит на самом деле, вне зависимости от того, нравится нам это или нет.

                Оценка статьи: 5

                • Наталия Новикова, вопрос-то не в примере, а в том, что Вы предлагаете не предъявлять притензий к водителю, например, за то, что Вы едите в грязном автобусе. Я уже не говорю о других положениях, на которые Вы предлагаете закрывать глаза.

                  Суть неудачи Вашей статьи в названии.

                  • Владимир Фёдоров, а смысл на это "открывать" глаза, если кроме самих пассажиров никто не обратит на это внимание... никто, кто должен обратить на это внимание и как-либо это изменить, принять меры (начальство в первую очередь). С ветряными мельницами, как известно, бесполезно бороться. Пусть этим, по крайней мере, займётся власть. Смысла не вижу самим пассажирам делать замечания - только трепать себе и другим нервы.

                    Оценка статьи: 5

                    • Наталия Новикова, А почему: власть?
                      Проблема в том, что Вы сами заступаетесь за таких водителей. И, следовательно, им потакаете. И не просто им, или может точнее сказать, не им, а - тем, кто держит этот бизнес, и получает от него сверхприбыль. Дело в том, что все бастуют против власти, а надо бастовать против бездействия власти. А для этого, надо не идти на компромисы, которые Вы предлагаете, а залять жёсткую позицию: пару раз проучить такого водителя, чтобы получился резананс (скандал), и всё сразу за шевелится. И власти за шевеляться, и бизнесмены.

      • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 5 августа 2012 в 23:36

        Владимир Фёдоров, "И делают, в основном" - что из перечисленного Лаурой они делают?? Где они это делают, у вас в Новоалтайске? У вас, значит, хороший муниципальный контроль за перевозчиками, конкуренция между ними, низкие накладные расходы. Но это большая редкость.

        • Марианна Власова, я не часто езжу в общественном транспорте. Однако, всё это делать не так уж сложно. Поэтому, и в Новоалтайске, и в Барнауле, я не видел грязных автобусов, или трамваев. И, если водителю сказать, куда вам надо добраться, даже не называя остановки, а просто адрес или другой известный ориентир, вам обязательно скужут где выйдти. Прямо так и скажут: !Сейчас будет Ваша остановка", или: "Вы сейчас выйдите, и пересядте на такой-то маршрут".

  • Всегда заранее готовлю оплату и оплачиваю копейка в копейку.

    Оценка статьи: 5

  • это пассажирам надо больше ехать, чем водителю – везти их
    довольно странная логика , если водителю меньше всего нужно возить пассажиров, то зачем он вообще пошел работать водителем маршрутки? возил бы дрова и вообще это совковая логика сферы обслуживания: "это вам больше нужен хлеб, вот и ждите когда продавец соизволит подойти" "это вы пришли в ресторан пожрать, вот и ждите когда официант вас увидит" "это же вам больше нужна бумажка, чем чиновнику, который ее выдает, вот и ждите когда чиновник чай попьет, он же тоже человек"

    Оценка статьи: 3

    • Оксана Кулик, ещё раз: в моей статье речь именно о "маршрутках" не идёт. Чаще всего человеку приходится идти на работу не потому, что ему она нравится, а потому, что надо деньги зарабатывать и на что-то кормить семью!

      Оценка статьи: 5

      • Наталия Новикова, да Бог с ними, с "маршрутками", выражением "кому больше надо, тот пусть и терпит" Вы оправдываете неадекватное, иногда хамское, поведение в сфере предоставления услуг, любых услуг: перевозки пассажиров, общепта, государственных и административных услуг и т.д. Да, человеческий фактор имеет место быть, но не нужно возводить его в разряд всегда оправдываемой причины, так как пассажиры - тоже люди. Те действия, что Вы описали в статье, являются наименее вероятными причинами недовольства пассажиров, а вот Ваш ВЫВОД потряс меня до глубины души!
        И еще один перл: Чаще всего человеку приходится идти на работу не потому, что ему она нравится, а потому, что надо деньги зарабатывать и на что-то кормить семью!- просто блеск! Упаси Вас Бог попасть к врачу, который работает не по призванию, а потому что ему просто нужно кормить семью А Вашего ребенка будет учить человек, который поступил в пединститут только потому, что там был недобор и брали всех подряд. Вам хоть нравится своя работа?

        Оценка статьи: 3

        • Оксана Кулик, совершенно верно: человек должен относится к своей работе добросовестно, именно потому, что он получает за это деньги, грубо говоря - хлеб. А всё остальное - не важно. Даже если вас не устраивает зарплата - бастуйте, т.е., не делайте ничего вообще. Но, уж если вы что-то делаете, то - делайте на совесть. Тем более, если люди вверяют вам свою жизнь

        • Наталия Новикова Наталия Новикова Мастер 5 августа 2012 в 18:09 отредактирован 5 августа 2012 в 18:14

          Оксана Кулик, Вы меня тоже удивляете: моя подруга пошла учиться на переводчика, потому что так хотели её родители, а она хотела быть юристом, моя бабушка пошла учиться на преподавателя, потому что её мама туда пристроила, а она хотела пойти на лингвиста, мой отец пошёл в военное училище,потому что у него папа там был начальником... И ещё тысячи примеров!!! И это только примеры, связанные с обучением, а без обучения - куда уж возьмут, где есть связи и др., а желание очень часто ни при чём, к сожалению...
          Вернусь к началу Вашего комментария: а назовите мне тогда "наиболее вероятные причины недовольства пассажиров", пожалуйста, мне очень интересно, честное слово Вероятно, что у Вас с общественным транспортом дело обстоит иначе...

          Оценка статьи: 5

          • Наталия Новикова, еще раз внимательно прочла Вашу статью. Таки да, причины для глубокой провинции просто смешные. Сразу стало понятно, что статья для балуваных москвичей , вероятно в Москве пассажиры настолько избалованы, что не могут самостоятельно открыть-закрыть люки-форточки и при этом им не лень пожаловаться на водителя.
            Про троллейбусы-трамваи говорить не буду, жалоб нет, не хамят, не опаздывают, на поворотах не обгоняют, агрессивно не водят, безропотно обилечивают и даже подскажут где выйти. А вот автобусы (у нас сиречь маршрутки) это что-то! Курение за рулем, громкая блатная музыка, разговаривает если не по мобильному, то с другом, на линии ведет себя как на гонках, перед стариками закрывают двери, и пассажиры для них именно "дрова" , на замечания отвечают матом.
            а желание очень часто ни при чём, к сожалению... - это не является оправданием непрофессионализму. Не нравится работа - поменяй ее, получи второе образование. Если уж первое в угоду родителям, то став взрослым можно уже идти своим путем, а не по чьей-то указке.

            Оценка статьи: 3

  • Катя Марьина Катя Марьина Профессионал 4 августа 2012 в 10:29 отредактирован 4 августа 2012 в 10:30

    "Агрессивно ведёт ТС. Скорость движения ТС зависит от того, насколько водитель укладывается в график движения" - т.е. можно ехать с нарушением скорости,подвергая риску жизни пассажиров и все для того, что бы уложиться в график движения?! Помню как ехала на маршрутке и думала что эта поездка станет последней,неужели нужно так рисковать что бы успеть в срок????

    Остальные пункты и так всем известны,люди просто выплескивают свой негатив на водителя,а разозлили их совсем другие люди.

    Оценка статьи: 3

  • Дурацкая статья. Водитель отвечает перед пассажирами за все. Этак все работники будут перекладывать ответственность на "младших дворников"... Хирург скажет: я в операционной я пол не мою, поэтому буду проводить операцию вместе с тараканами. Да, маршрутку обслуживает техник, а в салоне убирает уборщица. Но организует и контролирует их работу водитель, который выезжает на линию. Агрессивно ведет авто, потому что не укладывается в график? Срочно звоните в ГАИ! График - это не повод нарушать ПДД и подставлять жизни пассажиров смертельной опасности. Сложная работа у водителей? АА у кого она не сложная??? Не справляется - пусть идет убирать в салонах или на техобслуживание. Не знаю, как в России, в Украине, чтобы подобрать пассажира (и получить деньги), водитель остановится где угодно. А если древняя старушка попросит остановить ближе к дому, начинаются прения: не положено, пока весь салон не восстанет на водителя. Маршруточники массово разговаривали по мобильнику во время движения, и когда я в первый раз сделала замечание, ВЕСЬ САЛОН встал на защиту... ВОДИТЕЛЯ с мотивировкой: может, у него что-то случилось. На что я им сказала: тем более, если что-то случилось, мы можем влететь в аварию. Пусть остановится и поговорит. После этого я писала статьи, фотографировала любителей болтать по мобильнику, писала руководству и в ГАИ - теперь такого в Днепропетровске не видно. "Помогли" и резонансные аварии с маршрутками. Теперь маршруточников пассажиры не защищают. Так что культура обслуживания и безопасность на транспорте по-прежнему зависит во многом от пассажиров. Нужно не оправдывать бездельников, а требовать соблюдения правил. Только тогда у нас транпорт будет, как во всем цивилизованном мире.

    • Елена Новикова, да, попадаются и такие пассажиры, которые вместо того, чтобы радоваться, что их везут, а не пешком они идут ещё и жалуются. Ведь водитель может взять простой и вообще никого не возить (сидеть и болтать по телефону), а деньги он всё равно будет получать как за работу на линии. В Москве, правда, с этим сложновато. И ещё: водители в основном деньги получают не с каждого перевезённого пассажира, а за время работы на линии. А про мобильники - правильно, особенно с водителями маршрутных такси (кстати, вот именно их зарплата зависит от количества рейсов и пассажиров).

      Оценка статьи: 5

  • Спасибо,все по делу!

    Оценка статьи: 5

  • Все очень разумно. Единственный момент, который стоило бы, может быть, рассмотреть более подробно: в большинстве своем пассажиры - вполне вменяемые люди и понимают сложности работы водителя (особенно - в мегаполисе). Но понимают - находясь в спокойном расположении духа. А в тот момент, когда у человека из-под носа уходит автобус или он вступает ногой в подозрительную лужу в центре салона - с пониманием становится как-то совсем нелегко

    А потом, у каждого человека есть свои проблемы - от сурового начальника до хронического безденежья и т.п. - так почему бы не вылить раздражение по их поводу на того, кто а) подвернулся под руку и б) не может так же резко ответить? Ведь это куда как проще, чем решать проблему. Некрасиво, но, увы, вполне по-человечески. Потом может быть стыдно, неприятно, но дело уже сделано.

    Оценка статьи: 5