Николай Аблесимов Грандмастер

Чем лечимся? Фармакохимия

Лечимся — кто чем, от аптечного аспирина до травок знахарок. Каждый выбирает сам. Мы коснемся официальной науки фармацевтической химии (фармацеи), которая представляет собой тот отдел прикладной (технической) химии, занимающийся описанием и приготовлением химических соединений, употребляемых в качестве лекарственных, а также аптечных реактивов.

sliper84, Shutterstock.com

Фармацевтическая химия, являясь специализированной наукой, не может не опираться на знания смежных химических наук (неорганическая, органическая, аналитическая, физическая и коллоидная химия), а также медико-биологических (фармакология, физиология, биологическая химия) дисциплин.

Само слово аптека произошло от греческого «Apotheca», которое изначально в XIII веке означало торговую точку, где продавались разные товары, а уже позже приобрело привычную нам узкую медицинскую специализацию. Аптеки появились сначала у арабов. Арабская фармацевтическая школа включала в себя сотни рецептов и методик. В арабских аптеках покупателям предлагают различные нюхательные соли, пилюли и порошки. Во времена крестовых походов аптеки распространились и в Европе.

Возникновение фармацевтической химии как науки относится к началу XVI века, когда алхимия уступила место лечебной химии (ятрохимии), создателем которой явился Теофраст Парацельс (1493−1541). «Не добыванию золота, а защите здоровья должна служить химия» — девиз Парацельса.

С середины XVIII века фармацевтическая химия настолько тесно сливается с общей химией, что аптека делается школой для химиков. Из среды фармацевтов выходят выдающиеся химики той эпохи — такие как Лемери, Жоффруа, Нейман, Маркграф, Шееле, Лефевр, Руэль и др. Известны и такие имена химиков-фармацевтов XIX века, как Ж. Б. Дюма, И. Либих, Л. Мейер и др. Таким образом, можно заметить, насколько тесно сроднились в это время фармацевтическая химия и общая химия.

Химический синтез лекарственных веществ осуществляется тремя путями:

— Эмпирический путь: скрининг, случайные находки;
 — Направленный синтез: воспроизведение структуры эндогенных веществ, химическая модификация известных молекул;
 — Целенаправленный синтез (рациональный дизайн химического соединения), основанный на понимании зависимости «химическая структура — фармакологическое действие».

В настоящее время ежегодно синтезируется сотни веществ, потенциально пригодных стать лекарственными, но проверку на пригодность и безопасность выдерживают единицы.

Пример чудовищной ошибки фармацевтов. Вследствие хиральности биомолекул химические процессы в организме чувствительны к различиям между оптическими изомерами — случай с талидомидом — снотворным средством. В 1963 году было обнаружено, что его употребление приводит к врожденным уродствам. Один энантиомер этого соединения помогал избавиться от утренней тошноты, другой вызывал нарушение эмбрионального развития. Сейчас фармацевтическая промышленность уделяет пристальное внимание разделению различных энантиомеров.

Работают Институт фармакологии при СПбГМУ (Санкт-Петербург), Институт фармакологии РАМН (Москва). Есть журналы «Антибиотики и химиотерапия», «Вопросы биологической, медицинской и фармацевтической химии», «Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия», «Химико-фармацевтический журнал». Можно почитать: Глущенко Н. Н., Фармацевтическая химия (М.: Academia, 2004); Хейли А., Сильнодействующее лекарство.

Обновлено 15.08.2012
Статья размещена на сайте 14.08.2012

• Кстати о Талидомиде, который с 60-х годов стал чуть ли не идеальным пугалом.
    В настоящее время он вернулся в медицинскую практику, как одно и немногих действительно эффективных средств против кошмарной болезни - Множественной миеломы (Миеломная болезнь).

• Благодарю, Николай, за интересный пост.
    Продавцы аптек дисредитируют не только химиков и фармацевтов, но также врачей. Гораздо дешевле (но безопаснее ли?) получить консультацию аптечного работника, который предложит САМЫЙ лучший (дорогой?) препарат от любой Вашей проблемы.
    И у доктора появляется еще бОльшая проблема с пациентом, чем после вмешательства именитого экстрасенса.

• С интересом прочитала статью. Действительно, разрабатывать лекарства - это огромная ответственность.

• Татьяна Черных, и разработчики это понимают, а вот аптекари продающие мел дискредитируют химиков и фармацевтов.

• Николай Аблесимов, не аптекари же его фасуют. И что же хотите - где-то было информация, что норма прибыли у фармкомпаний выше, чем у наркопроизводителей (имеется в виду цепочка производство-продажа). и если "голимость" наркотика обнаруживается сразу, то мел вместо лекарства - только со временем.