Мариула Рамачандран Мастер

Кому в радость День Мёртвых?

Во все времена людям было свойственно задумываться, что ждет там, после смерти, и правда ли, что раз уйдя, мы больше никогда не вернемся в этот мир, где оставили наших родных, любимых, друзей?.. И не потому ли почти в каждой культуре существуют дни поминовения усопших, что так не хочется верить в то, что наши уже ушедшие близкие — не с нами?

Катрины Мариула Рамачандран, личный архив

«День Мертвых» — как ни парадоксально звучит, светлый и радостный праздник — отмечается в Мексике 1 и 2 ноября. Его традиция уходит корнями к древним индейским ритуалам, и его празднование может сильно отличаться в городе и в деревне.

Считается, что 1 ноября пообщаться с живыми приходят души умерших детей, а 2-го — души взрослых. К этому дню мексиканцы готовят специальный алтарь — «алтарь мертвых». Фотографии усопших близких украшаются цветами и бумажными гирляндами, перед ними кладутся фрукты и сладости — все, чтобы привлечь душу покойного в дом. Детям в эти дни дарятся сахарные черепа или шоколадные гробики, выпекается специальный «хлеб мертвых» — сладкая булка с изображением все того же черепа или костей. Иногда в хлеб запекается маленький череп из пластика — считается, что тому, кому он достанется, выпадет удача. Черепа и скелеты в эти дни будут преследовать вас повсюду — всех сортов, цветов и размеров, ограничением коих является только фантазия их создателей.

В больших городах, таких как Мехико, алтари устраиваются прямо на главной площади города. На них можно увидеть фото Панчо Вилья, Че Гевары, Троцкого — да-да, подчас совсем не мексиканцев, но людей, почитаемых мексиканцами.

Культовый персонаж «Дня Мертвых» — calavera de la Сatrina — Катрина — «модница», «щеголиха». Это скелет в роскошном женском платье и элегантной шляпке с перьями. Как ни странно, но у этой «красавицы» есть вполне конкретный автор — гравер Хосе Посада, «отец черного юмора в визуальном искусстве». Смерть, танцующая на улицах вместе со всеми, в его интерпретации является той, что уравнивает всех без учета богатства и знатности. Иногда можно видеть Катрину, опоясанную патронташем и с винтовкой в руках — отзвуки мексиканской революции.

Кульминацией праздника является «Ночь Мертвых» — с 1 на 2 ноября. Многие мексиканцы проводят эту ночь на кладбищах, у могил своих близких, куда приходят целыми семьями. Зажигаются свечи, из корзинок достается принесенные еда и питье. Те же, у кого нет возможности навестить могилы, выходят на площади и центральные улицы, устраивая настоящий фестиваль со свечами, цветами и гирляндами — это праздник не для живых, а для пришедших навестить их душ усопших, поэтому все должно быть сделано так, чтобы им понравилось.

Варианты уличных празднований разнятся в зависимости от региона страны — от мрачных процессий с факелами до почти карнавальных шествий, причем подчас макияж участников может дать фору гриму какого-нибудь фильма ужасов!

В последние годы в Мексику, как и во многие другие страны, пришел Helloween. И хотя атрибутика обоих праздников кажется похожей и празднуются они почти в одно время, между собой они не имеют ничего общего.

Обновлено 21.12.2015
Статья размещена на сайте 15.10.2012

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Хорошая, интересная, информативная, яркая статья!

  • Юй! обыдви звлаштусовалыся КААк! приятно иногда что-то покомментировать: дывы, гадзыню! А уже местечко красивое я себе на халяву имею. Это пока Мариула статьи пишет, я уже могу свою точку продать (поделяюсь!!!) и к подруге под смерички присоседиться. Учитесь, панство, связи завязывать!. А вы говорите - интернет, интернет! Вредно...

    Оценка статьи: 5

  • Гуцулочка моя ласкава! Это мне именно ужгородцы рассказали почему они сороковины отмоливают: на сороковый день прах христиан, оказывается, откапывали и смотрели на тление. Если тело было нетленно, они чтили как свёнтых. И точно - гниение и отслаивание от костей начинается на сороковины. А мне потом будут рассказывать, что это русский православный обычай. Не-а, католичество. Периода становления.
    В Новом Орлеане узнала и поняла, почему могилы Апостолов такие крохотуси: самое большое, что от тела остается это большая берцовая кость - 33.4 см. Фут. Все остальное в нашем теле мельче. Вот почему мы и говорим ПРАХ: кучка-горка в 33.4 см, хоть на смитник сметай веником. А они там все могилу Исуса ищут в полный рост! Да не было таких могил на земле древней Палестины: коробочка с двумя палками в один фут ростом. То же и у нас в Новом Орлеане.
    А у тебя, паню Оксано, губа не дура. Я б тоже над Манявой хотела...Посунешься трошки?

    Оценка статьи: 5

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 2 ноября 2012 в 20:56 отредактирован 2 ноября 2012 в 21:00

      Лаура Ли, 1) длина большой берцовой кости бывает разной, вот у меня сантиметров 50 с лишним ,
      2) не "с двумя палками" коробочка, а с полным комплектом, иначе как они на Страшный суд выйдут?
      3) "не было таких могил на земле древней Палестины" - были. Это гробницы тех, кто умер на чужбине и имел средства для доставки в Святую Землю. Кораблями везли, законсервированных в меду. И вот им уже кости не перемывали. На заднем плане такая, а на переднем - образцы таких, которые по размеру берцовой кости.

      • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 2 ноября 2012 в 20:57

        А вот саркофаги финикийцев, найденные на земле древней Палестины:

        • Марианна Власова, спасибо. Интересные фото. Собственно, рака и 50 см. по диагонали принять может. Я беру средний фут. А вот эти антисемитские ящики в полный рост явление явно чужеземное, фараонское. Исуса же "хоронили" явно под калибр берцовой раки.
          Я только мельком глаза видела на кладбище Сент Луи в Орлеане как работники вскрывали даже не знаю как назвать...инкубатор дозревания. Не выдержала и пулей убежала. Но некоторые из нашей группы туристов смотрели всю процедуру извлечения и подготовки праха для раки. И еще долго и громко смаковали картинку в автобусе. Воленс-ноленс, слышала текст. Только в Орлеане (влажность под потолок!) это занимает, чтоб не соврать, 90 дней, в древней Палестине, видимо, занимало дольше, учитывая помещение тела в сухие лаймовые пещеры (Сорри, заклинило - я слово не знаю как лайм по русски). Вообще-то это все ужасно интересно - погребальная обрядовость разных народов. Хоть бы кто статью написал кто как хоронит: лежа, сидя, стоя, вот так как древних через усушку, почему индусы череп разрубают топором на погребальном костре... На мой взгляд, погребальная традиция - самая устойчивая в культурно-историческом плане. Может быть, историкам бы не по строению черепов и не по форме черепков амфор классифицировать исторические культуры (цивилизации), а именно исходя из погребальной обрядовости...

          Оценка статьи: 5

  • А я так думаю: да здравствует любое язычество если оно нам лишний раз напоминает вспомнить того, кого уже нет с нами. И потому день мертвых для меня так же хорош как девятины, сороковины или Радуница.
    И на хеллоуин перенятый русскими не стоит обижаться: никто же не заставляет, а если людям просто нужен лишний праздник без политики (не какой-то день Конституции, который никто не отмечает, а именно детский, живой), пусть народ порадуется. И так-то этой радости с гулькин нос.
    А потом я вам скажу еще, что нам всем нужны прививки против смерти. Когда 5 лет назад я писала, что могилу себе и похороны надо купить и оплатить при жизни, гудело сплошное ФЭ. А забыли, что наши старинные старушки и смертное при жизни шили, и домовину в сараюшке держали готовую. Как раз вот такие "языческие" праздники как-то делает смерть будничной, приемлемой, домашней. Если хоть разок в год в черепа играть, то как-то привыкаешь и мудро свыкаешься, что скоро и ты будешь "бедный Йорик".
    Пробегала сегодня мимо соседской католической церкви: и рожа хеллоуинская висит, и гейский радужный флаг, и черепа, и тыквы, и солома, и распятие. И ничего - все в этой жизни рядом.

    Оценка статьи: 5

    • Лаура, золотая моя (можна на "ты"? Ты ведь в душе моложе меня), ты же знаешь, откуда я. На Гуцульщине язычество и христианство уже так спаялись, переплелись и срослись, что разорвать нет мочи, кровоточить будет.
      Так вот народ у нас очень набожный. Ну не православные мы, греко-католики. Но язычникам у виска крутим, бывает. Хотя знаэм, что и Пасха не просто так, и Зелёные свята, и двенадцать блюд на Рождество. Но никто от христианства отказываться не будет.
      Вот такие гибриды мы.
      Так ты же знаешь, что у нас в местности шмотки на похорон в сундук (чемодан) у же в сорок лет складывают!
      Я маме рассказала, что меня нельзя закапывать, только кремировать. А пепел развеять над Манявским водопадом. Захотят меня помянуть -- в красивое место приедут! Горы, река, сосны, воздух!
      И завещание я в сорок напишу.
      А все дела старались раньше решать с фразой "С той стороны оградки виднее!" В смысле -- представить, что ты уже на кладбище и тебе вроде как уже ничего особо и не надо. Вот тогда и видишь истинную ценность вещей и понятий.

  • Интересная статья: коротко и по делу.

    Оценка статьи: 5

  • Каждая страна отмечает этот день по своему,у нас свои ритуалы в Америке хелуин, в общем отмечают по разному. У нас в России есть свой день поминовения умерших и мы должны соблюдать эти ритуалы,а не перенимать у других их языческие ритуалы . Это конечно интересно,но когда подростки обсуждают хелуин как его отмечать,просто удивляюсь как родители не могут обьяснить детям что разные народы - разные ритуалы. Статья интересная и познавательная.

    • Нина Белых, Вы наверное в лаптях и кокошнике ходите, пьёте чай только из самоваров, и в Инет выходите невесть как с ЕС'ки.

      Оценка статьи: 5

    • Нина Белых, до Птра1 в России и Новый Год отмечался в сентябре, и про украшение дома елками никто не слышал. А сейчас это более чем традиционно. Если хочется праздновать - глупо запрещать. Все традиции когда - то были новаторством.

  • Как всегда ваши статьи привлекают внимание яркими колоритными фотографиями. Читаешь и удивляешься, насколько в нас силен дух язычества. Не смотря на христианство, древние обычаи тоже удивительно прочно укоренились в людях.
    Мне всегда было интересно: кому нужнее эти ритуалы -мертвым или живым? Если рассуждать чисто логически, то времяпрепровождение на кладбище, поминовение помогает близким пережить боль утраты, вера в то, что душа усопшего где-то рядом или, наоборот, в другом, лучшем мире, тоже оказывает положительное психологическое воздействие.
    С другой стороны, есть мнение, что умершие люди нуждаются в том, чтобы их помнили. Например, очень часто в дату своей смерти они снятся друзьям или родственников, просят хлеба или воды, т.е. чтобы их помянули. Может быть, им тоже это нужно?
    С христианской точки зрения, поминать нужно молитвой. Но мы-то все равно идем на кладбище и несем туда продукты, а также раздаем булочки-конфеты в дату смерти. В общем интересно, какого внимания ждут от нас ушедшие близкие. А может, им нужны и молитвы, и языческие обряды?

    Оценка статьи: 5