Валерий Маслов Профессионал

Как преодолеть страх перед полётами в самолёте?

В этой статье я продолжаю рассмотрение аэрофобии, то есть панического страха перед полетами в самолете.

Sascha Burkard, Shutterstock.com

Поговорим о двигателях, вернее — об их надежности. Более надежного механизма, чем реактивный авиационный двигатель, наверное, не существует. Так что отказ двигателя в полете относится к практически невозможному событию.

Более того, даже если один из двух двигателей остановится, то современные авиалайнеры могут без проблем долететь до аэропорта на одном двигателе и спокойно приземлиться.

Такой случай произошел когда-то лично со мной. Я летел из Минеральных Вод в Киев на Ту-124. Напомню, что этот самолет имеет два двигателя. Минут через 20 после взлета стюардесса сообщила, что из-за погодных условий Киева самолет возвращается в аэропорт МинВоды.

После этого самолет где-то минут 40−50 кружил в воздухе. Честно говоря, я понял, что дело не в киевской погоде, а в чем-то другом. Ибо по логике время возврата в аэропорт должно бы равняться времени, прошедшему от взлета до момента разворота обратно. Как я догадался, это было необходимо для того, чтобы выработать излишек топлива при посадке.

Тем не менее, самолет благополучно приземлился, и уже на земле я узнал, что садились мы на одном двигателе. И то не по причине его отказа, а за неисправности датчика масла. Двигатель пилоты отключили сами, в соответствии с инструкцией.

Кстати, знаете ли вы, что даже при остановке всех двигателей (случай сам по себе практически нереальный — за последние 30 лет случаев остановки всех двигателей самолета в полете не зафиксировано) самолет может еще планировать 40−50 минут с высоты 10 000 м и совершить посадку в ближайшем аэропорту?

Так что упасть самолет не может в принципе. Он так и называется поэтому: самолет — сам летает. Вспомните о целом подразделении спортивной авиации — планерах. Никаких моторов — исключительно самолетание.

Хотя в 2009 году случай остановки обоих двигателей имел место. Сразу после взлета из Нью-Йоркского аэропорта La Guardia самолет влетел в стаю гусей, птицы попали в воздухозаборники турбин, и двигатели вышли из строя. Экипаж с неработающими двигателями благополучно посадил самолет в реку Гудзон, и никто не пострадал.

Ага, скажете Вы — вот видите, все же случается! И летать совсем небезопасно
Да, случается. Не существует в мире ничего, что бы гарантировало 100% безопасность. Авиация в том числе. Но вопрос здесь в вероятности того или иного события.

Вот конкретные цифры. Каждый день в мире осуществляется около 140 000 авиарейсов. Это порядка 48 000 000 в год. При этом перевозится 5 000 000 000 пассажиров.

Известна также статистика погибающих в авиационных происшествиях. Это приблизительно 500 человек в год. Во всех странах — от Зимбабве до США.

В то же время известна также статистика по дорожно-транспортным происшествиям в мире. Это 1 500 000 человек в год.

Как вы видите, цифры просто несопоставимы.

То есть статистика по авиаперелетам такова: один погибший на 10 миллионов перевезенных пассажиров — 1:10 000 000.

Иными словами, один погибший на город с 10-миллионным населением. Возьмем, к примеру, Москву. Хотя в Москве населения и больше, но для примера рассмотрим этот город.

Опять же существует статистика, согласно которой в Москве ежегодно умирают неестественной смертью порядка 20−30 тысяч человек. Будем считать, что 25 000. Тогда соотношение будет такое — 25 000: 10 000 000.

Таким образом, жизнь в Москве в 25 тысяч раз опаснее, нежели полет самолетом. Средний житель столицы имеет риск расстаться с жизнью, передвигаясь на маршрутке или лежа в своей постели, в 25 000 раз больше, чем сидя в кресле современного авиалайнера.

Как видите, опасность авиаперелетов сильно преувеличена.

Я привел буквально несколько примеров того, что страх перед полетами не имеет под собой ни логических, ни статистических оснований.

Но люди есть люди. И эмоции порой преобладают над здравым смыслом. Поэтому многие люди, подверженные аэрофобии, решают свою проблему кардинально — с помощью отказа от авиаперелетов. В свое оправдание они заявляют: «Я боюсь разбиться».

Однако это состояние вполне успешно можно преодолеть, если использовать правильную методику. По своим симптомам боязнь полетов схожа с клаустрофобией: усиленное сердцебиение, потоотделение, при одной мысли о полете начинает пробирать страх. К счастью, с помощью тренировок можно навсегда победить свой страх летать, как и любую другую фобию.

Во всем мире существуют специальные центры по преодолению аэрофобии. Один из них находится в Москве. Кстати, этот центр превосходит по количеству посещающих его людей любой из подобных центров мира.

Так что преодоление страха перед полетами, вызванного исключительно собственными эмоциями, не является чем-то нереальным и вполне возможно, если человек, подверженный аэрофобии, сам того захочет.

Обновлено 14.11.2012
Статья размещена на сайте 1.11.2012

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий скрыт
  • Комментарий скрыт
    • Маша Данилова, У меня гораздо больший страх вызывают поездки на автомобиле в России. И то, что тело никуда не денется, как-то не вдохновляет. Оно будет корчиться в груде металла, или лежать на асфальте, заботливо прикрытое какой-нибудь грязной тряпкой. А в предполагаемой авиакатастрофе меня волнует только одно: будет ли гибель тела мгновенной.
      Вот такие оптимистичные мыслишки, уж извините

      Оценка статьи: 5

  • Cтатья убедительная для самолётов. Меня напрягают катастрофы вертолётов. Сколько известных деятелей погибли в вертолётах: А.Лебедь, С Фёдоров, список не полный. Гибель комсостава в гигантском К-26 ("Корова")в Грозном.
    В США на тысячу авто меньше ДТП, чем в РФ. А как с лётными происшествиями? С вертолётами?
    Над безопасностью полётов бьются и конструкторы и организаторы полётов. В Свердловской области отложили до тепла поиски таинственно исчезнувшего Ан-2.
    Отпечаток опасений хорошо виден в очереди на посадку в самолёт и радость на лицах тех,кто прилетел:пронесло!

    Оценка статьи: 5

  • за последние 30 лет случаев остановки всех двигателей самолета в полете не зафиксировано

    Случаи, положим, были и кроме упомянутого

    Оценка статьи: 5