Марк Блау Грандмастер

Стоит ли ссориться с новогодней елочкой?

Любовь «русских» к «своему» Новому году удивляла иностранцев в советское время. Удивляет и сейчас во всех странах, где существуют более или менее крупные диаспоры выходцев из бывшего Советского Союза.

Mordechai Meiri, Shutterstock.com

В Израиле, который позиционирует себя как демократическое государство (и демократическим государством без всяких кавычек является), сверкающая огнями новогодняя елочка в домах у «русских» евреев вызывала первоначально оторопь у соседей и коллег. «Ты что, христианин?» — задавали первый вопрос. То, что советская елка к елке христианской никакого отношения не имеет, не всякий поймет. Правда, за прошедшие двадцать лет в Израиле все уже привыкли к тому, что «русские» коллеги берут 1 января отпуск. Привычным стало и празднование израильтянами Нового года под стыдливым названием «Сильвестр». Хотя, если вдуматься, какое дело евреям до католического святого, день которого приходится на 31 декабря?

Израильские политики, правда, довольно быстро сообразили, что новогоднее поздравление евреям, приехавшим из стран бывшего Советского Союза, — хороший способ набрать рейтинг и собрать голоса на «русской улице». Более миллиона избирателей — это не шутка!

Не шутка и такая, казалось бы, глупость, как новогодняя елочка, привезенная этими избирателями в еврейское государство. Известный израильский политтехнолог Давид Эйдельман отмечает прямо-таки мистическое влияние на судьбы израильских политиков этого невинного деревца, даже не произрастающего в здешних краях. А именно: всякий, выражающий неуважение новогодней елочке, очень скоро терпит поражение в своих политических амбициях.

При этом политик, как всегда, танцует на канате, и самое главное в этом его нелегком деле — соблюсти баланс. Угодив одним, ни в коем случае не потерять уважение других.

Как уже было сказано, новогодняя елка многими в Израиле воспринимается как прямой вызов традициям иудаизма, что характерно для так называемого «левого» лагеря. Ах, эти израильские «левые» и «правые»! Это совсем не «левые» и «правые» европейского толка. Все тонкости различий между ними объяснять долго и сложно. В данном случае для нас важно следующее: «левые» — за общечеловеческие ценности и против религиозных традиций. «Правые» чтут ценности национальные, а потому заигрывают в той или иной степени с иудаизмом, который тоже считают национальной ценностью.

А теперь вернемся к мистике. В 2001 году за кресло премьер-министра «бодались» два тяжеловеса, два бывших боевых генерала. Один из них позиционировал себя как «солдата номер один». Только этим он вызывал уважение у ветеранов Второй мировой войны. Но, приветствуя «русских» избирателей по телевизору, он решил убрать из кадра новогоднюю елочку, чтобы не создавать впечатление слишком либерального в вопросах религии человека. Его соперником тоже был боевой генерал. Он выступил перед елкой, украшенной новогодними игрушками, и даже сказал несколько слов по-русски, ибо бабушки и дедушки его имели российские корни. Ура-ура! Он выиграл выборы с огромным отрывом.

На «левом» фланге израильских партий в то время держалась на плаву партия, декларирующая либерализм и свободу от религиозного диктата. Что позволяло ей надеяться на изрядную долю «русских» голосов на грядущих парламентских выборах. Накануне нового, 2003, года в штабе партии появилась новогодняя елочка, которую принес для товарищей по партии русскоязычный член центрального руководства, тоже большой либерал. Но такого либерализма председатель партии, тонкий интеллигент и неплохой писатель, терпеть не желал. Он приказал убрать из комнаты «эту гадость». Естественно, произошла утечка в прессу. Естественно, «русские» голоса были потеряны. Это обошлось партии в несколько будущих мандатов, и она утратила сколько-нибудь серьезное влияние.

Тем более что на израильской политической сцене появилась еще одна либеральная и антиклерикальная партия. Ее возглавлял известный журналист, не скрывавший своего атеизма. Он довольно жестко высказывался по поводу религиозного засилья в израильском обществе.

И опять накануне 2006 года «русские» товарищи по партии предложили отметить Новый год. И опять произошел конфуз, и елочку выставили вон. Через месяц в партии, название которой, кстати, переводилось на русский язык как «Изменение», начались-таки серьезные изменения. Журналист ушел с поста председателя партии, сама партия раскололась. Теперь от нее остались одни воспоминания. Вот так-то. Хотите — верьте, хотите — нет.

Израиль — действительно, страна демократическая. Права религиозных меньшинств в стране тщательно блюдутся. За установку елки или за продажу елочных игрушек здесь не упекут в тюрьму, как, например, в Саудовской Аравии. В галилейском городке Назарете на Рождество елок вообще выставляют несчетное количество. Причина понятна. С Назаретом связана жизнь Иисуса. Половина населения города — арабы-христиане.

Над арабским Назаретом на горке находится населенный евреями Нацрат-Илит (в переводе на русский — «Верхний Назарет»). Так вот, когда накануне 2010 года мэр Нацрат-Илита решил не устанавливать елку на площади своего города, разразился скандал. Сама государственный секретарь США Хиллари Клинтон обратилась в канцелярию премьер-министра с запросом: по какой причине в Израиле нарушается свобода вероисповедания и нарушаются права христиан на новогоднюю елку. Скандал замяли. Елки поставили, где ставили раньше. Что же касается достопочтенного мэра, то спустя неделю или две его задержала полиция. Не за елку, а за коррупцию во вверенном ему муниципалитете.

Такая вот чертовщина случается в мире, господа!

Обновлено 12.01.2013
Статья размещена на сайте 5.01.2013

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Я не знаю, о каком журналисте здесь идёт речь - который "не скрывал своего атеизма и довольно жёстко высказывался по поводу религиозного засилья в израильском обществе", но это очень поднимает его в моих глазах. Как-то на канале "Бибигон", который теперь переименован в "Карусель", шла передача "Моя школа" - короткие серии о школах в разных странах, от А до Я. И когда очередь дошла до Израиля - более тошнотворной серии я не видел: религия на каждом шагу, упоминалась просто поминутно. Интересно, есть ли в Израиле атеистические школы? И, для контраста: когда очередь дошла до Италии (казалось бы, центр католичества!), НИ ЕДИНОГО упоминания религии за всю серию не прозвучало. Правда, в классе на боковой стене висело распятие, но камера скользнула по нему "взглядом", как по какому-то маловажному предмету, и всё.
    И если бы я голосовал на выборах 2001 года, то, конечно, первый из упомянутых кандидатов не получил бы моего голоса ни при каких условиях. Я за то, чтобы религия стала личным частным делом каждого отдельного гражданина. Хочется тебе разговаривать с выдуманным другом, называемым богом - да на здоровье! Но не публично. «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Матфей, глава 6, стих 6).

    • Михаил Тимаков, видимо, журналистам было интереснее показать религиозную школу, чем светскую (которых в Израиле больше). Светская школа сильно напоминает российскую, а не западную. Единственно - дети более "раскрепощенные", скажем так, никакой дисциплины. И естественно, никто не молится.

  • Ох, уж эти евреи, не могут они без нас, без русских и без наших традиций

    • Дульсинея Питерская,** Ох, уж эти евреи, не могут они без нас, без русских и без наших традиций **

      Это точно. Очень долгое время в Израиле не было закона, запрещающего пьяным водить машину, т. к., во-первых, израильтяне пили очень мало (по русским меркам вообще не пили), а во-вторых, никому в голову не могло придти сесть за руль даже слегка выпившим. Но к началу 80-ых в Израиль репатриировалось несколько сот тысяч евреев из России, которые привезли с собой so called «великую русскую культуру». Пришлось принимать закон, запрещающий водить машину в пьяном виде.

      • Vladimir Radchenko, можно пожалуйста ссылочку. Интересно стало.

        Оценка статьи: 5

        • Максим Блау,
          Я думаю, «ссылочку» Вам легче всего найти в мисрад а-пним. Можите еще спросить у художника Саши Окуня, который тоже поспособствовал принятию этого закона. 30 лет назад я с его женой танцевал ортопедическое танго (на костылях).

  • Никогда серьезно не относился к мистике, но что то в этом есть. Статья повеселила от души. Я за такую мистику!

    Оценка статьи: 5

  • Я отмечал Новый Год в Израиле. Было это то ли в 1997и, то ли в 1998м.
    Более страшного Нового Года я не имел ни до того ни после того.
    До двух ночи праздновать, а с утра идти работать - чудовищно!!!

    Оценка статьи: 3

    • Игорь Вадимов, а это зависит от того, сколько вам лет и сколько вы пьете. Я и в обычный день спать раньше двух не иду... А сейчас в Израиле многие работники могут взять выходной в день по выбору.

  • Андрей Владимиров Читатель 13 января 2013 в 17:20 отредактирован 14 января 2013 в 21:52

    Какое великое демократическое достижене ВЕЛИКОГО ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА иногда ставить ёлочку, при этом ДАЖЕ небоясь попасть в тюрьму! Можно позавидовать!

    • Андрей Владимиров,напишите статью о том, что истинно русский человек понимает под "демократическим государством". Чтобы над Вами не очень издевались, поместите это в раздел юмора.

      • Андрей Владимиров Читатель 14 января 2013 в 00:31 отредактирован 14 января 2013 в 20:19

        Vladimir Radchen
        О да! Развеж это демократия когда одни и те же люди отмечают
        Новый Год, потом Рождество, потом Старый новый Год, потом День С.Валентина, а потом Петра и Февронии. Потом (после СВ)Новый Год по Китайскому календарю, на столе статуэтка Змеи, используют символику Года . Потом ещё Ивана Купала, да и про Хелоуин не забывают и т.д. Разве ж это Демократия???????
        Лучше Ёлочки выкидывать и рассуждать о великом завоевании демократии , о том как это круто, что в Израиле наконец Родилась Ёлочка. Я очень рад за Израиль, что наконец там РАЗРЕШИЛИ праздновать Новый Год. С Ёлочкой! И даже никто за это не ПОСАДИТ!!!!!! И даже, можно выходной 1 января взять!

        Честно ... Рад за Демократию!

        • Андрей Владимиров, вы передергиваете.
          Речь в статье о общественном поле. Что каждый делает у себя дома это его личное дело, хоть корпофагию практикуйте.

          Оценка статьи: 5