Лада Крымова Профессионал

Нужно ли подавать милостыню?

Очевидный факт — в нашей стране, где часть населения пока еще отчаянно балансирует на черте бедности, многие уже переступили порог нищеты. Но речь пойдет не о пенсионерах с их оскорбительно низкими пособиями и не о пресловутых врачах-учителях и прочих бюджетниках — пустые, ни к чему не ведущие разговоры об их бедственном положении уже набили оскомину, к тому же в заповедниках при мегаполисах не все так плохо.

Eyalos, Shutterstock.com

Поговорим о тех, кто в прямом смысле сидит с протянутой рукой на церковной паперти, у кладбищенских ворот, в переходах и просто на улице. Камуфлированные инвалиды на костылях, атакующие застрявшие в пробках автомобили, они же, но в колясках, влекомых по вагонам скорбными девами… Зачумленные тетки с вечно спящими младенцами на руках, неопрятная молодежь с коробками, полными полуживых котят, многочисленный отряд «сами мы не местные, от поезда отстали, документы украли», а также обширная популяция «картоночников», собирающих деньги — кто маме на похороны, кто дяде на операцию…

И это не говоря уже о цыганах-люли, с приходом весны высаживающихся десантом в небольших российских городах, ибо в большие их не пускают из-за крайне неопрятного вида и отсутствия каких бы то ни было документов в принципе.

Наверняка всем известно, что вышеперечисленные профессиональные нищие объединены в жесткую структурированную мафию и честного труда не признают.

Впрочем, нельзя утверждать так категорично: накачанные транквилизаторами или опоенные алкоголем маленькие дети — поистине невинные жертвы этого грязного во всех отношениях бизнеса. С инвалидами — сложнее. Многие из них, в силу своего беспомощного состояния, фактически находятся в рабстве. Но немало и тех, кто, почувствовав вкус легких денег, иной доли и не ищет.

Помятые же личности, сидящие на «теплых местах» — у церквей и кладбищ, сами платят немалые деньги за право собирать милостыню с добрых христиан или убитых горем родственников усопшего.

Да, всё это мы знаем, читали и видели по телевизору полноценные документальные и художественные фильмы о подобных способах «разводки на жалость». Мы знаем, что фиксированную часть выручки, полученной «во славу Божию», эти самые личности передадут «крыше», а остальное, скорее всего, благополучно пропьют; что камуфлированный инвалид — наверняка наемник мафии, а чумазое дитё, цепляющееся скрюченными от холода ручонками за одежду прохожих, несмотря на ударные сборы, вряд ли сегодня хотя бы сытно поужинает.

Вот только как-то гадко становится на душе, когда, отводя глаза, проходишь мимо. Я человек не воцерковленный, с Писанием — «на вы», но знаю, что заповедано: просящему у тебя дай.

Вот так прямо и дай? Можно ли предположить, что милостыню, данную во славу Божию заведомому проходимцу или даже преступнику, Бог обратит во благо? Можно ли предполагать, что полученные от нас деньги те же люли вдруг неожиданно потратят на что-то доброе, а не на свои темные делишки? Что юному наркоману деньги нужны действительно на еду — ведь едят же они что-то? Что приставучая цыганка наберет-таки необходимую сумму на ранец и отправит своего отпрыска в школу, а не отдаст все наркобарону?

Легче всего пройти мимо. Но и бросить пригоршню мелочи в пластиковый стаканчик — отчего-то у нищих именно эта тара наиболее популярна, — тоже не трудно, вроде как исполнил важную христианскую обязанность, предписываемую нам в Священном Писании. Они просят — ты даешь… Или своей ханжеской добренькостью мы безответственно и преступно плодим заведомых паразитов и хищников на теле нашего и без того больного общества?

Так подавать или нет? За разъяснением я обратилась к человеку компетентному — знакомому священнику. Оказалось, что и у святых отцов нет единого мнения по этому вопросу. Говоря мирским языком, подавать нужно однозначно. Но! Одни утверждают, что подавать нужно всем просящим, невзирая на лица и мотивы, а если полученные ими средства будут пущены на какую-нибудь пакость, то это их проблемы. В том смысле, что они, а не вы будете за это наказаны. Другие призывают не подавать всем без разбору. То есть следует отличать действительно бедствующего человека от ряженого попрошайки, конченого алкаша или ловкого мошенника-одиночки, который в день заколачивает побольше любого бюджетника.

Батюшка был более склонен ко второму. Неоспоримо и авторитетно он втолковал мне, что подавать милостыню невесть кому — дело «душевредное и богопротивное». А также порекомендовал ознакомиться с книгой Апостольских правил «Дидахе», где черным по белому прописано: «Пусть твоя милостыня запотеет у тебя в руках, прежде чем ты узнаешь кому подаёшь». (Дидахе, гл. 1, 5−6).

Попутно я узнала, что cвятой Василий Великий также настаивает на рассуждении: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своею нищетою». (Письма св. Василия Великого к Амфилохию. О нестяжательности).

Но как же простому смертному отличить «истинно нуждающегося» от убежденного тунеядца и паразита? Как поступать, когда встает выбор между бездумной, но и безупречной добротой и мелочным, но тоже безупречным с точки зрения общественной пользы расчетом?

Батюшка велел, во-первых, молиться Богу «о вразумлении и расположении своего сердца». Во-вторых, советовал по возможности узнать, кому ты намереваешься подать милостыню, действительно ли этот человек нуждается в ней и не злоупотребит ли он ею.

Боюсь, что ни первое, ни второе мне не по силам. Молиться я толком не умею, а выяснять, «правильный» ли нищий передо мной — на это широты моей души вряд ли хватит. Так что для себя я решила — не подавать.

P. S. В начале 90-х на углу Невского и Владимирского проспектов, возле бывшего кафе «Сайгон», просил милостыню дядька с огромным догом. Дог был старый, с седой мордой, с грустным и как будто смущенным взглядом. Дядька был веселый, с утра пьяненький, сыпал шутками и был привычен на этом месте, как часть пейзажа. Его никто не гонял, иностранцы фотографировали, многочисленные прохожие охотно подавали. Я, проходя мимо, тоже всегда кидала в большую миску какую-то денежку — мне было жаль собаку…

Обновлено 20.01.2013
Статья размещена на сайте 19.01.2013

Комментарии (86):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Я подаю по ситуации и по настроению. Принципиально не подаю всевозможной цыганве, хотя одно время работала в магазине и зимой ко мне почти каждый день ходила цыганка с ребенком, еще и беременная, и просилась кормить грудью. Денег она не просила, но всегда просила что-нибудь сладкое - любила халву. Я ее угощала, т.к. мне жалко было беременную женщину.
    Бывают ситуации, когда пройти мимо невозможно. Одногруппник мой бывший (слепой) побирается у нас на Центральном рынке. Уж точно знаю, что ни в каких миллионах он не купается и не пьет. Хотя я, наверное, с такой жизни бы запила.
    Я считаю, что если есть порыв, то лучше дать, сколько не жалко, и забыть - ведь речь идет о маленьких суммах. Это лучше чем упиваться собственной правильностью и благополучием.

    • Татьяна Черных, не о собственном благополучии и правильности печется автор, а о невозможности сделать верный выбор между мафиозной структурой и "правильным" нищим - ну вот такой он, совсем нищий по велению сердца и разума, плюс тяжелые обстоятельства...

      • Лада Крымова, я не вас имела в виду. Ваши сомнения мне понятны и близки - никому не хочется, чтобы его тупо разводили. Меня возмутил какой-то общий самодовольный настрой комментаторов, как будто нет в жизни ни горя, ни сломленной воли, ни тяжелых обстоятельств.

  • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 23 января 2013 в 02:20 отредактирован 23 января 2013 в 13:58

    Мне не понравилась статья.

    Во-первых, популизм преамбулы статьи - «Очевидный факт – в нашей стране, где …, многие уже переступили порог нищеты…»,что, несмотря на напыщенность сказанного, очевидным фактом не является. По крайней мере, в Питере – родине автора, сегодняшний пенсионер или не «пресловутый врач-учитель и прочий бюджетник» к таковым (нищим) не относится. Правда, если автор работник банка (или супруга работника банка) или ещё какой-нибудь бизнессистемы, то для него все бюджетники и пенсионеров нищие.

    Во-вторых, автор говорит не о нищих, а о попрошающих – т.е. о тех, кто «сидит с протянутой рукой на церковной паперти, у кладбищенских ворот, в переходах и просто на улице» большого мегаполиса. В маленьких городах таких – попрошающих, практически нет. Там всем хорошо видно, кто ты: нищий или нет, а если нищий, то почему. В мегаполисе зачастую живущие в разных квартирах на одной лестничной площадке не знают, как и чем зарабатывает их сосед.

    В-третьих, все рассуждения автора построены на «мы знаем, читали и видели по телевизору полноценные документальные и художественные фильмы о…», без попытки сравнить эмоционально – рейтингоподнимающую инфу, выданную СМИ, с официальной или аналитической, позволяющей проследить процессы происходящие в обществе и государстве. Т.е. все рассуждения на тему нищенства в этой статье построены на обычной отсебятине.

    В-четвертых, прослеживается желание в «познавательно-популярной форме» выяснить у общества (читателей ШЖ), как на елку залесть – т.е. сделать «богоугодное дело», и не уколоться – т.е. не очень растратиться.

    Оценка статьи: 3

    • Вячеслав Озеров, спасибо за развернутый комментарий.
      Я не согласна с вами по всем пунктам, но приводить в очередной раз свои доводы не буду - они содержатся в ответах другим читателям.
      В любом случае, ваше мнение мне интересно, еще раз спасибо, что прочли работу и не поленились "откомментировать".

  • Отменили деньги... Вернулся натуральный обмен. Что подавать будете, Игорь Ткачев?.. Свои сердобольные комментарии? Статьи?.. Неужто производством займетесь и будете работать "за того парня"?

    Хе-хе

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 22 января 2013 в 19:09 отредактирован 22 января 2013 в 19:12

    Маленькая ремарка: нищий нищему рознь по географическому признаку. В крупных городах нищенство дей-но имеет признаки организованного бизнеса. А вот в городах небольших часто просит тот, кому дей-но приперло.

    Как не подать старушке у дверь гипермаркета, из которого народ с телегами добра едва выбирается (пускай и она жулик, мафиози отъявленный, но не подать не возможно).

    Или полоумному старику на вокзале (там многим дей-но идти некуда).

    Одноногому пареньку у входа на рынок, что стоит стиснув зубы (попробуйте, заработайте себе так).

    А как государство о стариках и больных заботится, чей-то народ забыл. Я аж подумал, не про Германию ли они пишут.

    И все-таки я предпочту ошибиться. Мне противна такая правильная выверенная позиция, смахивающая на жадную обиду "меня-де посмели, суки, обмануть!"

    • Игорь Ткачев, Вроде все вы правильно говорите... Но вот так и хочется спросить - а чем ваша десятка или полтинник поможет тому же полоумному старику или одноглазому пареньку?
      Если есть душевные силы и возможности, то помощь должна быть иной, действенной, а не продляющей нищенское существование.
      У меня таких сил нет, я в этом честно призналась.
      Но знаю не по наслышке, что большинство "полоумных и одноглазых" предпочитают вольную жизнь на подаяние казенным стенам, где они будут сыты, одеты и как-то обихожены.
      Только не говорите, что я предлагаю уничтожать немощных и убогих, оставшихся без опеки.

    • Игорь Ткачев,
      c легкостью публика сегодня будет рассуждать о "милости к падшим", с такой же лёгкостью завтра пройдёт мимо просящего.
      Вы в совершенно другой статье как-то сказали о "заурядности, обыденности и равнодушной нормальности" и о "спешке, с которой все мы торопимся подобное забыть". Как это верно.
      Поражает меня не то, что копеечку не дают (это по доброй воле), а то , с какой гордостью и бравадой об этом говорят.
      Вам спасибо.

  • Мне статья очень понравилась. Вы не сомневайтесь, Лада. Вы вполне можете писать не только на кулинарные темы. Да и о кулинарии писать - не так то просто.

    Тема очень близкая для меня. Я всегда пребываю в некотором раздрае, когда прохожу мимо просящих подаяние. Вот все понимаю, что профессионалы, работа у них такая, деньги у меня выцыганивать. Откуда этот раздрай, жалость.

    В статье еще понравилась цитата - « Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своею нищетою». (Письма св. Василия Великого к Амфилохию. О нестяжательности). Спасибо. Сразу захотелось найти это письмо и самой почитать первоисточник.

    Еще я помню – не оскудеет рука дающего.

    В общем, подаю, далеко не всегда, далеко не всем, но бывают моменты, когда просто чувствую надо подать, вот именно этому просящему, ни о каких больших суммах и речи не идет. 10, 20, 50 рублей, вот от этих денег я не разбогатею, но услышу тревожный стук сердца, какое-то веление внутреннее - дай! подам, такой спокойно мне потом.

    Оценка статьи: 5

  • Нищенство -это профессия. Помните Паниковского? Тот тоже был "великий слепой". так и среди современных нищих 99% - профессионалы. Верующим людям легче:помолились перед дорогой и Господь сам укажет кому подать а кого и незаметить.

  • Для жаждущих фактов, вот такое хотя бы:
    "25.10.2007 В Сочи за призывы не подавать милостыню нищим, сидящим на паперти у собора Архангела Михаила, настоятель собора отец Рустик был избит одним из них. Врачи констатировали перелом носа и сотрясение мозга. Священник провел на больничной койке больше месяца.

    «Когда я обратился в органы за помощью, мне отказали, а потому мне самому пришлось задержать этого человека и доставить в милицию», — отмечает отец Рустик.

    Нищие, входящие в жестко организованную корпорацию, не только не нуждаются — заработок этих людей в церковные праздники составляет до 3 тыс. руб., — но и представляют реальную угрозу для окружающих. «На территории храма было несколько попыток домогательства детей, даже были попытки увезти детей», — говорит настоятель собора. Священнослужители уже неоднократно обращались в милицию, жалуясь на бесчинства нищих.
    Росбалт-Юг/Седмица.Ru"

    Оценка статьи: 5

  • Мое мнение – не подавать!
    Но! Если кто-то красиво споет или сыграет — почему нет? Только это уже не милостыня. Это вознаграждение.
    Картина маслом. Лет 20-25 назад. Москва. Зима. Мороз. Захожу в булочную. В тамбуре между входными и внутренними дверями в углу стоит бедолага лет пятидесяти. Плачет. На ногах только носки. Мокрые. Из носков на кафельном полу собираются две мутные лужицы. Меня изнутри торкнуло. Искренне мужик страдает. Каждому входящему даже не голосом, а каким-то сипом говорит что-то невнятное, но угадывается — «на хлеб». Покупаю два батона, хотя нужен был один. Выхожу из булочной. Сую один батон мужику в руку. Тот разлепляет мокрые от слез веки, что-то сипит, его бьет спазм, пробивают новые слезы. Он медленно подносит батон ко рту и, мешая с соплями, откусывает горбушку. Что-то мычит. Похоже, благодарит. …
    Вторая картина маслом. Лет 20-25 назад. Калининград. Бывший Кенигсберг. Лето. Тепло. Захожу на почтамт позвонить домой — пришел из рейса. Позвонил. Выхожу на площадь. Подходит какой-то мужик лет сорока. Просит помочь на хлеб. Лезу в сумку и достаю полбуханки Дарницкого, полчаса назад купленную для себя. Отдаю мужику. Вы бы видели, как он скривился. Словно я ему дохлую крысу дал.
    Вот такие варианты.
    В общем, смотреть надо в оба — кому и что подавать или не подавать.

  • Я заработал деньги... Неважно сколько. Важно, что часть моей жизни ушло на это. Трудовые деньги несу домой - для семьи. Это - самое главное в моей жизни... Раскидываться деньгами - неуважение к своим близким.

    Подавать нищим - грех. Нет, не церковный грех. Жизненный грех, что ли...

  • Вижу, большинство из нас испытало на себе бремя нищеты, стояло на паперти, просила милостыню.

    Откуда столько опыта? Может с апломбом нужно рассуждать о том, что истинно знаешь (хотя и здесь нет гарантии, что будешь делать это с умом). Но хотя бы...

  • Всё дело в том, что по настоящему нуждающиеся просят очень редко, они как правило гордые и предпочитают голодать , а не просить....

    • Мира Сим, "по настоящему нуждающиеся просят очень редко, они как правило гордые и предпочитают голодать , а не просить..." Знаете, а если изначально вооружиться таким непробиваем щитом-принципом "никогда не подаю", то таких вот истинно нуждающихся никогда и не заметишь, не научишься видеть чужую беду!

      Не знаю, как сейчас, но в перестроечные годы было много людей, которые действительно нуждались. Мне пришлось пожить в коммуналке, так уж судьба повернулась. Одна соседка у меня была очень интеллигентная одинокая женщина, всю жизнь проработавшая на оборонку, но за труды праведные получившая лишь мизерную пенсию. Я помню, как радовалась она, рассказывая мне как-то о том, что купила пачку хорошего чая, благодаря такому счастливому случаю: шла по скверику, а молодые люди, что сидели на скамейке и пили пиво, подошли к ней и, не смотря на её протесты, сунули деньги со словами:"Возьмите, возьмите! Мы видели, как Вы шли, Возьмите, ведь мы от чистого сердца!"
      Я готова была расцеловать тех пивунов! Значит, всё же не залили душу пивом, не разучились быть человеками!

      Оценка статьи: 5

  • Автору статьи спасибо за поднятую тему. Самое главное в ней - не решение подавать милостыню или не подавать. Это еще одна возможность в который раз переосмыслить свои жизненные установки и понять, что жизнь - это не только черное и белое. Гораздо чаще она состоит из полутонов и оттенков, вот они-то и усложняют выбор.

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 21 января 2013 в 14:02 отредактирован 21 января 2013 в 14:21

    Во-1-х, хотелось бы фактов, а не только повторения из СМИ "о накачанных наркотиками детях попрошаек" (наркотики - "удовольствие" не из дешевых) и "прибыльном бизнесе на нищете". Их у уважаемого автора, насколько понимаю, не приведено. Может, некоторым из нас именно так и хочется видеть проблему?

    Во-2-х, подаем мы не столько и только нищим, сколько себе (вроде там же, в Писании, "не им, но себе подаете"). А дальше, не нашего ума дело.
    Вы подаете на благое дело - на хлеб или яичко? Вот с вас и будет. Мы не можем знать, куда и как будут употреблены наши небольшие деньги. И часто нам хочется, чтобы они были употреблены именно так, как нам хочется.

    В-3-х, лучше подать и ошибиться, чем не подать и остаться при своей правоте. Так мне кажется. И "подать" еще добрым словом, улыбкой, подбодрить, прежде чем лететь по своим очень важным делам.

    В-4-х, при небольшой наблюдательности можно научиться отделять попрошаек от дей-но нищих, в сложной жизненной ситуации. Они, как правило, трезвы, не шумят, взгляд опущен. И благодарны за копеечку.

    Как-то я оказался (как оказывались многие) в непростой жизненной ситуации, когда был мороз за двадцать, в чужом доме, нужно было дрова рубить (или на хрен замерзнуть), а у меня ни пилы, ни топора, ни умения толком это делать. Двое моих новых соседей, окинув меня с ног до головы, незнакомца в рваном ватнике, захлопнули дверь перед носом, оказавшись вот такими правыми. У третьего была пила, но было жалко ее давать (ведь его, частное имущество). А четвертый (земля ему пухом) молча взял свою пилу, лишь бросив "Показывай". Вот тех, троих я не хочу вспоминать. А третьего уже не забуду никогда.

    Нужно помогать, ребята. И особо не бояться ошибиться, так как мы много не видим и не знаем.

    ПС Умиляет недалекая позиция тех, кто однажды подал и увидал, что не тому, никогда этого больше не делать-)

    А также тех, кто "принципиален" в данном вопросе (точно уверен, что с его сума, тюрьма и нищета минуют за семь миль-) - словно не в России они, а в башне из слоновой кости-).
    Завтра с такими случится инсульт (от таких вот умных мыслей), от них потихоньку чухнет жена с детишками, государство забудет "подать", и будет такой доброхот и принципиалец доживать свои дни может в нищем казенном доме для инвалидов, может из квартирки его турнут, на тротуар или в подворотню...

    Показательно и то, что у нас больше аргументов в пользу "не подать", нежели наоборот. А ведь та же московская статистика говорит, что настоящих нищих больше половины, чем ложных.

    • Игорь Ткачев, в статье нет ни слова про наркотики - упомянуты транквилизаторы, вещь вполне доступная, тем более в дозах для детского организма.
      Каких фактов бы вам хотелось - типа, из моего личного опыта общения с нищими? Но ведь это было бы абсолютно субъективно - у меня такой опыт, у вас другой...
      Действительно, я напомнила читателям о фильмах, показанных по ТВ - полагаю, у большинства хватит жизненного опыта отличить журналистскую экспрессию от реальности.

      • Лада Крымова, я это и имел ввиду, что Вы посмотрели кино и понесли свои субъективные мысли в народ - без желания Вас обидеть. То есть, без знания дела, - я верно понял?

        У большинства, как мы видим, плохо получается отличить большой палец от мизинца, не то, что "журналистскую экспрессию от реальности" (и ведь многие полагают, что да, клошар-мафия захватила всю Россию, ведь по телеку Путин говорил, что все в порядке).
        Аргументы, вроде "Я подал, а потом увидел, что мои деньги не на то потрачены - и поэтому больше не подаю", или "Захочет - заработает, а не будет простить милостыню" - этакое свое пока сытое открещивание от сумы, тюрьмы и нищеты (это в России-то-)) мягко говоря, несостоятельны.


        Впрочем, я не нападаю. Вы изложили свое субъективное мнение, я дал ему более-менее профессиональную оценку.

    • Комментарий скрыт
      • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 21 января 2013 в 14:23 отредактирован 21 января 2013 в 14:24

        Григорий Богачёв, я и подаю. Чего нервничать-то? Или я Вас оскорбил чем?
        Ясно, аргументы веские, не по душе Вашей.

        Вот Вы про старушку и 120 миллионов с лекарствами... наверное, это веский аргумент-)

        • Комментарий скрыт
          • Григорий Богачёв, да нет, строиться я не зову-) В том, что Вы, например, не подаете, есть своя логика (и я, кстати, тоже не всегда подаю).
            Лишь изложил свою позицию подробно (мне кажется именно так они, жизненные позиции и принципы и должны звучать. Не просто "Я подаю - и точка!", а отчего я это делаю, например).

  • Всегда чувствую себя неловко, проходя мимо просящих. Или когда в метро мимо тебя проходят просят. С одной стороны, как верно замечено, как узнать, нуждается человек и от безысходности на это пошел, или профи? С другой стороны, давать мало - противно. А если каждый день мимо него проходишь два раза и будешь оставлять по купюре?
    Еще бывает, что люди показывают какие-то бумаги, копии документов. Вчитываться в эти бумаги - тоже вроде как оскорбительно.

    Оценка статьи: 5

  • Согласна со многими комментаторами - не подавать нищим - "профессионалам". Их несложно вычислить. Есть в Москве такой профи ("работает" много лет) - то он на Соколе одноногий на костылях, то он на Рижской, то он снова на Соколе, уже на двух ногах, но со скрюченными руками, иногда для разнообразия на коляске, а в последнее время видели его на Белорусской...
    У меня тоже был случай - у метро стояла бедно одетая старушка и даже ничего не просила, а просто смотрела на людей. Мне так её жалко стало - я подала ей крупную купюру, а она так изумилась и почти заплакала...

  • Комментарий скрыт
    • Оксана Оксик, дак она просила не хлебушка, а "на хлебушек". А на хлебушек она привыкла мазать маслице и класть ветчинку.

      Оценка статьи: 4

      • Игорь Вадимов, а по-нашему, современный нищий должен обязательно умирать с голоду, быть покрыт язвами и струпьями и одет в дерюгу - тогда он нищий.
        Дам-с, редкий нищий впишется в наш книжный шаблон - не дождетси-)

        Снова, простите, что откомментировал (очень хочется поговорить-)

        • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 21 января 2013 в 19:15 отредактирован 21 января 2013 в 19:15

          Игорь Ткачев, я обожаю таких собеседников, как Вы!
          Шаг 1. Придумаю-ка я за оппонента какую-нибудь глупость!
          Шаг 2. Выскажу-ка я за оппонента эту глупость на форуме.
          Шаг 3. Опровергну-ка я сказанное мною - якобы это не я писал.

          Оценка статьи: 4

          • Игорь Вадимов, да глупости и придумывать не надо. Они и так налицо. Шаблонность и стереотипность современных практических подходов.
            Просто вы их не видите-)

            • Игорь Ткачев, каким бы Вы прозорливы ни были - если нищий швыряет в лужу поданный ему хлеб, как бы это действие ни оправдывалось - таким подавать, наверное, не надо.
              Не хлеб ему нужен.
              Но очень интересно прочитать оправдание такому.

              Оценка статьи: 4

              • Игорь Вадимов, разве я оправдываю "брошенный в лужу хлеб" и того, кто его бросил? Теперь уже вы приписываете мне свои аргументы и бьете меня ими- я же этого не говорил)

                И дело не в оправдании (хотя я считаю, что оправдывать свое нежелание подавать всем, исходя из единого факта, что кто-то швырнул протянутый вами ему хлеб, не верно, и близоруко - это не означает, что "все бросают хлеб в лужу"-).

                Спешно получается. Знаете, это как обыватели судят, например о ВСЕХ священниках, потому что "наш поп ездит на иномарке - вор!" - Значит и все попы такие. Моя бывшая мне изменяла - все бабы мляди!-) Вот такая философия получается.

                Вы из толпы как-то выделяете тех, кто может быть действительно голодным или сосредотачиваетесь исключительно на тех, кто бухой, из "нищей мафии"? Пока я услышал целый ряд оправданий одному своему случаю, на основе которого у Вас целый принцип получается. А вы уверены, что это не оправдание своей жадности - ну если в себе поглубже порыться?

                В следующий раз выберите того, кто внушает вам доверие и подайте ему. И об этом напишите. Вот это будет здорово.
                Вокруг нас колоссальное число людей попавших в беду, из которой они не могут своими силами выбраться - хоть бухие они, хоть еще какие. А народ их в упор не хочет замечать.

        • Игорь Ткачев, если человек не голодает, если он, в принципе, настолько здоров, что может часами сидеть, стоять или бродить, вымогая и клянча, отчего бы не поискать другого способа снискания хлеба насущного?
          Мне кажется, убежденный нищий - это и профессия, и образ жизни.

          • Мне кажется, убежденный нищий - это и профессия, и образ жизни.

            Перекреститесь тому в кого веруете, и подайте копеечку.

            В знак признательности что этот человек выбрал стезей не грабить убивать и насиловать, а - просить милостыню.

            зы
            впрочем, если не хочется - то и не подавайте. ТАМ - все учтется.

            Оценка статьи: 4

          • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 21 января 2013 в 17:09 отредактирован 21 января 2013 в 17:26

            Лада Крымова, не всегда.

            Вы попробуйте посмотреть на это с другой точки зрения, Лада (здесь кто-то писание упоминал, я не ослышался - так вот там записано, что "мы подаем себе"?). Понимаете, себе?
            Отвлекитесь на минуту от тех ментальных и душевных шаблонов, правильных костылей нашей злости и лени, от которых так трудно отвлечься.


            Вы не обписаной старухе подали, не молодой цыганке с ребенком на руках, а СЕБЕ. Они, эти нищие, там, чтобы мы не забывали, что мы люди, что в нас есть сопереживание, сочувствование, жалость (которая превратилась в ругательное слово). Как пример.

            Потом Вы не можете знать, здоров этот нищий или болен, в состоянии он работать или нет. Вы судите на бегу, испытывая при этом, в основном, негативные эмоции.
            Вы не знаете жизненных историй этих людей, и насколько им трудно вернуться к нормальному, с нашей точки зрения, существованию.

            Они маргинализованы. В том числе нами, такими правильными, борющимися за место под солнцем. И дело не только в том, что они могут работать и не хотят. Порой в таком виде, без документов трудоустроится просто невозможно.

            • Игорь Ткачев, спасибо за убедительный комментарий. Буду думать.

              • Лада Крымова, еще такой метафизический аспект, из дуальности вещей: как для добра обязательно нужно зло (не будет без зла добра, никак), так для нас относительно обеспеченных нужны нищие. В том числе, и попрошайки на улице. А липовые попрошайки нужны, чтобы мы вот здесь, в том числе, могли бы их осудить, и почувствовать себя не нищими-)
                Не будет нищих и попрошаек, то некоторые из нас, "всего лишь без авто и квартиры" займут место низшего социального слоя, и будут более обеспеченными в равной степени презираться.
                Это же закон природы.

                А из простого, не метафизического, у моего приятеля поехала престарелая бабушка из Караганды в Гродно (приспичило чей-то старушке, помирать надумала, надо было с землей своей попрощаться)(что в Белоруссии). Посеяла где-то докУмент, ее в Москве сняли с поезда (бдительные милицЫонеры и кто так еще был) и оставили на вокзале. Так она в беспамятстве месяц там жила. Вот такая же, обписаная, полоумная, семидесятилетняя, похожая на ведьму, бабка (так думали те, кто проходил мимо). Помогала ей только одна - одна! - женщина, что также жила на вокзале. Подкармливала ее. Одна - надеюсь народ здесь понимает, как отличить истинную попрошайку от неистинной.

                Бабка выстояла. Нашлась. И даже не загнулась от воспаления легких. Но месяц валандалась на вокзале.

                "А москвичи торопились к своим, московским уютным окнам. им мерещился теплый чай с малиновым вареньем, уютный плед в качалке, и не было им дела до бедной Агафьи, самой себя опозорившей, как ей казалось"...

                • Лада Крымова Лада Крымова Профессионал 21 января 2013 в 18:29 отредактирован 21 января 2013 в 18:30

                  Игорь Ткачев, Что здесь скажешь?... Остается сослаться на пресловутые "5тыщ" знаков,чтобы как-то оправдать достаточно поверхностный подход к теме.
                  Эх, лучше оставаться мне в кулинарной тематике - хотя, помнится, и там у вас было немало претензий ( в статье о курице).

                  • Лада Крымова, я вовсе не доказывал Вам, что "подход поверхностный", и тем более, что статья плохая. Это мое мнение, которое мне представляется верным (и оно, как Вы видите, аргументировано). Ваше мнение заслуживает свое место в умах (Вы же видите, что большинство его явно одобряет) - может, уже поэтому статья годится?

                    А критика, и даже претензии, как Вы говорите, или скорее, комментарии, как бы я их назвал, должны быть - разве нет? Или только одобрение?

                    А если говорить именно по теме, а не о статье, то да, я убежден, что нужно действовать как-то так, как мне представляется правильным. Не потому что МНЕ, в первую очередь, а потому что это мнение, в первую очередь, людей гораздо более гуманных и мудрых, чем я. И слабость некоторых аргументов и подходов, мне кажется, я Вам наглядно показал.

                    Солировать прекращаю (сложно сказать что-то стоящее в двух словах, тем более если слушатели слышать не настроены-)).

  • Вчера услышал фразу: "Желаю тебе удачи, и лохов побогаче!"
    Кажись в тему.

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий удален
    • Галина Шубина, я где-то слышал, что в исламе, якобы, есть некая установка... А может быть - изречение мудреца какого...
      Звучит примерно так: "Если просят у тебя милостыню - дай. А если он на милостыню не должен претендовать - пусть сам с Аллахом разбирается".
      Мне когда-то подсказала сестра - подавать тем, кто что-то умеет. То ли играет, то ли поет... Нк и иногда - когда кажется, что не из их мафии.
      В нашем метро, на переходе Гостинки уже почти 2 десятилетия стоит мерзавка с плакатом "помогите, умерла мама". И когда она начинала свою нетрудовую деятельность, я ей подавал. А теперь... прохожу и старательно-громко думаю... Ну, в общем, нехорошее.

      Оценка статьи: 4

      • Игорь Вадимов, представьте, что

        а) человек не в себе (мама умерла два года тому, а она в себя придти не может)
        б) возможно смертью мамы она и спекулирует, но у нее другая беда (нам скорее горько от того, что нас-де, таких замечательных, обманывают - от этого мы торопимся с выводами и злобой
        в) да, ей так проще вас разжалобить (а почему бы нам не испытать некое чувство благодарности к этой нищенке за то, что она в нас сострадание пробуждает - пускай и таким способом? Мы ведь в кино, или театре, или в отношениях с женщиной не гнушаемся обмана? Так здесь вам реальность. А там виртуал)

        Однозначно вы не знаете всей правды о ней, но "думаете нехорошо".

        Надеюсь, сильно не побеспокоил.

        • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 21 января 2013 в 19:04 отредактирован 21 января 2013 в 19:04

          Игорь Ткачев, не обеспокоили.
          Представьте себе, что человек около 20 (ДВАДЦАТИ) лет не в себе. Может быть - гуманнее ее в психушку определить? Там лекарства.
          Представьте себе, что 20 лет назад прошло несколько лет со дня смерти МОЕЙ мамы. И я ей подавал, как... ну... коллеге по несчастью... А увидев эту... особь женска пола в позапрошлои и в прошлом году на старом месте со старым плакатиком...
          Я стараюсь думать о людях хорошо - до самого последнего. Но когда из меня нагло пытаются сделать дурака - простите.

          Оценка статьи: 4

        • Комментарий скрыт
          • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 21 января 2013 в 17:00 отредактирован 21 января 2013 в 17:25

            Григорий Богачёв, раз мое мнение не совпадает с Вашим, я "разговариваю только с собой"-) - я Вас обнимаю и рыдаю-)
            В таком случае, Вы слышите исключительно себя, не удосуживаясь прочитать один раз внимательно мною написанное (вот ведь, глупость какая готовая, нам близка и понятна. Мы до нее снизойдем. Мысль - тем более, если она нам чужда - мы же слышать не хотим). Я что, нонсенс полнейший Вам говорю, что Вы так который раз нервничаете - простите, лишь отвечаю на Ваш комментарий?

            Откуда Вам знать, что 2 десятилетия (мне кажется, коммент делали не Вы - Вы откуда знаете?)
            Это что, такой прагматичный ум, судить заочно (ладно Игорь Вадимов ее хоть видит каждый день, а Вы-то что, той же тропой ходите?-)

            Вы мыслите в рамках заданных Вам вашим социумом строгих рамок, выдавая готовые паттерны-шаблоны, этакие ментальные и душевные short cuts, на бегу. Я же пытаюсь в Вас пробудить не только сочувствие (возможно он в данном случае и не нужно), сколько способность мыслить аналитически и логически.
            Не желаете? Выдавайте и дальше готовые стереотипы - я Вам не толерантный гуманист.

  • В одном из хадисов пророк Мухаммед сказал: "В первую очередь милостыню подайте себе, потом родителям, потом детям и жене, и только потом посторонним людям.Если нечего подавать,уберите камень с дороги или напойте водой жаждущего, в этом большая польза".

  • Поддерживаю позицию: не подавать.
    Я лично не подаю никому и никогда, поскольку считаю это оскорбительным для обоих участников действа. И не жалко мне никого: найди способ заработать. Тем более, что в истоках образа "поникшего старца", скорей всего, "стрекозячая" в минувшем жизнь. Это я о безбизнесовых случаях ниществования. А цыганкам и малолеткам (обе категории чрезвычайно приставучи) я обычно говорю: "Пойди укради!" Кратковременный ступор просящего позволяет мне удалится на безопасное расстояние.
    Еще у Герцена описан нищий, который (тогда обычно "трудились" на паперти) просил и брал в качестве подаяния только копеечку. Если ему подавали рубль, он давал 99 копеек сдачи. На этой своей оригинальнсти он сколотил приличное состояние, купил поместье, обзавелся крепостными, но избавиться от привычки просить милостыню так и не смог! Периодически переодевался в обноски и отправлялся на ближаюшаю паперть за своей "трудовой" копеечкой

    Оценка статьи: 5

  • Тема актуальная для России.
    Легко решается вопрос потребности просящего, когда на просьбу "подать на хлебушек" предлагаешь купить хлеба. Основная масса попрошаек сразу отсеивается, но есть и те кто действительно голоден - таким булочек купить не жалко...
    Был у меня тоже интересный случай: ранее утро, среда - спешу на смену. Навстречу мужичок с "избитой" фразой про недостающие десять рублей. Посмотрел на него - мужик вполне здоровый, с утреца пьяненький, говорю: "Иди работай!". На что получаю очень удивленный ответ: "Работать?!... В выходной?!"

    • Андрей Сугоняко, "но есть и те кто действительно голоден - таким булочек купить не жалко..."
      Ко мне однажды подошел один из таих попрошаек. Посмотрев на него, небритого, но довольно опрятно одетого сказал "Пропьёшь ведь всё". Ответ удивил: "Да нет, куплю себе булочку и чай. При тебе пойду и куплю". Субсидировал, только потому, что мужик вызвал симпатию ие го уверенный ответ показался мне честным, а также то, что был опрятно одетый. Так он подошёл к ближайшему ларьку и купил себе чай и булочку. Повернувшись ко мне сказал "Видишь!".

  • Вышла из дома - прохаживаюсь по тротуару, жду машину. Подходит личность в микрорайоне известная (часто в тамбуре супермаркета сидит и клей нюхает - полиция его выгребает, спустя некоторое время он снова с плошкой для денег на своем месте) с просьбой:
    - Мамаша, мелочи не найдется, на хлеб не хватает...
    Не отвечаю - продолжать гулять по тротуару.
    - Женщина, может, найдется десятка?
    Игнорирую - лень отвечать, так как знаю: стоит ответить - завяжется беседа.
    - Девушка, ну хоть пять рублей!
    Оборачиваюсь и сурово отвечаю:
    - Нет.
    Тут и автомобиль подъехал. Гружусь - и вслед слышу:
    - У, б...дь...

  • Хорошая статья. И слог хороший, и тема не праздная, есть повод поразмыслить.
    Я считаю, что подавать нужно по велению души.
    Если меня от рожи попрошайки воротит и возникают недобрые мысли о том, что шёл бы ты пахать, дорогой, то не подаю. К чему лицемерить?
    А иногда человек вызывает искреннее сострадание или не просто клянчит, а зарабатывает, если можно так выразиться (например, очень неплохо мотивчик какой-то наигрывает в переходе, душу мне согрел), тогда подаю. Искренне, от чистого сердца.
    Возможно, не на благое дело просящиё деньги пустит, так не я ему судья, я со своей совестью и сердцем разбираюсь.

    Оценка статьи: 5

  • Прежде всего: я уважаю ваше мнение и считаю, что к нему надо прислушиваться. Я считаю вас писателем и внимательно читаю ваши тексты - есть, чему учиться.

    По сути статьи... Несмотря на то, что в России до сих пор жалеют сирых и убогих, несмотря на невнятную позицию РПЦ, россияне стали другими. Они стали более самостоятельными. И никто им не указ. В том числе и в отношении к просящим подаяние.

    Некоторые озлобились. Некоторые проявили свою черствость сути, "благо" порицать некому - нет единой позиции общества, как гражданского общества. Высокие чиновники демонстрируют равнодушие. Церковь слабенько мяргает в ответ. В России каждый сам по себе. И это - факт. И это - уже не интересно.

    Любопытно другое - если введут административную ответственность за поддержку бомжей, нищих, сирых и убогих, станут ли россияне более душевнее в знак солидарности?.. Или облегченно вздохнут от бремени религиозно-морального?.. Будут ли равнодушно проходить мимо беды?

    Личное - это личное. Когда у меня реально 10 рублей в кармане, то я их не отдам нищему, несмотря на нательный крестик и чьи-то заповеди к непонятно кому. Но вслух про это никому не скажу. Но при случае и на сытый желудок могу долго и пространно морализировать.

  • "Нужно ли подавать милостыню?" или не нужно - вопрос уже не актуальный. Точнее - сугубо личный (как вам хочется). Цветочки дохленькие... Ягодки - государственная политика. Как в Китае, например.

    Сам текст как таковой хорош. Не более. ИМХО

  • Мальчики, не поняла, это комментарии к статье или что? Так, ПОГОВОРИТЬ?
    Поговорить с нашим удовольствием, Только модераторы не одобрят.

  • Подавать\не подавать - цветочки дохленькие... В 2011 году весь мир обсуждал трагедию двухлетней девочки, которую сбил микроавтобус, а затем переехал грузовик. На видеозаписи было видно, что водители уезжают с места происшествия, а проходящие мимо китайцы не обращают никакого внимания на залитого кровью ребенка. В КНР спасение человека влетит спасателю в копеечку — он должен оплатить половину расходов на лечение

    Сама статья (текст) хороша.

  • Каждый решает сам, но, умоляю - не подавайте на перекрестках.

    Эти прикормленные побирушки реально напрягают, и мне бы не хотелось,
    подав мелочью, угодить в тюрьму, если одариваемый поскользнется и угодит мне под колесо.

    Оценка статьи: 4