Алексей Панфилов Дебютант

Зачем ехать в Узбекистан? Этнографические чудеса «Асрлар садоси»

С полгода назад на сайте проекта National Geographic Music я познакомился с документальным фильмом «Uzbek Adventure», произведшим на меня впечатление, которое не изгладилось и по сей день. Сюжет за авторством американского видеографа Михал Шапиро повествует о Фестивале традиционной культуры «Асрлар садоси» («Эхо веков»), проводимом ежегодно в Узбекистане.

posztos Shutterstock.com

С тех пор я прочел множество материалов об этом грандиозном, уникальном культурном прецеденте Центральной Азии и честно признаюсь — ничто из увиденного прежде в путешествиях меня так не восхищало. Это не просто массовое народное празднество, это важная миссия — возродить и сохранить исконно восточные, узбекские традиции, показать и рассказать о них миру. Многие замечательные обычаи, в том числе древние виды ремесел и искусств за 70-летнюю историю Узбекистана в составе Союза незаслуженно притеснялись, но сейчас, благодаря усилиям некоммерческих организаций и гражданской активности переживают новый расцвет.

«Асрлар садоси» как творческий проект задуман и реализован дочерью президента Узбекистана Гульнарой Каримовой. Возглавляемый ею Фонд Форум, одна из наиболее влиятельных культурных организаций СНГ, проводит этот фестиваль под эгидой ЮНЕСКО с 2008 года в различных областях страны, поочередно раскрывая только им присущие характерные этнографические особенности. Свидетелями тому становятся не только приглашенные зарубежные гости, но и туристы, которые в эту пору отправляются в Узбекистан специально ради участия в фестивале. Ну, а жители выбранной области — одновременно и гостеприимные хозяева, и артисты, и участники национального торжества.

Тематическое многообразие «Асрлар садоси» — это то, что привлекает меня в первую очередь. Легче перечислить то, что он не охватывает, чем-то, чему предлагают организаторы подивиться нам, европейцам, чтобы убедиться, что Восток — действительно, тонкое дело.

Для проведения фестиваля выбирают исторически примечательный район, как, например, хивинская Ичан-Кала, бухарский Арк, каракалпакская Тупрак-Кала, и на два дня реконструируют их притягательный древний облик. Улицы приобретают вид роскошных восточных базаров, всюду звучит национальная узбекская музыка, прилавки пестрят хан-атласом, своего рода визитной карточкой страны, изящными, эксклюзивными изделиями из глины, дерева, фарфора, тканей. На площадях проводят бараньи и петушиные бои, заводчики с гордостью демонстрируют невероятной красоты коней, наездники показывают свое рискованное и прекрасное мастерство, а над всем этим великолепием парят в небе ловкие канатоходцы.

«Асрлар садоси» также с полным правом можно назвать праздником для гурманов и любителей изучать народную кухню: в кулинарном искусстве соревнуются ошпазы со всех регионов Узбекистана, предлагая виды плова, ничуть не похожие друг на друга. Большую этнографическую ценность представляет собой уникальный Фестиваль национального платья. Традиционные ткани — адрас, шойи, ало-бахмаль, складываются в силуэты, свойственные каждой из областей страны. Словом, «Асрлар садоси» — это обширное мультикультурное явление, важнейшее в своей значимости хранителя традиций и бессловесного, но красноречивого их повествователя.

Этот фестиваль — своего рода доказательство туристического интереса к Узбекистану, который, несмотря на систематические оппозиционные гран-пике в СМИ, продолжает удерживать интерес к себе в западных странах. Об этом говорит и создатель вдохновившего меня фильма: «Такие фестивали, как „Асрлар садоси“, поощряют и поддерживают художников, артистов и мастеров прикладного искусства, благодаря которым сохраняется богатое наследие Узбекистана. Примите это к сведению, когда душа будет просить необычного путешествия».

Следуя доброму совету, я с нетерпением жду весны, чтобы отправиться в узбекский город Навои, славный петроглифами ущелья Сармышсай, целебным источником Чашма со священной рыбой и руинами древней крепости Александра Македонского. Именно там в этом году снова раздастся «Эхо веков».

Обновлено 12.02.2018
Статья размещена на сайте 30.01.2013

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Народное творчество, народные ремёсла - это единственное, настоящее, что осталось в Узбекистане. Говорю так, потому что я там прожила более 50 лет своей жизни, видела все своими глазами. Оставшаяся после развала Союза промышленность продолжила свой развал. А трудовые руки узбеков продолжают творить красоту.

  • Константин Кучер Константин Кучер Грандмастер 12 февраля 2013 в 17:56 отредактирован 12 февраля 2013 в 17:56

    "...Сохский район Ферганской области Узбекистана, как и окружающие его сёла Баткенской области Кыргызстана — один из самых депрессивных регионов постсоветской Центральной Азии. Местные населенные пункты практически опустошены из-за отъезда трудоспособной части населения на заработки".
    (источник - сайт "Фергана ньюс")
    Между прочим это - Фергана. В советское время - цветущий край республики...
    Да, статья хорошая. И материал подан интересно.
    Но, согласен с Сергеем - надо понимать, ЧТО за этим, не только искусно, но и искуственно созданным фасадом. Тем более надо понимать КЕМ этот фасад создается. И для чего.
    Для того, чтобы тот, кто приехал на праздник, не видел сел, и кишлаков подобных тем, о которых говорит "Фергана ньюс". Чтобы не задумывались над тем, что и как поменялось в Узбекистане за последние 30 лет? Уже после развала Союза, в который так ловко кинули камень, хотя у меня до сих пор дома лежит купленный когда-то в Ташкенте оригинальный среднеазиатский нож ручной работы. Это, между прочим, тоже ремесленники. Которых никто не загонял по углам.
    Что изменилось в Узбекистане? Ну, хотя бы на уборке хлопка? На котором когда-то задействовали и нас, солдат - срочников. Ничего. Ничего не изменилось. Напротив, уборочная страда нынче заставляет власти идти на такие шаги, по сравнению с которыми отправка студентов "на хлопок" во время процветания советской монокультуры может показаться детскими шалостями (см. материал "Почем белое золото?" - http://strana.lenta.ru/uzbekistan/cotton.htm)
    Или вот ещё. Об узбекских городах-призраках - http://strana.lenta.ru/uzbekistan/angren.htm
    Которых же, конечно, не видно за искуссно нарисованной красочной ширмой.
    Хотя всё это, не в укор автору. Он рассказал о том, что его вдохновило и зажгло. И рассказал интересно. Но рассказывая об этом, надо помнить, что за красочным фасадом есть другой Узбекистан. О котором мы ничего не знаем. Благодаря тем людям, которые так искуссно разрисовывают эти фасады...

  • Интересная статья о современном Узбекистане. Лёгкий упрёк Союзу о "притеснении" ремёсел выглядит как дань моде попинать мёртвого льва. Развитию нацкультур в Союзе придавалось официально большое значение, многие ансамбли Союзных республик были известны во всём мире.
    Если всё так рафинадно в Узбекистане, почему узбеки на призовых местах по числу гастарбайтеров в РФ?
    Мой шеф в КБ ездил в Узбекистан ДО пресловутой перестройки, с восторгом рассказывал о культе коробочки хлопка, о многих культурных традициях в этой республике.

    Оценка статьи: 5

    • Ислом Камалов Читатель 12 февраля 2013 в 14:25 отредактирован 27 мая 2018 в 20:15

      Сергей Дмитриев

      Лёгкий упрёк Союзу о "притеснении" ремёсел выглядит как дань моде попинать мёртвого льва.
      Это имело место быть, к сожалению. Мастера трактовались как тунеядцы, если занимались только ремесленничеством. Нужна была обязательная занятость на производстве или в сельском хозяйстве, а старинные техники относились к разряду самодеятельности. Их развитием не занимался никто, кроме усто-энтузиастов. Нередко особые приемы мастерства умирали вместе с последними носителями.
      Тем более значительная национальная самоидентификация, я бы сказал, не приветствовалась.

      рассказывал о культе коробочки хлопка
      Не отрицаю, что хлопок важен и стал частью узбекской культуры. Но если апеллировать к фактам, то хлопок - монокультура, пришедшая с Союзом.

      Родная культура до масс пока не совсем дошла. Просто есть организации, которые стимулируют этот процесс, попутно выполняя и другие функции типа привлечения туристов. Они не ставят глобальные цели создать всеобщее процветание или вернуть всех гастербайтеров домой. Но вот такой "ренесанс" тоже вовсе не лишний. Он нужен тем, кто не уехал на заработки, тем, кому интересна история страны.

      • Ислом Камалов, я не против "ренесанса самодеятельности" - "на хорошее и мне не жалко слов". Сожалительно, что не ставится глобальных целей всеобщего процветания и возврашения гастарбайтеров. Разве стало меньше возможностей или дефицит воли?

        Оценка статьи: 5