Алексей Панфилов Дебютант

Зачем ехать в Узбекистан? Этнографические чудеса «Асрлар садоси»

С полгода назад на сайте проекта National Geographic Music я познакомился с документальным фильмом «Uzbek Adventure», произведшим на меня впечатление, которое не изгладилось и по сей день. Сюжет за авторством американского видеографа Михал Шапиро повествует о Фестивале традиционной культуры «Асрлар садоси» («Эхо веков»), проводимом ежегодно в Узбекистане.

posztos Shutterstock.com

С тех пор я прочел множество материалов об этом грандиозном, уникальном культурном прецеденте Центральной Азии и честно признаюсь — ничто из увиденного прежде в путешествиях меня так не восхищало. Это не просто массовое народное празднество, это важная миссия — возродить и сохранить исконно восточные, узбекские традиции, показать и рассказать о них миру. Многие замечательные обычаи, в том числе древние виды ремесел и искусств за 70-летнюю историю Узбекистана в составе Союза незаслуженно притеснялись, но сейчас, благодаря усилиям некоммерческих организаций и гражданской активности переживают новый расцвет.

«Асрлар садоси» как творческий проект задуман и реализован дочерью президента Узбекистана Гульнарой Каримовой. Возглавляемый ею Фонд Форум, одна из наиболее влиятельных культурных организаций СНГ, проводит этот фестиваль под эгидой ЮНЕСКО с 2008 года в различных областях страны, поочередно раскрывая только им присущие характерные этнографические особенности. Свидетелями тому становятся не только приглашенные зарубежные гости, но и туристы, которые в эту пору отправляются в Узбекистан специально ради участия в фестивале. Ну, а жители выбранной области — одновременно и гостеприимные хозяева, и артисты, и участники национального торжества.

Тематическое многообразие «Асрлар садоси» — это то, что привлекает меня в первую очередь. Легче перечислить то, что он не охватывает, чем-то, чему предлагают организаторы подивиться нам, европейцам, чтобы убедиться, что Восток — действительно, тонкое дело.

Для проведения фестиваля выбирают исторически примечательный район, как, например, хивинская Ичан-Кала, бухарский Арк, каракалпакская Тупрак-Кала, и на два дня реконструируют их притягательный древний облик. Улицы приобретают вид роскошных восточных базаров, всюду звучит национальная узбекская музыка, прилавки пестрят хан-атласом, своего рода визитной карточкой страны, изящными, эксклюзивными изделиями из глины, дерева, фарфора, тканей. На площадях проводят бараньи и петушиные бои, заводчики с гордостью демонстрируют невероятной красоты коней, наездники показывают свое рискованное и прекрасное мастерство, а над всем этим великолепием парят в небе ловкие канатоходцы.

«Асрлар садоси» также с полным правом можно назвать праздником для гурманов и любителей изучать народную кухню: в кулинарном искусстве соревнуются ошпазы со всех регионов Узбекистана, предлагая виды плова, ничуть не похожие друг на друга. Большую этнографическую ценность представляет собой уникальный Фестиваль национального платья. Традиционные ткани — адрас, шойи, ало-бахмаль, складываются в силуэты, свойственные каждой из областей страны. Словом, «Асрлар садоси» — это обширное мультикультурное явление, важнейшее в своей значимости хранителя традиций и бессловесного, но красноречивого их повествователя.

Этот фестиваль — своего рода доказательство туристического интереса к Узбекистану, который, несмотря на систематические оппозиционные гран-пике в СМИ, продолжает удерживать интерес к себе в западных странах. Об этом говорит и создатель вдохновившего меня фильма: «Такие фестивали, как „Асрлар садоси“, поощряют и поддерживают художников, артистов и мастеров прикладного искусства, благодаря которым сохраняется богатое наследие Узбекистана. Примите это к сведению, когда душа будет просить необычного путешествия».

Следуя доброму совету, я с нетерпением жду весны, чтобы отправиться в узбекский город Навои, славный петроглифами ущелья Сармышсай, целебным источником Чашма со священной рыбой и руинами древней крепости Александра Македонского. Именно там в этом году снова раздастся «Эхо веков».

Обновлено 12.02.2018
Статья размещена на сайте 30.01.2013

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Константин Кучер Константин Кучер Грандмастер 12 февраля 2013 в 17:56 отредактирован 12 февраля 2013 в 17:56

    "...Сохский район Ферганской области Узбекистана, как и окружающие его сёла Баткенской области Кыргызстана — один из самых депрессивных регионов постсоветской Центральной Азии. Местные населенные пункты практически опустошены из-за отъезда трудоспособной части населения на заработки".
    (источник - сайт "Фергана ньюс")
    Между прочим это - Фергана. В советское время - цветущий край республики...
    Да, статья хорошая. И материал подан интересно.
    Но, согласен с Сергеем - надо понимать, ЧТО за этим, не только искусно, но и искуственно созданным фасадом. Тем более надо понимать КЕМ этот фасад создается. И для чего.
    Для того, чтобы тот, кто приехал на праздник, не видел сел, и кишлаков подобных тем, о которых говорит "Фергана ньюс". Чтобы не задумывались над тем, что и как поменялось в Узбекистане за последние 30 лет? Уже после развала Союза, в который так ловко кинули камень, хотя у меня до сих пор дома лежит купленный когда-то в Ташкенте оригинальный среднеазиатский нож ручной работы. Это, между прочим, тоже ремесленники. Которых никто не загонял по углам.
    Что изменилось в Узбекистане? Ну, хотя бы на уборке хлопка? На котором когда-то задействовали и нас, солдат - срочников. Ничего. Ничего не изменилось. Напротив, уборочная страда нынче заставляет власти идти на такие шаги, по сравнению с которыми отправка студентов "на хлопок" во время процветания советской монокультуры может показаться детскими шалостями (см. материал "Почем белое золото?" - http://strana.lenta.ru/uzbekistan/cotton.htm)
    Или вот ещё. Об узбекских городах-призраках - http://strana.lenta.ru/uzbekistan/angren.htm
    Которых же, конечно, не видно за искуссно нарисованной красочной ширмой.
    Хотя всё это, не в укор автору. Он рассказал о том, что его вдохновило и зажгло. И рассказал интересно. Но рассказывая об этом, надо помнить, что за красочным фасадом есть другой Узбекистан. О котором мы ничего не знаем. Благодаря тем людям, которые так искуссно разрисовывают эти фасады...

  • Интересная статья о современном Узбекистане. Лёгкий упрёк Союзу о "притеснении" ремёсел выглядит как дань моде попинать мёртвого льва. Развитию нацкультур в Союзе придавалось официально большое значение, многие ансамбли Союзных республик были известны во всём мире.
    Если всё так рафинадно в Узбекистане, почему узбеки на призовых местах по числу гастарбайтеров в РФ?
    Мой шеф в КБ ездил в Узбекистан ДО пресловутой перестройки, с восторгом рассказывал о культе коробочки хлопка, о многих культурных традициях в этой республике.

    Оценка статьи: 5

    • Комментарий скрыт
      • Ислом Камалов, я не против "ренесанса самодеятельности" - "на хорошее и мне не жалко слов". Сожалительно, что не ставится глобальных целей всеобщего процветания и возврашения гастарбайтеров. Разве стало меньше возможностей или дефицит воли?

        Оценка статьи: 5