Грандмастер

Астероиды. Часть 1. Когда ждать Армагеддон?

В одном из отдаленных уголков Солнечной системы, на далекой орбите, тихонько таится одна из величайших угроз человечеству — астероид, летящий к Земле. Почти все человеческие существа погибнут, если такой астероид столкнется с Землей. Вопрос не в том, будет ли столкновение в будущем, а когда это произойдет. Проследим же историю усилий человечества, прилагаемых для спасения Земли от угрозы астероидов.

Balefire Shutterstock.com

Сенсация дня 15 февраля 2013 года — падение 50-тонного метеорита в Челябинской области. В больницы обратились более 1000 потерпевших, из них около 200 детей. Первичный ущерб оценен в 1 млрд. рублей. Это не первое и, к сожалению, не последнее падение крупного метеорита на Землю. Вот еще примеры.

В середине января 2000 года в Канаде произошло нечто, пробудившее страну от зимней летаргии. Жители увидели, как высоко в небе взорвался 200-тонный астероид. Если бы астероид такого размера упал на землю, он бы имел разрушительную силу атомной бомбы. Но канадцам повезло, потому как он распался, не достигнув земли. Но может, это был наш последний шанс уцелеть?

В 2000 году высоко над Тихим океаном еще один астероид взорвался с силой, в 10 раз большей, чем бомба Хиросимы. В 2002 году другой астероид всколыхнул Средиземное море.

Как долго ждать, пока астероид, проходящий через атмосферу Земли, попадет в густонаселенный район? Сколько еще осталось до Армагеддона?

Еще несколько лет назад мы думали, что находимся в безопасности. Считали, что уничтожение астероида относится к области научной фантастики и Голливуда. Конечно, все мы признаем, что динозавры вымерли после столкновения Земли с астероидом, но это было 65 миллионов лет назад. Такие вещи, казалось, не происходят сегодня.

Признаками смертельной для Земли опасности пренебрегали. Гигантские кратеры и огромные вмятины, возникшие в результате столкновений, были отнесены на счет потухших вулканов. Лишь немногие геологи и астрономы поняли, каково их истинное происхождение, но когда людей предупреждали, что такой астероид может поразить Землю снова, никто не слушал.

Одним из тех, кто осмелился не согласиться, был астроном Дэвид Леви. Наблюдения в телескоп убедили его, что мир сталкивается с реальной опасностью. Он утверждал, что шансы пострадать от большой кометы или астероида составляют 100%. Результаты длительных наблюдений принесли плоды, произошло то, что стерло насмешки. Что очень отрезвило.

Это случилось в январе 1993 года в Паломарской обсерватории. Дэвид Леви, Каролина и Юджин Шумейкеры наблюдали астероиды и кометы, когда Каролина направила телескоп на дальний уголок Солнечной системы вблизи Юпитера. Она увидела, по ее словам, цепочку из 5 или 6 комет, словно очередь трассирующих пуль с огненными хвостами позади. Позже оказалось, что их было более двадцати. Они назвали эту странную цепочку кометой Шумейкер-Леви 9.

Причиной сенсации стала орбита кометы. Ее курс был направлен прямо в Юпитер.

Астрономическое сообщество взволновалось и бросилось к телескопам. Телескопы и видеокамеры обратились к комете, и Шумейкер-Леви 9 не разочаровала зрителей. В 1994 году комета выступила в грандиозном шоу — огромные куски ее ударили Юпитер. Удар действительно был грандиозным. Только образовавшиеся облака были размером с Землю.

Катастрофа на Юпитере была самым разрушительным столкновением, когда-либо виденным в Солнечной системе.

В одну ночь Земля почувствовала уязвимость. У нас на глазах был атакован сосед по Солнечной системе. Такое столкновение могло произойти и с нами. Как-то вдруг астероиды стали первым приоритетом правительств. Они начали охоту на чужеродных потенциальных убийц. Все взоры обратились к поясу астероидов, это группа камней, кружащихся по орбите между Марсом и Юпитером.

Большинство из них безвредны и никогда не приблизятся к Земле, но иногда они сталкиваются, и как-то один из них был выброшен с орбиты со скоростью 20 километров в секунду, что в несколько раз превышает скорость пули. При такой скорости астероид размером один километр в поперечнике мог поразить Землю с силой, превышающей в 20 раз мощность всего ядерного оружия в мире.

В 1998 году NASA, по поручению конгресса США, занялось поиском астероидов размером не менее одного километра. Их в Солнечной системе оказалось около 1100.

Однако в космосе существуют и другие астероиды, и размеры многих из них превышают один километр.

Статистика утверждает, что километровый астероид падает на Землю раз в миллион лет, пятикилометровый — раз в десять миллионов.

Есть и другой аспект проблемы — паника. В 1997 году на небе была обнаружена очень яркая комета Хейла-Боппа, она прошла в 196,7 млн. км от Земли. Это достаточно большое расстояние, дальше, чем расстояние от Земли до Солнца, потому-то хвосты этой кометы мы и видели долгое время.

Зрелище вызвало панику в неподготовленных умах, последовал ряд самоубийств. А если бы она пролетела поближе? Или представьте, что комета летела бы прямо к Земле и ее хвосты, пока Солнце их не зажгло, были бы не видны. У нас было бы слишком мало времени, чтобы противостоять угрозе.

Главный вопрос: можно ли уже сейчас обнаружить в дальнем космосе этих невидимых убийц — астероиды или кометы, нацеленные на нас?

Статья опубликована в выпуске 17.02.2013