Айше Мухамедьярова Дебютант

Ждете не дождетесь весны? А наши бабушки знали, что делать!

Надоел зимний холод? Хочется тепла да весны? Наши бабушки точно знали, что для этого нужно сделать. Ведь весну надо не только ждать, но и звать. У матушки-природы надо не требовать и брать, а просить и благодарить за то, что дано. И случай подходящий как раз настал…

Айше Мухамедьярова (псевдоним), личный архив

Сегодняшний праздник издавна отмечался в народе под разными названиями — «Жаворонки», «Кулики», «Сороки», «Тетерочный день». Приходится он на 22 марта, когда день и ночь по продолжительности одинаковые — длина светового дня равна длине ночи. Это не только астрономическая дата — весеннее равноденствие, но и церковный праздник — День поминовения сорока севастийских великомучеников.

С днем 22 марта связана традиция кликанья весны и птиц. Птиц — вестников весны — встречали с песнями-закличками и с угощением — особым печеньем в виде птичек. Печеными из сдобного и ржаного теста «жаворонками» угощали друг друга, раскладывали их на окнах дома, скармливали домашнему скоту, оставляли фигурки на пригорках и ветвях деревьев для прилетающих птиц.

Особую роль в этом празднике встречи весны отводили детям — именно они весну кликали. Древняя традиция празднования «Жаворонков» существовала повсеместно, сохранялась и в Великую Отечественную войну, и в голодные послевоенные годы, потому что с весной были связаны надежды людей на будущий щедрый урожай.

Она нашла свое отражение и в народном прикладном искусстве — вышивке, росписи, игрушке. Весна и плодородие природы связывались в народном сознании с женским началом. Отсюда вышивки с изображением женских фигур с птицами в поднятых к небу руках, каргопольские глиняные фигурки «Бабы с птицами». (Это, к слову, о роли и высоком статусе женщины в сознании наших предков.) Много удивительного и интересного связано с этой традицией. Сейчас о празднике встречи весны и птиц снова начали вспоминать, о нем рассказывают детям в школе.

Как же лепить «жаворонков»? Сложно ли это? Какими они бывают? Приемы лепки жаворонков очень древние. Они довольно просты, несмотря на то, что разновидностей фигурок очень много. В некоторых фигурках можно сразу же признать птичку, некоторые настолько архаичны, что напоминают скорее неких фантастических существ.

Но они все очень выразительны. Народная фантазия и умение обобщать форму, выбирать самое характерное и запоминающееся породила удивительные произведения. Они живут недолго: тесто — материал, не рассчитанный на века, но каждый год птицы возрождаются заново в руках мастериц.

Чуть ли не в каждой деревне лепили своих особенных «жаворонков». Руки хозяек за считанные секунды, как по волшебству, превращали комочек теста в птичку. Несколько надрезов, пара складываний, напоминающих оригами, отпечатки кончика ножа, круглой палочки или зубцов гребенки на поверхности для красоты, и вот — задорный «жаворонок» готов!

Рецепты теста разные — их можно найти в интернете. А вот что с этим тестом делать дальше, можно увидеть на моих рисунках.

Здесь показаны приемы создания фигурок из тестяного шарика и лепешки. Обращаю Ваше внимание на то, что фигурка делается из цельного кусочка теста. Головы «птичек» могут быть украшены хохолками — их довольно просто создать путем прищипывания кончиками пальцев теста на «голове» птички. У некоторых моделей нарезанная «бахрома» перышек вытягивается и удлиняется в виде отдельных «лучиков».

Лепка «жаворонков» — увлекательное занятие и прекрасный повод собраться всей семьей за совместным творческим делом. Приемы лепки может освоить не только взрослый, но и ребенок. Детям это будет особенно полезно, ведь при этом развивается объемно-пространственное мышление, мелкая моторика рук, навыки моделирования, обобщения формы, образное мышление, а так же внимание, зрительная и осязательная память.

Это важно, поскольку сегодняшние дети лучше знают, как выглядит и что может новейший гаджет, но не могут вспомнить, как выглядит скворец и чем отличается грач от вороны.

В процессе лепки можно поговорить с ребенком о весне, о том, какие изменения происходят в окружающей природе, вспомнить, каких птиц ребенок знает, каких он видел сам, как они выглядят, побеседовать о перелетных птицах.

После завершения хорошо бы спеть вместе с ребенком заклички-веснянки. Если подойти к делу творчески, то весна наступит не только по календарю, но и в душе!

Обновлено 22.03.2013
Статья размещена на сайте 20.03.2013

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: