Юрий Орлов Грандмастер

Что такое суминагаши? О плавающих чернильницах

В дальней своей молодости я смотрел японский фильм «Легенда о Нараяме». Умеют японцы снимать кино, но легковесными и развлекательными их не назовешь, настолько фильмы натуралистичны, настолько трогают душу.

en.wikipedia.org

Мой интерес к Японии не пропал с годами — напротив, захотелось узнать о ней еще больше. Что же это за страна? Какую бы страницу ее истории ни переворачивал, загадок меньше не становилось.

…Медленно кружатся в воде картонные кружки в веере разноцветного шлейфа, образуя изумительно неповторимые узоры. Техника суминагаши уникальна. Ее неспроста назвали «плавающими чернильницами».

Один из древнейших видов японской живописи получил второе дыхание и снова завоевывает мир. Сейчас очень популярны ткани, расписанные в этой технике. И в нашей стране проводятся мастер-классы по рисованию в технике суминагаши.

История мраморной бумаги, а техника суминагаши первоначально создавалась для создания мраморной бумаги, имеет очень древние корни. Еще в XII веке рисунки, созданные водой и тушью, представляли собой вершину японской школы живописи. Члены японского королевского двора использовали работы мастеров суминагаши.

Искусство создания мраморной живописи на бумаге в XVII веке распространилось по всей Европе. Однако мало кто предполагал, что мастера этой техники неохотно будут делиться своими знаниями. Различные формулы и методы мраморности стали охраняемой тайной.

Но спрос на эту бумагу возрастал, были созданы мраморные гильдии, при которых существовали и школы для обучения этой технике. В Англии переплетчики не были знакомы с методами создания мраморности и были вынуждены импортировать бумагу из Голландии или Германии. Налог на бумагу был немал, и в ход шли такие изощренные методы ухода от налога, как запись ее под видом оберточной упаковки для игрушек.

В чем секрет суминагаши? В терпении. Художнику было необходимо поистине ангельское терпение, чтобы получить шедевр, так как лишь одна из множества попыток воспроизвести на воде нужный сюжет дает желанный результат. Вроде, на непосвященный взгляд техника проста, но парадокс: все, что кажется простым японцу, — для европейца закрытая дверь за семью печатью.

Методика рисования в технике суминагаши

В емкость с водой опускаются маленькие кружки из картона, затем на них понемногу добавляют нерастворимую в в воде тушь. Эти круги задерживают капли туши, не давая ей опуститься вниз на дно. Повороты кружков разносят по воде разноцветные шлейфы, образуя узоры разных форм и размеров.

Картонные легкие кружки двигаются свободно под воздействием движения воздуха, но могут также приводиться в движение с помощью подручного инструмента-кисточки, можно их «взбаламутить рукой» или подуть на воду, чтобы образовалась рябь.

Узоры в таком случае получаются более закрученными, создаются замысловатые сюжеты. Рисунок обретает свой неповторимый вид. Но для того чтобы получить этот шедевр, художнику необходимо вовремя перенести его на бумагу или ткань.

Для этого материал следует окунуть в воду, не погружая его полностью, и сразу достать. Вот в этом-то моменте и состоит главное мастерство художника: одно неверное движение — и работа идет насмарку, узор нарушен.

Мастерство заключается в том, чтобы узор с точностью отпечатать на бумаге. Но бывает, что при ошибке получается даже более интересный результат. Ведь и Америка открыта в результате неверного расчета.

Работы, выполненные в технике суминагаши, в Японии можно встретить в интерьерах квартир, в дизайне знаменитых японских клинков, на тканях и подарочных пакетах, в оформлении книг и альбомов.

Обновлено 7.04.2013
Статья размещена на сайте 23.03.2013

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Екатерина Ищенко Дебютант 8 апреля 2013 в 22:42 отредактирован 8 апреля 2013 в 22:43

    Очень интересная статья. Спасибо!
    Напомнило о временах тотального дефицита времен застоя, когда появилась подобная техника в СССР.
    Брался таз с водой, в него капали краску одного цвета или разную, в зависимости от того в какой цветовой гамме должна получиться "мраморная" бумага.
    На поверхность воды с разводами краски (краску брали и масляную и любую другую, главное, чтобы в воде не растворялась) аккуратно клалась писчая бумага (чем толще, тем лучше), аккуратно снималась, переворачивалась и раскладывалась сушиться.
    Высушенными листами оклеивали стены вместо дефицитных обоев, шкатулки, можно было подклеивать истрепавшиеся обложки книг и еще много чего при должной фантазии...

    Оценка статьи: 5

  • Картинок бы! Или видеоролик!

  • Ой, спасибо. Я еще дома и успела прочесть. Найду. И еще поищу на интернете. Век живи... А учиться всегда так хочется.

    Оценка статьи: 5

  • Ужасно интересно. Сразу захотелось подуть на воду.
    А какой нужен картон, (размер, толщина, как сушить) какая эта нерастворимая тушь? Если можно, с названиями.
    Я улетаю завтра, сразу не смогу поблагодарить. Но Вы уж отпишите подробно. Вернусь, хочу попробовать эту технику. Заранее благодарна.

    Оценка статьи: 5

    • Юрий Орлов Юрий Орлов Грандмастер 8 апреля 2013 в 03:27 отредактирован 8 апреля 2013 в 06:49

      Лаура Ли, Благодарю за оценку и прочтение.
      Насчет техники и материалов: существуют специальные наборы для рисования по этой технике, и в них уже входят рисовая бумага, пластмассовые корытца для воды, кисти и наборы специальных красок, картон.
      Продаются такие наборы в магазинах для "Мастеров", "Рукоделие" и в канцелярских отделах. Думаю, у вас точно есть, в Москве тоже. Также можно купить в интернет - магазинах.
      Картон не должен быть слишком толстым, в таком случае он ляжет на дно, и эффекта не получится. Здесь нельзя ставить ссылок, но напишу адрес сайта, где есть мастер -классы. Кстати, техника включает много и других приспособлений, но это уже на более профессиональном уровне.

      Оценка статьи: 5

      • Юрий Орлов, ссылки удалены. Можете сообщать их по запросу в личку.
        Техника, с вариациями, использовалась очень широко в России (может, и не только в России) - для изготовления бумаги, использовавшейся в переплетном деле. Лаура, может, приходилось видеть книги рубеже 19-20 веков в переплетах с разводами разной степени крсивости и искусности.
        Где-то в архиве ШЖ есть на статью около этой темы, сходу найти не удалось((