• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Альфия Шафикова Дебютант

Что нужно знать о ролевиках и ролевых играх?

Большинство людей — люди как люди. Они ходят на работу, в магазин, сидят вечерами у телевизора. Делают важные дела. Занимаются бизнесом. Некоторые даже имеют всякие хобби. Некоторые путешествуют. Но быть ролевиком или представителем «околоролевой тусовки» — это все-таки что-то особенное. Причем как в положительном, так и в отрицательном смысле.

CREATISTA, Shutterstock.com

Что такое ролевые игры и как все начиналось

Большинство цивилов (то есть тех, кто в игры никогда не играл, никогда этим не занимался, не был знаком ни с одним ролевиком, не интересовался этим и ничего об этом не знает) при слове «ролевые игры» пошло хихикают — им кажется, что речь идет о каких-то сексуальных играх.

На самом деле все куда глобальнее и критичнее.

Началось все, наверное, с Толкина (бедный профессор сейчас в гробу переворачивается от всего этого). Объявились люди, желающие поиграть в эльфов, хоббитов, орков, эдайн и т. п. Люди взяли палатки, рюкзаки, спальники и пенки, набили рюкзаки, помимо еды и важных в любом походе вещей, эльфийскими платьями, деревянными мечами, кольчугами и прочей фигней. И отправились в лес.

Организуют все это так называемые «мастера» и помогающие им «игротехи». Это, можно сказать, авторы сценария и режиссеры. Хотя, в отличие от любительской театрализованной постановки или кино, ролевая игра не имеет четкого сюжета. Никто никаких ролей не заучивает. Все импровизируют.

Все, что нужно знать тебе по игре, ты знаешь заранее. Кто твой персонаж? Допустим, 18-летняя Эвридика, сестра Маркуса и жена Джо. Тебе покажут, кто тут играет твоего брата Джо, а кто твоего мужа Маркуса. Просто успей запомнить близких твоему персонажу людей, а лучше всего с ними пообщаться до игры. Чтобы сыграться. А играть можно во что угодно — можно в то, о чем договаривался с мастером, а можно придумать что-то свое. Может быть, у тебя есть мрачная тайна, бастард или ты отравила первого мужа? Может, у тебя есть тайный любовник или ты втайне готовишь королю месть за своего отца?

Теперь играют не только по Толкину. Играют в любые произведения фэнтези, научной фантастики и даже исторической реальности. Играют в Жанну д’Арк, играют в античность, играют в мифологию и фольклор, играют в Александра Македонского, играют в богов, в рыцарей, в индейцев, в шаманов, в ковбоев… Да во что только не играют!

Игры делятся на «полигонки» (полигонные игры), «павильонки» (павильонные игры) и «кабинетки».

Чаще всего играют в полигонки — это выезды в лес (на «полигон») с палатками. Там, в лесу, с помощью веревок, тканей и рисунков делают декорации определенных «локаций» — городов, деревень, храмов, монастырей и всего, что необходимо по игре. Полигонки бывают чаще всего огромными играми, игра на сто человек считается маленькой.

Павильонки — это игры в закрытом помещении. Арендуется, например, база отдыха, санаторий или пансионат. И объявляется, что энное место — космический корабль, вилла дона Родриго, психушка времен викторианской Англии или что там нужно по игре.

Кабинетки — тоже игры закрытого типа в помещении, но на очень малое количество человек — 15 как максимум.

На каждую игру (за исключением кабинеток, хотя всякое бывают) взимаются «игровые взносы» в размере от 500 до 1000 рублей. Иногда на играх бывают «кабаки», где ролевиков кормят. Но чаще всего ролевики сами везут с собой еду и кормят себя и друг друга.

После игр все разбредаются по компашкам, знакомятся, делятся впечатлениями от игр, иногда выпивают. Так завязываются новые знакомства, ведущие если не к романтическим отношениям, то всегда — к новым играм. Потому что новые друзья потом делают свои игры или едут на другие игры и зовут тебя с собой: «Иди играть моего сына», «А мне как раз сестры не хватает» и т. п.

Ролевики в быту

В обычной, «цивильной», жизни ролевика трудно отличить от других цивилов. Но некоторые характерные черты все же есть. Вряд ли такой вот придет в офис в пиджаке и брюках. И вряд ли он преуспевающий бизнесмен. Скорее всего, это длинноволосый лохматый юноша, который ходит на работу и по городу в дырявых джинсах и старой пропахшей потом, лесом и костром футболке.

Ролевики обычно начитанны, интеллигентны и интересны в быту, а бывают и спортивны, особенно те из них, кто занимается артистическим фехтованием (а таких немало) и танцами (историческими, старинными, латиноамериканскими, кельтскими). Но в подавляющем большинстве своем при всех этих плюсах типичный ролевик отличается повышенной раздолбаистостью. Он склонен устраивать у себя дома бардак и хаос, склонен забывать обещания, терять деньги и документы, опаздывать… Я уж молчу о типичных для ролевого сообщества беспорядочных половых связях (причем порой даже с согласия супруга или супруги — такой феномен я встречала только у ролевиков).

Еще одна отличительная особенность: большинство ролевиков зовут не Ваня, Паша, Нина и Маша. Их зовут по никам — Реджинальд, Мэлла, Вивиен, Нильс, Артар и Аарбелла. То есть для коллег и родителей они, конечно, остаются Машей, Пашей и так далее. А для друзей и для себя — Арабелла и Реджинальд, никак иначе. Мне это, кстати, нравится даже. Очень трудно в адресной книге телефона держать пять-семь Оль. Зато удобно держать Арабеллу, Мэльду, Кристи, Келли, Ланниэль и прочих. И куда лучше, чем называть по фамилиям, как в «Ералаше»: «Оля Скамейкина, Оля Иванова, Оля Петрова».

Ролевики бывают разные. Бывают практикующие христиане, причем чаще даже католики, которые ходят в церковь и т. д. А бывают якобы католики. Которые просто хотят быть одной веры с Толкином, например. Бывают ролевики язычниками — теми, кто в самом деле поклоняется каким-то богам, и теми, кто тоже только кидает понты.

Бывают ролевики, настолько сроднившиеся с фэнтезийными и историческими отношениями, что всерьез считают нужным пропускать даму вперед, подавать ей руку, когда она вылезает из маршрутки, а то и драться за нее на дуэли, если кто-то ее обидел. А бывают ролевики, которые видят в даме лишь собутыльницу, сообщницу и новую кандидатку в любовницы.

А бывают люди, которые вообще не ролевики, а просто «околоролевая тусовка». Обычно это поклонники фэнтези, толкинисты, реконструкторы, сильно увлеченные мифологией, кельтикой, танцами, фехтованием или эльфами люди, которые с ролевиками сталкивались, дружат, общаются и т. д.

Статья опубликована в выпуске 25.04.2013
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (57):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Статья немного однобокая, написанная (судя по фото) на личном опыте...
    Добавлю...
    - Ролевики, как вы их называете, далеко не всегда раздолбаи. Невозможно быть неорганизованным и неответсвенным, если ты участвуешь в крупном мероприятии типа инсценировки штурма замка из "Властелина колец" или рыцарского турнира.
    - Настоящие ролевые "сходки" обходятся их участникам очень и очень недёшево. Тратятся немалые деньги на одежду, оружие, есть даже мастера, изготавливающие полные или почти полные копии каких то раритетных вещей!
    - Ролевые игры часто сопряжены с риском, поэтому в серьёзных компаниях всегда есть медики, и они не участники игр, а на работе. Что не мешает по неосторожности к сожалению иногда получать травмы....

    Оценка статьи: 3

    • Мария Семенихина Читатель 25 апреля 2013 в 11:10 отредактирован 25 апреля 2013 в 11:10 Сообщить модератору

      Мира Сим, штурм замка или рыцарский турнир - это скорее реконструкция. Отношения ролевиков с реконструкторами СЛОЖНЫЕ. Бывает, что ролевик и реконструктор - это одно и то же лицо, а бывает - "ненене, эти реконы зациклены на копировании до миллиметра, а души нет! - ненене, эти ролевики думают, что напялят на себя нечто криво сшитое и уже жуть какие прекрасные дамы, в то время как костюм знатной женщины эпохи альбигойских войн... (далее следует пространная лекция)".

      Оценка статьи: 3

      • Мария Семенихина, я долго была реконструктором. Наш предводитель Андрей сильно обижался, если его называли ролевиком. "Мы не ролевики, мы реконструкторы! Ролевики это те, кто по лесу с мечами в занавесках бегают! А мы серьезным делом занимаемся!" (Между нами, девочками: Андрей был тоже страшный раздолбай. А еще бросил жену с сыном. Что не умоляет того, что он был прекрасный руководитель, великолепный танцор и фехтовальщик, целеустремленный человек с железной волей и проч. и проч.)

      • Мария Семенихина,
        Насчет штурмов и боевки - все зависит от игры... некоторые игры собирают такое количество и качество народа, что пара сотен осждающих и человек 50 защитников - это типовое явление. Реконы на таких играх тоже появляются, и даже иногда играют, и даже иногда трезвые (!)

  • Предвкушаю комменты

  • Моя дочка - ролевик толкиено-кельтского направления. В Европе это одно из самых популярных направлений, и среди ролевиков немало вполне успешных людей. Скажем, среди друзей моей дочери (тех, кого и я лично знаю) есть банкир, адвокат с собственной конторой, учитель гимназии (в Германии учителя - государственные служащие, они получают высокие зарплаты и имеют ряд социальных гарантий) и даже одна женщина - довольно известный в Германии политик (идеолог партии "Пиратов" - кстати, наша землячка, тоже родом из Киева).
    Одежда и аксессуары, необходимые для игр, действительно весьма недёшевы. Их можно заказать по Интернету или купить на регулярно проводящихся в различных городах средневековых базарах. Оформление мест проведения игр тоже стоит немало, и одна моя подруга неплохо зарабатывает тем, что шьёт занавесы, портьеры, скатерти для игровых помещений.

    • Евгения Комарова, ну и в ихних буржуазных германиях это просто способ проведения досуга, судя по всему... а у нас-то требуют, чтоб ты этим ЖИЛ И ДЫШАЛ. У нас ролевая игра - это отрицание цивильства. Да, деньги зарабатывать можно и нужно, и среди моих знакомых ролевиков есть люди состоятельные, но быть "богатым и успешным" - фу, как пошло. Короче, ролевики - это к Секацкому. (Для справки: Секацкий - не психиатр, а философ, исследующий, что такое общество потребления и как с ним бороться).

      Оценка статьи: 3

      • Мария Семенихина,
        Ролевое сообщество далеко не отрицание цивильства. В последние лет 7-8 был популярен тренд на "социализацию" ролевых игр, если я правильно помню тогдашний термин - когда отдельные представители ролевой тусовки "шли в народ". т.е. вели пропагандистско-разьяснительную работу с цивилами, и прежде всего с властями - что "мы хорошие и для общества не опасны". В итоге гораздо резче проявился тренд "показушничества" - когда отдельные богатые ролевики стали дорого одеваться (в том числе и прикиды), покупать очень дорогую снарягу, очень много вкладывать в обустройство локаций - и вызывать зависть и отрицание у более бедных. При этом у таких богатых людей часто страдало качество отыгрыша (сама наблюдала). ну и понятное дело это сказывалось на кастинге на ключевые роли.

        • Елена Каширина, но выпендривались-то они в своей среде, в ролевой, а не за ее пределами. Ролевая среда, при всей своей противопоставленности "цивилам", имеет ровно ту же структуру и те же пороки, просто несколько иначе выраженные. А страх перед властями таки был (помню, как нас всерьез запугивал руководитель одной группы, где я лабала: "Не ходите на Блинком (питерский ролевой фестиваль), там ваши номера паспортов перепишут, передадут в ФСБ, и в случае чего всех вас арестуют!").

          Оценка статьи: 3

          • Мария Семенихина,
            Не только. Это товарищи с преобладанием такой структуры личности, которая заставляет их выпендриваться... везде (я о личностях с преобладанием нарциссического радикала личности).
            Ролевая тусовка в моем понимании не есть точный слепок с общества (банально маргиналов больше), но в целом да, похоже. Но лично мое ИМХО - чем больше ролевая тусовка приближается по своей структуре к цивильскому обществу (и его идеалам), тем слабее и невыразительнее становится та изюминка, за которую я в свое время зацепилась и ради которой я с людьми и общалась. Жаль, очень жаль...

            • Елена Каширина, основная изюминка остается. Изюминка эта на мой взгляд - в преобладании традиций, а не законов, нормативов и правил. В цивильном обществе принято подчиняться нормам закона, а в ролевой тусовке - традициям. Например, если незнакомый или едва знакомый человек попросится переночевать у цивила - получит отказ. А если ролевик у ролевика - ой, ну что вы, традиция "ролевой вписки"! Если он за это возьмет с постояльца денег - в тусовке его не поймут... А вот цивилы цивила бы поняли. Ну и просто ролевики несмотря на их множество развиваются в духе "Мы все - одна деревня, мы все - одна семья". От этого бывают и положительные вещи (ролевая вписка) и отрицательные (сплетни). Зато обидеть другого ролевика уголовно ролевик вряд ли решится - традиции не позволяют, да и в тусовке узнают...

              • Альфия Шафикова,
                Изюминка ролевого движения была не только в этом То, что Вы пишете - осталось. А многое истончилось, смазалось и т.п.

                • Елена Каширина, основное осталось тоже. Склонность к противостоянию глобализации. Это сейчас повсеместно во всем мире.

                  • Альфия Шафикова, а в чём противостояние глобализации???
                    Насколько мне известно, ролевики не придают никакого значения этническому происхождению, вероисповеданию и стране проживания своих собратьев по игре, да и социальному статусу тоже. Ролевики - объединения международные, не знающие границ. Так что, по-моему, это как раз одно из проявлений глобализации...

                    • Альфия Шафикова Альфия Шафикова Дебютант 25 апреля 2013 в 18:41 отредактирован 25 апреля 2013 в 18:45 Сообщить модератору

                      Евгения Комарова, глобализация - это когда все ходят в джинсах, едят сникерсы и говорят по-английски. Ролевик, одетый в шотландский плед, будет взывать к Племенам Богини Дану и произносить перед "английским королем" пафосные речи о свободе, независимости и самобытности шотландского народа. При этом национальность игроков в самом деле непричем... более того, зачастую они себя отнесут сами к шотландцам... если не к эльфам...
                      Демонстративное одевание в прикид, культура рыцарских турниров, поединков, дуэлей, куртуазное отношение к даме и проч. и проч. - вся культура ролевого движения взывает к архаике, корням, старым временам, когда веры, национальности и проч. были куда важнее, чем сейчас, когда и сама культура была иной. Это яркий выпад и укол рапиры в сердце глобализации. Я сама фактически всей своей жизни участвую в этой борьбе против глобализации. В стремлении "делать как раньше", "думать как раньше", "быть не как все" оно и проявляется у ролевиков.

  • Автор, Вы состоите в ролевой тусовке? Если да, то с какого года?
    присоединяюсь к мнению выше - однобокая статья, и мелкая очень... особенно пассаж про ролевиков-раздолбаев порадовал - особенно это относится к многодетным отцам и матерям с зарплатой в 10 килобаксов в месяц...

    • Альфия Шафикова Альфия Шафикова Дебютант 25 апреля 2013 в 11:11 отредактирован 25 апреля 2013 в 11:19 Сообщить модератору

      Елена Каширина, я уже извинилась Я сама вижу, что статья так себе. Я не слишком ролевик, у меня было всего 5 игр, первая весной 2011. (Я куда больше была реконструктором).
      Инфа из статьи основана на моих знаниях о некоторых моих знакомых и о тех, о ком рассказывали мне друзья. Хотя даже среди моих знакомых и друзей есть ролевики весьма адекватные и прекрасные люди. Повторяю: обижать ролевиков и осуждать РИ не было целью настоящей статьи. Целью было постараться понять их менталитет. В ЖЖ я писала напротив идеализированно-положительные посты о ролевиках, но критику тоже услышала.

      • Альфия Шафикова,
        По моим наблюдениям, ролевая тусовка очень разнородная - примерно как наше общество. И вывести усредненный портрет очень сложно (примерно как среднеарифметическое у бомжа, олигарха и пожилого доктора наук - примеры указанных персоналий я могу Вам указать в личке). Ваше описание ролевой тусовки действительно типично для "ролевика последнего призыва" - т.е. кто-то молодой по возрасту с небольшим стажем )).
        В действительности все намного сложнее и глубже - все-таки ролевому сообществу уже более 20-ти лет, и до сих пор некоторые товарищи из первого призыва и играют, и мастерят.

        • Елена Каширина, если вы думаете, что я написала про себя, то я вас немного разочарую. Я, конечно, раздолбайка - этого отрицать не буду. Но на работу я одеваюсь прилично, у супружеской верности отношусь более чем положительно, водку не пью и проч.
          Одна моя знакомая, бывшая ролевика, которая год или два назад как ушла из тусовки, говорит, что никогда не была раздолбайкой, даже когда играла в РИ. Хотя со статьей она в целом согласна.

          • Альфия Шафикова,
            да не наезжаю я на Вас, не наезжаю... просто на мой взгляд ситуация выглядит иначе, что я и указываю в комментах. А Вы сразу все на себя примерять. Вашу статью же другие люди читают, и мнение о ролевиках тоже по ней составляют. Если оно с моей точки зрения неполное, я же тоже могу поделиться своим опытом, не так ли? И это совершенно не будет означать, что я Вас как-то укоряю.

        • Елена Каширина, я кстати не сильно молодая по возрасту

          • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 13 сентября 2013 в 15:01 отредактирован 13 сентября 2013 в 15:04 Сообщить модератору

            Альфия Шафикова, "Не понимаю, как можно заниматься такой ерундистикой?" (ВВМ)

            Вместо того чтоб "с простынь, бессонницей смятых, // срываться, ревнуя к Копернику, // его, а не мужа Марьи Иванны считая своим соперником", люди всяко обряжаются и тратят невосполнимый ресурс быстротекущей жизни на такие игралки-ролинги.

            Одержимости, нацеленности на большие цели немая, вот и пробавляются, как бы бесятся с жиру. "У меня такое мнение" - как говорил наш адвокат, от услуг которого мы отказались.

    • Елена Каширина, наличие многодетных матерей с зарплатой в килобаксах не отрицает существования мирового раздолбайства. Раздолбаи среди ролевиков ЕСТЬ, хотя это не значит, что они все такие. Раздолбаи есть и среди тех, кто на игры ни разу не ездил. Но, вероятно, относительно большое количество раздолбаев среди ролевиков (я сама статистикой раздолбайства в данной среде не занималась, честно скажу) объясняется спецификой возникновения отечественного ролевого движения, хотя сейчас все совсем не так, как в лихие 90е.

      Оценка статьи: 3

  • Людмила Ливина Людмила Ливина Профессионал 25 апреля 2013 в 21:26 отредактирован 25 апреля 2013 в 21:27 Сообщить модератору

    О ролевиках знаю очень мало. Так - слухи из мира поколения некст. Потребность в "своей" компании в юности ощущается гораздо сильнее, чем в зрелом возрасте. Поэтому возникают группировки по интересам. Есть эмо( печальные меланхолики в черно-розовом), есть готы(эти все в черном и с цепями), есть ролевики - наиболее продвинутые интеллектуально(уж одну то книгу точно прочитали). Ролевики воссоздают миры, созданные мастерами фантастики и самозабвенно играют в героев.

    Статья что-то прояснила. Но разочаровала. Судя по ней, можно предположить, что организация мизансцен из вымышленной жизни захватывает не десятки, а сотни и даже тысячи людей, причем не самого юного возраста. И сегодня это не движение энтузиастов, а раскрученный бизнес.
    Вот об этом и хотелось бы узнать поподробнеее. Как все это происходит? Кто выбирает исходный материал для игры, по какому принципу? Кто занимается ее организацией? Мастера и игротехи - кто они? Профессионалы или энтузиасты? Как расходуются собранные деньги?
    В общем, статья примерно того уровня, как статья о работе компьютера, написанная человеком после прохождения двухнедельного курса компьютерной грамотности.
    И вызывает недоумение заглавие: "Что нужно знать о ...?" Кому нужно? Зачем?

    • Людмила Ливина, ну и автор не учел еще философского аспекта ролевых игр, экзистенциального переживания, которое в просторечии называется "вштырило" и "проперло". Многие ездят на игру не ради эскапизма, а ради получения некого внутреннего опыта, медитации, если угодно, когда ситуация, в которую обстоятельствами игры вовлекается персонаж, помогает игроку понять что-то важное о себе самом, о жизни и смерти... Но видимо, автора никогда не штырило и не перло, а на игры он ездит просто за сменой впечатлений, чтоб не было так уныло...

      Оценка статьи: 3

      • Мария Семенихина, я езжу на игры для того, чтобы играть. Чтобы создавать образ персонажа. Чтобы изображать эмоции, истерить, бегать, кричать, смеяться, плакать. Чтобы переживать катарсис. Именно это меня больше всего "вштыривает" и "пропирает". Я игрок-нарцисс. Ориентирована на свою игру, свою роль, свое изображение.

        • Альфия Шафикова, что до меня, я физически НЕ МОГУ играть. Стыдно позориться. Я не могу думать так, как думает другой, не могу разговаривать чужим голосом, не могу полюбить чужого человека (возненавидеть тоже)... Это же буду и не я, и не человек данной эпохи, потому что понять человека другой эпохи (неважно, прошлого или будущего) физически невозможно. А так просто, бегать по травке - это не игра. Тем более бегать в неудобном средневековом прикиде, надетом на свитер и тесные джинсы (потому что на дворе +10, несмотря на июль)...

          Оценка статьи: 3

      • Мария Семенихина, ооо, "штырит" иногда конкретно. Было дело, играла я мага. Сначала посвящение, когда я еще человек. Мне бывший маг передает файер-бол (красный мячик с ленточкой, изображающий летающий огонь), я инстинктивно отдергиваю руку - огонь же легко спалит простого смертного. Уже в действии, мастер подсказывает: сейчас темные откроют портал, бросай туда файер-бол. Я стою и жду, когда откроется портал, сине-зеленый, как в Звездных вратах

    • Людмила Ливина, да, вы правы, тысячи людей не самого юного возраста, есть люди старше 40 лет, играющие вместе с детьми-подростками. Организацией занимаются энтузиасты, они и расходуют деньги. Поверьте, на этом не зарабатывают, организационный сбор идет на декорации, еду, походную аптечку, аксессуары и т.д. Есть люди, которые могут на этом заработать - те, кто шьет костюмы, делает обувь, оружие и т.д. Исходный материал для игры выбирают энтузиасты по принципу: нам это нравится, давайте сыграем.

  • Юлия Георгиева Юлия Георгиева Читатель 8 мая 2013 в 03:39 отредактирован 8 мая 2013 в 03:40 Сообщить модератору

    Это я, на поясе, собственно, файерболы

  • Это мой муж

  • А завтра, то есть уже сегодня, мы едем на игру по Хоббиту