Елена Летница Дебютант

А вам пригодилась школьная физика? Наука на службе у человечества

Каждый из нас проходил в школе такую дисциплину, как физика. Лично у меня остался негативный осадок от неё. Да и большинство моих одноклассников к ней относились легкомысленно: «А зачем она мне нужна, если можно просто выбрать профессию, в которой знания физики не нужны? Она скучная и утомляет своими формулами, цифрами, схемами, и всё в ней кажется таким бессмысленным и однотонным!»

jupeart, Shutterstock.com

Окончив школу, я так и не нашла для себя смысл в освоении даже элементарных основ этой науки, а в итоге и вовсе о ней позабыла. И кто бы мог подумать, что моё отношение к предмету «физика» в корне изменится. А всё дело в том, что совсем недавно ко мне в руки попала интереснейшая книга с не менее интересным названием «АллатРа». Во-первых, для меня было приятным удивлением то, насколько увлекательно она написана — со множеством метафор, которые помогают легче воспринимать информацию. А во-вторых, оказывается, физика не такой уж и «бестолковый» предмет, где только скучные цифры и формулы, как казалось в школе.

У меня появилось любопытство ко всему, что было связано с физикой. Расширение знаний началось с поисков ответа на вопрос, есть ли применение физики в быту, и продолжилось огромным увлечением глобальными темами, которые описаны в книге Анастасии Новых. По ней, теория большого взрыва Вселенной — большое заблуждение, масса Вселенной равна нулю, а природа чёрных дыр — вообще научная сенсация!

Мои познания начались с малого — с похода в библиотеку, чтобы выяснить, каково может быть применение физики в быту, а также найти хотя бы несколько примеров этого. Первое, что мне удалось найти, была вот такая статья в разделе «Домохозяйство» в старом журнале 80-х годов: «Кто из нас знает, как вскипятить молоко дома так, чтобы оно не убежало?» Это и правда полезно знать, ведь обычно бывает, что отойдешь от плиты на полминуты, и оно успевает убежать, а в итоге: неприятный запах и плита требует уборки. Я даже и не предполагала, что такой способ существует! Вот что пишется в журнале: «Нужно положить на дно кастрюли перевёрнутое (дном кверху) маленькое блюдце (это может быть и крышечка для заварочной чашки). Под блюдцем будет скапливаться воздух, откуда потом будут выходить пузыри большого размера, прорывающие молочную пенку. Молоко будет кипеть, как вода, и не убежит».

Никогда раньше над этим не задумывалась, а теперь знаю, что:

• если кран горячей воды заклинило, достаточно охладить его, и он снова заработает;
• человек, который стучит молотком, знает, что сильный удар получается тогда, когда держишь молоток дальше от ударной части;
• лучшее сохранение тепла шерстяной одеждой объясняется тем, что в шерсти содержится больше воздуха, чем в хлопке; благодаря плохой теплопроводности воздуха шерсть лучше защищает тело от охлаждения.

Получается, что мы окружены сплошной физикой. Понадобится не одна страница, чтобы все перечислить.

Расширяя свой кругозор, я сделала неожиданные открытия о самой себе — саморазвитие это хорошо, ну вот хотя бы потому, что познание нового приводит к совершенствованию ума. А из этого следует вывод, что происходит развитие себя как личности в лучшую сторону. Развиваясь, мы становимся интереснее себе и окружающим нас людям, учимся понимать других. Развиваясь, мы начинаем лучше осознавать, в чем смысл жизни человека на Земле. Развиваясь и изучая окружающий нас мир, мы познаем и самих себя, а познавая себя — мы познаем мир.

Желание понять рождает влечение к знаниям. При развитии понимания чего-то нового зарождается устремление к постижению, которое способно вывести человека из замкнутого круга однообразия и показать новые горизонты.

Обновлено 22.07.2013
Статья размещена на сайте 18.07.2013

Комментарии (38):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ничего не меняется в этом мире. Правильно только то, что говорит большинство, а что единицы - ересь и бред. А ведь всё, что знает большинство почерпнуто ими из теоретических источников ( имеется в виду, что на практике мало кто сталкивается с теми же чёрными дырами). Раньше считалось бредовым предположение, что Земля - круглая.Однако спустя время все это признали. Что на данный момент учёным известно о чёрных дырах и на чём основаны имеющиеся у них знания? На предположениях и логических умозаключениях других людей? Так ведь известно множество аномальных явлений, не укладывающихся в рамки современной науки, противоречащих логике и науке. Вот и статью "побрили" под общепринятое мнение. Странно, что разгораются такие споры. Вроде бы никто не навязывает своё мнение, просто его высказывает, да и сайт - не научный журнал, а популярный, поэтому информация была вполне допустимая.

  • Понимаю автора статьи. Мне тоже в свое время нелегко давались подобные предметы, и многие понятия касающиеся химии и физики хоть как-то укладывались в сознании лишь благодаря удачным метафорам.
    Вообще я где-то читала, что мы ассоциативно познаем мир, т.е. с помощью метафор. Это интересно. Спасибо за книгу, что вы посоветовали и за статью в целом! Будем ознакомляться глубже)))

  • Если библию читать с точки зрения ФИЗИКИ...получите почти ВСЕ ОТВЕТЫ!Как появился человек...из чего,почему стал смертный,Почему человек обязан быть ВЕРУЮЩИМ!!!,Как появляются неизлечимые болезни Диабет,Лейкемия,Паркинсон,Эпилепсия,склероз и т.д.Также получите ответ как ВЫЛЕЧИТЬСЯ от этих болезней...т.е.как повесить снова греховный плод...отсюда...вывод как остановить физическое старение или лет на 20 оставатиться ещёмолодым т.е.в 60 летбыть физический сильным как в 40.или почему уже не остановить смерть человека. Даже есть разгадка принципа создания межгалактических летающих тарелок...над которой наука ломает сотни лет свои копья..Так что ФИЗИКА-ЭТО ВСЁ!!!! Даже есть ответ...ПОЧЕМУ ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА!!!!Даже есть...ПРОГРАММА, по которой живет человек! Даже лета нам 120 установленно!!!А не 1000 лет втирает нам НАУКА сделает!!! Думайте глубже...не хайте Целителей(если они могут слепым возвращать зрение,поднимать парализованных)..Иисус был целителем и спасителем.Не оскорбляйте Церкви и Мечети!!!

    • Владислав Касьян Владислав Касьян Читатель 29 июля 2013 в 13:35 отредактирован 27 мая 2018 в 19:30

      всё познаётся в сравнении, а если заиметь опыт и ещё добавить множество развивающихся способностей, то от объёма информации современной неосферы можно умом тронуться...

      несомненно, объём всех вместе взятых древних писаний "превосходит" объём неосферы и всегда позволял человечеству жить и ни в чём не нуждаться...

      безусловно, прогрессивная часть человечества "никогда не вникала в древние писания, и не извлекало оттуда никакой информации", всё знают только посвящённые перехватчики власти, хранители знаний...

      когда то Армстронг и его команда поняли, что мир человеческого невежества не вменяем, а плохо усвоенные знания легко деформируют мировозрение...

      многие христиане и другие полуобразованные члены общества будут утверждать, что космоса нет вообще...

      днк человека рассчитано на 140+- лет репродукции протоплазмы...

      объём науки ВООБЩЕ ничто на фоне ограниченных деструктивных религиозных догматов...

      инквизиция...

  • После того, как из статьи убрали всякие завиральные идеи о черных дырах, стало вполне читабельно.

    Оценка статьи: 4

  • Леночка, вы чем-то напоминаете мне Эллочку Собак - непримиримую соперницу Вандербильдихи. Хорошо, что вы не совершили глупость осчастливить физику своим присутствием. Ваше место на жизненной стезе в лучшем случае быть нотариусом, адвокатом, экономистом,бухгалтером, менеджером, а в физике нужен аналитический ум, математическое мышление.

    • Аркадий Шевкун, Если вы намекаете на «12 стульев» то там была Фима Собак, а Эллочка носила фамилию мужа, Эрнеста Павловича Щукина.

      Оценка статьи: 4

  • На званом обеде при Белом доме организованном президентом США по поводу успешного испытания первого ядерного заряда, сидящая рядом с А.Эйнштейном и не знавшая его помпезная дамочка задала ему вопрос: чем занимается почтенный старец7
    -я физик - ответил маэстро.
    ?!
    -Как, вы в таком солидном возрасте и продолжаете заниматься физикой! А мы прошли её еще в десятом классе...

  • ...хотя, особо ревностно комментировать не стоит, понятно для чего пишутся интересные статьи

  • Еще б не пригодилась. Физика для инженера - мать родная, кормит и поит.

  • Владислав Касьян Владислав Касьян Читатель 22 июля 2013 в 03:33 отредактирован 25 июля 2013 в 19:22

    Все науки нужны, ибо, все они из жизни!
    ЧелоВек рождён, чтобы понять.


    физика = х-визика, от "вижу", визуал, визио. (х-в - вибрация, волна, "хвиля")
    физика - то, что видно!
    вот - ВИД - веда --- дара - ведара - вера
    в-от - мыслеобраз = в(у)+о - то, что содержит, вмещает, и, (о+)т - указатель, напрвление.
    Ка – союз, объединение. Если "ка" в начале слова, то вбирающая, собирающая в себя: каракум – вбирающая в себя -Ка свет -Ра родственная частица -Кум (т.е. песок). Если Ка в конце слова, то одно из множеств.

  • Альбер Горохов Читатель 22 июля 2013 в 01:19 отредактирован 27 мая 2018 в 19:31

    А мне зато всё нравится ))) И статья, и комментарии, и книгу я уже читаю на 300-ой странице ))) И Борат своими комментами радует )))
    Господа, не судите пианиста, он играет, как умеет ))) А вот книги для того и даны, чтобы мы с вами расширяли свой кругозор. Со всей ответственностью заявляю книга стоящая. В ней не только научный подход к изложению материала, но и привлекательный стиль подачи информации, ничего лишнего, только факты насыщенные глубоким смыслом понимания сути вещей. Так что рекомендую

  • Вначале вроде хорошо и полезненько.. Но потом дохожу до "Истины" (с большой буквы, блин!) и черных дыр... Бедные мои глазки! Какого черта народ в школу ходит, но из стандартной программы ничего не помнит?? Да как так можно? Нет, это даже совсем не смешно Даёшь советское образование!! Я в шоке

  • Получается, что мы окружены сплошной физикой.

    Оба-на!
    Это ж где, в какой школе, надо было учиться, чтобы, даже при всей нелюбви к предмету "физика", не понимать, что физика - это, так сказать, "наше всё"?!
    Я с физикой, скажем прямо, "на Вы". Многого, конечно, не знаю, чего-то не понимаю. Но назвать физику "бестолковым предметом" язык не повернется.
    А про иммунные клетки и черные дыры - мракобесие какое-то.

    Оценка статьи: 2

  • философские измышления двоечницы по физике.Физика-она просто повсюду,не только на кухне в молоке.

  • иммунные клетки постоянно бороздят просторы нашего организма

    Мамадорогая, что это было? Автор, не читайте эдакой ереси, на неискушенную в физике головушку подобная информация действует пагубно
    Горизонты можно прекрасно расширить, обратившись к Энциклопедии для детей. "Аванта", например. Том "Физика" написан отлично. Просто, кратко, с хорошими иллюстрациями.

    • Mаша, это все возможно слабонаучные, но версии, как про клетки, так и про антиматерию. А если версия практически не опровергнута, то имеет право жить.

      • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 21 июля 2013 в 17:25 отредактирован 21 июля 2013 в 17:26

        Борат, если версия практически не опровергнута, то имеет право жить.
        Нет. Если версия практически не доказана или хотя бы грамотно теоретически не обоснована, то жить как версия она не может. Только как домысел.

  • Думаю автора следует поддержать за смелость, не каждый отважиться выставить своего героя в таком свете. И конечно, нужно поддержать в желании открыть для себя замечательную и прекрасную гармонию мироустройства. Я бы в этом случае попробовал вновь перечитать школьный учебник по физике, есть шанс получить удовольствие от понимания того насколько мы "окружены сплошной физикой". Иногда некоторые моменты школьной науки доходят до полного понимания гораздо позднее и это совершенно нормально. Плохо когда весь курс остается за пределами понимания. Тогда, конечно, не понимая действия рычага вряд ли возможно понять теорию относительности.

    Оценка статьи: 3

  • ой. Как же не повезло вам с учителем... Самый плохой отзыв о школе, который я когда-либо читала.
    Верю, "открыв" для себя в зрелом возрасте понятие рычага и поняв, наконец-то, почему шерстяная одежда теплее, можно со всей горячностью неофита поверить в любые теории, изложенные в той же книге. Вот для того и нужно в школе физику учить, чтобы не вестись

    Оценка статьи: 2

  • Дмитрий Елисеев Мастер 21 июля 2013 в 10:52 отредактирован 21 июля 2013 в 10:53

    Все проще. Физика как и математика - это БАЗОВЫЕ, системообразующие предметы, которые способны научить четкому, логическому мышлению и здравому смыслу. В противном случае мы удивляемся, как много людей покупаются на всякие бесполезные вещи, от астрологии до накладок на телефон защищающих от радиации. А кто-то на таком невежестве делает хорошие деньги Или самый простой пример - азартные игры, человек знающий математику и хоть чуть-чуть теорию вероятности, не будет в них играть, т.к. знает что проиграет.

    Вообще, одна из основных школьных проблем сейчас - это повальная гуманитаризация образования. Школа сейчас готовит гуманитариев которые знают и литературу и философию и историю религии, но путают прямой угол с температурой кипения воды.

    • Дмитрий Елисеев, как же, как же. Читала я, что они категорически сокращают гуманитарные дисциплины, особенно литературу, список изучаемых авторов. Хотят сделать ее чуть не факультативом. Наталья Солженицына до самого Богдыхана добилась, умоляла не сокращать литературные предметы в школах.
      В идеале обе компоненты должны быть равнозначными. Всю жизнь было так что математика, физика, химия считались главными предметами, а литература, история как бы второстепенными. На деле же они являются чисто образовательными, прикладными (что не умаляет их значения), но ВОСПИТАНИЕМ ребенка школой мы были обязаны именно гуманитарным наукам. Это когда школа имела две функции - и образовательную, и воспитательную. На этих дисциплинах воспитывалась нравственность и культура ребенка. фИЗИКОЙ-МАТЕМАТИКОЙ КУЛЬТУРУ НЕ ПРИВИТЬ. Там для ребенка Муму - физическое тело, погруженное в воду и вытесняющее столько же объема воды. А в литературе - это закладка нравственных начал.
      Поэтому, на мой взгляд, и физики и лирики должно быть равноправно поровну в школе. Физика - это философия природы, гуманитарные предметы - философия мировозрения.

      • Дмитрий Елисеев Мастер 22 июля 2013 в 01:35 отредактирован 22 июля 2013 в 01:42

        Лаура Ли, не знаю насчет литературы, а вот астрономию в школах уже сократили. Правда нужна ли она была в том виде в каком была, уже другой вопрос. Идеальный вариант, это мини-обсерватория при школе, но кто ж ее даст...

        И вообще, точные науки в образовании - это комплексный подход, ребенок должен не только формулы зубрить, но делать опыты, ходить в походы, на экскурсии, собирать гербарии, собирать и чинить какие-то механизмы и пр. Тогда что-то в голове останется, будет и интересно и полезно. Но нигде у нас этого нет, как в других странах, не знаю. Посмотрите у нас список занятий в любом детском доме творчества - песни, танцы, бокс. И только на самом последнем месте 1-2% от всего этого авиа или радиокружок, да и то не везде.

        Насчет литературы - не знаю где как, у нас в школе она была жутко нудным и скучным предметом, на 95% состоящим из зубрежки. Дала ли она какое-то мировоззрение не знаю, сильно сомневаюсь

        • Дмитрий Елисеев, единственно, о чем я жалею из советского времени это утрата традиции советского школьного и внешкольного образования, как бы идеологизировано оно не было. Но если отбросить октябрятство и прочее ХХХХство, это была очень сбалансированная школьная программа с великолепной внеклассной сетью образовательных и спортивных занятий
          Мне сейчас скажут, что это ностальгия по школьным молодым годам, но это не так - я просто сравниваю холодными глазами. Кто хотел и любил учиться, получали довольно сносное среднее образование и неплохое воспитание. А какое разнообразие внешкольных возможностей по интересам было. Все бесплатно, все доступно.
          ОК, разрушили бы обкомы-шмаркомы и государственное управление рынком, но вот зачем было рушить великолепную образовательную систему. Вот и сейчас продолжают рушить: астрономию взять и отменить, а ввести историю религий, а?

  • непререкаемые мнения грандмастеров

  • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 21 июля 2013 в 06:30 отредактирован 21 июля 2013 в 11:40

    "Много о чем хочется написать"...Лена, не надо. Если так. Если Вам физика помогает кипятить молоко, это еще куда ни шло - флаг в руки. Но о дырках разного цвета...Может, молоком в рамках Вашего знания физики и ограничимся?

    Физика. Наука наук, ниспровергатель и доказатель ВСЕГО. И человек учится в школе и хочет получить самое средненькое оразование, представление о мире и о вселенной, с ее законами. И он говорит - а на фиг мне это! Я выберу специальность, где мне это не надо.
    Вы знаете, Лена, на чем СССР лохнулась. На физике. Год-два застоя в физнауках дали отставание лет на сто. Это я говорю о большой физике, о физике на стыках с другими науками.
    Бывали времена, когда можно было шарашками запуганных патриотов поднимать с раком стоя науку. Теперь это уже безнадежное отставание на уровне арифмометра (если не украдут чего-то).
    Тут какие-то куски какого-то креста по Москве таскают - какая тут физика, Лена? Да вас там яйца по законам физики перестанут учить варить, а будут по законам божьим.

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 22 июля 2013 в 19:58

      Лаура Ли, "Может, молоком в рамках Вашего знания физики и ограничимся?" - вот мне тоже это показалось правильным, о черных дырах всё из текста убираю.

  • Да, действительно, автору не повезло с учителем физики.

    Оценка статьи: 3

  • В моем детстве была "Занимательная физика" Перельмана, поэтому о блюдце в молоке и других применениях физики в быту я узнала задолго до изучения этого предмета в школе... Да и учительница попалась прекрасная, и она тоже обязательно делала акцент на практическом применении каждой темы.

  • функции чёрной дыры можно очень условно сравнить с иммунным ответом, точнее, с иммунными клетками в человеческом теле



    какой бред

    Оценка статьи: 2