Юлия Эстен Дебютант

Чему учат нас мыслители Востока? Абай

Когда речь заходит о Древнем Востоке, воображение часто рисует нам яркие ткани, затейливо задрапированные шатры и одежды, сразу представляются бесконечные шумные рынки с их изобилием и доносящимся отовсюду ароматом специй. Однако яркость и разнообразие восточной литературы нисколько не уступают пестроте восточного узора.

Памятник Абаю Кунанбаеву в городе Байконур Yuriy75, commons.wikimedia.org

В 1890 году из-под пера великого казахского мыслителя Абая вышло «Первое слово». Речь идет о ключевом произведении автора «Слова назидания», в котором заключено всего 45 «слов». Каждое «слово» — рассуждение Абая на злободневные темы, маленькая притча, несущая в себе призыв, стремящаяся достучаться до сердца каждого человека, поучающая и советующая. Ведь Абай написал это произведение уже на склоне лет, анализируя все пройденные этапы своей собственной жизни и пытаясь понять поступки других людей, окружавших его. Весь багаж жизненных знаний заключен в этом небольшом, но глубоком труде. «Слова назидания» представляют собой философско-моралистические, общественно-политические и обличительно-сатирические высказывания поэта. Это плод не просто многолетних дум, но плод всей его жизни.

О ценности этой книги и ее вкладе в мировую литературу лучше не читать, а попытаться понять самостоятельно, а для этого ее прежде всего следует прочесть. Скажу только одно: это будет полезное вложение вашего времени, о котором вам вряд ли придется потом жалеть.

Как уже было отмечено, книга состоит из 45 «слов». Для того, чтобы совсем немного приоткрыть завесу тайн, хранящихся в этом произведении, я представлю вашему вниманию одно из «слов», в котором автор решил во вполне доступной, компактной и структурированной форме изложить, если можно так выразиться, «костяк» вопросов, больше всего тревоживших его и наталкивающих на долгие размышления.

Слово тридцать седьмое.

1. «Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем, достигнет ли он ее».

Коротко, зато более чем емко. Во времена Абая с тем же успехом, что и сейчас, существовали люди порядочные, честно идущие к своим целям, и пройдохи, обманщики и злодеи, готовые идти по головам своих и чужаков.

2. «Самые прекрасные мысли тускнеют, пройдя через человеческие уста».

Возможно, здесь речь идет о людях, которые просто любят поговорить и порассуждать вслух о жизненных принципах, необходимости вести праведный образ жизни и вообще о том, как должен жить благочестивый человек… Как жаль, что чаще всего этими разговорами любят увлекаться люди, знающие о благочестии только понаслышке.

3. «Нет уверенности в том, как воспримет мудрое слово себялюбивый невежда».

Ну что тут можно добавить? Поведение невежды всегда трудно предугадать!

4. «Помогай разумному. Содействовать неблагодарному — значит, опуститься самому».

И дело вовсе не в том, что неблагодарный не ответит никогда взаимной помощью и даже не поблагодарит. Как правило, подобного рода люди не привыкли к достойным поступкам, их жизнь и их действия — плоды их мелочности и непорядочности. К чему такое сотрудничество?

5. «Сын, почитающий лишь своего отца, — не друг народу; сын народа — и твой друг».

Абай, судя по его рассказам и выраженным мыслям, всеми силами пытался освежить в людях уважение и почитание одного чувства, которое многим людям чуждо, а для кого-то оно — просто высокое слово, не имеющее отражения в поступках, и лишь для немногих продолжающее оставаться частью их жизни — патриотизма.

6. «Сильный хоть и желает многого, но довольствуется малым; ничтожный просит мало, но не доволен, даже когда получает больше».

Наверное, так происходит по причине того, что сильный, имея мало, понимает, что это результат его труда и что он, трудясь дальше, сможет со временем добиться и большего. А ничтожный потому и ничтожен, что не умеет трудиться, а только просит и рассчитывает на подачки, которые, тем не менее, всегда кажутся ему недостаточными.

7. «Работающий только для себя похож на животное, которое заботится о своем брюхе. Вседержец любит того, кто трудится на благо человечества».

Скорее всего, смысл следует видеть в том, что эгоист едва ли сможет приобрести настоящих друзей и настоящую любовь людей. Не стоит забывать и о людях, которые рядом с нами. А высокие цели, отвечающие интересам человечества, помогают и сознанию стать выше, а это — залог успеха человека.

8. «Кто отравил Сократа, сжег Жанну д’Арк, распял Христа, закопал Мухаммеда в верблюжьих останках? Толпа. Значит, у толпы нет ума. Сумей направить ее на путь истины».

Здесь есть смысл отметить, что сам Абай некоторое время работал волостным управителем, поэтому для него было важно совладать с толпой.

9. «Человек — дитя своего времени. Если он плох, в этом виновны его современники».

Конечно, нельзя за все свои грехи винить все свое окружение, но доля правды в этом есть. Ведь именно большинство определяет и порядки, и нормы, и моду…

10. «Будь моя власть, я бы отрезал язык тому, кто утверждает, что человек неисправим».

Сказано, конечно, очень строго, но смысл-то не в этом. Человека действительно возможно исправить. Главное, что надо исправить и сколько времени и терпения на это потребуется.

11. «Одиночество — погибель для человека. Все беды валятся на его голову. Однако мир заполняют не только беды, но и развлечения. Кто выдерживает первое? И кто не погибает во втором?»

Касательно одиночества. Часто можно услышать, что человек — существо социальное. Люди окружают одного отдельно взятого человека всегда и везде. Одиночество — привычка, которая может помешать человеку стать тем, кем он является по своей природе. А развлечения… в них действительно очень просто погрязнуть.

12. «Кто не бывал в беде! Удел слабых — терять надежду. Разве за суровой и снежной зимой не идет лето со сверкающими озерами и густым травостоем?»

Надежда — это действительно спасательный круг для человека. Ну кто станет спорить?

13. «Безвреден — кто в гневе кричит. Бойся того, кто в гневе молчит».

Невозможно предугадать, когда затаенное зло выйдет наружу. Этого и следует опасаться.

14. «От радости и счастья люди теряют голову. Из тысячи лишь одному счастливцу удается сохранить разум, чтобы не предстать перед народом нагишом».

Разум и вправду следует сохранять при любых обстоятельствах.

15. «Дело ладится умением».

Конечно же, в любом деле важна не только теория, но и практика.

16. «Слава — высокая скала. Терпеливая змея взбирается на нее ползком, сокол взмывает на ее вершину в стремительном полете. Недружный народ хвалит того, кто не дошел до нее. И недалекий верит этому обману».

Каждый человек сам выбирает для себя как способ достижения вершины скалы, так и способ жизни в целом. Пресмыкаться или летать? В любом случае на каждого человека найдется хоть один «друг», который будет «сожалеть» в момент неудачи.

17. «Мир — безбрежный океан. Время — неутихающий ветер. Поколения подобны волнам, спешащим друг за другом, и на их смене держится вечная жизнь».

Преемственность поколений — еще одна ключевая ценность того, да и нашего времени тоже.

18. «Нищий, прославившийся умом, выше счастливого царя. Юноша, продающий плоды своего труда, достойней старика, торгующего своею бородой».

Заслуженные плоды своего труда — ценнее и дороже, чем успех, заполученный обманом.

19. «Хитрость превращает человека в попрошайку. Лицемерие делает суфия тунеядцем».

Хитрость и лицемерие — недостойные качества, иногда даже дающие свои плоды, но не приносящие настоящих благ.

20. «Плохой друг подобен тени. Когда светит солнце — от него не избавишься; когда тучи сгущаются над головой — его не найдешь».

Истина, как видно, срабатывающая во все времена. Жаль только, что не все друзья умеют ценить людей, которые в самую нужную минуту умеют оказаться рядом.

21. «Доверяйся тому, кто замкнут, но дружи с тем, кто общителен. Остерегайся беспечного, но будь опорой опечаленному».

Беспечность — заразительна, она источник многих проблем, которых есть шанс избежать. Человечность — лучшее качество человека.

22. «Гнев без силы — вдовец; ученый без последователей — вдовец; любовь без верности — вдова».

У всего должно быть основание и продолжение. Иначе все теряет смысл.

23. «Пока ты несчастлив, добра тебе желают все. Но вознеси тебя судьба — и твой доброжелатель лишь ты сам».

Жаль, что поговорка «друг познается в беде» сейчас уже звучит гораздо актуальнее в перефразированном виде «друг познается в радости».

Это и были те самые вопросы, которые волновали Абая и некоторых его современников. Очень хочется надеяться и на то, что они чаще станут волновать и нас. Конечно, некоторые из мнений того времени уже могут показаться устаревшими, но, может, стоит задуматься над тем, что поменялось: на самом ли деле ценности, или все-таки мы?

Обновлено 16.08.2013
Статья размещена на сайте 4.08.2013

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Юлия, какая красивая у Вас картинка на аватаре. Спасибо за "наводку" на художника Владимира Волегова.

  • Юлия Эстен, а кто автор перевода варианта, предложенного в Вашей статье?

    • Евгений Востриков, это перевод казахского писателя Сатимжана Санбаева, вышедший под названием "Слова назидания". Некоторые другие переводы носят иные названия, например "Назидания" (Виктор Шкловский) или же просто "Книга слов" (Ролан Сейсенбаев).

  • Если отталкиваться только от текста, то всё ОК! И цитатаы и коменты к ним. Для тех, кто только слышал о восточном мудреце(как я), самое то, узнать поближе. Мне понравилось сравнение друга с тенью. "Слова" не потеряли ценности за больше чем столетие. Памятник в Байконуре очень симпатичен: от тех, кто штурмует космос, тому, кто "штурмовал" природу, менталитет человека.

    Оценка статьи: 5

  • Я, читая, вспомнил знаменитого Козьму Пруткова с его "Плодами размышлений". В принципе и в его пародийном мудрствовании можно отыскать много мудрого. Чего стоит: "Нельзя объять необъятное", повторенное 4 раза. Или "Бди!"

  • Упоминание в первом абзаце ДРЕВНЕГО Востока отодвигает от нас прокурора Абая куда-то далеко. А умер он, оказывается в 1904 году.Т.е. современник Ленина, Троцкого, Толстого. Книга - цитатник. На самом же деле у Абая дикая смесь конфуцианства, толстовства и радикального исламизма.
    Давайте судить по делам, а не по цитатнику. Абай был прежде всего чиновником-законодателем. Законы, которые он ввел - повиновение баям, властям, угнетение женщин ( за убитую жену мужчине половина наказания, чем за убитого женой мужа, побивание плетьми и пр.).
    Он не поднялся до своего времени, до Толстого. Говорил и писал красиво. Но это Восток: цветистость речи и кнут рядом, чтоб попавшуюся под руку жену по спине перетянуть.
    Сравните: самый короткий и страшный роман о войне всех столетий из шести слов у Хемингуя ( близкого современника Абая): Продаются пинетки, не ношеные ни разу. А?