Мастер

ДНК-анализ. Можно ли узнать свою историю?

Кто мы? От кого произошли? Откуда родом? Наверное, каждый хоть раз задавался этим вопросом, но увы, документально подтвержденные связи зачастую теряются после 2−3 поколений. Очень малое число людей знают хотя бы даже историю своей прабабушки. Но оказывается, современная наука может ответить на эти вопросы благодаря анализу ДНК.

Sergey Nivens Shutterstock.com

Как обычно, для начала немного теории.

ДНК — особая молекула, использующаяся в организме с очень важной целью — для хранения информации. Наверное, все видели на картинке известную «двойную спираль», состоящую, кстати, всего лишь из 4-х типов оснований: аденин, гуанин, тимин и цитозин (невольно прослеживается аналогия с двоичным кодом в компьютере). Спираль не зря является двойной — основания могут совпадать друг с другом лишь по точно определенной схеме, поэтому при репликации ДНК спираль разделяется на две части, каждая из которых затем «достраивается», в итоге получается две молекулы ДНК вместо одной.

Сама ДНК, по сути, является записанной «программой» — специальные молекулы считывают данные и на основе этой информации строят новые клетки. По некоторым подсчетам, суммарный объем информации, хранящейся в ДНК одной клетки, составляет около 800 Мбайт. Вполне внушительная сумма, которая заметно превосходит плотности записи даже на жестких дисках последних моделей. Проект расшифровки генома человека длился более 10 лет и был закончен лишь в 2003 году. Но задолго до этого, около 20 лет назад, уже были исследованы отдельные фрагменты ДНК, имеющие не только научный, но и исторический интерес.

Митохондриальная ДНК (мтДНК)

Эта молекула ДНК была расшифрована первой, она обладает рядом особенностей:

— мтДНК передается исключительно по материнской линии;

— ДНК передается практически неизменной, скорость мутаций составляет менее одной единицы за несколько тысяч лет, но появившись, мутация «закрепляется» и будет передаваться и дальше следующим поколениям;

— количество мтДНК в тканях велико, что позволяло взять на анализ даже кости, пролежавшие (далеко не в стерильных лабораторных условиях) не одну тысячу лет.

Таким образом, эта ДНК стала первым «маркером», позволяющим реально оценить движение и расселение народов с древних времен до наших дней. Принцип прост. Допустим, племя некоторых людей жило на побережье. Затем половина из них на лодках перебрались на другой берег, где ассимилировались с другими племенами. Даже если это произошло пару тысяч лет назад и сами потомки об этом давно забыли, анализ ДНК будущих жителей на обеих сторонах берега покажет наличие родственных связей. Дальнейшее, очевидно, дело техники — чем больше образцов ДНК будет собрано, тем более точную карту можно составить.

Впервые этот анализ был сделан как раз для островов Полинезии, т.к. количество жителей и вариантов расселения там значительно меньше. Естественно, для материков картина сложнее, но со временем и она была построена. Как видно на рисунке, различные вариации мтДНК представляют собой дерево, ведущее от прошлого к настоящему. Каждый «лист» дерева называется гаплогруппой. Так, например, в России часто встречаются люди групп H, K, R, U5 и пр. Группы далее дробятся на более мелкие: например, группа U делится на подгруппы U1-U8. В Сети можно найти географические карты миграции и распространения различных ареалов, что достаточно интересно.

И разумеется, с помощью мтДНК можно ответить не только на «археологические», но и на гораздо более «приземленные» современные вопросы: например, является ли тот или иной человек потомком определенных родителей. Именно так делался анализ останков семьи Романовых.

Y-хромосома

Разумеется, изучение наследования только по женской линии было бы неполным. Был открыт участок Y-хромосомы, передающейся по мужской линии. Остальное, в общем, аналогично истории с мтДНК, повторяться смысла нет. На рисунке показано дерево Y-групп. Так для России характерны представители гаплогрупп R1a1, N1c1, а у ирландцев больше представителей R1b1. Подробные карты желающие также могут найти в Интернете.

Помимо исторического, у анализа также имеется и практический смысл — чем выше степень совпадения (количество маркеров) у двух людей, тем больше шансов, что в прошлом у них был общий отец. Описывался случай, когда человеку удалось найти родственников среди эмигрантов, уехавших в США около 100 лет назад. Разумеется, «традиционными» способами вроде поиска в архивах, сделать это было бы гораздо сложнее и, вероятно, дороже.

Тестирование

И теперь — к самому интересному. Конечно, карты и ареалы распространения — это весьма любопытно, однако практический вопрос для каждого — как узнать свою историю. Безусловно, если есть спрос, есть и предложение.

Несколько американских компаний могут сделать ДНК-анализы, для этого даже не придется выходить из дома. Стоимость услуги составляет от 50 до 300 $ в зависимости от требуемой детализации данных (очевидно, что, к примеру, по строке R1a1a1b1a2 можно получить более точные данные, чем по R1a1). Сам анализ весьма прост: при заказе через интернет-магазин человеку высылается пробирка, нужно поскоблить за щекой и отправить эту пробирку почтой обратно на анализ (цена вопроса 200−300 рублей в любом почтовом отделении). Очевидный минус — это продолжительность процесса, доставка посылки из США в РФ составляет около месяца, и столько же она будет идти обратно.

Список компаний велик (FTDNA, Geno 2.0, 23andMe и пр), желающие могут поискать самостоятельно. Есть и российские компании, однако стоимость их услуг несколько выше. Полученные пользователем данные могут использоваться для различных целей. Например, есть поисковые базы, способные помочь найти родственников, данные имеют также научный интерес, т.к. полная карта распространения еще не построена, она зависит исключительно от количества участников.

Заключение

Делать или нет анализ ДНК сейчас — наверное, вопрос исключительно личного любопытства, вряд ли это знание принесет какую-либо практическую пользу (кроме разве что установления отцовства в спорных случаях). Тема интересная, но все же не совсем дешевая. Однако всем рекомендуется прочитать книгу профессора Брайана Сайкса «Расшифрованный код Ледового человека», где популярным и интересным языком описана как история человечества, так и история исследований ДНК.

Статья опубликована в выпуске 16.08.2013
Обновлено 21.04.2017

• 25 числа я иду снова кроликом подопытным на очередные тесты в университет медицины- там они делали мой ДНК скрининг. Спрошу у них что означает что прежде чем лезть на форум позориться. Я ведь разницу между молекулой и атомом толком не знаю.

• Путёвый

• Я прочла весь цикл и пошла в исходную статью там открывается newsweek и единственное, что есть - статья об идентичности Моны Лизы. Ничего, я найду в интернете. Однако спасибо.

Но что меня порадовало, это то что я оказалась права даже со стороны геногеографии - не язык формирует нацию, этнос. Это я всегда говорила (когда еще генетика была буржуазной служанкой) и буду говорить. А когда-то меня освистывали и не печатали в языковых научных журналах. Всем очень тогда хотелось, чтобы роль великого русского языка была цементирующим элементом дружбы народов всех республик свободных. Вывести они хотели новую генетическую культуру - советский человек, говорящий на великом русском. Ан не получилось, язык-то не то что до Киева, а никуда не довел.
    Права-то я оказалась просто по жизни когда через лет 5 после развала Союза дети, рожденные в освободившихся странах, уже ни слова не знали по-русски. А сейчас и подавно.

• Лаура Ли, думаю, самый быстрый практический способ узнать что-то - это сходить на форум "молекулярная генеалогия", выложить данные и спросить там что с ними делать, там есть много энтузиастов готовых помочь. Более подробных ресурсов в Рунете я не видел. Разобраться самостоятельно наверно тоже можно, но вероятно сложнее, как я понимаю, есть разные форматы данных, разные фирмы делающие анализы, единства тут вроде нет.

Если по каким-то причинам не хотите светить свою ДНК в интернете - наверно есть местные специалисты у вас, способные сделать расшифровку, только конечно уже не бесплатно.

• Ну, на 200 лет я и без них знаю. Я помню несаколько передач по ТВ на эту тему - голивудские звезды искали по ДНК свои корни. Почему-то не нашли ни одного предка пирата или бандита, у всех почему-то королевские голубые крови оказались. Даже наш Обама родственник английской короны.
    А я когда-то вычитала, что моя четвертая резус минус кровь принадлежит колену Исуса Христа. Лестно, но вопросно: как они анализ крови у Христа взяли

• Лаура Ли, приведу ссылку на одну из статей в моем портфолио - собственно о поиске. Там есть путь к исходной статье.

• Люба Мельник, эта статья и ваша наталкивают на неоднозначные мысли, например, собрав статистику по регионам и дополнив ее статистическими медицинскими данными, можно сделать предположения о долголетии, заболеваниях и пр. Собрав социальные данные, можно тоже сделать какие-то выводы. С одной стороны неплохо знать свои вероятностные предрасположенности и особенности (к примеру,не пить молоко/пиво, не есть какие-то продукты). На макроуровне, если правительство знает, что в 45лет 70% женщин заболеют онкологией - можно изменить структуру медицины. А с другой - если правительство знает, что у его подданных в 60 лет запускается аутоимунный процесс с вероятностью 90%, то, установив пенсионный возраст 65лет, может хорошо экономить бюджет. А если вспомнить, что сейчас пытаются вывести вирусы, смертельные только для определенной ДНК и сравнительно безопасные для других типов.. Похоже, сейчас выпускается джин из бутылки, который, как и расщепление атома, может быть использован по-разному. Думаю, эти данные засекретят.

• Дмитрий Елисеев Мастер 20 августа 2013 в 23:12 отредактирован 20 августа 2013 в 23:12 Сообщить модератору

Юрий Лях, какая-то из компаний, ссылку уже не помню, предлагает любому сделать за 99$ тест ДНК и представляет список потенциально опасных наследственных болезней. Реально ли это, хз, тут я не специалист.

А еще хорошо бы, чтобы каждому в детстве делался такой тест, и каждая пара могла заранее узнать, стоит ли им рожать ребенка, или лучше не надо... Тут правда много проблем и этического свойства возникает.

• Дмитрий Елисеев, "Тут правда много проблем и этического свойства возникает" - и политических. Пример на основании статьи по ссылке Любы - 5 блок: "Например, известно, что среди русских Волго-Уральского региона особенно часто встречается фенилкетонурия (наследственное нарушение обмена веществ, приводящее к слабоумию)", а тут стало известно, что, президент страны из того региона.... И дай Бог после озвучки этого в прессе, да еще под определенным углом, ему дотянуть до конца текущего срока.

Но идея здравая - при рождении делать анализ на предрасположенности. Как и брать кровь из пуповины (как помню) на предмет стволовых клеток - вдруг когда-то понадобится.

• Юрий Лях, фенилкетонурия при тотальном обследовании новорожденных выявляется мгновенно и мгновенно же предупреждается. Так что за репутацию президентов не волнуйтесь.

• Юрий Лях Читатель 22 августа 2013 в 10:39 отредактирован 22 августа 2013 в 10:39 Сообщить модератору

Люба Мельник, соглашусь, если поголовно это обследование младенцев начали проводить больше 50 лет назад (но это не так). А для будущих президентов - нынешних младенцев, через 40-50 лет, наверняка, найдут еще какой-то какой-то неизвестный сейчас сбой в ДНК, присущий какой-то местности.
                Короче, стрёмное это дело - не то, что тебя посчитали, а что после определенной обработки полученных данных неизвестно кто, как и когда эти данные использует.

• Лаура Ли, 100-200 это как раз минимальный срок, можете найти и на 600 лет, или 1000, только вероятность что Вас там вспомнят, пропорционально меньше

А в целом, как я писал в последнем абзаце, практического смысла этих тестов конечно мало, но для удовлетворения любопытства вполне интересно.

• Спасибо, спасибо. Ну а все-таки: что мне теперь делать в этими результатами теста? Детям в наследство?

• Лаура Ли, Вы можете узнать тип своей генетической группы по материнской линии (для отцовской надо брата тестировать, если есть), определить ареал ее распространения на карте (подробность зависит от степени детализации ДНК-теста), найти историю расселения "своего" народа. Вроде можно определить свою национальность (не паспортную, а реальную ).
      При достаточной подробности данных, можно внести данные на сайты и получить список "родственников", правда точность поиска от 100-200 лет, но все равно интересно.

И да, Ваши результаты автоматом валидны и для детей, они ж наследуют Ваши гены

• Отличная статья. Особенно для таких чайников в этом деле как я. Как спеллается автор на анг. и название на ридний мове? Заранее спасибо.
    В США вы можете бесплатно получить свой ДНК-тест, если вы участвуете добровольцем в каких-то клинических исследованиях. Хорошо, у меня есть копия моих тестов. И что с ними? Куда их?

• Лаура Ли, есть огромный русскоязычный портал по молекулярной генеалогии, там народ вполне отзывчивый, и помогает новичкам с построением деревьев, таблиц, есть куча ссылок на ресурсы и пр.

Ссылки тут в сообщениях вроде запрещены, наберите в гугле "молекулярная генеалогия форум", а там уж на месте разберетесь.

• Классная статья, очень понравилась. Как мне видится, эти анализы будут брать у новорожденных, заполнять в единую базу и, при необходимости - поможет в поиске доноров, точнее наоборот - в нуждающихся.
    А вдруг я - дальний родственник президента..... Какой, там, у него код???

• это продолжительность процесса, доставка посылки из США в РФ составляет около месяца, и столько же она будет идти обратно..... Вопрос- зачем пробирку высылать обратно, ведь нужны только данные исследования.