Виталий Ростовцев Профессионал

Творчество в образовании - на что обратить внимание? Ручное творчество

Несмотря на то что видов творчества очень много и некоторые из них возникли очень давно, перспективам развития творчества уделяется недостаточно внимания. Из-за этого появляются такие технологии и материалы, применение которых в результате может причинить вред как здоровью человека, так и окружающей среде.

Nelanet Shutterstock.com

Один из ключевых моментов в направлении ручного творчества — использование натуральных и легко утилизируемых материалов. Эта особенность тесно связана с вопросами экологии, а также творческой свободой — независимостью от промышленных материалов, которые могут оказаться труднодоступными, потребовать излишних денежных затрат и создавать экологические проблемы, когда массовые издержки творчества превращаются в отходы.

Значимость ручного творчества, внедрённого в систему образования с учётом экологических, культурных основ и личных интересов детей, заключается в следующем:

  • Возможность самому делать необходимые вещи, а не покупать промышленные, серийного производства. Замена психологии потребления психологией созидания.

  • Возможность в будущем частично обеспечивать свой материальный достаток, делая что-то на заказ, для продажи.

  • Возможность приобрести навыки и умения, которым можно обучать самостоятельно своих детей в дальнейшем, не затрачивая деньги и время на занятия где-то.

  • Возможность совместного творчества с родителями и со своими будущими детьми, что значительно укрепит семейные отношения.

  • Развитие мелкой моторики (совокупности скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой при выполнении мелких и точных движений руками или ногами).

  • Развитие образного мышления, когда необходимо представить форму изделия, процесс творчества и научиться вкладывать в это определённые чувства и мысли.

  • Развитие логического, системного мышления, когда необходимо подобрать материалы, инструменты, подходящий способ изготовления предмета творчества, определить порядок действий, учесть многие взаимосвязи.

  • Если говорить об особенностях реализации такого подхода к ручному творчеству, то стоит отметить следующее.

  • Поначалу занятия проводятся как дополнительные и оплачиваются родителями; родители также могут посещать эти занятия, занимаясь наравне с детьми.

  • Проводят занятия мастера hand-made и сами учителя, хорошо владеющие тем или иным видом ручного творчества.

  • Отбор мастеров для занятий проводит руководство школы и сами дети, ознакомившиеся с творчеством мастера и заинтересовавшиеся им.

  • Перед занятиями в школе устраивается бесплатная для мастеров выставка-ярмарка, где можно познакомиться с мастерами и их творчеством.

  • На выставку и для дальнейшего проведения занятий отбираются мастера, готовые работать с натуральными и легко утилизируемыми материалами, а также мастера в сфере эко-дизайна и «UTILитарного» творчества (новое применение старым вещам).

  • Подбор мастеров ведётся всеми доступными способами: на городских выставках и фестивалях; по базам, имеющимся у организаторов городских выставок; по интернет ресурсам; путём размещения объявлений о подборе соответствующих мастеров через СМИ, социальные сети и внутри учебных заведений.

  • С практичной стороны, у школ есть два привлекательных для мастеров ресурса — помещение и аудитория (как дети, так и взрослые). И мастерам не нужно тратить силы или время на их поиск — всё будет предоставлено, и даже может оказаться рядом с домом.

    Конечно, тут понадобится учесть разные тонкости: финансирование и проведение занятий для тех детей, которые лишены родительской поддержки; перераспределение нагрузки тех учителей, которые будут вести ещё и это направление; согласование возможности заниматься с детьми тем людям, у которых не окажется педагогического образования. Однако при взаимном интересе решения вполне можно найти.

    При этом всём какие-то основы важно заложить уже в дошкольном возрасте. К примеру, организовать совместно с детьми благоустройство участков на территории детского сада — посадку цветов, растений и уход за ними с целью пробудить в них интерес и внимательность к живому миру, воспитывая таким образом заботу об окружающей их среде, что в дальнейшем естественно проявится и заботой об экологических аспектах и жизни в целом, а последующие идеи в этом направлении будут ими восприняты намного легче. Кроме того, тактильные ощущения и наблюдения при работе с многообразием живого материала помогут более полноценному развитию.

    Обновлено 29.04.2016
    Статья размещена на сайте 3.11.2013

    Комментарии (0):

    Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

    Войти через социальные сети: