• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Мария Рязанцева Дебютант

Слышно ли меня?

Хочется поговорить о такой важной, актуальной проблеме, как жизнь глухих и слабослышащих людей. Сейчас ей уделяется все меньше внимания, что несправедливо по отношению в людям с подобными проблемами. Инвалиды находятся в некой изоляции по отношению к окружающему их миру.

PromesaArtStudio Shutterstock.com



В разные периоды проводилась разная политика в отношении людей с данной проблемой. Проводиться-то проводилась, а насколько верной и полезной она была?

Поначалу использовалась социальная политика полнейшей изоляции неслышащих людей. Они не могли получить качественное образование и приемлемую для них работу. Общество относилось к ним с непониманием и агрессией, что, в свою очередь, вызывало ответную и взаимную реакцию. «Особенные» люди замыкались в себе и не могли ужиться в социуме.

Позднее политика начала меняться, но, похоже, опять не в том направлении. К глухим людям стали проявлять чрезмерную, нарочитую заботу, которая тоже не привела ни к чему хорошему. Люди находились на позиции иждевенчества, их самостоятельность была ограничена, а недостаток бесконечно лелеем, что так же, как и при первой политике, мешало нормальному течению их жизни, не давало возможности получить образование и работу.

Такие зигзаги, естественно, не могли помочь неслышащим, они только еще больше принижали их самих и уровень их жизни. Они не участвовали в социальной, политической и культурной жизни, не имели возможности саморазвиваться и расширять свой кругозор. Их бытие проходило в культуре бедности и отсутствия информации.

Вплоть до 1991 года тема инвалидности в СМИ была закрытой и не могла быть предметом обсуждения. О ней знали и говорили только те, кто столкнулись с нею в реальности.

Отсутствие информации о жизни людей с нарушениями слуха привело к тому, что к ним относились не как к равным себе, а с настороженностью и даже, иногда, с чувством страха и презрения.

А ведь большинство глухих людей не считают себя инвалидами, они — особый мир, со своим языком и своей культурой. На все это они имеют право. На мой взгляд, наша задача — не отстраняться от них, а наоборот, активно и свободно взаимодействовать с этим необычным миром, этими полно- и равноправными членами общества, достойными настоящей жизни, полной новых радостей и впечатлений.

Нет какого-то одного верного способа общаться с ними. Ведь каждый глухой человек отличается от другого своими возможностями и способами развития. Существует несколько возможных вариантов общения.

Когда глухой обращается к слышащему голосом, естественно, что тот может его понимать. Но и наоборот, слышащие люди вполне могут общаться с глухими при помощи голоса. Главное, помнить — артикулировать нужно как можно четче и сильнее. Ведь глухой «читает» обращенную к нему речь по губам. Артикуляция должна быть «повышенной». Вы спросите, как это? Представьте, что разговариваете со своим слышащим товарищем в вагоне метро, пытаясь перекричать шум и грохот. Вот это и есть та самая «повышенная» артикуляция. Не нужно думать, что неслышащие люди могут прочесть по губам все, что вы скажете. Но процент понимания значительно повысится за счет вашей артикуляции. Именно её, а вот громкость голоса должна быть обычной. И, ясное дело, разговаривать с человеком нужно только тогда, когда он на вас смотрит. Привлечь его внимание можно воздушным «зовом» руки или дотрагиванием до плеча.

В разговоре желательно всячески выражать эмоциональность. К примеру, если вы говорите «да», то активно дополняйте это кивком головы. При возможности нужно всегда использовать естественные жесты. Что это значит? Жесты должны быть теми же самыми, которые вы используете в разговорах со слышащими людьми. Не нужно выдумывать пантомиму, просто больше и естественнее двигайте руками в соответствии со смыслом. Эмоциональность ни в коем случае не должна быть чрезмерной.

Таким образом, в разговоре с глухим могут быть использованы два способа: чтение с губ и жестикуляция. Третьим способом является переписка. Эти три способа доступны для применения и не требуют специальных познаний.

Следующие способы довольно-таки сложны в использовании и требуют нешуточной специальной подготовки. Это дактилирование букв и жестовый язык. Конечно, если вам предстоит длительное общение с человеком, у которого имеется нарушение слуха, язык жестов здесь будет являться необходимостью.

И шестой способ — общение через переводчика жестового языка, или сурдопереводчика.

Чаще всего нарушения слуха ведут за собой неизбежные расстройства речи. Если болезнь была человеком приобретена во взрослом, сознательном возрасте, когда речь была полностью сформирована, то нарушения, скорее всего, будут присутствовать, но с ними можно будет справиться с помощью опытного врача. Намного труднее, если глухота оказалась заболеванием врожденным. Такое нарушение может вести к полной потере зачатков речи. Главное, помнить: чем более стойкий характер приобрело то или иное нарушение речи, тем труднее его лечить. При любой проблеме следует немедленно обратиться к соответствующему специалисту.

Очень важно больше и активнее рассказывать в СМИ о жизни и проблемах глухих, по мере возможностей изучать их действительно интересный и увлекательный язык, налаживать доброжелательные отношения и избавиться от всяческой дискриминации. И тогда эти необычные, но такие же, как мы, люди действительно смогут услышать нас. Пусть и не так, как это привыкли делать мы.

Статья опубликована в выпуске 13.11.2013
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (70):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Елена Арефьева Читатель 13 ноября 2013 в 04:07 отредактирован 13 ноября 2013 в 04:08 Сообщить модератору

    Только за то, что подняли такую важную и неизбитую тему ставлю "5".

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 13 ноября 2013 в 05:16 отредактирован 13 ноября 2013 в 05:20 Сообщить модератору

    В статье разобран крайний случай почти отсутствия слуха. Но большинство проблем с утерянным слухом, у слабослышащих. Увы, я из этой кампании. Я прошёл строгую комиссию в лётный состав (50% отсева) в качестве стрелка-радиста. Но на строевых по обязательной форме простудил правое ухо и болью с занятий ушёл в санчасть. После лечения был допущен к полётам, но по другим причинам небо осталось закрытым. Но ухо запомнило болячку и слух ухудшался с годами.

    Сейчас пользуюсь аппаратом, но не всегда.Неудобства преследуют. Сейчас аппараты стараются сделать как можно миниатюрнее, незаметнее. Но ухо с вставленный сл.проход насадкой напрягается и звук приобретает "вокзальный" акцент. Я предлагал сделать "слуховые наушники", внешним видом можно поступиться, лишь бы лучше слышать и комфортнее. В наушниках проще разместить и батарейки.

    хотелось бы узнать о прорывах в лечении слуха.

    Оценка статьи: 5

  • Раньше в поездах слабослышащие люди (или те, кто "работал" под них) продавали всякую мелочь, ну, бизнес такой у них был. Как-то купила брелок, к нему была прицеплена карточка с картинками жестового языка. Ради интереса дома выучили его. Потом за ненадобностью все забылось. А брелок долгие годы у меня был, хороший брелок, и вроде бы не один даже я брала.
    Вот и думаю, может, стоит как-то специально распространять такую информацию? Наверное, где-то так и делается. Но вот там где я живу, там не сталкиваюсь, хотя у нас есть отличный интернат для слабослышащих детей.
    В любом случае нужно уделять повышенное внимание таким людям. И другим, кто не очень здоров, тоже.

    Оценка статьи: 5

  • Наша страна специализируется на крупномасштабных дорогостоящих и постепенно затухающих акциях. Пример - лет 10-15 тому назад стали показывать новости с сурдопереводом. Почему все закончилось - можно догадаться: сурдопереводчица была показана очень мелким планом с кружочке. Даже при этом она мешала полноценнослышащим тем, что производила движения и отвлекала на себя основное внимание(особенность психики человека - следить за движением; по такому принципу действуют многие методики в психологии), наш народ недостаточно толерантен, чтобы воспринимать такого рода нововведение без анекдотов и пародий. Ну, а что-бы мешало бы ТВ-чиновникам додуматься до бегущей строки внизу экрана "дурящика", как это сделано на бизнес-каналах? В "импортных" странах забота о людях с какими-либо ограниченными возможностями - нормальная практика и никого не напрягает.

    Оценка статьи: 5

  • У моей мамы в уже преклонном возрасте идет постоянная деградация слуха. Слуховым аппаратом, маленьким и незаметным, она старается пользоваться редко, т.к. считает, что он провоцирует ухудшение. Более того, когда она включает или выключает свой слух.аппарат, возникает сильное звуковое колебание. Даже мне при отличном слухе эта зв.волна бьет по нервам (ощущение,как слаботочный удар). Искренне ее жаль, однако проблемы+проблемы - в моем с ней общении довольно серьезные. Если бы были наушники с выносным микрофоном, то хотя бы дома мы с ней могли нормально вести диалог. К сожалению, по И-нет пространству ничего толкового не нашла. Так что буду признательна за информацию.

    Оценка статьи: 5

    • Елена Арефьева, пожалуйста, информация.
      Слуховой аппарат не ухудшает слух.
      Зато обеспечивает комфорт самому слабослышащему и его окружающим.
      Включать-выключать не надо. Надо держать включенным постоянно, привыкнуть надо к нему.
      Это в точности, как с контактными линзами: никто же не снимает их по десять раз на дню.

      Оценка статьи: 5

      • Аркадий Голод, на аппаратах есть же выключатель: не обязательно вынимать из уха насадку. Постоянно включённый быстро сажает батарейку(АБ).Удивляюсь, почему не рекламируют комфортные "слуховые наушники" - упёрлись в эту миниатюрность.

        Оценка статьи: 5

        • Сергей Дмитриев, очень многим людям важно скрывать свой дефект.
          Но в наше время, когда множество людей ходят с с вай-файной гарнитурой и просто с наушниками от всяких плейеров, скорее человек без наушников бросается в глаза.
          Надо бы посмотреть в каталогах соответствующих фирм. Наверняка там найдутся очень даже не миниатюрные девайсы.

          Оценка статьи: 5

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 13 ноября 2013 в 12:29 отредактирован 13 ноября 2013 в 12:34 Сообщить модератору

    Проработал с глухонемыми людьми, бок о бок, 7 лет.
    Хотел бы заметить следующее: их страдания и трудности от невозможности слышать и говорить - часто не их, а лишь наше представление, представление слышащих и таких говорливых, о них. Нам представляется, что они так и страдают. Уверяю Вас, не так-)

    И люди своеобразные, должен сказать. Счастливее, чем мы все вместе взятые. Потому как лишены множества несвобод, сдерживающих установок, этических норм, которые затрудняют уже нашу жизнь. Они - как дети природы: где им надо - там устроят скандал - и кричат они погромче нашего-). А где надо будут целоваться-драться-разводиться-сходиться и т.д. У них жизнь бьет ключом. Это у нас она течет еле-еле. Не у них.

    Формальное представление о них - как принято. Лживое-)

    Другое дело - когда ты теряешь то, что имел: зрение, слух, речь. Вот эта самая грань - часто трагическая.

    • Игорь Ткачев, ну и обобщения у Вас. Люди с проблемами слуха, точно так же как без проблем - разные по темпераменту, по характеру. Естественно, более заметны те веселые подростки, которые жестами общаются на людях, но многих слабослышащих вы даже не заметите рядом с собой. Я бы сказала, что единственный общий признак - в массе своей они более наблюдательны, жизнь заставляет. А трудности их - объективны. Чтобы их почувствовать, не рассуждайте умозрительно, а просто заткните уши и попробуйте - поработать с людьми, походить по улице, научиться чему-то новому.

      "когда ты теряешь то, что имел: зрение, слух, речь. Вот эта самая грань - часто трагическая." Да. Но трагизм и объективные проблемы - разные вещи. Если человек к моменту ухудшения или потери слуха уже интеллектуально развит, много умеет и знает, то кому труднее - ему или детям, развитие которых тормозится отсутствием слуха?

      • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 13 ноября 2013 в 15:17 отредактирован 13 ноября 2013 в 15:21 Сообщить модератору

        Марианна Власова, обобщения у меня из личного опыта. Хотя можно их поделить и по географическому признаку, например. И верно, есть и характер, и темперамент. А есть социальные, этические, морально-нравственные и т.п. установки и навыки. Они их, в своем большинстве, лишены.

        И в том-то и дело, что, по причине своих особенностей, если они такие от рождения, они гомогеннее, нежели мы, такие разные. Они живут в своем, менее пестром и противоречивом мире, - отсюда и различий у них, которые определяются, например, социальными и национальными причинами, меньше.

        Есть разница между тем заткну уши я, слышащий человек, и попробую так прожить пару дней, на этом контрасте, или если мы возьмем того, кто не слышит с рождения. Не имеющий рук с рождения страдает меньше и лучше приспособлен к жизни, чем тот, кто их имеет, но потерял - в этом суть. Это очевидно. Поэтому сравнивать того, кто вчера слышал и потерял слух сейчас с тем, кто не слышит с 3-х лет - небо и земля.

        Я повторю: я с глухими работал 7 лет. Когда начинал, был полон вот таких "киношных" представлений - они бедные, несчастные и т.д. Неверно. В своем большинстве шумные, естественные в своем поведение, непосредственные, вполне довольные своей участью - многие из них и близко не задаются вопросами, которыми мы о них задаемся. Многое из этого - блажь.

        Отвечая на Ваш вопрос, труднее всегда тому, что имел и утратил.
        Слепые и глухонемые живут в своем мире. Танцуют, поют, что-то читают. Интеллектуальные и образовательные вершины у многих совсем не те, что у человека, которого с пяти лет настраивают, как скрипку, на достижение материальных и пр. благ.
        Поэтому я и говорю, что здесь киношное и книжное о них представление - есть те, кто жил с ними или знает близко? Тогда можно будет поговорить. А так - домыслы.

        • Игорь Ткачев, "социальные, этические, морально-нравственные и т.п. установки и навыки" формируются воспитанием. Конечно, выпускники интерната будут в чем-то схожи, любого, не только специализированного. Но я повторяю - это еще не все люди с проблемами слуха, а уж те, с кем Вы работали - еще более незначительная часть.
          Повторю и другое: трудности - объективны и очевидны. Адаптация - даже очень хорошая - не избавляет от всего комплекса проблем. "Живут в своем мире" - да все мы живем в своих мирах. И при необходимости пересечься с мирами другими испытываем дискомфорт. И прекрасно, когда находятся те, кто нам помогает. Поэтому правильнее и самим помогать тем, кто в этом нуждается. А для этого - знать, в чем именно нуждается. Нет, глухому совершенно не обязательно знать досконально, о чем говорят люди в автобусе. А вот передать ему объявление о том, что автобус идет по другому маршруту, было бы правильно. Слепого не нужно хватать за руку и тащить, нужно дать возможность ему взять вас под руку. Этот мир больше приспособлен, как ни крути, под зрячих, слышащих, говорящих, ходячих, ловких, быстрых. Но жить в нём - всем.

          • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 13 ноября 2013 в 16:58 отредактирован 18 ноября 2013 в 13:13 Сообщить модератору

            Марианна Власова, все это верно.
            Наверное, главное, на что хотел обратить внимание - на то, что много вокруг этой темы романтики. Эмпатии, в которой многие из них не нуждаются. Нашего понимания их проблем, которое мы приписываем им.

            И уже по этому, нашему представлению отн их трудностей, их адаптация не такая суровая и сложная, как мы себе представляем. У них многое проще.
            У нас на районе (где их много) он ходят, простите, мычат вслух, толкаются в очередях, курят в неположенных местах, выясняют отношения там же и т.д. Их адаптация их самих отличается от нашей адаптации их-).
            У многих все гораздо лучше, даже если они не слышат и сказать не могут, чем нам кажется-)))

            (Ох, как сложно менять, если и не ломать, стереотипы-)))

            • Игорь Ткачев, ну это на заводе, простая жизнь по накатанной. А если, как в России, предприятие разваливается в одночасье и человек ищет работу среди слышащих, все проблемы обостряются.

              • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 14 ноября 2013 в 10:24 отредактирован 14 ноября 2013 в 10:24 Сообщить модератору

                Марианна Власова, да не обостряются они - на полу мочало... Как правило.

                Вы свое отношение и восприятие, человека с вполне понятными социальнымии пр. установками и нормами, отчего-то переносите на людей с детства не слышащих, которые живут в совсем другом мире. У большинства из них нет тех страданий, которые вы им приписываете.

                Это как дикарю приписывают муки совести. Они, большинство, - другие - Вы этого понять не можете.

                В том-то и проблема дураков от синематографа и литературы, что они, не глухие и не безмолвные, с обостренной совестью и чувством прекрасного и справедливого, "ваяют" свои шедевры. Это ваше отношение, ваши проблемы, ваши перцепции. НЕ ИХ.

                • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 14 ноября 2013 в 13:37 отредактирован 14 ноября 2013 в 13:39 Сообщить модератору

                  Игорь Ткачев, да при чем здесь муки совести, возвышенные страдания, чувство прекрасного и справедливого? Человек способен понять даже потребности собак и кошек, не то что других людей! Простые потребности - не быть изгоем среди людей, даже если рядом уже нет друзей по интернату и заводчан, не заехать на другой край города только потому, что все услышали, а ты нет, справляться на работе, которая требует чуть больше, чем безмолвного физического труда, объясниться в магазине и столовой.

              • Марианна Власова, "завод", как называете Вы, или учебно-производственное предприятие (УПП) Общества глухих (ВОГ) и Общества слепых (ВОС), был хорошо отработанной системой изоляции глухих и слепых от общества в условиях социализма. Ничего аналогичного в несоциалистических странах не было.

                При социализме УПП, выполняя в основном заказы для оборонной промышленности, не платили налогов, но обязаны были кормить на свою прибыль весь административный аппарат Обществ, обеспечивать своих членов всей социалкой, жильём, отдыхом, снабжением продуктами и т.д. Выход из этой системы грозил глухому (слепому) потерей всего. По своей сути, ВОГ и ВОС были «министерствами рабства глухих (слепых)».
                Сегодня социалка, жилищное обеспечение и т.д. обязанность государства.

                Что хуже или лучше: рабство при социализме или свобода при сегодняшнем капитализме, решать каждому члену ВОГ и ВОС. А проблемы, вызванные инвалидностью, как были тогда, так и остались сегодня.

                Оценка статьи: 4

                • Вячеслав Озеров, позвольте не согласиться, эти УПП помогали людям почувствовать себя нужными обществу, сделать карьеру, получить моральную поддержку, профсоюзные путевки, собрания, премии, мероприятия. Это помогало им чувствовать себя значимыми в обществе здоровых людей.Это целый мир. Кстати и формировало уважение к ним здоровых людей. А сейчас что? УПП разворованы, люди выброшены. Каждый выживает как может, без какой-либо поддержки со стороны государства...

                  Оценка статьи: 5

                  • Эльмира Салимова, система УПП была единственным способом достойного выживания глухих (слепых) в условиях социализма. "Нужность обществу" - психологическая потребность любого человека, "сделать карьеру" в УПП могло ограниченное число глухих (слепых) - жесткое штатное расписание (место освобождается после …), семейственность, клановость и т.д.
                    Не знаю, как в Уфе, но в сегодня Питере достаточно большое число инвалидов работает вне системы УПП. Про глухих мало знаю, но слабослышащих – достаточно.

                    Оценка статьи: 4

                • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 14 ноября 2013 в 13:55 отредактирован 14 ноября 2013 в 14:04 Сообщить модератору

                  Вячеслав Озеров, не обязан был член ВОС работать на УПП. Но члена ВОС обязаны были принять на УПП. читать дальше →

                  • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 14 ноября 2013 в 14:12 отредактирован 14 ноября 2013 в 14:53 Сообщить модератору

                    Марианна Власова, то, что Вы описываете, есть во многих странах - служба (система, центры....) социальной и профессионально реабилитации. Видел в Германии, в Швеции, читал об Англии и США. Но нигде не было, и нет предприятий типа УПП с жестким планом, жесткой производственной инфраструктурой и другими социалистическими атрибутами хозяйствования.

                    А человек, ушедший из УПП, терял многое: доступ к ВОСовским базам отдыха, продуктовым наборам, экскурсиям и т.д. и т.п. Соглашусь, что он мог обращаться за этим в первичку или региональное правление, но у них хватало и своих - не работающих. А то, что при социализме на предприятиях ВОГ и ВОС социалка была на высоте, даже по сравнению с социалкой крупных оборонных предприятий, то это факт.

                    Оценка статьи: 4

                    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 14 ноября 2013 в 21:07 отредактирован 14 ноября 2013 в 21:10 Сообщить модератору

                      читать дальше →

                      • Марианна Власова, и он прав, соц-культ-просвет работа - конек первичек ВОС. А как быть тем, кто сам не может до них добраться, например 1 гр. Вне УПП, таких работало единицы. На УПП их обеспечивали всем: от развозки к месту труда и обратно до туристических поездок.

                        Оценка статьи: 4

                        • Вячеслав Озеров, господи, да какая разница? Именно ВОС этим и занимался. Он всех объединял - и работающих, и не работающих, и работающих не там. Вплоть до того, чтобы найти, кому незрячего проводить в собес, на концерт, на вокзал.

                          • Марианна Власова, В Питере: социальные работники, социальное такси.

                            Оценка статьи: 4

                            • читать дальше →

                              • Марианна Власова, т.е. в рабство.

                                Оценка статьи: 4

                                • Вячеслав Озеров, зациклились на этом "рабстве" - стало модным мемом, свидетельством лойяльности, подобострастия и верноподданности.

                                  Оценка статьи: 5

                                  • Сергей Дмитриев, похоже Вас ностальгия замучила?
                                    Я же "не зациклился", а хочу, чтобы мой сын и пасынок, тотально слепые, становились бы членами ВОС не потому, что там "за три копейки членских взносов полагается помощь", а вступали туда по своему желанию, как в любую другую общественную организацию, и чтобы в первую очередь государство, а не общественная организация, давало нуждающимся в полном объему необходимую поддержку и помощь. К чему сегодня в России и идет.

                                    Оценка статьи: 4

                                    • Вячеслав Озеров, согласно новейшей "доктрине" государство "умываает руки" от забот за граждан. Её озвучил сам ДАМ, дескать, придётся не только менять профессию, но и место жительства. Уповая, "чтобы в первую очередь государство, а не общественная организация, давало нужающимся в полном объёме необходимую поддержку и помощь", Вы больше меня мучимы ностальгией.

                                      Лишь бы помощь была на уровне, а от кого, неважно. В США немало общественных организаций по помощи гражданам с проблемами. Чего стоит одна только "Армия спасения".

                                      Оценка статьи: 5

                                      • Сергей Дмитриев, не знаю, что Вы читали или слышали о "доктрине", но я, работая в системе социальной помощи, вижу, сколько в неё вкладывают и как она развивается. За 20 лет сделано в несколько раз больше, чем за все годы, любимой Вами, совпедии.

                                        А "Армия спасения" (причем она не СэШэАшное изобретение, а Великобританское, ещё в конце 19 века) в подметки не годится ни прошлым, ни сегодняшним ВОС и ВОГ. В чем «Армия Спасения» впереди, так это в помпезности и проповедях.

                                        Оценка статьи: 4

                                        • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 18 ноября 2013 в 20:58 отредактирован 18 ноября 2013 в 20:58 Сообщить модератору

                                          Вячеслав Озеров, спасибо, утешили, а то столько жалоб на бедность и безысходность "за последние 20лет". Я давно подыскиваю автора для статьи под заголовком "Коммунистические ростки в логове капитализма США" Есть ли они, согласно "доктине КМ"?

                                          Но охотников немая, а самому неВдобно и влом.

                                          Оценка статьи: 5

                  • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 14 ноября 2013 в 15:15 отредактирован 14 ноября 2013 в 15:17 Сообщить модератору

                    Марианна Власова, ещё вспомним, что если слепой (любой группы) в советские годы «не член ВОС», то он не имел права бесплатного проезда в общественном транспорте.
                    В отношении глухих не знаю, но помню, что глухим детям стали давать инвалидность лишь с 1991 года, когда вышел приказ Минздрава РФ, существенно расширивший критерии, по которым детей с теми или иными заболеваниями признавали инвалидами. В те времена это оказалось не плохим подспорьем для многих семей с такими детьми. За что надо сказать спасибо Российскому детскому фонду и Минздраву РФ.

                    Но, реализация этого приказа привела к тому, что число детей-инвалидов в нашей стране к середине 90-х «возросло» в несколько раз. На этом часто спекулируют разные деятели: «по сравнению с советским периодом, число детей – инвалидов в РФ возросло в … раз!»

                    Оценка статьи: 4

                • Марта Матвеева Марта Матвеева Мастер 14 ноября 2013 в 19:57 отредактирован 14 ноября 2013 в 19:59 Сообщить модератору

                  Вячеслав Озеров, рабства там не было. Моя родственница (в конце 80-х, если не путаю) организовала цех по пошиву рабочей одежды и, чтобы не платить налоги, набрала (а необходим был определенный процент от всех занятых на производстве, иначе льгот не было) инвалидов по слуху. Они работали с большим удовольствием - хоть какая-то копеечка в плюс. А потом государство это дело прикрыло, люди остались без работы. Тогда, правда, не только инвалиды лишились всего практически

  • Сразу вспомнился фильм "Страна глухих" и столкновение двух миров - слышащих и глухих.
    В свое время училась в городе, где был интернат для таких детей. С интересом наблюдала, как ребята общаются с помощью жестов. Потом знакомый баянист рассказал, что ведет у них... хор. Оказывается, они чувствуют звуковую вибрацию кожей, телом и вполне ритмично поют (по-видимому, в хор ходили и слабослышащие). В этом интернате училась дочь моей коллеги. В дальнейшем она вышла замуж за "своего" и у них родился ребенок с хорошим слухом.
    А однажды беседовала с преподавательницей такого интерната. У нее сын выучил язык жестов, вовсю разговаривал с учениками матери. Они ему говорили: "Ты счастливый! Можешь и с обычными людьми общаться, и с нами".

    • Марта Матвеева, да нет никакого столкновения двух миров. Им, большинству, вполне уютно в своем мире.

      Много лепнины, из синематографа, книжек разных.

      А мы им можем вполне позавидовать. Они много счастливее нас. Даже без слуха и речи.

      • Игорь Ткачев, не будем отрицать факт искусства и его попытки своими средствами отобразить тему. В фильме столкновение есть, в жизни - нет. Вполне допускаю.
        По-моему, такое счастье, о котором вы говорите, сродни счастью матери, которой ребенок, покуда не выучился говорить, не задает своих вопросов.

        • Марта Матвеева, и я примерно о том же. Искусство утрирует, оголяет, форсирует.
          Они, столкновения, есть и в жизни. Но не так часто. И они не так остры.

          Счастье в том, что они лишены тех надуманных поведенческо-этических установок, которые нас с Вами загоняют в несвободу, удаляют от своего я.

          Я с этим народом работал, как сказал, 7 лет. Они как индейцы. Где-то как животные. Непосредственные, естественные и вполне довольные своей жизнью, как ни странно. Это мы им приписываем те муки и страдания, которые большинство из них не то, что не испытывает, оно даже не подозревает о них..

          • Игорь Ткачев, да, я понимаю и принимаю вашу точку зрения. Многие знания - многие печали, как-то так.
            Ув. Автор же говорит о взаимодействии людей слышащих и людей с проблемами слуха, о том, чтобы эти два мира не были изолированы. Можно ли найти точки соприкосновения? - наверное, в этом вопрос.

            • Марта Матвеева, замечательную "точку соприкосновения" нашли, вернее оставили с советских времен, которые модно ругать, здесь, в Белоруссии: есть общество глухих и общество слепых. И несколько предприятий, которые обеспечивают рабочими местами, жильем, льготами. И обеспечат, скорее, глухого и не умеющего ничего, чем слышащего с высшим образованием и руками, откуда надо.
              Клубы культуры, где они поют и танцуют. Бассейны и спортзалы, где занимаются и т.д.
              И у них на заводе, они - хозяева, не ты-) Ходят по коридорам, курят, ругаются, дерутся. И ничего им за то не бывает-))

              А вот в Ср.Азии, где мы мониторили слепых, ситуация в 90-е была плачевная: пенсия мизерная, условий никаких. И Особенно страдали люди при уме, интеллекте - вот откуда все мучение.

  • А ведь статья не только о глухонемых...
    Мы заботимся о том, что было "слышно меня", при этом мало уделяем внимания, тому чтобы слышать, будучи внешне здоровыми человеками..

    Оценка статьи: 5

    • Марта Матвеева Марта Матвеева Мастер 13 ноября 2013 в 13:20 отредактирован 13 ноября 2013 в 13:22 Сообщить модератору

      Эльмира Салимова, слух - это вообще удивительная способность человека, которой мы не умеем порой пользоваться.
      Есть такое наблюдение, что ли. У настройщиков фортепиано из-за постоянного напряжения слуховых рецепторов часто с возрастом либо слух притупляется, либо неуемная тяга к спиртному появляется. Но это так, к слову. А то, о чем вы сказали... Тут уж не слух "виноват" (т.е. не те самые молоточек с наковальней), а, скорее, внимание человека подводит. Себя услышать легче: там ведь еще и внутренний монолог, который накладывается на внешнюю ретрансляцию.

  • Аркадий Голод
    Спасибо, что ответили. Но если бы скинули ссылку на какой-то опубликованный научный материала - буду мерси.

    Оценка статьи: 5

  • Юрий Лях Читатель 13 ноября 2013 в 17:31 отредактирован 14 ноября 2013 в 14:06 Сообщить модератору

    К сожалению, тоже знаком с этим явлением: с пяти лет сначала один сын начал терять слух, потом, по достижении этого же возраста - другой. Для нас это, конечно, был шок, особенно со вторым, когда видишь, как идет такая же тенденция, бегаешь по всем врачам - а в ответ только куча предположений и ничего конкретного. И каждый врач:"Вот привели бы ко мне ребенка год назад - я бы его вылечил(а)". Уже бы дисер кто-то написал по материалу, что ли.

    К Игорю, о трудностях в их жизни.
    Школа: если где-то шалость (кто-то разбил окно)и все разбегались - они не могли понять в чем дело и стояли, где их и застукивали. Понято, что на основные предметы нанимали репетиторов (благо, финансовое положение позволяло). Вдруг из облоно приходит распоряжение: раз плохослышащие - не имеют права посещать общеобразовательную школу, только на индивидуалку или в интернат. И неважно, что успешно участвовали в олимпиадах (призовые места) и шли на золотые медали. Долго мы с этим бодались, даже в Киев писали.
    При поступлении в универ старшему дали поворот от хим.фака, хоть и в универе он занял призовое место на олимпиаде по химии - ограничения по медицинским показаниям. Хоть бы преподы на подготовительном отделении раньше о таком ограничении сказали. На медицинский факультет - сказали, что неэтично, чтоб врач был инвалидом. Также закрыли двери на физ.тех, радиофак, геологический(??). Пошел с бухты-барахты на мех.мат.
    В университете преподы, объясняя материал, любят ходить по аудитории, отворачиваться к доске. Все, эти куски лекции для пацанов потеряны. А самостоятельно нагонять материал по какому-то специфическому разделу математики - очень трудно. Вот схлопотал пересдачу на осень: сдавал экзамен, препод что-то спросил, а он в это время писал на листке (не было визуального контакта). Попросил повторить вопрос. В ответ:"Все вы глухие, когда не знаете" - и прощай стипендия с пересдачей на осень.
    Какие еще проблемы: сейчас аппараты стоят 1000$ а в школе после их игр через несколько месяцев обязательно разбивали или просто ломался - простые аппараты приходилось склеивать по кусочкам, перепаивать под лупой, делать из нескольких неработающих один работающий. Пришлось устроиться на полставки в больницу - получали дешевле, как дети работника и те, которые нужно, а не которые есть.
    Отдали в муз.школу, чтоб слуховой нерв хоть как-то тренировался (опять - нужно было хорошее фортепиано с хорошим звуковоспроизведением)- один успешно закончил, другой поленился.

    При работе с ними тяжело - если отвлекаются, а тебе нужно что-то подать/принести/подержать - не услышат. Одно и то же нужно повторять несколько раз.
    Один начал с 8-го класса заикаться - тоже не способствует коммуникации. А второй, начал разговаривать скороговоркой. Сильно испортилась речь, хоть после сурдолога в младших классах говорили намного лучше.
    Старший на потоке так не смог влиться в коллектив (там элита универа, большинство с физ.мат. школ, а тут из пригорода с обычной школы да еще инвалид).
    Непонятно, но проходить ВТЭК - это ужас. Не хочу об этом, но точно, повбивав би всих.

    В чем Игорь прав - действительно между собой эмоциональнее, осталась какая-то детскость.

    Короче, очень много особенностей, назовем так. Вот, с ужасом ждем, когда начнут с девушками строить отношения. Парни - красавцы (в меня ), умные (в жену, или наоборот), рукастые, без ВП, с ВО (будут) и даже с ЖП (когда-нибудь закончим эту стройку), но такая особенность.

    Кстати, пока хоть какой-то слух остался, нам настоятельно рекомендуют слуховые импланты. Посмотрим, а вдруг чудо случится и слуховой нерв восстановится (что там про стволовые клетки слышно??). С каким удовольствием далеко пошлем этот ВТЭК!!

    Оценка статьи: 5

  • Василий Лапиков Читатель 13 ноября 2013 в 18:04 отредактирован 27 мая 2018 в 12:14 Сообщить модератору

    для детей,да есть интернат,но как быть уже взрослому слабослышащему?По теме 5.Слуховые аппараты не продуманы до конца(аппарат снаружи за ухом зимой батарея быстро выходит из строя)Малейший дождь или вспотела голова аппарат промокает от влаги и нет гарантии на ремонт (влага).Покупал Плюмаже(Plumage) с наушниками(с оголовьем типа меломан) и добавлял разъём на микрофон,аппарат в кармане(в тепле(зимой),что особенно важно и надолго хватает батареи),микрофон на вороте и наушники.Но такие не выпускают(писал на завод в Новосибирск,объяснил им какой нужен (добавить разъём на микрофон)но воз и ныне там.Это никому не надо похоже.

  • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 13 ноября 2013 в 23:20 отредактирован 13 ноября 2013 в 23:24 Сообщить модератору

    Мария Рязанцева, не знаю, с чем связана Ваша статья, с простой пробой пера или она навеяна наблюдениями за глухим человеком, который какое-то время находился рядом с Вами, но написана она слабо.

    Первое - «в отношении людей с данной проблемой» политики ни когда не было, да и нет сейчас. В лучшем случае была благотворительность.

    Во все времена отношение общества к глухим было, в основном, негативно-осторожное. И этому было много причин, обусловленных данным функциональным нарушением здоровья, а именно:
    - задержка уровня интеллектуального развития глухих с рождения, что хорошо видно по играм глухих детей и подростков, по читаемым ими книгам, и в некоторой «детскости», которая проявляется у глухих взрослых;
    - подозрения слышащих, что незнакомый человек, не ответивший на вопрос, делает это специально. Пример Юрия с его сыном;
    -неприятный (верещащее - каркающий) голос, в совокупности с «размахиванием рук перед носом собеседника», когда глухой человек (с детства), волнуясь, пытается в чем-то убедить собеседника;
    - малый словарный запас у глухих с рождения (если его активно не пополняли родители и педагоги в период обучения). Что часто проявляется в непонимании «образной» речи, хорошо воспринимаемой слышащими. А при плохом словарном запасе, какой может быть диалог со слышащим незнакомым человеком, даже с помощью письменной речи.
    В обществе глухих СПб в 90 х. проводили адаптацию важных материалов прессы для своих членов (не знаю, делают ли сейчас).
    - не «умение жить тихо». Многие живущие рядом с глухим жалуются на «хлопанье» дверями, стук от переставляемого стула, топот…..
    - и др.

    Второе – первые попытки целенаправленной помощи глухим и слепым стали осуществляться ещё в начале XIX века императрицей Марией Федоровной (современники называли её лучшим «министром просвещения и благотворительности») и продолжаются в России до сегодняшнего дня. А с 20-х годов прошлого века в РСФСР, из двух действующих инвалидных общественных организаций (со своими предприятиями, ДК, жилыми домами, санаториями …), одна называлась - Всероссийское общество глухих.

    В третьих. Чтение с губ – очень трудный процесс и доступен глухим людям после длительного обучения и, как правило, в небольшом круге знакомых. Специалисты отмечают, что глухой может читать с губ не более 40 мин в течение дня.

    В четвертых. «Дактилирование букв» или дактиль (пальцевой алфавит) – это очень сложный язык, используемый для слепоглухих людей, и на нем глухие не общаются, для них достаточно жестового языка. Слышащие люди часто принимают дактиль за жестовый язык. Но это разные языки: пальцевым алфавитом передают звуки речи (буква за буквой), жестовые знаки могут представлять и буквы, и целые слова, и выражения.

    Многие думают, что раз человек 75-90% информации об окружающем мире получает через зрение, то благодаря визуальной информации человек имеет столь разносторонне развитый интеллект. Но мало кто задумывается, что зрение, в первую очередь, доносит до нас информацию о БЕЗОПАСНОСТИ окружающей среды, а уж во вторую очередь, зрение помогает нам получить информацию необходимую для интеллектуального развития. Интеллект формируется и развивается с раннего возраста в первую очередь за счет освоения УСТНОЙ РЕЧИ, т.е. на базе информации, поступающей в мозг через СЛУХ. Не поэтому ли, среди слепых с рождения есть много людей достигших больших высот в общественной жизни, а среди глухих с детства их единицы.

    Учитывая то, что Вы «в раздумьях над написанием статей» и «рассчитываете на снисхождение…» ставлю 4.

    Оценка статьи: 4

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 14 ноября 2013 в 01:39 отредактирован 14 ноября 2013 в 01:42 Сообщить модератору

      Вячеслав Озеров, с чего Вы решили, что дактиль - "это очень сложный язык, используемый для слепоглухих людей" - Вы же были в Википедии, скопировали оттуда текст. Но не дочитали: "Процесс общения на дактиле (дактилология) происходит таким образом, что говорящий показывает буквы на дактиле, а воспринимающий следит за движением руки визуально. Если же зрение человека не позволяет ему видеть знаки, и он воспринимает их осязательно, то такое общение называется дактильно-контактной речью (ДКР)[1]. Если же при общении со слепоглухими людьми на ладони другого человека пальцами воспроизводят очертание букв, то это уже не дактилология, а письмо на ладони, или так называемая дермография." Дактилируют, когда надо по буквам передать, например, название или имя, а для остального есть жесты.

      • Марианна Власова, соглашусь, что я не совсем точно высказался о «Дактилирование букв» , спасибо за ссылку на Википедию, правда не понял, что я там скопировал, т.к. свои знания о дактиле почерпнул, посещая в конце 80-х Загорский (Сергиево-Посадский) детский дом для слепоглухих, и из встречи (в середине 90-х) с его выпускниками, в частности, с доктором психологических наук, действительным членом Международной академии информатизации при ООН, Суворовым Александром Васильевичем.
        Что в детском доме, что при встрече использовалось именно «дактилирование букв», хотя иногда и «воспроизводили очертания букв» на ладони слушающего слепоглухого. Но очень сомневаюсь, что такое воспроизведение букв для общения называется ДЕРМОГРАФИЯ.
        Т.к. до сих пор встречался лишь со следующим определением: ДЕРМОГРАФИЯ (англ. dermographia; от греч. derma — кожа + grapho — пишу; букв.: кожное письмо) — процедура исследования реакции изменения локальной окраски кожи в ответ на механическое воздействие (проведение тонких или широких линий), которая выражается в побелении и покраснении в месте штрихового раздражения. Реакция называется дермографизмом, квалифицируется как сосудистая (вазомоторная) и при определенных условиях служит показателем состояния сосудов и вегетативной н. с. (Б. М.)

        Работая в ГАООРДИ, мне приходилось часто общаться с сурдологами и родителями глухих детей. При разговорах об общениях с детьми обычно речь шла об использовании «жестовой речи» или «чтения с губ».

        Оценка статьи: 4

  • Мария Рязанцева, спасибо за статью, редкий Вы человек, что обратили внимание на сию несправедливость жизни.
    И еще - спасибо за отклик Юрию Ляху, вот так, в несколько строчек, приходится человеку сжато описать свою ежедневную, ежечасную боль, не унываю сражаться за своих детей, сколько бы им лет ни было. Юрий, это навсегда, это железная привычка говорить только тогда, когда твое дите к тебе лицом, поправлять ударение (о великий и могучий русский язык! слышащие, радуйтесь, что ударение в вашу речь вошло просто так, на слух, иначе освоить его труднее, чем китайский язык!), ну и прочие мелочи типа пальца у виска от слышащих, или как моя дочь называет - ОБЫЧНЫХ детей и взрослых.
    У нас всё началось в 2,5 года, когда слухом заплатили за жизнь - менингит, ошибочный диагноз, четыре клинические смерти, дикие дозы антибиотиков, и в результате - умная, красивая, ничем с тех пор не болеющая неслышащая девушка. Отлично закончила школу, не захотела учиться в институте (хотя школа настоятельно рекомендовала), работает там, где мечтала, живет самостоятельно, завела себе кошку и поют себе песни.
    Слуховые аппараты. Это большая тема, это была головная боль и главная цель моих заработков, они становились всё лучше и дороже, но не решали проблем дочери. В итоге в 23 года она сняла и убрала подальше все аппараты и сказала "Мама, всё, хватит. я буду просто жить, такая как есть." Она была уже достаточно взрослая, чтобы так решить. Она - стоик и боец, я ее очень уважаю, это ее решение. Сейчас ей 29 лет, работает в коллективе слышащих, и знаете, я ей очень горжусь, естественно, но и коллектив ей гордится, она профессионал без скидок на инвалидность. Она никогда и не считает себя инвалидом, не унывает. В детстве, когда получили приглашение на концерт, посвященный Дню Инвалида, она внимательно прочитала его и спросила "А кто у нас инвалид?" Что мне было ответить - я сказала, что это я.
    Зачем я всё это написала? чтобы все ОБЫЧНЫЕ люди ценили то, что у них есть - по две руки и ноги, зрение, слух, голова разумная, как правильно написали тут - не надо всех подряд затачивать на сверзадачи. Когда я в молодости видела орущего ребенка в магазине или на улице и такую же орущую мамашу, я с ужасом думала - да что ж такое-то? он же слышит, с ним же можно договориться!!!
    Еще хочу сказать всем слышащим - будьте добры! хоть немного добрее! про объявления в транспорте - да, достаньте ручку и напишите глухому. Моя дочка была рядом с тем ужасным взорвавшимся вагоном в метро на Павелецкой, тогда она была старшеклассницей и ехала в следующем вагоне (спасибо, отвел беду Господь), и простояла там в дыму в вагоне два часа. Она видела, что люди по селектору говорили со спасателями, но что говорили - так и не узнала. Всем желаю здоровья и долгих лет!

    • Ирма Лаванда, преклоняюсь перед Вами. Я знаю, что значит подготовить к самостоятельной жизни в обществе зрячих ребенка слепого с рождения, и понимаю насколько сложнее подготовить к самостоятельной жизни в обществе слышащих ребенка с глухотой.

      То, что добились Вы и Юрий, мало кому удается.
      Успехов Вам и Вашим детям.

      Оценка статьи: 4

  • Спасибо на добром слове, Вячеслав. Каждому дается перенести только то, что он может выдюжить, не больше. Вот мы-то с Вами понимаем, как легко научить читать-писать ОБЫЧНОГО ребенка, не правда ли? Уж если своих научили...

  • Да, а кстати, прямо в догонку статьи - ведь до 1991 года глухие дети НЕ СЧИТАЛИСЬ ИНВАЛИДАМИ...совсем!

  • У меня дедушка был глухой. Не от рождения, а от вредной работы. Он что-то слышал, если только ему орали во весь голос прямо в ухо. И то мог не расслышать. Я тогда писать еще не умела, но мы как-то умудрялись договориться. Помню, ему папа дверной замок заменил включением лампочки. Мне это тогда казалось верхом сообразительности Даже его многочисленные коты в конце концов догадались, что если им отдавили хвост (очень тесный был дворик), орать бесполезно, лучше сразу укусить

    Работая в магазине, я сталкивалась с глухими людьми. И мы тоже умудрялись договориться. Они замечательно адаптируются общаться жестами. Глухих даже легче понять, чем, например, иностранца. Он даже нарисовать не догадается или примитивный разговорник с собой взять.

    Это я к тому, что, ну не слышит человек, что в этом такого? Он же все равно человек.

    Оценка статьи: 5