Ирина Литновская Грандмастер

Кто и зачем ходит в церковь?

Старейший собор рядом, рукой подать, но я долгие годы проходила мимо. Сердце ныло, но что-то мешало мне зайти внутрь. То ли вечная толкотня у церковных прилавков, ничем не уступающая ярмарочной суете. То ли редкие даже для Москвы машины, проезжающие на территорию храма по субботам. То ли лифт, пристроенный к святым стенам…

Fenderosa, Shutterstock.com

Церковь давно живет по законам фабрики, по рыночным законам. За обряды берутся немалые деньги, берутся в открытую. Надо постоять в очереди, записаться на дату. Надо хорошо подумать, прежде чем родиться или умереть. Мало осталось храмов, куда можно просто прийти, взять свечу и — если есть возможность — пожертвовать на храм. Все на прилавке, все за деньги.

Если задуматься, в этом нет ничего удивительного: церковь, как и любое предприятие, должна платить за свет, тепло, воду, содержать людей, следовательно, должна зарабатывать. Другой вопрос — как мы к этому относимся.

Для кого-то это становится препятствием на пути к вере. Для других это не имеет никакого значения. Для третьих храм не является пристанищем для души, а посещение службы — просто неплохой способ развеяться.

Наблюдая за тем, с каким энтузиазмом некоторые люди ходят в церковь, я невольно пришла к выводу, что, останься храм Христа Спасителя бассейном «Москва», они посещали бы его с не меньшим усердием. Только вместо длинных юбок надевали б купальники и резиновые шапочки взамен платков.

Такое плевое дело: пробегая мимо храма до автобусной остановки, замедлить шаг, перекрестившись, буркнуть «Прости, господи!», одним глазком приглядывая за автобусом. Кому-то от этого «прости» легче.

А вот мне сомнительно, что возможно получить прощение «на лету». Ведь для этого надо хотя бы успеть раскаяться. А поскольку люди не могут каяться кому угодно, я нисколько не удивляюсь, что священников ищут по знакомству, как врачей.

Знаю человека, что восьмой год «идет креститься», да все не может выбрать куда. То храм не нравится, то сам себе не нравится. А на самом деле просто не верит еще. По мне — лучше уж совсем не ходить, нежели просто ради прогулки.

На праздник Пасхи служители церкви, освящая пасхальные блюда, обходят ряды верующих с плетеными корзинами. Но если раньше прихожане в корзины клали куличи и крашеные яйца, то сейчас в них преимущественно деньги. И положить туда пятьдесят рублей рука не поднимается хотя бы потому, что хорошо видно, что меньше сотни никто и не кладет. И кулич не положишь. Ну как же? На святое? На деньги?

И поди догадайся, почему люди здесь денег не жалеют, тогда как в обычной жизни не то что на праздники, а на ведро со шваброй для школы не допросишься. Искренне хотят помочь или все еще надеются удивить бога своей щедростью?

И если есть глаза, но нет крепкой веры, все вышесказанное только сбивает с пути к ней.

Есть люди, пришедшие к вере извилистой, длинной дорогой, отступаясь и возвращаясь. Они обрели веру под ударами судьбы, а потому, оказавшись в храме, научились оставаться наедине с Богом даже среди десятков прихожан и просто не замечают всего того, о чем я написала. И в этом проявляется сила их веры.

А для тех, кто все еще сомневается, кого судьба не испытывала на прочность всерьез, но кто все-таки ищет веру, есть другой путь обрести ее — уехать, «ослепнуть» и «оглохнуть» на время, чтобы научиться «видеть душой».

Я вспоминаю Соловки. Первая декада сентября. Шторм. Маленькое суденышко отчаянно прорывается к берегу, но его швыряет по волнам, как спичечный коробок, и путь от Кеми, обычно занимающий от силы полчаса, становится в четыре раза длинней. Сквозь серый ливень смотрю я в слепую даль и не могу понять, где небо, а где все еще море.

И вдруг посреди этой мути возникают прямо передо мной белые стены гигантского «корабля», и купола вдали как маяки горят под пробившимся сквозь хмари солнечным лучом. И я вдруг понимаю, что все страшное позади, больше ничего не случится. Ливень, ветер плюет в лицо солеными брызгами, я не чувствую ног, но почему-то твердо верю, что все будет хорошо.

Ибо на этой святой земле, впитавшей столько человеческой крови, теперь покой. И пока мы помним историю своей страны, эти места, усеянные костями, видевшие то, на какую жестокость способен человек по отношению к себе подобным, будут предостерегать нас от беды и греха.

Там расскажут, как в суровые годы вера спасала людей. Как те, кого пощадило Белое море, ставили на берегу кресты. Там и по сей день братья мастерят кресты и крестики удивительной красоты. Но не продают их, хоть умоляй. Пряниками торгуют самодельными, хлебом, а крестами — нет.

Для тех, кто все еще мается в сомнениях, — это то самое место, где становится ясно: Бог есть.

Обновлено 8.06.2015
Статья размещена на сайте 16.11.2013

Комментарии (164):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Евгений Сергеевич Шевченко Читатель 8 декабря 2017 в 10:14 отредактирован 22 мая 2018 в 03:54

    Когда навязчивые иллюзии появляются у одного человека, это сумасшествие. Когда они появляются сразу у многих, это религия. Кроме того, Повсюду, почти без исключения, служители церкви высокомерны и праздны, паства — невежественна и раболепна; и те и другие полны предрассудков, ханжества и ненависти к инакомыслящим.

  • Статья, а особенно комментарии заставили пересмотреть фильм "Мусульманин". Особенно то место, где русский паренек, принявший мусульманство в Афганском плену и вернувшийся на Родину, не был принят никем, даже матерью и старшим братом только потому, что он не такой как они все. Он не пил, для него было невозможно пойти воровать комбикорм на колхозной ферме. И когда его довели, он обращается к односельчанам:" Не можете молиться - не молитесь. Не можете креститься - не креститесь. Не можете поститься - не поститесь. Не верите Христу - не верьте. Не верите Моххамеду - не верьте.Не можете верить - не верьте. Но помните, что настанет время и придет сатана и вы поверите ему, потому что он заставит поверить. И будет плохо. Поверьте хотя бы этому"
    А зачем человек ходит в церковь - у каждого свои причины.

  • "И кулич не положишь. Ну как же? На святое? На деньги?" Браво! Вся статья хороша, но это бесподобно.

    Оценка статьи: 5

    • Комментарий скрыт
      • Маргарита Воложинская, вот интересно - церковь должна.... да никому ничего церковь не должна. Единственное, что она должна - духовно окормлять нас, приводить к Богу. А хотим ли мы этого? Получается интересная картина: я не хочу идти куда-то, но виноват не я, а тот, кто предлагает мне помощь. Т.е. кому-то ваш бог и на фиг не нужен, но виновата все равно церковь. Смешно получается

  • Лидия Богданова Лидия Богданова Читатель 22 ноября 2013 в 00:05 отредактирован 22 ноября 2013 в 00:06

    Ходить в церковь ничего не означает...кто - то не ходит и хороший человек, а кто - то соблюдает все посты, ставит свечки в церкви, молится проходя или проезжая мимо церкви, а в жизни человек - дерьмо...Бог должен быть в сердце, а не в церкви...не в каждую церковь хочется зайти, некоторые просто хочется обойти, какая негативная энергетика рядом с ней...Статья понравилась, во многом согласна, спасибо

    • Лидия Богданова, согласна! Мы когда жили на Кипре,частенько посещали небольшую церковь при женском монастыре St Nicolas(Кошачий монастырь),приезжали купить монастырского вина, варенья, там очень красиво и празднично,великолепный сад и маленькая церковь, ключ от входа лежал всегда рядом с дверью, открывай, заходи, бери сколько нужно свечей, деньги положишь,по своему желанию.Все просто и хорошо.В Константинопольском патриархате в Стамбуле тоже очень красиво и спокойно, зашел, посидел, послушал службу, свечи так же лежат в свободном доступе.В мечети шейха Заеда в Абу Даби великолепно,просторно, много света,пришел, сел и думай о жизни,Сулеймание мечеть и мечеть Михримах в Стамбуле тоже очень светлые, все пронизано светом и красотой.
      Бог -он в сердце,не важно куда ты ходишь,важно-где тебе хорошо. Для этого не нужно стоять на службах часами, разбивать лбом пол,палить свечи.Бог внутри тебя и это,что внутри тебя не позволяет пнуть кота,обидеть старика и ребенка.

  • "Кто и зачем ходит в церковь?"

    Церковь - публичное место. "Проходной двор", если хотите. Ходит разная публика. С разными целями. Некоторые - со своей задачей. Кто-то ходит на работу. Кто-то из любопытства. Есть те, кто приходит плюнуть незаметно(есть, есть такие) Кто-то "ищет" бога в церкви и не находит. Профессиональные попрошайки приходят денег насшибать на бухло. Иногда - на хлеб. И наоборот.

    На экскурсии приходят. Чуть живых детей приносят на исцеление. Сами едва живые приходят - поправить здоровье. Бандиты приходят перед "делом" - помолится на удачу. Официальные лица приходят пиариться. Все кому не лень приходят. И каждый прав по-своему. Чем больше людей приходит - тем лучше. Вот и всё.

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 21 ноября 2013 в 22:42 отредактирован 21 ноября 2013 в 23:24

    Для первой половины статьи сгодился бы эпиграф "Церковь близко, да ходить склизко. Кабак далеко, а идётся легко".

    Начало статьи во здравие, а конец - за упокой. Но вообще написано стильно, хоть и с путаницей в мыслях.

    Оценка: за форму - 4, за содержание и убеждения - 3.

    • Комментарий скрыт
      • Маргарита Воложинская, мне тоже интересно. Автор вроде против фальшивых церемоний в церкви и в то же время ЗА веру в некоего бога, дескать, он утешит, простит и етсетера.

        Тут кому-то я поставил плюсик, что набожность в обиходе просто совесть и незачем ей эта религиозная упаковка.

        • Комментарий удален
          • Ирина Литновская, Вы хорошо помните картину И.Репина "Крестный ход в Курской губернии"? Там хорошо прописаны все типы "прихожан", особенно дамочки с иконками. Там и лицемерной фальши немало. НеВдобных воцерковных проявлений в избытке, поэтому путанка в мыслях неизбежна "по определению". Не утруждайте себя опровержениями упёртых лохов.

            • Комментарий удален
  • Ирина, интересно, что услышал Лев Толстой от нынешних неофитов, если бы он сегодня заявил:
    - Я не хочу ходить в церковь!...

  • Алла Маркович Дебютант 21 ноября 2013 в 13:49 отредактирован 21 ноября 2013 в 13:50

    На праздник Пасхи служители церкви, освещая пасхальные блюда, обходят ряды верующих с плетеными корзинами- освЯщая.

  • Комментарий скрыт
    • Елена Арефьева, прекрасный комментарий. Вот только п.4 спорный. В церкви Бога нет. Общаться с ним можно где угодно и вне церковных стен.
      Вот, вспомнилось

      читать дальше →

      • Комментарий скрыт
  • Комментарий скрыт
    • Ольга Емелина, Не стоит забывать о том, что среди нынешних богомольцев, можно встретить немало вчерашних комсомольцев, которые воспитывались в непримиримости к инакомыслию : кто не с нами – тот против нас!
      Вчерашние воинствующие материалисты быстро стали воинствующими идеалистами....

      • Комментарий скрыт
      • Валерий Хачатуров, человеку свойственно меняться. Это, простите, не аргумент.
        Вчера Вы курили, а сегодня бросили и ратуете за отказ от табака - Вы лицемер? Права не имеете? Нет! Вы просто осознали (лучше, чем тот, кто никогда не курил) вред курения.

        Л.Толстой, прежде чем придти к своему общеизвестному гуманизму, участвовал в Крымской войне (довольно лихо убивал людей), любил женщин и вино. Но позже изменил свое мировоззрение. Стал босиком ходить за плугом, деревенских детишек грамоте учить, проповедовать гуманизм.
        Он не имел на это права?
        В том-то и дело, что он лучше любого трезвенника понял греховность своего прежнего существования, хотя и не был религиозным человеком.

        Другое дело, искренен ли человек в своей вере. Или "работает на работе".

        • Игорь Ткачев, по отношению ко Льву Толстому, Синод повел себя, как вел себя партком, который говорил человеку, пожелавшему выйти из компартии: «Это не ты покидаешь партию, а это партия освобождается от тебя…»
          Что же касается Российской империи, то Толстой, кажется, не забывал, что он офицер русской армии и не высказывал радости по поводу поражения русских войск на Дальнем Востоке.
          Не стоит все же забывать тех, кто украсил стены церкви росписью «Лев Толстой горит в аду» и кто изготавливал утюги с изображением графа Толстого, чтоб он постоянно "жарился"...

          • Валерий Хачатуров, я не понял, к чему Вы это, в этой ветке.

            Я Вам ответил, предметно, по тому, что и вчерашний комсомолец может сегодня стать глубоко верующими тоже. Нам всем свойственно меняться и пересматривать свое мировоззрение.

  • Комментарий скрыт
    • Комментарий удален
      • Царь Борей, уже Дмитрий Донской активно вмешивался в церковные дела. Достаточно вспомнить, как он обошелся с митрополитом Киприаном. Потом церковь стала одной из жертв самодержавной монархии. Большевики, которые пришли к власти в октябре 1917 г. не скрывали своей ненависти к церкви - тот рай, который они собирались построить, в помощи Бога не нуждался. Только в условиях ВОВ недоучившийся семинарист, в сложный для себя момент, понял, что одного учения Ленина мало, и вспомнил Бога.

    • Виктория Миронова, давайте к статье вернемся. Автора вспомним - и не в суе.

      А то, предчувствую, Первый, в новой истории, Крестовый поход сейчас начнется..

      Люди участвую в дискуссиях не для того, чтобы слышать других и понимать других. А для того, чтобы их услышали и поняли. И буду стоять на своих позициях до конца-)

  • Как бы не превратить обсуждение в склоку, под светлой (во второй части, по крайней мере), неплохой статьей думающего и чувствующего человека.
    Как бы не подтвердилось то, что самые агрессивные - "самые верующие".
    Может, попробуем услышать друг друга?

    • Комментарий скрыт
      • Лена Ленная, любой, если его ткнуть носом в грязь, будет защищаться. Разве нет?

        Знаете, мне нравится ходить в маленькие, сельские церквушки, а не в помпезные храмы в столицах. Там другой дух и умиротворение.

        Церковь - творение человеческое, хотя и от Бога. И уже поэтому не может она быть совершенной, как нам хотелось бы. Одним мирром все-таки...
        Мне кажется, идя в церковь каждый ищет и находит то, что хочет. Одни видят коррупцию. Другие божью благодать.

        Но вот про Соловки мне лично очень... там ее, благодати, кажется больше...

        • Комментарий удален
          • Ирина Литновская, я понимаю, о каких Вы людях... я похожих встречал в глуши, не в больших городах.

            Бог внутри - в первую очередь. Не в многочисленных церквях, рясах, иконах. Хотя некоторые его касаются и через церковь и иконы.

            Что-то много здесь злости, агрессии. Вроде все правильно, но злоба так и прет... верующие, атеисты...

            И те, и другие люди. Все одним мирром. Но у нас ведь как: батюшка в приходской толстый и на джипе - все такие, и Церковь такая. И бога нет-)))
            Да, нет. В нас...

  • Комментарий скрыт
  • Валерий, спасибо за ответ. Протягивай по возможности всем нуждающимся хлеба-это главное

  • Ольга! Все эти избитые вещи, я слышала и не раз, а я пишу о том, что вижу и чувствую. а когда- то. в былые времена меня обвиняли в неустойчивости, что я склонна к религиозности. Потому что, в основном, такие вот четко утверждающие есть всегда. А церковь-это просто административная структура, бизнес на идеологии. Постройте это здание, где угодно, а сейчас именно так и делается, и будет вам то что Вы лично хотите.

  • Лидия Нагорная Читатель 21 ноября 2013 в 10:48 отредактирован 21 ноября 2013 в 10:58

    Постоянно слышу "Веришь, не веришь". Во что. Задавая этот вопрос как раз и создается смятение. Есть-значит есть. Управляет миром ну и хорошо. Если это великое что-то, значит управляет и не надо ему церквей, свечей, сжигающих кислород и создающих духоту. Это нужно тем, кто придумал эту идею, и кормится на этом тысячелетия, у всех свой шоу-бизнес. Положительное в появлении и существовании церквей-это возможность людей, особенно одиноких, как-то примкнуть к чему-то, возможность свободно, без особой причины, побыть среди людей. Хотя нищих и заброшенных людей в церквях, почти всегда, выгоняли на паперть. А в нашем обществе много ли уделяется внимания людям, хотя бы просто тем кому слова нужны: старым, одиноким. А многим ли протянута копейка. Да кто-то виновен в своей беде,пропился, но ведь есть хочет, он уже ничего не может изменить в своей судьбе. Но нам не до них, в церковь, о вере размышлять "есть или нет...". Поверьте в одно, что бог призывал заботиться о людях, о мире, а не строить заборы, запоры, ломать лавочки у домов, чтобы никто не мешал. Всем все мешают. Но в церковь пойдут и свечу поставят, но с одной целью, а вдруг повезет и бог полюбит и даст именно тебе кусок сладости жизни побольше.

    • Валерий Хачатуров Мастер 21 ноября 2013 в 11:10 отредактирован 21 ноября 2013 в 11:11

      Лидия Нагорная, когда мне приходиться читать материалы, которые посвящены проблемам веры, я обычно вспоминаю стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий».

      «У врат обители святой
      Стоял просящий подаянья
      Бедняк иссохший, чуть живой
      От глада, жажды и страданья.

      Куска лишь хлеба он просил,
      И взор являл живую муку,
      И кто-то камень положил
      В его протянутую руку».

      Тот неизвестный прихожанин храма, который положил в протянутую руку нищего вместо куска хлеба камень, возможно, вел себя вполне прилично, соблюдая каноны веры, но, выйдя храма, он позабыл о том, что «вера без дел мертва есть». Однажды мне встретился отрывок из проповеди одного священника. Он сравнил голую веру с деревом, которое сгнило внутри, но снаружи еще имеет кору и зеленые ветви. «Вы должны знать, - сказал священник, - что только в деле вера остаётся жива, и мы по делам должны судить и о вере человека, и о том, насколько он - истинный христианин. Вера для верующего продолжается только до могилы, а память о добрых делах его и после смерти остается на свете».

  • Комментарий скрыт
      • Комментарий скрыт
        • Виктория Миронова, кстати, замечу, что на окраине бывшей советской Империи люди проще относятся к вере: верят или нет, ходят в церковь или нет.
          Там, это еще традиционное место собраться русским (православным) и окунуться в душевную теплоту без высокой философии.
          Я был - я знаю-)

          А копания уже свойственны на своей исторической Родине, особенно в России.

        • Комментарий удален
          • Царь Борей, "господину нашему ... помолимся... далее перечисляется церковная рать. с какого такого перепуга табачный барон Гундяев стал моим господином?" Лихо Вы завернули. Испытываю глубокое удовлетворение
            Во время перечисления "господ" ухожу в свое. И еще есть моменты, когда слышна ложь, которую некому исправить.

            Оценка статьи: 5

    • Виктория Миронова, Очернить можно только ложью.
      В чем же солгал автор статьи? Если же в статье есть такая правда, которая Вам не нравиться, то правда, к сожалению, горька. Сладкой бывает только ложь...

      Прошлый год прошел под флагом борьбы с Pussy Riot
      Вспомнить о том, что 90 лет назад произошла одна из страшных трагедий в истории РПЦ – кампания по изъятию церковных ценностей, в ходе которой многие представители церкви попали под расстрел - не смогли.

      • Валерий Хачатуров, неправда! Сладость и горечь существуют отдельно от лжи и правды. В же не станете утверждать, что сладкое - яд, а пища - то, что горькое, или что сладкое - еда, а горькое - яд, или что всякое - яд, или что не яд ничто. Все четыре сочетания имеют место быть.

        Оценка статьи: 5

    • Виктория Миронова, можно спросить? Не сказано ли в Писании, что Богу храмы не нужны?
      Насколько понимаю, речь больше идет о нашей, т.н. вере. "Посвинтить" куличи - и за стол, праздновать. Такая удобная вера.

      • Комментарий скрыт
        • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 21 ноября 2013 в 11:26 отредактирован 21 ноября 2013 в 11:27

          Виктория Миронова, я очень сомневаюсь в том, что Церковь появилась раньше письменных источников. Раньше них было язычество.
          Да и появись она раньше, это разве подтверждало бы, что она непременно нужна?
          Церковь - наверняка важна. Но в том виде, в котором она кое-где существует... народ не зря сомневается.
          Не хотелось бы здесь спорить. Ведь мы не придем к общему знаменателю.

          • Комментарий скрыт
            • Виктория Миронова, спасибо-) Я это все читал, и неоднократно, и даже внимательно-).

              Оскорблять, конечно, недопустимо. Но ведь и острую критику, справедливое недовольство можно принять за оскорбление.
              К РПЦ есть много справедливых вопросов.

              • Комментарий скрыт
                • Виктория Миронова, как же Вы здесь правы.
                  По некоторым московским храмам судить - церковь зло. А по другим - добро огромнейшее. Церковь Андрея Первозваного в Каче (Крым) - бедноватенько, но чисто. Где просто, ангелов со сто. Священник в душу глядит. За свечи денег не берут, руку дающую взглядом не провожают, из копилки копейками не брезгуют.

                  Оценка статьи: 5

                • Виктория Миронова, люди. Я об этом и написал несколько раз. Смертные и греховные. Поэтому не стоит через несовершенного батюшку отрицать и Церковь, и Веру.

                  Это большая сложная тема. Я не хотел бы ее здесь продолжать.

                  • Валерий Хачатуров Мастер 21 ноября 2013 в 21:41 отредактирован 21 ноября 2013 в 21:54

                    Игорь Ткачев, если Вы вспомнили об отрицании Церкви и Веры, то предлагаю вспомнить царя Алексея Михайловича.
                    Когда Русь принимала Крещение, то в самой Византии не было строго чина богослужения – в различных частях империи использовались разные версии, одна из которых попала на Русь. К падению Константинополя у греков возобладал другой чин, отличавшийся от того, который попал на Русь. Можно было бы внести поправки с мягкой последовательностью. Но тогда бы была бы упущена возможность показать царю свою власть. Царь и воспользовался этой возможностью с помощью патриарха Никона. А когда патриарх выполнил задание царя, то царь отправили его в монастырь...
                    После падения Константинополя, Русь оказалась единственным независимым православным государством. Это воспринималось как факт правильности православия Руси. Естественно, что многие православные не могли согласиться с тем, что вероучение РПЦ надо изменить в соответствии с вероучением ГПЦ.

                    Причина раскол РПЦ действительно заключается в том, что русская церковь заболела имперской хворью. Только ход болезни определялся не только рамками константинопольских традиций, но и рамками татарских традиций - в титуле православного царя с особой гордостью отмечался титул царя казанского. При Михаиле Романове обе ветви власти ( отец – патриарх, сын – царь) оказались в руках одной семьи. Так что можно понять Алексея Михайловича, не пожелавшего делить власть с патриархом…
                    Петровские реформы, которые поделили Россию на мужицкое царство и дворянскую империю усилили раскол. Этот раскол, в конечном итоге, и привел Россию к Смуте 1917 г. Причем, если в условиях Смуты начала 17 века, Церковь смогла сказать свое слово, то в условиях Смуты 1917 г. она оказалась бессильной сказать свое слово. Если Иван Грозный жил под страхом Божьего суда, то тот рай, который обещали большевики, в помощи Бога не нуждался, и у большевиков не было причин скрывать свою ненависть к церкви…

        • Комментарий скрыт
          • Ольга Емелина, Представьте, ДА. За крещение - такса и ценник, за отпевание - тоже такса и ценник. Мало того, поп пришёл не в назначенный час, а много позже и "под мухой". И не надо говорить, что такого "не может быть": я и все родственники были тому свидетели, когда ждли "батюшку" более часа, а потом неслись как угорелые на погост - время, оно, однако, расписано в светской жизни.

          • Комментарий скрыт
                • Комментарий скрыт
                  • Маргарита Воложинская, "должны пережить этот урок каждый для своего личного душевного и духовного развития" Ой, не надо такого развития. Разрушение семьи - грех, однозначный грех, вина огромная, и ничуть она не меньше сиюминутной гордыни.
                    Другое дело, что каждый действительно пусть исправит свое малое, а не указывает другому на его большое. Больше добра от мира с собой, чем от войны с другими.

                    Оценка статьи: 5

                    • Комментарий скрыт
                      • Нет. Дал свободу и не дал разрешения. Должна была не развалиться. Во время развала такой суд происходит, что хуже не надо. Но чаще над одним, а второй в это время как муха в сиропе.

                        Крепкие семьи рушатся на раз. А семья с трещиной, как битая посуда, два века живет. Потому что нет ничего более постоянного, чем временное.

                        Оценка статьи: 5

              • Комментарий скрыт
                • Наталья Дюжинская Наталья Дюжинская Читатель 22 ноября 2013 в 10:00 отредактирован 22 ноября 2013 в 10:04

                  Светлана Нестерова, разве человек сам не может жить по человеческим законам, законам совести,не убивать, не грабить, не ворвать, не обижать и помогать другим? Неужели для этого нужны указания и разъяснения церкви?
                  "Представительство Бога" забавно звучит Как в Налоговом Кодексе -филиалы, представительства и обособленные подразделения. А БОГ зарегистрировал в установленном порядке эти филиалы? Где свидетельство о регистрации? Нет? Стало быть самоназначенцы.

                  • Комментарий скрыт
                    • Светлана Нестерова, я благодарна Маргарите Воложинской за ее точные правильные мудрые разъяснения и согласна с Вами насчет фальши и нередкой продажности. Она возникает от того, что церковь не решается существовать по своим же собственным законам, боится пропасть в мире других ценностей.
                      Но слова про ислам будто ударили.
                      Мне понятна суть христианства, ислама - нет. Коран читала запоем, но как свод правил, суть не видна. Там может таиться что угодно. Предполагаю, что настоящий глубокий ислам и настоящее христианство - это одно и то же. Но в глубину мало кто проникает, а поверхностные различия ведут к резне. И противопоставление ислама христианству - это повод для кровопролития.

                      Оценка статьи: 5

                      • Комментарий скрыт
                        • Лена Ленная, есть еще история про игумена Мартирия, когда церковь отреставрировали за счет связей его матери, а потом обязали отдать квартиру, полученную из того же источника. Даже у довольно объективного Николая Митрохина в его книге об актуальных проблемах православной церкви говорится об этом как о получении квартиры-подарка священнослужителем, хотя подарок в виде огромного реставрационного ремонта получила церковь.

                          Оценка статьи: 5

          • Комментарий скрыт
            • А какая, Виктория, может быть реакция, если мне, например, на тех же Соловках, о которых, кстати, автор так хорошо написала, хлеба в монастырской пекарне, когда я попросил, не дали?
              Или вот, есть у меня статья, здесь, на сайте, о Жеринской церкви. В отличие от Соловков, Валаама, не нужна она РПЦ. Орловская епархия не только руками, но и ногами отпихивается - НЕ НАШЕ! "Не наше", потому что в неё деньги вкладывать надо, а не наоборот. Отжать с неё, в отличие от Валаама, Соловков и многих других доходных объектов, нечего.
              А как тогда с никем не отмененным, ещё дореволюционным законом, гласившим, что всё, пожертвованное Господу, является собственностью Церкви, как его законного представителя на этой грешной земле?..

              • Комментарий удален
  • Хорошие мысли.
    Бог есть. И есть он не на Небесах, а в наших сердцах. Ну, или скорее, его нет (там же).

    Но мне кажется, не стоит быть категоричным (русский человек - человек крайностей и обобщений): большие дела всегда начинаются с малых мыслей. Или поступков.
    Сегодня ты крестишься на ходу - возможно это и есть то горчичное семечко, из которого могут "произрасти" Соловки - большая вера, когда кресты не продают?

    Есть вера, а есть Вера. Вы это наглядно описали. И кто поспешит сказать, что соловецкие монахи - это не Вера, от которой по телу проходит дрожь даже у самых скептически настроенных?

    Спасибо за статью на данную тему. Здесь много о насущном, материальном. И мало о духовном.

  • В больной революцией России Вл. Соловьев ставил свой вопрос:

    О, Русь! в предвиденье высоком
    Ты мыслью гордой занята;
    Каким же хочешь быть Востоком:
    Востоком Ксеркса иль Христа ?"

    И в наши дни этот вопрос стоит перед Россией

    Катеван, героиня фильма «Покаяние» говорила, что улица Варлама к Храму вести не может, а в ряде российских городов к Храму ведут улицы Ленина, Дзержинского, Чекистов....

  • Что Бог есть, не сомневалась никогда. А вот в церковь практически не хожу, почему-то чувствую себя не очень комфортно в ней.

  • Спасибо за статью! Не скажу, что я оголтелый атеист, но, в то же время, и не фанат веры. В церкви мне не нравится именно их коммерческий подход к приходящим туда людям. А еще очень раздражают "околоцерковные старушки", которые каждый твой неумелый шаг(ну не знаю я церковных обрядов) и действие в церкви злобно одергивают. И святой отец уж больно лощенный, мало он похож на радетеля веры.

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий скрыт
  • Хорошо.

    Оценка статьи: 5

  • А я люблю разглядывать людей в церкви. За батюшкой могу "следить" - такая интересная смесь церковного и человеческого. Показухи бывает полно. На людей с настоящей болью пришедших не смотрю - не мешаю горю.

    "Здесь созданы достойные условия для отправления религиозных нужд верующих"... Режет слух или нет?

    Оценка статьи: 5

  • Но если раньше прихожане в корзины клали куличи и крашеные яйца, то сейчас в них преимущественно деньги. И положить туда пятьдесят рублей рука не поднимается хотя бы потому, что хорошо видно, что меньше сотни никто и не кладет. И кулич не положишь. Ну как же? На святое? На деньги?

    Неужели автор-ЛГ настолько зависим от чужого мнения, что даже идя к Богу, озирается на окружающих?.. Значит, не искренен он. А если обидит кто из людей по дороге к храму?.. На всех обидится автор-ЛГ и с расстройства в церковь не пойдет?

    Оценка статьи: 5

  • ... Много умного и хорошего. Провокаций - столько же. Чья возьмет?

    Оценка статьи: 5