Катерина Богданова Грандмастер

Берлин. Что общего между велосипедом и рейхстагом?

Приехав туда однажды, я навсегда осталась влюблена в Берлин. Мне не хочется там остаться, мне хочется просто туда возвращаться.

ollyy Shutterstock.com

Не верьте тому, кто скажет, что Берлин — слишком холодный город. Это неправда. Во-первых, в Берлине всегда теплее, чем на востоке Европы. Когда я оказалась здесь впервые, в конце октября 2012 года, столбик термометра в Берлине уверенно показывал +20. Молодежь ходила в шортах и футболках с коротким рукавом, а люди постарше на всякий случай надевали свитера и жакеты.

Я оказалась здесь в рамках учебного семинара по устойчивому развитию. Если где-то и проводить подобное мероприятие, то именно здесь, в Германии. Ее столицу по праву можно назвать самой зеленой столицей Европы. Берлин легко узнаваем по зеленым насаждениям на крышах домов и буйному девичьему винограду, который пылает своими бордовыми листьями на каждом втором доме.

Стена нарасхват

— Магнит привези! — напутствовали меня друзья, снаряжая в далекий путь.

Не вопрос! Вы не найдете в Берлине кустарных вещиц для «мемораблии» в дневник путешественника. Здесь все красиво и недешево. Правда, за мелкий опт предусмотрены скидки. Надписи вроде «Платишь за 2, покупаешь 3» в сувенирных лавках встречаются часто.

Кусочки берлинской стены продают с изяществом — в упаковке и с приложенным сертификатом, в правдивости которого я бы, конечно, усомнилась. Эта стена была столь ненавистна берлинцам, что от нее практически не осталось следа. Только выложенная разделительная полоса длиной в 43 километра показывает ее след, время от времени теряясь под заново отстроенными зданиями вроде отеля «Marriott». Да еще фрагменты на Потсдамской площади, которые, скорее, похожи на арт-объект, нежели на бывшую границу двух миров — социалистического и капиталистического.

Впрочем, с историей у берлинцев особые отношения. Памятник Марксу и Энгельсу сохранился в одном из скверов бывшего Восточного Берлина рядом со знаменитой телебашней, в двух шагах от городской ратуши. И ни у кого не возникло даже мысли убрать их с этого места. Раньше классики марксизма смотрели на восток, но теперь бросают взоры на строительную площадку, где восстанавливается королевский дворец — на запад. Это временно, пока не построится новая ветка метро. Потом бородатых теоретиков вернут на их законное место.

В первые годы после падения стены был демонтирован двадцатиметровый памятник Ленину. Но не разрушен. Эту глыбу с удовольствием выставили бы в каком-нибудь музее, но опасаются не вписаться в помещение по габаритам. Сегодня рассматривается даже вариант возвращения Ильича на его законное место — ныне площадь Объединенных Наций (бывшая Ленина). Надо сказать, местные жители не очень-то возражают, воспринимая монумент как часть истории города.

Прозрачная демократия

Признаюсь, до того момента, пока не посетила здание, где заседает немецкое правительство — бундестаг, закрадывалась тайная мысль, что значимость альтернативных источников энергии в Германии сильно преувеличена. Эта экскурсия не была запланирована в ходе нашей поездки. Но побывать в Берлине и не пройтись под стеклянным куполом — не просто упущение, это сродни преступлению. Тем более что посещение здания парламента — наиболее экономически выгодная экскурсия. Средняя цена билетов в музеи здесь составляет около 10 евро. Исключения — для Центра холокоста и рейхстага, куда можно попасть абсолютно бесплатно.

Прежде чем проникнуть сюда в качестве стороннего наблюдателя, вам придется отстоять две очереди. Первая — на проверку документов. Служба охраны должна удостовериться, что вы не террорист. Для этого ваш паспорт просканируют и проверят по базе. Если ни в каких противозаконных делах вы замечены не были, вам выдадут специальные карточки, которые требуется показать на входе в терминал у Рейхстага. Здесь наступает очередь проверки личных вещей. Сумки и верхнюю одежду пропускают через сканер, вы же проходите через дверь металлоискателя. Эту процедуру можно упростить, если записаться на посещение рейхстага через Интернет. Я пыталась это сделать, однако электронный помощник не показал мне нужную дату. Пришлось действовать по старинке.

После всех проверок вы поднимаетесь на лифте к куполу, выбираете аудиогид на удобном для вас языке (русский также есть) и начинаете восхождение по спирали купола. В самом конце экскурсии вам сообщат, что рейхстаг — не только образец кристальной демократии в прямом смысле этого слова (заседания депутатов может наблюдать любой посетитель купола), но и пример энергоэффективного потребления. Надстройка над залом заседаний устроена так, что многочисленные зеркала позволяют регулировать поток солнечных лучей в помещение, а вентиляционная шахта, спрятанная в воронке, позволяет регулировать систему теплоснабжения. Электроэнергия, используемая для нужд здания, поступает от фотоэлементов, которые аккумулируют энергию солнца.

Хозяин дороги

Первое, что бросается в глаза, когда выходишь с железнодорожного вокзала на одной из центральных площадей Берлина Александерплац — сотни велосипедов. Они повсюду. На специальных велопарковках возле каждого магазина, отеля, станции метро. На велодорожках, проложенных по всему городу. Даже работники почты были замечены на велосипеде — в специальной желтой униформе и с корзинкой для газет над передним колесом. И практически в каждом квартале можно увидеть пункты проката этого экологичного транспорта — от 10 до 12 евро в день.

Поначалу ты с непривычки заступаешь на велосипедную территорию, путая ее с пешеходным тротуаром, но после нескольких часов прогулки по городу начинаешь понимать, кто здесь на самом деле хозяин. К слову: столь тесная привязанность к двухколесному транспорту наблюдалась только в Берлине. В Потсдаме и в маленьком городке Пренслау, где мы были, количество велосипедов на душу населения явно уступало столичным показателям.

Берлинцы с удовольствием пересаживаются на велосипеды или пользуются общественным транспортом, который здесь ходит безукоризненно. За парковку двухколесного друга не надо платить, чего не скажешь об автомобильных стоянках. Замечена еще одна тенденция — местное население отчаянно игнорирует правила дорожного движения, люди частенько перебегают дорогу в неположенном месте или на красный сигнал светофора. А экскурсоводы всегда предупреждают о том, что гостям столицы надо проявлять особую осторожность на дороге: трамваи двигаются так бесшумно, что заранее услышать их приближение практически невозможно.

Между велосипедом в Берлине и зданием, где заседает немецкий парламент, есть несомненно одно главное связующее звено — и берлинца на велосипеде, и Ангелу Меркель в рейхстаге в первую очередь заботит экологическая составляющая. А уж потом все остальное.

Обновлено 3.05.2016
Статья размещена на сайте 8.12.2013

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сергей Дмитриев. Так вам и карты в руки. Просто я в великах - ну полный профан. Прокат там довольно дорогой - 5-10 евро в сутки. А вот подержанный купить можно за 20. Мой знакомый когда жил там три месяца так и сделал - просто купил велик, а потом его там и оставил.

    • Катерина Богданова, о великах я чего только уже не понаписал. Если б меня командировали в Берлин, я б нашёл чем дополнить. Повторю, что в статье две главы на подходе к заявленной теме. Заголовок уж очень крутой и вгоняет в ступор.Две главы предисловия сами по себе интересны и информативны.

      Оценка статьи: 4

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 4 января 2014 в 10:16 отредактирован 4 января 2014 в 10:21

    Cтатью можно бы озаглавить "Кто хозяин дороги в Берлине?" и расширить последнюю главу до размеров статьи. А чем, набралость бы.

    Можно бы поведать, какие марки великов популярны, какие на них цены, есть ли AUTOBIKE-и, какие звёзды эстрады и кино и депутаты ездИЮт на великах? Да мало ли чего можно намотать на тему? Насколько рельеф Берлина благоприятствует езде на велике, часто ли выпадает неприятный снег? Не перевелись ли "Похитители велосипедов"?
    Есть ли электровелики?

    Оценка статьи: 4