До наших дней дошли указы Воеводской канцелярии от контор Таганрогского порта и Новопавловского адмиралтейства, датируемые 1777 годом. Из них следует, что в Борисоглебске и Новохопёрске строились морские суда и хранились деньги на корабельные нужды для Азовской флотилии.
Позднее, с 1801 по 1806 гг., в описываемом городе находилась команда моряков и мастеров под руководством генерала Кусанова. Из-за этого одна из городских улиц до середины ХIХ столетия называлась Матросовской.
В архивах сохранились точные сведения о построенных в ХIХ веке в Борисоглебске судах. Строительство военных кораблей тут, естественно, уже не велось, но коммерческие корабли продолжали активно спускать на воду. Например, в 1840 году из уездного города смогли отправить всего 2 барки с хлебом и лесом в Ростов-на-Дону.
В 1845 — уже 12.
В 1846 — 17 барок с общим грузом в денежном выражении почти на 100000 рублей серебром.
В 1847 и 1848 гг. — по 10.
В 1850 — 30, то есть в три раза больше, по сравнению с предыдущими годами.
В 1852 — 50 барок с совокупным грузом почти на 400000 рублей серебром, что по тем меркам было внушительно.
Что такое барка? Это — небольшое судно длиной до 35 метров, шириной до 10 метров, а высотой до 2,8 метров. Такие суда, несмотря на скромные размеры, брали на борт грузы от 24,5 до 33 тонн. Изначально материал для этих плавательных средств брали в пяти верстах от Борисоглебска. С 1849 года начали использовать сосновый лес, доставляемый из Хренового (Бобровский уезд).
Интересный факт: балашовские купцы из соседней Саратовской губернии предпочитали строить и загружать барки в Борисоглебске. На первый взгляд, это кажется нелогичным. Ведь Хопёр протекает сначала через Балашов, а затем — через Борисоглебск. Оказывается, по пути из Балашова в Борисоглебск было много мельничных плотин. Соответственно, это сильно усложняло навигацию и даже грозило прямыми убытками. Барки купцов неоднократно садились на мели, поэтому расчётливые саратовские негоцианты и обратили свои взоры на Борисоглебск. Известно также, что кроме балашовцев в Борисоглебск наведывались армяне и греки из Нахичевани и Ростова-на-Дону.
По статистическим данным 1834 года, в Борисоглебске числится 1570 городских обывателей. В 1836 году — жителей обоего пола 4419 душ.
В 1853 году в городе существовали 4 церкви, одна из них была деревянная. Имелись 2 училища — уездное и приходское. Полностью каменных домов было учтено 10, каменных лавок — 10, деревянных лавок — 15, салотопенных заводов — 12, моек — 6.
Борисоглебск развивался. Возводились новые дома и общественные здания. После отмены крепостного права и прокладки Грязе-Царицынской железной дороги (с постройкой вокзала в Борисоглебске) этот процесс ускорился.
5-го марта 1875 года городская управа уездного города рассмотрела прошение местного купца Семёна Владимировича Кочергина о разрешении ему возвести чугунолитейный завод на городской земле, ниже современного городского парка. Через месяц разрешение было выдано. Осенью завод уже работал. Так началась история предприятия, которое нынче известно как Борисоглебский котельно-механический завод. Примечательно, что после революции, в 1918 году, Кочергина в числе 250 граждан Борисоглебска обложили «единовременным революционным чрезвычайным налогом» в размере 200000 рублей. Хотя он уже давно не являлся владельцем предприятия.
В 1876 году в местечке случился ещё один сильный пожар. Длился он целых три дня — с 16 по 18 августа. В результате пожар истребил как минимум 305 домов. Обгорела также каменная церковь Казанской Божией матери и сгорел каменный пивзавод (странно, каменный ведь) почётного гражданина Гусева. Всего убытка по городу случилось на 379520 рублей. В связи с этим в Борисоглебске по подписке в первые дни собрали примерно 1500 рублей серебром и подали просьбу в Главное управление Грязе-Царицынской железной дороги об уменьшении тарифа за провоз леса для погорельцев.
Выходит, средневековье - это не только рыцари в доспехах, пышные пиры в замках и красочные турниры, но и страшные болезни. Нам почему-то...