Юрий Громов Профессионал

Современная российская мода: какая она?

Шарф, завязанный «итальянским» узлом, смартфон, портфель, перчатки. Билеты в Таиланд, заказанные по интернету. Кофе из популярной кофейни по дороге на работу. Чтение книг с помощью «ридера». Что это — модные веяния или всего лишь наше «пижонство»?

Lighthunter Shutterstock.com

Мода всегда разная — в каждом поколении, в каждом историческом периоде. То, что «модно» сейчас, неприемлемо было для наших родителей. Потому что не было у них смартфонов, айфонов, интернета и прочих «благ» современной жизни. С этим всё ясно. Прогресс — такая штука… В прошлом поколении он немножечко отставал… Не говоря уже обо всех предыдущих поколениях, где «моды» были свои, совершенно другие, не похожие друг на друга.

Разумеется, я говорю не только об одежде и аксессуарах. Мой рассказ — о «модных стереотипах» (если так можно назвать это явление).

Когда-то у нас не было ничего — ни денег, ни нормальной одежды, ни путёвок в Таиланд. После перестройки мы, что называется, дорвались до «благ западной цивилизации». И мне кажется, до сих пор дорываемся…

Да, брендовая одежда, гаджеты, отдых за границей и дорогие авто — всё это не просто мода. Это своего рода попытка «наверстать упущенное», то, чего никогда не было у людей старшего поколения, большая часть жизни которых прошла в Советском Союзе.

Впрочем, не хочется о грустном.

Однако не грустить у нас всё равно не получается… Например, если у человека не хватает денег на новый смартфон, то он в буквальном смысле изведёт себя и близких. Потому что у его коллег по работе эта модель уже есть. Ещё жена его делает какие-то странные намёки на скорое приближение праздников, новогодних подарков и т. п. Да нет, он бы и с радостью… Он бы даже два хотел: себе и жене. Но цены-то сейчас, цены! А прибавки, увы, не намечается. И повышения тоже.

И вот он, бедняга, мучается, старается как-то проблему решить, где-то занять и т. д. Ничего не выходит. Он уже ночи не спит, представляя, как бы заполучить вожделенный гаджет. И ведь не в моде тут дело. И не в том, что не хочется обидеть жену. Дело немножко в другом.

Многие люди, сами того не подозревая, страдают «вещизмом» — очень модным нынче психологическим заболеванием. (Да, болезни тоже, оказывается, бывают модными…) Это когда человек имеет страсть приобретать разные вещи и в больших количествах, которые, по сути, не очень-то ему и нужны в практическом плане. Просто ему нужно всё это заполучить. Потому что это сейчас модно.

У автора есть основания полагать, что современная мода в нашей стране создаётся благодаря вот таким именно людям. А как же иначе? Человек захотел новый смартфон (или новое авто, или турпутёвку) — и он всеми силами старается всё это заиметь. И втягивает в процесс других людей. Здесь уже возникает «коллективный вещизм». И, наконец, когда вожделенная Жар-птица в руках, он трубит на весь мир, как это здорово, как он счастлив, и вообще, как это всё сейчас модно.

Конечно, о вкусах не спорят. Каждому своё. Более того: не все социально и материально равны в России! Но даже у меня, порой, возникает нечто вроде «комплекса неполноценности», когда я вижу в вагоне метро десяток человек с телефоном в руках, который мне не по карману. Печальный факт. Здесь мода сталкивается с финансовыми возможностями отдельно взятого индивида. Но не будем углубляться в проблемы экономии и заработка.

Вот что характерно: если девять человек из десяти держат в руках одну и ту же модель телефона, то здесь некая объективная мода всё-таки есть.

Объективно — мода существует. Это мы выяснили. Но кто именно создаёт эту моду? Вопрос остаётся открытым. Неужели она возникает благодаря идеям и желаниям меньшинства?

Обновлено 5.05.2016
Статья размещена на сайте 20.01.2014

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • "Современная российская мода: какая она?"
    Отвечаю досрочно! Никакая!

  • Многие люди, сами того не подозревая, страдают «вещизмом» – очень модным нынче психологическим заболеванием. .....Это когда человек имеет страсть приобретать разные вещи и в больших количествах, которые, по сути, не очень-то ему и нужны в практическом плане. .....Потому что это сейчас модно. У автора есть основания полагать, что современная мода в нашей стране создаётся благодаря вот таким именно людям.

    Страсть к неуемному потреблению формируется производителями и продавцами продукции с помощью постоянной и непобедимой рекламы. Народ ведется - тянется за "красивой жизнью", заражая своим примером других. И при чем тут совковое наследство - у многих и тогда все было, ну, может, кроме Таиланда и автомобилей (массово), не надо обобщать.
    Путешествия тоже не всем интересны, мне, например. Да и среди друзей-знакомых многие такие - не нужен им берег турецкий, и возможности есть, но не хотят, предпочитают свои края.
    Статья не впечатлила, не убедила. Но то, что потребительство расцвело, это правда, конечно. Но что это российский "тренд" - нет (согласна с комментом Е.Славновой).

  • То, что описал автор это, скорее, понты, желание показать, что у него есть что-то, чего у других нет. Типичное совковое наследство.

    • Ирина Маркович Читатель 24 января 2014 в 03:58 отредактирован 24 января 2014 в 03:59

      Фрол Фролкин, согласна.
      Пример, далекий от техники.
      Знакомая печалилась: ах, как бедненько, как невзрачно одевают ее крохотную родственницу!

      Неужели двухмесячное дитя ночи не уснет из-за скромного цвета комбинезончика?!

  • По-моему, автор излишне склонен к обобщению.

    То, что он именует "модой" - зачастую просто стадность.
    Свежие гаджеты - не модно, а просто удобно. Ридер - для меня, читателя с полувековым стажем, не мода, - но возможность носить с собой шкафы книг, наслаждаясь чтением в трамваях, меняя шрифт, закачивая все любимое и ранее недоступное.
    ...А если включить мозг... То расходы на новинки моментально уменьшатся и самочувствие сильно улучшится.
    Вот пример.
    Мой домашний телефон - вдвое дешевле, чем телефон моего сына. Но!
    Мой аппарат - черно-белый, без автоответчика и без десятка каких-то кнопочек и функций.
    И что? И прекрасно. Зачем мне цветной мониторчик - мне что, телевизор смотреть или беседовать?
    Без автоответчика тоже отлично можно обходиться: номер звонящих обязательно отпечатается в памяти, да и специальная красная лампочка сигналит: был звонок!
    А управление моим - дешевым - поверьте, гораздо проще и удобнее.

    Планшет? Заманчиво...
    Но - В Интернете виснуть в городском транспорте - воля ваша, неинтересно, да и отвлекающих факторов масса.
    Фотографировать? На то фотоаппарат есть.
    Это, по-моему, как в кухне: зачем сложный мощный комбайн, гораздо проще... пару острых ножей и простой миксер.
    Хорошему повару достаточно, правда?

  • "Да, брендовая одежда, гаджеты, отдых за границей и дорогие авто – всё это не просто мода. Это своего рода попытка «наверстать упущенное», то, чего никогда не было у людей старшего поколения, большая часть жизни которых прошла в Советском Союзе."
    Не соглашусь с автором. На западе, особенно в США наблюдается то же самое, хотя недостатка в вещах у них никогда не было...Звезды шоубизнеса постоянно демонстрируют красивую жизнь с дорогими тачками, платьями, цепями из бриллиантов, толщиной в руку...Люди по несколько дней готовы сидеть под дверью магазина перед продажей вновь вышедшего гаджета, чтобы непременно заполучить его первым. Про давку на распродажах вообще молчу.....Так что это скорее западная мода