• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Максим Мищенко Грандмастер

Что мы знаем о нефти?

Нефть и её производные вошли в человеческую жизнь сравнительно недавно, но подавляющее большинство из нас не мыслит себе дальнейшего существования без этих даров природы и химии. Тем более интересно узнать некоторые малоизвестные сведения о «чёрном золоте», которое, быть может, закончится не так уж и скоро.

Funnycreature Shutterstock.com

В конце 70-х годов французские учёные выяснили, что Париж буквально стоит на нефтяном море. В обществе шли дискуссии по поводу того, станут ли нефтяные вышки таким же символом французской столицы, как и Эйфелева башня. Сейчас же мы видим, что добыча нефти во Франции относится пока к разряду туманного будущего.

Нефть в Кувейте нашли довольно случайно. На самом деле главной целью поиска геологов была вода, потребность в которой у жителей этой страны была крайне велика. Искали воду, а нашли — нефть. И случилось это в 1938 году. Длительное время кувейтская нефть являлась самой дешёвой в мире, так как располагалась на малой глубине. Более того, мощные фонтаны этого природного богатства здесь били (и бьют) с такой силой, что зачастую не требуется даже никаких специальных насосов для ускорения процесса добычи.

В СССР на Ярегском месторождении (республика Коми) близ Ухты располагалась единственная в мире нефтяная шахта. В здешнем ископаемом отмечалось высокое содержание металлов.

В октябре 1977 года во время неожиданного шторма у западного побережья Сахалина налетел на мель теплоход «Сан Игл». Отбуксировать судно в ближайший порт не представлялось возможным. А тут ещё хозяин этого корабля (шедшего под панамским флагом) отказался от судна и его груза. А груз был отнюдь не рядовой — 300 тонн мазута и 40 тонн дизельного топлива. То есть этот корабль представлял собой своеобразную бомбу замедленного действия, которая могла нанести колоссальный урон природе огромного региона.

Целых семь лет потерпевший аварию корабль с топливом находился на мели. Перекачивать густой мазут оказалось очень сложным делом, и тогда решено было сжечь его. Говорят, специалисты Сахалинского морского пароходства старались работать с наименьшим вредом для окружающей среды, но как теперь мы сможем это проверить?

В СССР в одном из НИИ подтвердили возможность получения синтетической нефти из опилок. В ходе экспериментов выход полезных продуктов составил от 70 до 92 процентов. Это были газ, бензин и остаток, напоминающий мазут. Этот остаток, в принципе, можно было использовать как топливо для котельных.

Примерно 30 лет назад немецкий профессор Э. Байер смог разработать технологию, позволявшую получить из тонны сухого канализационного ила от 180 до 270 килограммов нефти. Именно содержавшиеся в иле неорганические вещества и металлы служили катализаторами превращения его в нефть.

В тонне тяжёлой нефти месторождения Атабаски (Канада) содержалось до 250 граммов ванадия и 100 граммов никеля. В нефти месторождения Бокан (Венесуэла) этих металлов было ещё больше — 1200 и 150 граммов соответственно. Вообще, помимо означенных элементов, в любой нефти так или иначе содержатся и более редкие элементы — рений, скандий, бериллий, серебро, галлий, германий, ртуть.

После сжигания мазута на тепловых электростанциях образуется шлак. В этих шлаках содержание натрия, ванадия и железа достигает 9−10 процентов, никеля — 6, магния — 1,9, кальция — 1,2 процента.

Таким образом, прямое сжигание нефти как возможность получения энергии может совсем скоро уйти в прошлое. А вместо этого мы будем извлекать из рассмотренного природного материала весьма полезные элементы. Которых, увы, на Земле не становится больше.

Статья опубликована в выпуске 23.02.2014
Обновлено 26.11.2018

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 23 февраля 2014 в 05:20 отредактирован 23 февраля 2014 в 05:23 Сообщить модератору

    Хорошее, компактное изложение малоизвестных историй с нефтью.
    Около 10лет назад я помогал одному энтузиасту биотоплива для дизелей строить установку для его получения из отходов маслобойного и комбикормового производства.

    Он был в восторге от того, что в Германии уже тогда было больше 100 автозаправок таким топливом. "Выхлоп движка на таком топливе пахнет блинами" - говорил он, подчёркивая безвредность выхлопа для окружающей среды. У него был белый дизельный Мерс. Чем закончились его попытки, не знаю.

    Надо бы прижимисто сжигать нефть в движках: установить хотя бы нормы (как Евро-2-3-4 для выхлопа) на мощность движка на одну персону для гражданских машин. Для полиции, армии можно оставить как есть, но тоже не лишне бы урезать. Это имхо.

    Оценка статьи: 5

  • Очень познавательно.

    Оценка статьи: 5