Аркадий Шевкун Мастер

Мораль, филантропия или диалектика природы. В чем причина непочтения почтенного возраста?

Природа или Творец, создав человека, как и любую другую живность, вне зависимости от табели рангов на социальной или биологической лестнице отмерили им строго определённый и, надо полагать, самый оптимальный срок бытия.

Nadino, Shutterstock.com

Но как бы не рассуждал Творец в момент творческого вдохновения, срок отпущенных им для нас 75−80 лет кажется унизительно малым, и мы, цепляясь за спасительные соломинки, пытаемся продлить своё пребывание на дневной стороне.

Истязаем себя насколько безвкусными, настолько и бесполезными диетами, запредельными по физической нагрузке тренировками, голоданиями, закалками, да еще на юбилеях долгих лет жизни желаем. Не задумываемся, однако, о том, что рано или поздно, несмотря на все старания, придёт пора увядания, развала личности, социальной никчемности. Подобно некогда красивой, но вышедшей из моды вещи, даже в своём ближайшем окружении станем помехой, инородным телом. Как эта вещь, еще пригодная к употреблению, но сиротливо висящая в прохожей в ожидании приёмщика утильсырья, окажемся на социальной свалке.

Любовь, чувство долга перед своими родителями — понятие слишком эфемерное, и какими бы мы ни были альтруистами-филантропами, отживающее, исчерпавшее свой биологический ресурс поколение должно уступать место на него претендующим. Это диалектика природы, закон отрицания отрицанием. Он распространяется на весь животный и растительный мир. Отойдём, однако, от философских мудрствований, к вопросу вернусь несколько позже.

Так в чем причина нашего непочтения к отживающему поколению? От уважения или, наоборот, от неприязни к старикам развелось сейчас на просторах России бессчётное количество приютов? На такой вопрос, в зависимости от нравственной позиции автора, можно дать как положительный, так и отрицательный ответ. Но главный, и в этом не надо сомневаться — развал института семьи и брака. основной скрепы благополучных, построенных на взаимоуважении в межличностных отношениях.

С приходом эры свободного секса в наш лексикон, словно чертик из табакерки, вклинился нелепый, как в семантическом, так и юридическом отношении неологизм «гражданский брак». Не буду давать этому понятию этимологического определения, оно и без того у каждого на языке, важно, что этот шедевр современного сленга, как зловещая Кассандра, внёс основную лепту в развал института семьи и брака. Хотелось бы задать вопрос мудрецам от русского языка и такого же фольклора: а что, браки, заключаемые в загсе, не являются гражданскими? Тогда как понимать аббревиатуру загс: запись актов ГРАЖДАНСКОГО (NB!) состояния? Коли есть акты гражданские, то, надо полагать, есть и военные?

А не проще ли, не прибегая к идиомам, вещи называть своими именами, а браки вне загсов — сожительством половых партнёров, ничем их не скрепляющим, кроме актов соития? Не по этой ли причине свыше 70% таких «браков», заключаемых «по любви», не успев дойти дальше рождения ребёнка, на деле оказываются пробными и подвергаются развалу? Редкими ли в современном обществе являются прецеденты, когда у одной матери трое детей числятся под разными фамилиями? Не является ли такое положение тревожным признаком возвращения к полигамии?

Моё мнение может не совпадать с таковым некоторых читателей, но именно в этом положении я вижу основную причину нашей неприязни к старикам. Захочется ли какой-либо бизнес-вумен содержать в своей квартире немощных, да еще с протянутой дланью родителей второго, а то и третьего мужа? Ответ напрашивается сам собой. Отвязаться от них, определить в хоспис — эту сортировочную площадку на пути к последнему причалу. С каким тяжелым осадком на душе покидаешь такое заведение, когда доводится бывать там с целью консультирования…

Как укор цивильному обществу можно делать ссылки на этносы, где уважение к старикам возведено едва ли не в ранг культа. Вполне с этим согласен: к тому их обязывают нравы, культура, обычаи, но главным образом — религия. Однако наряду с таковыми можно привести примеры и совершенно противоположного характера, где по историческим меркам совсем недавно, 1−1,5 века назад, широко практиковалась «добровольная» эвтаназия.

Так, у монголов и некоторых племён Тибета человеку, в каком бы физическом и психическом состоянии он не пребывал, по исполнении 60 лет полагалось покидать своё племя и отправляться на съедение волкам или грифам. Такой же обычай практиковался и у народов Севера. А вот в Патагонии, по описаниям Ч. Дарвина, со стариками разбирались более прагматично: их методом копчения у костра подвергали «консервации», чтобы в голодные зимние месяцы использовать на питание соплеменников.

Еще более дикие обычаи существовали в Полинезии. По описаниям английских миссионеров, там были острова «вечной юности», где не то что стариков, но не было даже пожилых. По их словам, убиение своих родителей, достигших 45 лет, возлагалось на обязанности старших сыновей. При этом назначенные на «процедуру» мать или отец (если он был известен) шли с совершенно лёгкой душой. Погостов у них не существовало, но зато махровым цветом процветал каннибализм. Надо полагать, что наивные дети природы не были знакомы с постулатами Мальтуса и квадратных метров в бунгало для укрытия от непогоды, маниоки для питания и рыбы в океане для них хватало.

Этот исторический экскурс я сделал не для перенятия опыта; эти народы и в настоящее время еще недалеко ушли от палеолитического уровня развития, когда не было ни нравов, ни религии, были только обычаи. Дикие, но обычаи. Впрочем, эвтаназия, как способ отношения к безнадёжным старикам и таким же онкобольным, хотя и цивилизованная, но в некоторых странах Европы уже начинает внедряться в практику.

Обновлено 11.03.2014
Статья размещена на сайте 1.03.2014

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Алексей Васильев Профессионал 16 марта 2014 в 21:44 отредактирован 16 марта 2014 в 21:48

    Хотелось бы больше видеть не столько дикой истории, сколько психологических основ ухудшения отношения к старшим в современном обществе. А то здесь только один абзац, и то спорный. Поведение бизнес-леди не зависит от "гражданского брака", а является продуктом всей системы её жизненных ценностей. В современном российском обществе вообще отрицаются многие даже здравые идеи отношений.

    Люди не видят и не знают, что такое семья, как она живёт и в чём её ценность. Знают только, что все друг другу изменяют, скандалят и делят деньги. И иногда примеры неуважения и недоверия просачиваются от знакомых и родственников. Естественно, следующее поколение пытается быть поосторожнее.

  • Аркадий Голод Аркадий Голод Мастер 12 марта 2014 в 23:55 отредактирован 12 марта 2014 в 23:56

    Пустышка по содержанию и безграмотная по форме.
    От потуг на философию - смешная.

    Оценка статьи: 1

  • Есть хорошие и плохие люди.
    И все!
    Сейчас, в наше время, бла-бла...
    Бросали родителей и в великое "советское время", и в "новое русское", и в "наше продвинутое", и будут бросать еще...
    Но всегда будут родители, которых будут холить и лелеять, независимо от условий, времени, финансов...
    Честь и хвала таким семьям!
    Я долго жила "гражданским браком" со своим мужем, но родители мои были всегда под присмотром. Всегда обеспечены всем необходимым.
    Статья "ни о чем", просто нечестная.
    Автор, Вам есть, что сказать по сути вопроса? То, что наболело?
    Будьте честным! Тогда мы потянемся к Вам!
    ИМХО конечно же))

    Оценка статьи: 1

  • Александр Петров Александр Петров Читатель 12 марта 2014 в 21:27 отредактирован 12 марта 2014 в 21:28

    Это что, статья чтобы задуматься? Поневоле задумаешься, о гражданском браке,об эвтаназии, или о стариках?

  • Мама с тремя детьми от разных отцов говорит, скорее, о полиандрии, но совсем не полигамии.

    • Фрол Фролкин, Фрол, учись читать внимательней и не вырывай предложения из контекста. Речь, на предмет чего вы проявляете поучительное несогласие. идёт о мужчинах по несколько раз вступающих в сожительство с разными женщинами. Ни о какой полиандрии, пуналуа здесь не идёт речи.

      • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 13 марта 2014 в 00:34

        Фрол Фролкин, полигамия - это общее определение для полигинии и полиандрии.

        Аркадий Шевкун, не нужно поучать комментаторов, а то Вам предложат поучиться писать предложения так, чтобы их не приходилось "объяснять" (в кавычках, ибо объяснения так и нет).
        Вы написали: "...свыше 70% таких «браков», заключаемых «по любви», не успев дойти дальше рождения ребёнка, на деле оказываются пробными и подвергаются развалу? Редкими ли в современном обществе являются прецеденты, когда у одной матери трое детей числятся под разными фамилиями? Не является ли такое положение тревожным признаком возвращения к полигамии?" - где здесь написано о мужчинах с разными женщинами? И где здесь полигамия (при которой в браке у партнёра одного пола есть более одного партнёра противоположного) или хотя бы намек на нее? Пример с женщиной - даже не полиандрия, так как разные фамилии женщина не может дать детям своих любовников, она должна замужем побывать за их отцами. Не одновременно, естественно.

  • Дети кукурузы...

  • А я так и не поняла, о чем статья-то?
    Тут и сожительство, и копчение предков на зиму, и бизнес-вумен, которая гипотетически не хочет возиться с родней мужа.
    Экскурс в историю интересен сам по себе, но без привязки к современному миру.
    "Улицы поют другие песни", - ничего не поделаешь.
    Человек рождается в одиночестве и умирает в одиночестве.
    Я ухаживала за свекровью до ее смерти.
    При этом угробила и свое здоровье, и свою нервную систему.
    А сиделку не нанимали не потому, что было накладно, а потому что "так надо, так принято и так положено".
    И в свои 45 я думаю о том, что не хочу быть обузой ни своим детям, ни своим внукам.
    В богадельню конечно не хочется, а вот в какое-нибудь приличное заведение, где буде оказана профессиональная помощь, то почему бы нет?
    Есть много "детей", которые бросают своих родителей на произвол судьбы, будучи сами обеспеченными людьми, но...
    Как быть с другой категорией людей?
    Моя одноклассница денно и нощно ухаживала за больным свекром.
    Свекор жив, и даже неплохо себя чувствует, а одноклассницы уже нет, - пропустила воспаление легких и сгорела буквально за месяц.
    Что теперь сказать троим детям, двое из которых глухонемые.
    И примеров таких масса.
    Так что сей "крик души" понятен, но после него можно поставить очень длинное многоточие.....

    Оценка статьи: 1

    • Ганна Блюм, Сударыня, лейтмотив статьи - развал института семьи и брака. Я не преследовал цели навязывать кому=-то, соглашаться или не соглашаться с моими аргументами, журнал надо полагать не академический и публикации в нём даются не для рецензирования. По поводу вашей трогательной заботы о свёкре или другие приводимые вами примеры всего лишь частные случаи, они статистики не делают. Разве не понятно из сюжета , что речь идет о собирательных образах.

      • Ганна Блюм Ганна Блюм Читатель 12 марта 2014 в 22:29 отредактирован 12 марта 2014 в 22:30

        Аркадий Шевкун, действительно..." По поводу вашей трогательной заботы о свёкре или другие приводимые вами примеры всего лишь частные случаи, они статистики не делают..."
        Куды уж нам, в вашу статистику?
        Мы так...пыль при дороге. Зачем же нами марать вашу статистику?
        Всего лишь "частный случай" чья-то судьба.
        Нам подавай статистику!
        Собирательные образы!
        Вы хоть ради тех же собирательных образов поинтересуйтесь "частными случаями".

        Оценка статьи: 1

    • Ганна Блюм, думала, что только я не поняла суть статьи и не нашла в густой словесной каше ответа на поставленный в заголовке вопрос.

      Оценка статьи: 1

      • Елена Максимовская, я до сих пор в раздумии.
        А после ответа на мой комментарий, то в глубоком ступоре.
        Я - не статистика!
        Ура!!!!

        Оценка статьи: 1

      • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 12 марта 2014 в 20:48 отредактирован 12 марта 2014 в 20:49

        Елена Максимовская, Ваша оценка и сам комент получились максимолисткими. Что Вам мешало в словесной каше найти рациональные зёрна? У автора свой стиль и с этим треба считаться. Вон Проханов или Жириновский ещё не такие нетленки выдают.

        Тревогу за будущее народа РФ кто только не высказывал, какую ещё суть Вы хотели бы отыскать в статье?

        Оценка статьи: 5

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 12 марта 2014 в 01:10 отредактирован 12 марта 2014 в 01:13

    Написано жгуче, особенно концовка."Пожалуй,тяжело не согласиться" с концептией автора. (только "с целью консультирования" я бы заменил на "для консультаций").

    Оценка статьи: 5