• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Надежда Рубцова Мастер

Что такое мораль в России?

Кажется, российские дела пошли в гору. Власти заявляют, что к 2017 году мы вырвемся в пятёрку лидеров на мировом рынке, что не может не радовать. Радует и то, что повысились зарплаты, улучшаются дороги, производства заработали, и вообще жить стало как-то веселей. Особенно, вспоминая кошмарные 90-е с их безудержной инфляцией и отсутствием перспектив, когда в сочинениях, отвечая на вопрос «Кем ты хочешь стать?», школьники писали — «бандитом», а школьницы — «интердевочкой».

Уже к концу 80-х общественное сознание начало меняться: люди ощутили вкус свободы. Правда, «свободы от» — от страха перед властью, от условностей, от морали. Наше сознание легко отвергло советскую мораль, но заменить её оказалось нечем. А поскольку моральные нормы, идеалы и цели нации вместе составляют понятие пресловутой национальной идеи, то с тех пор часть нации находится в поиске. «Есть такая русская народная забава — искать национальную идею», — пошутил недавно Президент. Другая же — большая часть нации формирует новые общественные устои, мораль и идеалы стихийно, в процессе жизни.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл в этом году опрос с целью выяснить, какие поступки россияне считают наиболее аморальными. Погрешность опроса 3,4%. Последний такой опрос проводился в 2005 г.

1. На первом месте — порицающие употребление наркотиков — 92%. Следовательно, в оставшиеся 8% входят те, кто употребляет, либо кормится от этого, либо не придают значения проблеме наркомании.

2. 91% против плохого воспитания детей, заброшенности и беспризорности. Значит, в 9% входят те, кто не занимается своими детьми, бросает их на произвол судьбы или предельно равнодушен к проблеме.

3. 82% не одобряют жестокое обращение с животными, т. е. 18% позволяют себе жестокость или смотрят сквозь пальцы на явление, считая, что это — мелочь.

4. 82% не находит оправдания пьянству. Выходит, только 18% пьёт? Возможно, часть опрошенных сочли опрос возможностью покаяться.

5. 76% - те, кто осуждает хамство, грубость, нецензурную брань (число осуждающих увеличилось). А оставшаяся почти четверть населения постоянно матерится и считает хамство нормой…

6. 74% против обогащения за счёт других. Оказывается, 26% не против эксплуатации, а также обмана, жульничества и других путей захвата чужой собственности.

7. 72% против проституции. Получается, 28% - совсем даже не против или махнули на это рукой.

8. 68% не оправдывают ксенофобию. Следовательно, 32% - почти треть населения — в той или иной степени заражены этим вирусом.

9. 66% против дачи и получения взяток (число осуждающих увеличилось). Значит, 34% дают и берут и считают это нормальным.

10. Деловую необязательность считают аморальной 62%, т. е. 38% не считают нужным соблюдать честность с деловыми партнёрами или, не сталкиваясь с этим, не знают, о чём речь.

11. 61% осуждают уклонение от уплаты налогов (число осуждающих увеличилось). Выходит, 39% не платят или считают правильным не платить.

12. 56% отрицают гомосексуализм, а 44% относятся к явлению лояльно или исповедуют однополый секс и бисексуальность.

13. 49% считают аморальным уклонение от службы в армии (число осуждающих увеличилось). Получается, что 51% считает, что конституционный долг исполнять не надо. Или считают, что это не относится к моральному аспекту.

14. 48% против присвоения найденных вещей и денег. Оказывается, 52% никогда не вернут чужое, попавшее им в руки.

15. 46% считают аморальной супружескую измену, следовательно, 54% изменяют или морально готовы к этому.

16. 45% не одобряют сопротивление милиции (число осуждающих увеличилось). Значит, 55% соответственно одобряют вслух, молча или сопротивляются.

17. 35% против безбилетного проезда, т. е. 65% не против ездить на халяву.

18. На последнем месте — 29% - такая неприятная вещь, как аборт. Только 29% считают аборты аморальными. 71% не придают этому значения.

Большое количество противников таких явлений, как наркомания и пьянство, плохое отношение к детям и животным, говорит о том, что проблемы дозрели, и здоровый образ жизни и гуманное отношение к слабым вполне могут быть включены в концепцию национальной идеи. Однако данные, касающиеся семьи, способов обогащения и отношений с государством, удручают. Слишком велика доля безответственных людей, живущих в традициях 90-х гг.

Конечно, есть надежда, что многие явления, оказавшиеся внизу списка, со временем будут пониматься людьми, как крайне важные. И уже понимаются: в сравнении с 2005 г. доля неодобряющих увеличилась на 4−9%.

С пониманием аморальности того или иного явления усиливается его осуждение. А, значит, уменьшается его доля в повседневной жизни. Ни одно, даже самое сильное государство, не справится с такой задачей в одиночку, да и не захочет стараться, пока нет помощи народа. И не сможет государство стать сильным, пока у народа остаются размытые представления о добре и зле.

Статья опубликована в выпуске 3.07.2007
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (111):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Надежда, мне кажется, вы излишне резки в выводах. Я часто читаю эти ВЦИОМовские обзоры, там никаких "значит" нет. Значит , они - ваши.
    Например, "91% против плохого воспитания детей, заброшенности и беспризорности". - и вы делаете вывод: " Значит, в 9% входят те, кто не занимается своими детьми, бросает их на произвол судьбы или предельно равнодушен к проблеме."
    А если в 9 процентов входят те, которые наибольшим злом считают наркоманию?
    Или эти 9 % вообще детей не имеют, и для них обозначенная в вопросе тема не актуальная?
    Да и вообще, если вопросник содержит 18 вопросов, ясно же, что в таком списке каждый выбирает нечто по себе.

    Оценка статьи: 2

  • Согласна с Любой в том, что касается интерпретаций опроса.
    Что же касается морали в России, то убеждена в следующем: критерии добра и зла не просто размыты - очень часто, и с этим сталкиваешься ежедневно, в том числе и в дискуссиях на страницах ШЖ, - вижу, что представления о добре и зле поменялись местами (и такая подмена, а точнее, неспособность отличить добро от зла, кажется, считается признаком душевной болезни). Добрые, честные, совестливые, работящие люди считаются дураками, а лжецы, лицемеры всех мастей, приспособленцы, иждивенцы - умники и пример всем "недотепам".
    Снова и снова, каждый день вспоминается радищевское: "Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвлена стала."

  • Согласна со всеми - неуклюже у меня получилось.Но меня очень эта тема тревожит,и путаница в понятиях, и подмена понятий добра и зла.Сейчас жалею,что не теоретик (в науку не пошла),а жизненный практик,не более того.
    Пусть эта статья будет,как информационная,что ли.Потом попробую глубже копнуть

  • Надежда, статья нормальная.

  • Интересно, что аборты на последнем месте...

  • Цитата:
    "Власти заявляют, что к 2017 году мы вырвемся в пятёрку лидеров на мировом рынке, что не может не радовать"

    Вилами на воде писано...
    Думаю, мы безнадёжно отстаём...

    • Думаю реально в пятерку попасть. С 85 г.мы прошли путь,который у других занял столетия.Не верьте, но надейтесь

      • Какой это путь?
        К деградации?
        Для этого столетий не нужно, иногда может хватить и нескольких дней...

        Освоение и переваривание плодов (созданных не нами) современной цивилизации не в счёт (интернет, автомобили, мобильники, GPS, киви, новозеланские улитки, корейские ушки, японские суши и т.д.), ибо и здесь скорость нашего переваривания безнадёжно отстаёт от других стран.

        • Поддерживаю Вас, Меря. Мы пока только падаем и падаем. Все последние 20 лет. И экономически падаем, и демографически, и морально. Причем последнее - есть то самое, что вызывает все прочие проблемы в нашем государстве. Ельцин (и его большой друг "серый кардинал" Березовский) могли прийти к власти только в аморальном государстве. Мы можем оказаться в пятерке только если остальные страны будут падать еще сильнее нас. Но они пока что-то не торопятся...

          Оценка статьи: 4

          • Остальные (развитые) страны испытывают большие трудности в экономике (это не мое мнение - читайте Коммерсантъ, см. Euronews,РБК). Они уже не развиваются,а только сокращают производства.Держатся за счет капиталлов в банках. Россия РАЗВИВАЕТСЯ и в этом ее преимущество.
            А чем лучше мораль Европы и Америки? Она лицемерна и извращена. У нас,конечно,тоже все искривлено,но это - болезнь роста.

            • "Писала в дурном настроении" - см. выше

              Надежда, опять настроение?
              У нас старики на скамеечке у подъезда примерно так же бранят Америку (но не Европу, почему-то!) Так их понять можно - их девки уже бабками стали, дети-внуки кто работает, кто учится, с ними о политике не говорят. Вот сидят на лавке и пугают друг друга. Или в шахматы играют. детей с мячиками от окон прогоняют.
              Может - поспать и выспаться - а завтра солнышко выглянет. Хотя нонче - Самсон=сеногной, как там у вас виды на урожай сена? Если был дождь - семь недель дождливых будет, на лугах сено не насушишь, придется на вешалах... Ох-хохо, грехи наши тяжкие...

              Оценка статьи: 2

            • Да, согласен, прочие тоже имеют проблемы. Но те же США обычно решают свои проблемы за чужой счет. В том числе за наш с вами. Мораль Европы и особенно США лицемерна, но... Там хоть аборты запрещены (в большинстве стран) и кстати, порицаемы в обществе.

              Производства же сокращаются лишь потому, что в Китае - дешевле. Это просто выгодно, сократить в одном месте и производить в другом. НО. Производят-то в Китае те же американские компании. Просто чужими руками. А у нас что, производство растет? Только за счет нефти и живем. "Экономика трубы" - это отнюдь не развитие... Ну нет у нас роста! То, что есть, поедается инфляцией. Вот цена на нефть упадет - экономика рухнет и где будет этот рост? Зато Силиконовая долина в США просто набита нашими учеными...

              Оценка статьи: 4

              • Цены на нефть упали в апреле и до сих пор не могут подняться.И это никак пока не отразилось на нашей жизни,только на тех,у кого есть акции.
                В 90-х годах большинство людей считало,что жизнь закончилась,ничего хорошего уже не будет.И что, стало хуже? По-моему,намного лучше.Значит,и дальше будет.Тенденция...

                • Вs это серьезно думаете, что кто-то позволит опустить экономику в предвыборный год? Не для того Стабфонд собирали...

                  А что 90-е, вот в 80-е думали, что к 2000-му у всех семей будет своя квартира. И что к Марсу уже слетаем! И коммунизм тот же построим.

                  Вы на демографию посмотрите. Это куда лучше и точнее ВЦИОМа показывает ситуацию в стране. И еще - на бегство капиталов...

                  Оценка статьи: 4

  • Аморально прежде всего отношение государства к 90 % своих граждан, балансирующих на грани нищеты. А отсюда и все остальное.

    Оценка статьи: 5

  • Надеяться, конечно, надо...

  • Что-то смотрю как-то статья на народ навеяла пессимизм какой-то. Нельзя всерьез относится к таким опросам. А результаты говорят только о том, что народ о морали все-таки думает. И, возможно, иногда и в жизнь претворяет. А то бы совсем было невозможно жить. А жить можно, пока.
    А деградация это, или загнивание как нас уже давно учат комунисты, какая разница? Согласно теории этногенеза Гумилева, хорошая жизнь этноса начинается как раз в начале периода упадка, когда силенок долбить соседей по голове не остается, и приходится переходить к мирному строительству. Я за такой упадок и деградацию всеми руками и ногами!

  • Я не пессимист и не считаю,что мы катимся в пропасть.Просто у нас изменились или повреждены основы нашего миропонимания.Может,это временно - болезнь роста? Хочу разобраться А на чем основываться?Самая серьезная основа - МЦИОМ на сегодня.

    • На счет серьезности, мне кажется, это вопрос. А вот то, что другого нет, наверно, тоже вопрос.
      А миропонимание, соглашусь, шатается туда-сюда. Но судя по количеству беременных с мужчинами "на руках" (по улицам много ходит таких), основы шатнулись обратно. И это радует.

    • ЖИТЬ СТАЛО ИНТЕРЕСНЕЕ, ЖИТЬ СТАЛО ВЕСЕЛЕЙ!

      "МОСКВА, 28 февраля 2007 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как изменились ощущения россиян от своей жизни и жизни страны в целом за последние пятнадцать лет.

      По оценкам респондентов, за прошедший год у окружающих их людей проявились и окрепли прежде всего такие чувства, как усталость, безразличие (34%), жестокость, агрессивность (22%). Однако лидирующее чувство - надежда, её укрепление отметили 40% опрошенных.

      Еще ощутимее изменения, если сравнить результаты опроса 2007 года с данными аналогичного исследования, проведенного ВЦИОМ пятнадцать лет назад, в 1992 г. Люди гораздо чаще стали говорить о том, что ощущают в окружении укрепление надежды (40% против 20% в 1992 г.), уверенности в завтрашнем дне (17% против 5%), чувства свободы (13% против 6%). Напротив, существенно реже россияне стали указывать на страх (снижение с 25% до 16%), растерянность (с 29% до 19%), отчаяние (с 28% до 19%), агрессивность (с 33% до 22%).

      Основные различия в оценках пролегают по возрастным и поколенческим водоразделам: молодёжь настроена в целом более оптимистично, россияне старшего поколения более склонны к пессимизму. Так, о росте надежды говорят 47% опрошенных в возрасте 18-24 лет и 25% респондентов в возрасте 60 лет и старше; об уверенности в завтрашнем дне, соответственно, 27% и 6%; о чувстве свободы - 22% и 5%; о чувстве собственного достоинства - 20% и 9%. И обратно, на рост усталости и безразличия указывают 21% опрошенных в самой молодой группе против 45% в самой старшей, на одиночество - 7% и 18%, на страх - 12% и 21%, на обиду - 15% и 26%, на растерянность - 12% и 21%, на отчаяние - 14% и 30%.

      Женщины чаще мужчин замечают в окружающих людях усталость (36% и 32%) и страх (18% и 14%). Рост жестокости, агрессивности в Мокве и Санкт-Петербурге фиксируется чаще (34%), чем в других городах (20-25%) и, тем более, сёлах (16%).

      Если 15 лет назад 39% респондентов отмечали, что им жить интересно, и столько же (37%) - что скучно, то сейчас большинству (59%) их жизнь представляется интересной и только 30% - скучной. Опрошенным до 60 лет - скорее интересно жить, после 60-ти - скорее нет.

      Ответ «жить интересно» для мужчин характерен более, чем для женщин (62% и 56%). Чем меньше тип поселения, тем более скучной там кажется жизнь. Так, в Москве и Санкт-Петербурге на скуку жалуются 22% опрошенных, в других городах - 27-30%, в сельской местности - 34%.

      Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 27-28 января 2007 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
      http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/4075.html
      Знаете, Надежда, когда-то давно я для нашей газете на сравнении газетных публикаций конца 19 в. и конца 20 в. опубликовала статью "Из века в век - повреждение нравов". Что ни эпоха, то обязательно находится нечто, на что можно посетовать. Так же сокрушались люди о повреждении нравов и двести лет назад, и тысячу!
      Ну, в какую такую пропасть мы катимся, в какой еще не побывали?

      Оценка статьи: 2

    • Надежда, если посмотреть вглубь истории, то такая "болезнь роста" была у Рима перед его падением. Тоже "О tempora, o mores!" неспроста было сказано. Москва - Третий Рим, и сдается мне, она кончит так же, как и два предыдущих. Все предпосылки к тому.

      Оценка статьи: 4

  • Вся эта статистика - мыльный пузырь, хотя статья актуальная и выводы правильные!

    Оценка статьи: 5

  • МОРАЛЬ В РОССИИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МОРАЛЬ!

    Оценка статьи: 5

  • Занятно вот что: некое общественное мнение складывается из неких мнений членов общества. И, озвученное, опубликованное - начинает влиять на мнения других членов общества. Будучи опубликованным, оно становится очень авторитетным - и давит-давит-давит, корректируя даже наше отношение к жизни. Особенно - если попадется "под настроением" - тогда держись, общество!

    Оценка статьи: 2

    • Слово всегда было страшным оружием.Недаром,некоторых здесь присутствующих, называют третьей властью.А какая вторая,кстати?

      • Какую власть в современной России называют первой, второй, третьей, четвертой и пятой властями?

        В правовом государстве должны существовать независимые друг от друга ветви власти: Первая власть – законодательная (парламент), вторая власть – исполнительная (правительство), третья власть – судебная. … Выделяют и четвертую власть – средства массовой информации. Пятой властью иногда называют мафию
        http://www.gramota.ru/konkurs_itog.html?nn=33

        Оценка статьи: 2

  • замечательная у нас страна, можно сказать глядя на все это...

    вот только многое как-то выглядит сомнительным... я думаю, что о половине этих явлений в некоторых отдаленных районах не слышали или видели только по "ящику"...

    а вообще люди в большой своей массе ругают то, что ругают в СМИ и хвалят соответственно те же пункты

    Оценка статьи: 5

    • Конечно, А поскольку народ в массе своей ориентируется лишь на ящик - тем более в мыслях такое единообразие. Приказал ящик бояться - боятся, радоваться - радуются, голосовать за - так и голосуют.
      Ящик - такое мощное средство промывки мозгов!

      Оценка статьи: 2

  • Надежда! Я - за надежду
    Честно говоря, пока читала, Ваши интерпретации воспринимала как шутливые. Посмеивалась местами... Удачи Вам

  • То количество комментариев, которое вызвала статья, уже говорит о том, что вопросы морали живо интересуют нас, россиян. А это само по себе вселяет оптимизм. Что касается статьи, то я считаю, что социаологические исследования - это интереснейшая, бездонная тема. Однако, я согласен с теми, кто высказывался о некорректности интерпритации статистических данных. Все зависит от того, какой методикой пользовался ВЦИОМ. Если речь идет о выборе чего-то наиболее или наименее , то чаще всего, опросники предлагают выбрать из длиннго списка три, максимум - пять вариантов ответа. Если у женщины сын наркоман, а муж и соседи алкоголики, то вряд ли она всерьез озабочена проблемой безбилетников. А это согласитесь, несколько меняет картину. Не приветствуют сопротивление милиции, а просто не считают это
    самым аморальным. Если же ответить предлагалось по каждому пункту, то, вероятно, вводились какие-то градации - не просто "да-нет" . Это тоже не предполагает такой прямолинейной интерпритации.
    И еще. Вряд ли можно говорить о ценностях нации. Возникает вопрос:"О какой нации идет речь?" Разве в опросе это учитывалось каким-то образом. Говорить можно о морали, нравственных ценностях и культурных идеалах какого-то общества. А, кроме того, всегда существовала большая разница между моралью (то есть нормы и ценности принятые в обществе) и нравственными ценностями ( то есть личностные ценности и установки). А выявить нравственные ценности людей - одна из наиболее трудных задач социологии, поскольку люди предпочитают их закрывать от посторонних, подменяя моралью. То есть тем, чего от них в данном обществе ждут.
    Вот такой длинючий и нудный будет у меня комментарий. А статья мне понравилась. Только хотелось бы чуть больше анализа, чуть меньше эмоций, когда имеешь дело с коварной социологической статисткой.

    • Константину Кондратьеву

      В таких опросах обычно предлагают отметить несколько предпочтительных ответов.В этом опросе их должно было быть не менее пяти,т.к.список длинный. Там было еще несколько дополняющих и уточняющих вопросов,которых я не коснулась.
      Опросы МЦИОМ проводит по всей территории страны - в 143 регионах,так что речь идет о нации "россиян",т.е.под опрос попали люди разных национальностей.
      А Ваше замечание относительно расхождения морали и нравственности ярко иллюстрирует вопрос о пьянстве. Подавляющее большинство - против,а фактически что мы видим? Статистика вообще вещь - скользкая, но она есть.
      Анализ в 4 тыс.знаков не влезает,увы.Может,если бы я разобрала и откомментировала поподробнее, меньше было бы и вопросов и претензий к статье. Сократив статью наполовину,пришлось прибегнуть к иронии.
      И спасибо,что внимательно читали и за интересный комментарий

      • Пьянство в нашей стране - особый случай. Разумеется, его осуждают, поскольку очень многие так или иначе страдают от него. Но, на самом деле, для русского человека пьянство лежит за пределами морали. Это болезнь, беда, напасть, уход от реальности... Например,говорят: "Все творческие люди - алкоголики, потому что..." Ну, и далее возможны варианты.То есть, у пьянства существует некий романтический ореол. Конечно, не все пьянчужки под него попадют, но все же.... Я думаю, большинство россиян считает, что пьяницы не могут быть ответственны за свое пьянство.

        • Распространенное ошибочное мнение,что все творческие люди - алкоголики. Творческий человек может пить от чувства нереализованности и невозможности заработать. Это было в совдепии.Сейчас тот же художник может зарабатывать и реализовываться. И надо сказать,что все,кого я знаю, завязали с питьем вообще. Работа - важнее. А пьют те, кому заняться нечем - нетворческие люди.

          • А если и пить, и заниматься есть чем, и все получается одновременно?
            И кто это тут говорит, что
            "Все творческие люди - алкоголики, потому что..."
            Давно такого не приходилось слышать...
            И что это тянет людей на обобщения?!

            Оценка статьи: 2

            • Частенько слышу и о пьянстве и об аморалке тех же художников. неправда это. Одновременно плохо получается: надо или то или другое. Ну,иногда бывают и праздники. Я,например, от алкоголя отказалась так давно,что и не помню,когда.

              • Творческий человек может пить от нереализованности, а может - потому что у творческих людей слабый тип нервной системы ( это не оценка, а физиологический термин), а может особый обмен веществ...Это не важно. Я же говорю не о том, что есть на самом деле, а о том, что в обществе существует такой миф , оправдывающий пьянство. И он не единственный. Поэтому далеко не все его рассматривают с точки зрения морали . По большому счету, в этом есть сермяжная правда. Поскольку, алкоголизм - действительно болезнь. Причем, болезнь не только у самого алкоголика, но и у членов его семьи. Они, как бы все вместе играют в определенную игру. Психиатры утверждают, что такой тип отношения к пьющему человеку закладывается в детсве, если в семье страдал зависимостью любого рода: пил, был трудоголиком, фанатичным филателистом и т.д. Но даже если взять только семью алкоголиков - какой это процент населения...Эти люди будут осуждать пьянство, но мораль тут не причем... Они будут его осуждать совсем по другим основаниям. Где-то очень глубоко, для них это норма жизни. Они по другому и не могут и стараются это рационализировать для себя и окружающих. Тогда такие люди и говорят: "А кто у нас не пьет. Все пьют..." Общество у нас больное... Не все!

                • Конечно,пьянство стало настолько обыденной вещью,что уже не соотносится многими с моралью. Да и к больным людям нельзя применять понятия морали-нравственности.
                  Но в опросе люди,видимо, оценили пьянство,как явление -антиобщественное и аморальное.Я там откомментировала,что это для кого-то стало возможностью публично покаяться,признать свою вину. Даже законченный алкоголик ощущает ВИНУ. А вина - понятие нравственности.
                  Кстати, то,что творческие люди имеют слабую нервную систему(меланхолики) - тоже миф. Характерец должен быть ой,какой твердый. Вот,психика бывает расстроена - у гениев.

                • Вот в опросе я совсем не увидел ничего про курение. Наверно это табу в обществе. Уж больно много их, курящих. А какие нервные, стоит только разговор завести о курении. Готовы обкурить всех и вся, и очень возмущаются, что им этого не дают, права ущемляют. А с точки зрения церкви, как мне кажется, такое же формально негативное отношение к табаку. То есть, где-то как-то это тоже аморально. А курит, надо сказать гораздо больше чем алкогогльничает.
                  Надо сказать, что в 80-х увидеть на улице курящую женщину было практически невозможно. Но, демократизация и проч. И в 90-х пожалуйста - курят все кто хочет.

                  • Про курение в опросе не было.
                    И про курение - это не ко мне: я курю с 17 лет. Людей не обкуриваю,хожу только туда,где есть залы для курящих,окурки мимо урн не бросаю и т.д. и т.п. Вот,видите,сразу разнервничалась. Потому что обкуренному и обколотому, и сильно пьяному мужику никто замечание не сделает - струсят, а мне могут, да еще с лицемернейшим выражением лица.

                    • Ну я обычно делаю замечания всем кто мне мешает. В транспорте могу просто подвинуть (если только не 200 кг ). Кстати я не помню случая чтобы мне мешали пьющие люди, а вот курящие ежедневно. Подозреваю, что в силу количества и отношения общества. Я сам курил в школе пару лет. В 10-м бросил в один день и теперь не выношу дыма совсем. КОгда обукуривают целый день - голова болеть начинает. Не говоря уж о том, что бывает такой табак, что наизнанку вывернет. А теперь еще и анашу курят где хотят. А это вообще финиш. Причем курящая молодежь курит часто и то и другое. Так что мораль у нас в обществе все-таки какая-то раздвоеная. Если нельзя, но очень хочется, то можно. ВОт не знаю статистики. Но, подозреваю, что от сигарет сборы в бюджет гораздо больше, чем от водки. А где начинается бюджет - кончается мораль. Так было еще при царе Горохе.

                      • И подозревать не надо - сборы в казну гигантские.Почему у нас и самые дешевые сигареты в Европе. Я ругаюсь на молодых,которые курят.Привычка - плохая. Но самой уже не бросить.
                        У нас вместо того,чтобы пропагандировать здоровый образ жизни,предпочитают запреты. Если курит даже четверть страны,как может запрет действовать? Нет морального обоснования.

                        • У нас пропаганда здорового образа жизни приведет к большим потерям в бюджете. И не только из-за водки и сигарет, но еще и из-за лекарств. Народ же лечиться перестанет. Не будет за страховки платить, за лекарства. Начнет кондиционеры выбрасывать и прочие атрибуты цивилизации. Мы ж в каменном веке окажемся. А страна будет нищая, но здоровая. Да, забыл. На машинах никто ездить не будет. Вот тогда совсем беда. Пол-нефтянки накроется. Короче настанет конец света. Поэтому никто и не пропагандирует. Так что быть здоровым и без вредных привычек сегодня аморально.

                          • Договорились до полного аута

                            • Надежда, это не аут, тем более не полный. МОраль штука скользкая. У нас за нее сегодня как бы церковь немного отвечает. Сегодня мы считаем, что кроме нее никто не несет чего-то доброго и вечного. Наверно это так. И особенно это было так на всей истории России вплоть до небезизвестного 17 года, когда наша страна перестала быть религиозной деспотией наподобие Саудовской Аравии сегодня. И церковь являлась просто частью машины государственной и мораль таковой являлась. И кто не ходил на исповедь считался неблагонадежным. А пьянство, блуд, доносительство были частью того же государства. Деньги в казну зарабатывали они.
                              Когда мы говорим о морали, то мы сегодня часто смешиваем ее с понятием чести. Раньше были честные и бесчестные (низкие) люди. Честный человек - это не тот, что не лжет, а тот кто исполняет кодекс чести. А в нем может быть записано: не врать, не убивать и т.д. А в другом кодексе чести записано - убивать неверных. И этот кодекс чести был неотъемлемой частью высшего общества. Поэтому так сильно течет мораль у нас сегодня, потому что все смешалось. У нас теперь нет высшего общества, а стало быть и кодекс чести испарился. Ну, разве что, у чекистов остался. Поэтому сегодня мы так путаемся в морали. Ну, правда таким кодексом для рядовых граждан является наверно уголовный. Так что кто исполняет уголовный кодекс - честный человек. А этот кодекс вполне совместим с "религиозными" или общественными понятиями морали.

                              • Ох, помню был кодекс строителя коммунизма.
                                И было в те времена двоемыслие...
                                И была страна и после 17 г. все той же религ. деспотией,
                                и пьянство, блуд и доносительство были частью того же государства.

                                Оценка статьи: 2

                                • Но религия была отделена от государства. И деспотия была отдельно, а религиозная была отдельно. Аналитическая фаза религиозной деспотии. Да, а мораль отдельно, и у каждого своя. А исполнение кодекса коммуниста для коммунистов было, типа, не совсем обязательно. Для тех кто был больше коммунистом было меньше кодекса.

                                  • И, скажете, та деспотия, которая была - не религиозная?
                                    А мощи на кр. площади?!
                                    Помню, буржуев тогда ругали - у них был "абстрактный гуманизм". ВОт какой у нас был - не помню

                                    Оценка статьи: 2

                                    • Вспоминается Войнович со своей Москвой и каками (кольцами коммунизма). У него там тоже были попы со звездами. Однако внешние атрибуты - это еще не все. Религия пролегает через души населения, а материализм этих душ не приемлет на дух. Так что деспотия может и была, а вот всего стального - не было. Да и гуманизма не было, ибо он всегда абстрактен. Не абстрактно сострадание. Впрочем и его не было. Да на самом деле и блуда в форме царской тоже не было. Не было у нас и секса и проституции. А в царской России все было, на законных основаниях. И пьянство тоже на законных основаниях. Но у монахов был свой кодекс, у офицеров свой. А у простых людей никакого не было. Не пойман - не вор. Кто был ничем, тот станет всем. Ура, товарищи! А отсутствие морали легко компенсировалось раскаянием и исповедью (или наоборот?). У нас до сих пор духовная страна. Материальное отделено от духовного.

                                • Ай, Люба! Пьянство - по употреблению алкоголя Россия на одном из последних в Европе мест. Статистику посмотрите сами в интернете. И была тоже. Блуд - тут нас та же Европа уделает и сегодня своими нравими свободными, а уж тогда вообще - "В СССР секса нет!" - не помните? Какой блуд, что вы! А уж доносительство... В США и Германии это не просто норма, а необходимость! У них доносами гордятся и стучать все на всех. Так что - ну зря вы так. Мало того что неправда, так еще и непатриотично.

                                  Оценка статьи: 4

                              • Совместим-то совместим уголовный кодекс с религ.и общественными понятиями морали, но трудно читаем.Нет в нем прописных ясных истин. А мысль интересная.
                                Вспомнила.Когда только MTV появился,они собрали редакторов со всех радиостанций и каналов и спросили их: есть у СМИ воспитательная и образовательная функции? Они дружно ответили НЕТ и довольно цинично откомментировали: что народ хочет,то пусть и кушает.Меня тогда это неприятно поразило.И вот, мы через десять лет имеем то,что имеем.

                                • Ну, на самом-то деле мы ничего плохого не имеем. Просто произошла сильная диверсификация в морали, благостостоянии, умах. МОжно в обществе обнаружить то, чего раньше не было. И в смысле плохого и в смысле хорошего. Просто глядя на жизнь, надо видеть ее в разнооборазии, и не надевать розовых очков и не зацикливаться на плохом. Жизнь общества очень сильно разная, гораздо разней, чем при советах.

                                  • Ох, почитамши по анализ текстовой информации, как-то на все смотришь уже иначе. Вот и это все страньше и страньше воспринимается...

                                    Оценка статьи: 2

                                    • После всех комментариев и знакомства с тем длиннющим текстом я бы эту статью совсем уже по-другому написала. Но дело сделано.
                                      А ведь не надо было ее сюда выводить - гноилась бы у меня в компе! Из подпорченной рыбы иной раз деликатес может получиться.
                                      Спасибо всем огромное на науку! И за интереснейшие мысли!

                              • В России мораль и закон всегда были сильно разведены. Помните: "Суди нас, батюшка, не по закону, а по совести!" Что, собственно и означает, закон есть закон, а мораль -совершенно другое. Дмитрий, мне кажется, то что вы называете кодексом чести - это мораль, принятая в определенных группах ("групповая мораль"). Ведь мораль - это система запретов и одобряемых поступков в определенном конкретном обществе. Она может не иметь ничего общего с нравственностью ("личной системой ценностей"). Так, в Советском Союзе, Кодекс строителя коммунизма (мораль) не соответствовали нравственным установкам многих людей. Они тогда становились диссидентами или тихо томились на кухне.

                                • Кодекс - писаная мораль. А нравственность - неписанная. А честь и совесть почему-то всегда разделялись, но писались рядом. А вообще скользко здесь, на почве морали. Ну а кодекс коммуниста был почему-то моральным, а на самом деле профанацией банальной. Я что-то не слышал про честь коммуниста, а вот про честь офицера слышал. Кодекс чести обретает смысл в своих приверженцах. Это грубо говоря записанная мораль конкретной группы, которой она следует. Но исполнение кодекса - это всегда дополнительная нагрузка. В том числе и до смерти. А вырождение рыцарского кодекса чести мы видим у Сервантеса в Кихоте. Это ж как раз в наш огород.

                • Надежда, виноват, наверное, я вас тащу в сторону от темы статьи, но промолчать почему-то не могу. Сильный и слабый тип нервной системы не имеют отношения к темпераменту. Это классификация нашего отечественного психолога Теплова и обозначает, грубо говоря, какой силы стимул нужен, чтобы организм среагировал. Слабый тип - "человек без кожи". Но при этом он может иметь несгибаемую волю. К слабому типу относились Ахматова, Мандельштам и сам Теплов.

  • Это не настроение.Это - подозрение. Судя по их тошнотворным арт-хаузным фильмам,по раздаче наркотиков в Голландии,по проделкам с Сербией,по унитазам посреди Копенгагена и т.д.