Владимир Тарасенко Профессионал

Ответственность тренинговых «компаний». Есть ли она?

О теме тренингов уже написано немало и будет написано ещё больше. Можно ли стать успешным бизнесменом за месяц? Можно ли наладить жизнь в семье посредством «умных советов» от знающего и понимающего мастера за малый срок? Можно ли пробудить и развить творческий потенциал в человеке за 10−15 занятий? Какие интригующие вопросы, не правда ли? И таких условных вопросов-проблем — невероятное множество.

Syda Production, Shutterstock.com

Тренинги бывают довольно разнообразными. Вот только несколько примеров: различные бизнес-тренинги (эффективность продаж, мотивация персонала, мотивация руководителей), широкий спектр тренингов лидерства (часто пересекаются с бизнес-тренингами), тренинги женственности и им подобные, тренинги для мужчин, пикап-тренинги и прочее. Выбор, как видно, просто огромен.

Часто о тренингах говорят, что их цель — это обучение или даже некая психологическая помощь. Что же могут дать эти мероприятия посетившему их человеку? Действительно ли обещания успеха и «избавления от всех проблем» так реальны после прохождения курса «обучения»?

Если тренинг есть обучение, то что оно может дать? Например, обучение в вузе даёт знания и навыки по какой-либо определенной профессии и выданный диплом является юридически значимым. Этот диплом есть документ, обосновывающий занятие человека определенными видами деятельности. А какие возможности предоставляет, например, «обучение успешности»?

На заметку: вузы имеют лицензию на ведение образовательной деятельности, а тренинговые компании (ТК) — нет.

Если же тренинг — это некая форма психологического вмешательства, то можно ли сравнить ТК с практикующим профессиональным психологом? Имеют ли специалисты (так называемые тренеры), работающие в подобных организациях, документы, подтверждающие образование психолога? Если вы посещаете какой-либо тренинг, то попробуйте поинтересоваться образованием обучающего. Интересные вопросы, на которые довольно сложно найти ответы.

Отдельно стоит сравнить применение каких-либо психологических практик (коих множество) при посещении практикующего психолога и ТК. Про некоторые такие практики вполне можно сказать, что их не следует применять при тех или иных обстоятельствах. Что делает психолог, который будет индивидуально работать с пришедшим к нему человеком? Он прежде всего определяет возможность применения тех или иных методик, а уже потом приступает к работе. А как с этим в ТК? Есть ли там отбор вида «можно-нельзя»? Если есть, то имеет ли место индивидуальный, тщательный подход при проверке перед «волшебным курсом индивидуального счастья»?

Тренинги не бесплатны. Иногда цены достигают довольно значительных сумм за одно занятие или курс. Значит, тренинги — это ещё и бизнес. А все ли ТК имеют соответствующее оформление в качестве юридического лица, занимающегося коммерческой деятельностью? Были прецеденты, когда ТК оформлялись как некоммерческие организации, но при этом занимались именно коммерческой деятельностью, что, несомненно, является нарушение законодательства.

Что имеем в сухом остатке? В плане обучения — либо что-то даст, либо результата не будет, то есть 50/50. В плане психологической помощи — часто нет тщательного отбора. В плане налогового законодательства — есть реальные случаи уклонения от налогов.

В плане бизнеса — учитывая, что ничего не производится, но имеет место серьёзный доход при стабильной «аудитории», это довольно выгодно. Стоит ли цитировать труд К. Маркса и Ф. Энгельса «Капитал»?

Так присутствует ответственность со стороны ТК по отношению к государству и людям или нет?..

Обновлено 2.05.2014
Статья размещена на сайте 30.04.2014

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий удален
    • Дарина Ковалевич, приветствую!
      К сожалению, не являюсь экспертом по конкретным тренингам Часто люди, прошедшие те или иные мероприятия, оставляют отзывы на просторах интернета.

      А чему Вы собрались обучать сотрудников, если не секрет?

  • Елена Закаблуцкая Читатель 3 мая 2014 в 13:13 отредактирован 3 мая 2014 в 13:54

    1. Не совсем понятно, почему автор закавычил в названии слово "компаний" - что именно хотелось этим сказать?

    2. Да, подобное частенько происходит и в сфере психологических и околопсихологических услуг, и в области бизнес-обучения, (это, кстати, не только тренинг, который является очень специфичной формой обучения, ориентированной на формирование и тренировку навыков, каковые обучаемые потом смогут использовать в работе. Чаще всего под словом "тренинг" подразумевают семинар, даже есть выражение такое: "прочитать тренинг" - сразу ясно, о чем речь идет. Просто если написать "тренинг" - то продукт продается гораздо лучше.

    3. Критериев оценки качества тренинговых услуг очень мало, и они размыты. В бизнес-обучении вопросом отдачи от вложения материально-временных ресурсов интересуются и активнее стараются измерить результат. По моим наблюдениям, получается в большинстве случаев не очень. А что касается психологии и иже с ней (т.е. где, как правило, люди платят из своего кармана, а не из кармана организации), то здесь критерии оценки на уровне "понравилось-не понравилось".

    4. "Можно ли наладить жизнь в семье посредством «умных советов» от знающего и понимающего мастера за малый срок? Можно ли пробудить и развить творческий потенциал в человеке за 10-15 занятий?" - нет, нельзя. Можно дать мощный толчок, который, может быть, потом будет использован людьми, присутствовавшими на тренинге. Если мотивация к изменениям высокая, то и вероятность выше.

    5. Если говорить о сфере услуг, то шарлатанства и безответственности много не только не в одном лишь тренинговом бизнесе. Просто здесь все более выпукло. Так будет до тех пор, пока человек или организация продолжают надеяться на то, что, заплатив энную сумму, избавятся от необходимости напрягаться и делать ту работу, которую можно сделать только самому или, еще хлеще, достичь в принципе нереальных результатов - будут вот такие "грабли" с тренингами, когда в итоге - "ну вот, опять не получилось!". В качестве примера: заказав обучение продавцов и надеясь на резкий рост продаж, но не озаботившись ни вопросами ассортимента, ни вопросами ценообразования, ни вопросами оформления магазина, ни вопросами правильной мотивации тех самых продавцов и создания им адекватных условий труда - компания зря потратит деньги. Или: отправившись на однодневный тренинг "Гипноз и скрытое влияние на окружающих" и отдав за него круглую сумму, человек, скорее всего, уйдет ни с чем - нельзя курс нескольких лет (да еще и предполагающий большое количество практики) уложить в голову за один день. Иными словами, перекладывая на тренинговую компанию собственную ответственность за свою жизнь и успешность в ней, не стоит удивляться, что та деньги взяла, а от ответственности отказалась: с ее стороны это не слишком честный подход, но весьма широко распространенный.

    Отвечая на вопрос, поставленный в заголовке: «Ответственность тренинговых «компаний». Есть ли она?», можно сказать следующее. Юридическая ответственность имеется, но она эфемерна, договор всегда прописывается так, что претензии могут быть лишь по формальным критериям, а уж с ними-то практически всегда все в порядке. Моральная ответственность есть - но это уж целиком и полностью зависит от доброй воли тренинговой компании и человека, который проводит обучение.