В один из выходных дней мы с подругой отправились по маршруту Кричев — Мстиславль. Добрались из Могилева в Кричев электричкой.
Кричев — город довольно провинциальный, улицы узкие, транспорта городского мало, везде пешком. Поэтому не верится, что когда-то это были земли графа Потемкина, и в этом городе была главная судоверфь, где строились суда для Черноморского флота. Здесь в то время рос хороший строевой лес для строительства судов. Первые суда отправились из Кричева по реке Сож в Черное море.
В Кричеве граф Потемкин построил усадьбу, где жил. Это был двухэтажный дворец, проект которого разработал Иван Старов, автор Таврического дворца в Санкт-Петербурге. При Потемкине центр дворца занимала большая зала, которая называлась портретной. Здесь было 42 портрета в натуральную величину представителей рода Голицыных. Висел в этом зале и портрет Григория Потемкина.
Перед нами усадьба-дворец Потемкина. Не испытать восхищения — невозможно! Солнце щедро лило свет на светлые стены дворца, и дворец казался величественным. В феврале 2008 года усадьба-дворец реставрирован и с того времени очаровывает своей величественностью и одновременно простотой. В выдержанном стиле, без помпезности, но как красив!
Все комнаты и залы оформлены белорусскими предприятиями: мебель, хрустальные люстры, посуда и даже шторы на окнах. Небольшой концертный зал на 44 места с белым роялем и хорошей акустикой, где устраиваются музыкальные вечера. Есть танцевальная зала, правда, сейчас отдана дворцу бракосочетания. Здесь же во дворце — выставка молодых художников, которую мы тоже посетили и оставили свои отзывы. Сад возле дворца невелик, немного тенист, но цветников много, и в этот жаркий летний день благоухает ароматами. При Потемкине существовал парк, занимавший 10 гектаров. Липовые аллеи замыкали участок, обсаженный фруктовыми деревьями. На откосе, над берегом, рос одинокий дуб, называемый «Дубом Царицы».
Расставаться с красивым местом жаль, но наш путь — в Мстиславль. Упоминание о Мстиславле начинается с 1135 года как об укреплении для защиты торгового пути молодого Смоленского княжества. Основатель города — смоленский князь Ростислав Мстиславович, внук Владимира Мономаха, и имя городу дал в честь своего отца Мстислава Великого.
Место, где на берегу быстрой реки Вихры возник город, было почти неприступно. Наибольшие испытания за всю средневековую историю выпали на долю Мстиславля во время русско-польской войны середины XVII века. Город компактен и все здесь рядом. Много храмов. В центре города — собор Александра Невского. Это православная церковь, построенная в псевдорусском стиле. Недалеко от Замковой горы — Крестовоздвиженская церковь ХIХ века, Николаевский собор. На центральной площади памятник первопечатнику — Петру Мстиславцу.
В Мстиславле сохранилось два историко-археологических памятника — Замковая гора и кармелитский собор Успения Богоматери, построенный в 1620 году рядом с Замковой горой. Снаружи храм поражает строгостью архитектуры. Внешне величествен. Говорят, что интерьер украшен лепными алтарями и фресками в стиле барокко. Сохранились и фрески на светские темы. Справа от хоров — картина, изображающая взятие Мстиславля Трубецким.
Находясь рядом с костелом, чувствуешь себя неуютно, так он велик, можно сказать — огромен. Стены — толстенные, да и вся постройка добротная, строилась на века. C Замковой горы был виден монастырь, то сверкавший, то темнеющий, когда облака останавливались между ним и солнцем.
Мы отправляемся далее — в Свято-Успенский Пустынский мужской монастырь, который находится на границе Беларуси с Россией. Этот монастырь основан в 1380 году Мстиславским князем Лунгвеном-Симеоном. И хотя в его истории много неразгаданных тайн, восстановление его продолжается. Подъехав к воротам монастыря, заметили, что мы не единственные, на автостоянке перед воротами — несколько автомобилей. У ворот возвышается колокольня.
Территория монастыря ухоженная, огромные по размеру и толщине здания находятся в запустении и разрушении, но выглядят основательно. Святая криница и небольшая церковь — немного ниже, и туда ведут каменные ступени. Мы набрали воды из святого источника и пошли в купальню, чтобы окунуться в святом источнике. Ну и холодная же вода! Всего +5 градусов! Но как бодро после окунания чувствуешь себя!
Святая криница, из которой когда-то умылся князь Лунгвен и стал зрячим, не высыхает летом и не замерзает зимой. Бьет она у маленькой церкви, у подножия монастырского холма.
В начале ХХI века пришли сюда монахи, чтобы восстановить монастырь. Восстановлена часовня во имя Рождества Богородицы, каплица, несколько жилых и хозяйственных зданий. Вскоре на одной из стен разрушенного храма начал проступать образ Спасителя. Со временем он стал четче. Сюда приходят и приезжают паломники и туристы, чтобы увидеть чудо и поклониться образу, чтобы окунуться в святой источник и быть здоровыми.
Свято-Успенская обитель соединяет русских и белорусов, является символическим мостом между двумя братскими народами и странами.
Успокоенные, очищенные и с чудесным настроением возвращались мы из своего однодневного путешествия по Беларуси.
В Белоруссии всегда хорошо! И в малых, и в больших городах!
1 Ответить
Татьяна, мне понравилась статья. Я еще ни разу не была в Беларуси, а очень даже хочется. Вот непременно как-нибудь спланирую поездочку! Спасибо!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Спасибо за отзыв!!! Судя по вашему тону, вы только выискиваете способ подковырнуть пишущего. Я много путешествую и по Беларуси тоже и слушая то, что вещает экскурсовод, верю профессионалу. С уважением
3 Ответить
К сожалению, там и ковырять особо не требовалось. Надо к своему творчеству относиться требовательнее.
1 Ответить
И вот еще что: писать "Свято-Успенская обитель" - значит выказывать неуважение к одному из главных христианских праздников. Именование "Успенский" не нуждается в добавках: "Свято-". Традиция всюду лепить это "Свято-" новая, родилась в наши дни от неграмотности неофитов.
2 Ответить
"Перед нами усадьба – дворец Потемкина. Не выразить восхищения – невозможно! Солнце щедро лило свет на светлые стены дворца, и дворец казался величественным. В феврале 2008 года усадьба-дворец" - надо бы решить, как это называется: либо усадьба, которая?? дворец, либо усадьба-дворец.
"При Потемкине центр дворца занимала большая зала, которая называлась портретной" - а сейчас, после реставрации?
"Не выразить восхищения – невозможно!" - может, все же невозможно - не испытать восхищения? Поскольку чтобы выразить восхищение - надо уметь это сделать.
В тексте имеется ошибка, которую допускают многие, потому указываю ее здесь: ГолицЫн, а не Голицин. Попутно: Шереметев - граф, Шереметьево - аэропорт. Неплохо это усвоить столь же четко, как разницу между одеть-надеть.
"В выдержанном стиле, без помпезности, но как красив!" - вино бывает выдержанным, а стили имеют конкретные названия, и лучше, берясь писать статьи по историко-культурным достопримечательностям, познакомиться с терминами.
Как и в этом случае: "В Мстиславле сохранилось два историко-археологических памятника – Замковая гора и Костел кармелитов «Успения Божией Матери», построенный в 1620 году рядом с Замковой горой". Прочитав про "историко-археологические памятники", я было запереживала - ах, неужто разрушен костел?! Нет, оказывается, цел, да еще и огромен, и рядом с ним чувствует себя автор неуютно. Значит, это памятник не историко-археологический, а архитектурный.
Костел кармелитов «Успения Божией Матери» - вообще какое-то дикое наименование. Монастырь кармелитский, собор в нем посвящен Успению Богоматери - вот как это называется. Надо было, на худой конец, написать: "Успенский собор кармелитского монастыря, либо кармелитский собор Успения Богоматери. Закавычивать посвящение храма - это надо быть вообще вне темы.
В общем, при начальном доброжелательном отношении к статье - сама статья меня огорчила. Сделана очень непрофессионально
4 Ответить
читать дальше →
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить